Западная философия Нового и Новейшего времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Новое время (XVII-XIX вв.) – эпоха «культа разума». Наука занимается выработкой новых методов познания. Бурно развивается экспериментально-математическое естествознание, господствует механистический взгляд на мир (мир – совокупность тел, движущихся по законам классической механики Ньютона), углубленно изучается природа. Происходит сближение философии и науки.

Главным разделом в философии становится гносеология – теория познания. В ней выделяются три направления:

1) рационализм полагает, что главенствующая роль в познании принадлежит разуму («мыслю, следовательно, существую» – Р. Декарт);

2) сенсуализм утверждает приоритет органов чувств в познании («нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах», и разум ребенка подобен «чистой доске» – Дж. Локк);

3) эмпиризм основную роль отводит опыту (Ф. Бэкон).

Важное место занимает проблема метода. Противопоставляются друг другу индукция (движение от частного к общему – Ф. Бэкон) и дедукция (движение от общего к частному – Р. Декарт).

Ключевой фигурой новой философии является Ф. Бэкон. Ему принадлежит знаменитое высказывание «Знание – сила». Познанию, по Бэкону, мешают «идолы», или «призраки» (рода, пещеры, рынка, театра). Ученый говорил об активном преобразовании природы человеком.

В Новое время развивается учение о субстанции – первооснове, главным признаком которой является самодостаточность (т.е. субстанция не нуждается ни в чем другом для своего существования, кроме самой себя – существует сама по себе). Дуализм в лице Р. Декарта признает наличие двух равноправных начал: духовной (мыслящей) и материальной (протяженной) субстанции. Сторонником монизма во взглядах на субстанцию является Б. Спиноза, для которого субстанция может быть только одна – Бог, отождествленный с природой (пантеизм). Лейбниц утверждает тезис о множественности субстанций (плюрализм). Мир, по Лейбницу, состоит из мельчайших духовных элементов бытия – монад.

Яркими представителями общественной мысли являются:

– Т. Гоббс – автор концепции общественного договора, согласно которой государство – земной Бог – возникло в результате соглашения между людьми для выхода из естественного состояния «вражды всех против всех»;

Дж. Локк – родоначальник английского Просвещения, большое внимание уделявший проблемам воспитания.

 

XVIII в. называют «веком Просвещения». Начинается оно в Англии. Наука становится достоянием широких кругов людей; утверждается светоносная сила разума и идея распространения просвещения среди народных масс. Были созданы исторические документы – «Декларация» независимости США (1776) и «Декларация прав человека и гражданина» (1789), в которых провозглашались неотъемлемые (естественные) права человека. Расцвета Просвещение достигает во Франции (Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро). В США идеи Просвещения развивали Б. Франклин и Т. Джефферсон, в Германии – И.В. Гете.

Особое место в философии Нового времени занимает немецкая классическая философия конца XVIII – начала XIX вв. Она носила энциклопедический характер и была построена по типу философской системы, т.е. включала в себя все разделы философского знания: онтологию, гносеологию, аксиологию, логику, этику и т.д. Центральной была идея развития.

И. Кант – основатель немецкой классической философии. В начальный период своего творчества Кант занимался естественнонаучными проблемами. В теории познания Кант придерживался позиции агностицизма, выделяя феномены (явления, доступные познанию) и ноумены («вещь-в-себе» – сущность вещи, не доступная человеческому разуму). В основе этики Канта – понятие безусловного морального долга – категорического императива. Известны три формулировки этого закона: поступай так, чтобы твое поведение могло иметь силу всеобщего закона; всегда относись к человеку как к цели и никогда – как к средству; уважай в другом автономию его воли.

Грандиозной фигурой в истории европейской философии является Г.В.Ф. Гегель. Он создал систему абсолютного идеализма. В основе бытия – Абсолютная идея (или Мировой дух), которая в своем развитии проходит три этапа:

 

Диалектические стадии

Тезис

Абсолютная идея (сама по себе)

 

Антитезис

природа как инобытие

Абсолютной идеи

Абсолютный дух

 


                                                     Объективный дух

Синтез

возвращение Абсолютной идеи

к самой себе

в мышлении человека

 

 


Субъективный дух

История понимается как шествие мирового духа по земле. Гегель – основатель диалектики как науки о всеобщем развитии, он разработал категории и законы диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот; 3) закон отрицания отрицания, или диалектического отрицания. Гегель развивал учение о гражданском обществе и правовом государстве.

Завершает немецкую классическую философию Л. Фейербах – сторонник антропологического материализма – человек понимается как высший продукт природы. Главное человеческое чувство, по Фейербаху, – любовь. Известно высказывание философа: «не Бог создал человека, а человек – Бога». Истинной религией будет такая, в которой «человек человеку Бог».

Марксизм во многом является «наследником» немецкой классической философии. Данное направление было основано немецкими философами, экономистами К. Марксом и Ф. Энгельсом в 40-50-е гг. XIX в. Впоследствии марксизм распространился во Франции, Италии, России (В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, А.В. Луначарский). Следует подчеркнуть преобладание социального над личностным началом в человеке в марксизме. Марксизм – наиболее последовательное материалистическое учение в истории философии. Диалектический и исторический материализм – две стороны единого марксистского учения и его революционной программы. Материя понимается как объективная, существующая независимо от сознания, реальность. Главный тезис марксизма: «Общественное бытие определяет общественное сознание». Одно из ключевых понятий марксизма – общественно-экономическая формация. Это историческая ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства. Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (1-я фаза: социализм). Коммунизм – «светлое будущее», бесклассовое общество, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком.

Марксизм крайне отрицательно относился к религии, считая ее «опиумом для народа» (воинствующий атеизм).

2-я половина XIX – XX вв. характеризуются отказом от традиций классического философствования (от принципа энциклопедичности, системности), усиленным интересом к проблеме человека в новых исторических условиях, т.е. философия стала носить антропологический характер (это был третий «антропологический поворот» после Сократа и эпохи Возрождения). Поиски смысла жизни человека и человечества осуществлялись в чрезвычайно сложных социальных условиях. В XX в. это две мировые войны; глобальные проблемы; высокий темп научно-технического прогресса; потеря духовно-нравственных идеалов и обесценивание ценностей. Отказ от традиционной философии привел к мысли о том, что «философия мертва» (постмодернизм). Гениальные умы еще в XIX в. почувствовали назревающий кризис человеческого существования (Кьеркегор, Ницше, Достоевский).

Основные направления философии Новейшего времени:

1. Иррационализм решающим фактором в познании и поведении полагает не разум, а неразумное, бессознательное начало – волю, интуицию, чувства (А. Шопенгауэр). Например, ф илософия жизни понимает жизнь как первичную и исходную реальность. Ф. Ницше центральным понятием считает волю к власти, ставит на первое место биологическое начало в человеке, утверждает идеал человека, свободного от морали – «сверхчеловека».

2. Прагматизм истинность знания определяет его практической полезностью для успеха поступков и действий. Задача человека – наилучшим образом устроиться в жизни.

3. Фрейдизм основан австрийским психиатром З. Фрейдом, центральная проблема данного направления – бессознательное и его влияние на психику человека.



Дата: 2018-09-13, просмотров: 274.