Зарождение философии. Предпосылки ее появления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение в философию

Зарождение философии. Предпосылки ее появления

Термин «философия» происходит от двух греческих слов «филео» – любить и «софия» – мудрость. Таким образом, слово «философия» означает «любовь к мудрости». Данный термин, по одним источникам, впервые употребил древнегреческий математик Пифагор, по другим – Сократ.

Философия как форма рационального – разумного – осмысления мира возникла в VII - VI вв. до н.э. (более двух с половиной тысяч лет назад) в трех географических «точках»: в Древней Греции, в Древней Индии, в Древнем Китае. Именно там сложились предпосылки для появления философии и появились первые направления и школы. Развитие философских идей от древности до современности изучает история философии. Под генезисом понимают происхождение и становление философии. Отечественный исследователь А.Н. Чанышев «предфилософией» называл совокупность всех форм человеческого знания, предшествовавших философии (зачатки наук, мифологические и религиозные представления).

На смену мифологии и религии с их целостным и образным взглядом на мир пришли философия и наука, стремящиеся к детальному и в то же время обобщающему, систематическому осмыслению мира. Философия в древности включала всю сумму знаний человека об окружающем мире. Аристотель в IV в. до н.э. выделил из философии отдельные науки.

Принято различать следующие предпосылки зарождения философии:

1) социально-экономические (возникновение государства, торговых отношений и денежного обращения; социальное неравенство, способствовавшее появлению особой группы людей, занимающихся умственным трудом);

2) духовные (кризис мифологии и религии, накопление духовного опыта и традиций);

3) культурные (развитие искусства, письменности, культурных взаимоотношений народов).

Понятие и структура мировоззрения. Материализм и идеализм

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир. В его структуре выделяют такие элементы, как мироощущение, миропереживание, миропредставление и миропонимание. От мировоззрения нужно отличать картину мира – целостный образ мира (обыденная, научная, религиозная, философская), независящий от конкретного человека. Мировоззрение бывает обыденное, научное, религиозное, художественное и т.д. Исторически сложилась следующая последовательность: от мифологии и религии к философии и науке.

Мифология – образно-художественное восприятие мира, перенесение человеческих качеств на окружающий мир (антропоморфизм). Религия основана на чувстве священного страха перед высшей силой. Когда мифология и религия перестали удовлетворять потребности человека в знании и само знание о мире усложнилось, появляются теоретические формы осмысления мира: философия и наука.

В свою очередь философское мировоззрение представлено материализмом и идеализмом. В основе данного разделения – основной вопрос философии: что первично – материя или сознание? Материализм за основу бытия принимает материальное (физическое, телесное) начало. Идеализм в качестве первоосновы полагает духовное, не материальное начало (Бога, душу, разум, дух и т.д.). Промежуточное положение занимает дуализм, признающий равноправие двух начал – материального и духовного (например, материя и форма у Аристотеля).

История философии

Древняя философия

Традиционно говорят о трех центрах происхождения философии: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции (Древний Рим унаследовал идеи греческой философии). Условно древнюю философию ограничивают VII-VI вв. до н.э. и V-VI вв. н.э.

Два типа древней философии


                                  Философия Древнего Востока               Античная философия

 

Философия Др. Индии            Философия Др. Греции

                                                                   Философия Др. Китая                Философия Др. Рима

 

Общими чертами двух типов древней философии являются:

1. Учение о первоэлементах (стихиях): в ранней греческой философии: земля, вода, огонь, воздух, эфир; в древнекитайской философии: металл, земля, вода, дерево, огонь; в древнеиндийской – вода, огонь, ветер, земля.

2. Поиски первоначала: в индийской, как правило – одно (брахман); в китайской – два (инь и ян), в античной – одно (Милетская школа), два (Аристотель) или несколько.

Главным отличием является понимание человека и его места в бытии:

1. Античная философия, начиная с Сократа, поставила человека в центр (антропоцентризм). Этика стала практической философией.

2. В древневосточной философии человек вписан в общую структуру Вселенной и подчинен ее законам: карма (индийская философия), дао (китайская), жизнь человека строго определяется социальным положением.

Как правило, философия, равно как и религия, соответствовали духу времени и отражали существующий социальный порядок. Так, в Древней Индии существовало 4 варны (касты): жрецы, воины, земледельцы и слуги. И философия поддерживала этот строй, а сама была уделом высших каст.

Первым источником, содержащим идеи о происхождении мира и человека, были Веды – сборники священных текстов. Авторитет их был очень высок, поэтому философские школы делили на: 1) ортодоксальные (традиционные, основанные на Ведах) – брахманизм, веданта, йога и др.; 2) неортодоксальные (отвергающие Веды) – буддизм, джайнизм, локаята.

Следствием идеи реинкарнации (перерождения бессмертной души) является понятие ахимсы – неповреждения жизни.

Основные понятия индийской философии:

Брахманвечная и невыразимая божественная основа (субстанция), душа мира. Карма – «закон воздаяния» в ряду бесконечных перерождений души. Сансара – повторные рождения в новой телесной оболочке после распада предыдущей, в соответствии с качествами (грехами) предшествующего существования. Нирвана – вечное блаженство, освобождение от колеса Сансары.

Наиболее знакомой ортодоксальной школой является йога благодаря технике своеобразных духовно-телесных упражнений. В буддизме, ставшем мировой религией (основатель – Будда), главным мотивом является «благородная истина» о страдании и пути освобождения от страдания («восьмеричный путь»). В основе джайнизма – строгий аскетизм (отказ от всех удовольствий, жесткое вегетарианство). Полностью отрицала религию материалистическая локаята (чарвака), считающая душу смертной, распадающейся на элементы, а удовольствие – главным принципом жизни.

Для китайской философии характерна ориентация на социально-этические проблемы и жесткая привязка к идеалам государства – Поднебесной (Китайской империи). Император считался сыном Неба, его авторитет был непререкаем. Главным источником философских идей была «Книга перемен».

В основе большинства философских направлений лежат следующие понятия. Инь и ян – два противоположных начала: темное и светлое, женское и мужское. Дао – «путь неба», единое, вечное, совершенное начало, первопричина мира. Путь человека должен был строго соответствовать пути Неба. Сын императора должен быть императором, сын ремесленника – ремесленником и т.д. Ритуал – средство достижения гармонии человека и природы. Почитание старших, следование долгу – основы социальной жизни индивида. Добродетель – свойство, отличающее нравственную личность, благородного мужа (в конфуцианстве); « жэнь» – человечность.

Основными направлениями были: даосизм (основатель – Лао-Цзы); конфуцианство (Конфуций). Даосизм ориентировался на естественное (космическое), конфуцианство – на социальное, государственное.

Античность называют «колыбелью западноевропейской цивилизации». Многие современные философские направления и науки зарождались в античности. Например, материализм и идеализм известны как «линия Демокрита» и «линия Платона».Главными чертами античной философии являются

– космоцентризм (космос – центр бытия и познания), понимание мира и человека как единого, гармонично связанного целого,

– поиск первоосновы бытия (архэ),

– стремление к универсализму и совершенству.

Выделяют следующие периоды в развитии античной философии.

1. Философия досократиков (космоцентризм, поиски первоначала), формирование греческой мысли (VII-V вв. до н.э.).

 

«Из чего все произошло?»

Школы, философы

Первоначало (архэ)

Милетская школа: Фалес                        Анаксимандр                         Анаксимен Вода Апейрон Воздух Все одушевлено
Пифагореизм: Пифагор Число Душа бессмертна
Эфесская школа: Гераклит

Огонь (Логос), «все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды»

Элейская школа: Парменид

Бытие (бытие есть, небытия нет)

Атомизм: Левкипп, Демокрит

Атомы (движутся в пустоте)

2. Период высокой классики (Сократ; Платон, Аристотель), расцвет античной философии (V-IV вв. до н.э.).

Сократ осуществил первый поворот философии к человеку; известен своим искусством вести диалог. Знаменитые тезисы Сократа: «Познай себя», «Я знаю, что ничего не знаю». Согласно Сократу, добродетель есть знание; т.е. человек совершает зло, поскольку не знает, что есть добро. Его смерть (к которой Сократа приговорил афинский суд) стала символом героической гибели философа за свои взгляды.

Платон – основатель объективного идеализма (учения о мире идей, эйдосов – вечных совершенных образцов, и вещей – несовершенных копий идей) и утопии об идеальном государстве (Атлантиде) – аристократии, т.е. власти лучших. Познание, по Платону, – воспоминания бессмертной души.

Аристотель – великий ученый-энциклопедист, систематизатор науки, автор этики и логики. Создал учение о двух равноправных первоначалах бытия – материи (пассивном) и форме (активном). Известно его выражение: «Человек – политическое животное». По Аристотелю, высшая цель человеческих стремлений – Счастье, а добродетель – золотая середина между избытком и недостатком (пороком).

3. Эллинистическая (греко-римская) философия периода от завоеваний Александра Македонского до падения Римской империи, закат античной философии (IV в до н.э. – VI в. н.э.).

Центральным понятием стала атараксия – невозмутимость духа. Повышается интерес к этике и проблеме смысла человеческой жизни. Человек – центральная философская проблема. В качестве главных направлений выделяют:

кинизм утверждал принцип близости к природе (Диоген, «что естественно – то не безобразно»);

скептицизм предписывал воздерживаться от суждений (Пиррон) и сомневаться в истинности знания;

эпикуреизм представил основной принцип этики – удовольствие: нельзя жить приятно, не живя разумно (Эпикур);

стоицизм утверждал идеал внутренней свободы, свободы от страстей; (Сенека, Марк Аврелий);

неоплатонизм систематизировал идеи Платона, в центре учения – триада «единое – ум – душа» (Плотин).


Диалектические стадии

Тезис

Абсолютная идея (сама по себе)

 

Антитезис

природа как инобытие

Абсолютной идеи

Абсолютный дух

 


                                                     Объективный дух

Синтез

возвращение Абсолютной идеи

к самой себе

в мышлении человека

 

 


Субъективный дух

История понимается как шествие мирового духа по земле. Гегель – основатель диалектики как науки о всеобщем развитии, он разработал категории и законы диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот; 3) закон отрицания отрицания, или диалектического отрицания. Гегель развивал учение о гражданском обществе и правовом государстве.

Завершает немецкую классическую философию Л. Фейербах – сторонник антропологического материализма – человек понимается как высший продукт природы. Главное человеческое чувство, по Фейербаху, – любовь. Известно высказывание философа: «не Бог создал человека, а человек – Бога». Истинной религией будет такая, в которой «человек человеку Бог».

Марксизм во многом является «наследником» немецкой классической философии. Данное направление было основано немецкими философами, экономистами К. Марксом и Ф. Энгельсом в 40-50-е гг. XIX в. Впоследствии марксизм распространился во Франции, Италии, России (В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, А.В. Луначарский). Следует подчеркнуть преобладание социального над личностным началом в человеке в марксизме. Марксизм – наиболее последовательное материалистическое учение в истории философии. Диалектический и исторический материализм – две стороны единого марксистского учения и его революционной программы. Материя понимается как объективная, существующая независимо от сознания, реальность. Главный тезис марксизма: «Общественное бытие определяет общественное сознание». Одно из ключевых понятий марксизма – общественно-экономическая формация. Это историческая ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства. Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (1-я фаза: социализм). Коммунизм – «светлое будущее», бесклассовое общество, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком.

Марксизм крайне отрицательно относился к религии, считая ее «опиумом для народа» (воинствующий атеизм).

2-я половина XIX – XX вв. характеризуются отказом от традиций классического философствования (от принципа энциклопедичности, системности), усиленным интересом к проблеме человека в новых исторических условиях, т.е. философия стала носить антропологический характер (это был третий «антропологический поворот» после Сократа и эпохи Возрождения). Поиски смысла жизни человека и человечества осуществлялись в чрезвычайно сложных социальных условиях. В XX в. это две мировые войны; глобальные проблемы; высокий темп научно-технического прогресса; потеря духовно-нравственных идеалов и обесценивание ценностей. Отказ от традиционной философии привел к мысли о том, что «философия мертва» (постмодернизм). Гениальные умы еще в XIX в. почувствовали назревающий кризис человеческого существования (Кьеркегор, Ницше, Достоевский).

Основные направления философии Новейшего времени:

1. Иррационализм решающим фактором в познании и поведении полагает не разум, а неразумное, бессознательное начало – волю, интуицию, чувства (А. Шопенгауэр). Например, ф илософия жизни понимает жизнь как первичную и исходную реальность. Ф. Ницше центральным понятием считает волю к власти, ставит на первое место биологическое начало в человеке, утверждает идеал человека, свободного от морали – «сверхчеловека».

2. Прагматизм истинность знания определяет его практической полезностью для успеха поступков и действий. Задача человека – наилучшим образом устроиться в жизни.

3. Фрейдизм основан австрийским психиатром З. Фрейдом, центральная проблема данного направления – бессознательное и его влияние на психику человека.



Русская философия

Уже в XI-XII вв. появляются сочинения русских мыслителей, содержащие философское осмысление судеб страны, ее места среди христианских народов («Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона). Однако вплоть до XIX в. можно было говорить о философии в России (в виде идей, заимствованных из Византии и с Запада), но не о собственно русской философии. Первым самобытным философским направлением считается славянофильство.

Главные вопросы, всегда волновавшие русских мыслителей – смысл и цель истории, человек и его судьба, место и роль России в мировом процессе. Русская философия, в отличие от западной, характеризуется ориентацией на духовно-нравственные проблемы, преимущественно религиозной направленностью.

Предпосылками формирования уникальной отечественной философии являются: язычество, культ родной земли, коллективизм и общинность, принятие христианства, русская средневековая литература, феодальная раздробленность, процессы политического единения Древней Руси, приобщение Руси к мировой культуре через Византию, идея богоизбранничества Руси – «Москва – третий Рим», влияние западной философии.

В XVIII в. в России, как и в Европе, наступило Просвещение. Основная заслуга в развитии отечественной науки и образования принадлежит М.В. Ломоносову – ученому-энциклопедисту, естествоиспытателю. Необходимо назвать также А.Н. Радищева, выступившего с критикой самодержавия и крепостничества, и Н.И. Новикова – книгоиздателя и инициатора переводов трудов западных мыслителей.

Инициировал спор о месте России в мировом процессе П.Я. Чаадаев. Именно он начал говорить о необходимости единения России с другими народами, об оторванности России от мирового процесса. Идею самобытности России, наличия у нее собственного пути развития, отличного от западного, утверждали славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья Аксаковы и др.). Их философия была идеалистической. Противниками славянофилов являлись западники, выступавшие за необходимость западного пути развития России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.). Большинство западников развивали материалистические идеи. Представителем революционно-демократического направления был Н.Г. Чернышевский.

XIX в. заслуженно называют «золотым веком» русской философии. Л.Н. Толстой развивал идею нравственно-религиозного прогресса, выступал за создание «истинной религии» на этической основе. Главная его идея – непротивление злу силой. Ф.М. Достоевского волновали этические проблемы личности, свободы, добра и зла. В XIX в. сильно сблизились литература и философия.

С именем Вл.С. Соловьева связан выход русской философии на мировую арену. В центре его учения – понятие Абсолютного добра, обладающего чистотой, полнотой и силой. Главная идея в учении Соловьева – всеединство, выразившаяся в концепциях Богочеловечества, цельного знания (объединяющего философию, богословие и науку) и вселенской единой церкви. Важнейшими нравственными качествами человека являются стыд, жалость и благоговение (отношение человека к самому себе, другому человеку и Богу).

Русский космизм – учение о духовно-нравственном освоении космоса, единстве с ним. Различают формы русского космизма: религиозный (Н.Ф. Федоров – утверждал необходимость активного преодоления смерти и освоения Вселенной), художественно-эстетический (М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, Ф. Сологуб, В. Хлебников и др.) и естественнонаучный (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский – создатель учения о ноосфере, А.Л. Чижевский).

Конец XIX – начало XX вв. – «серебряный век» отечественной философии – русский духовный ренессанс.

Историческая судьба философии в России XX в. была трагичной. Многие философы немарксистского направления под угрозой ареста и расправы вынуждены были покинуть родину («философский пароход» 1922 г. – кампания советского правительства по высылке за границу, в пожизненную эмиграцию, представителей русской духовной элиты.). Данная акция спасла от ареста и расстрела многих впоследствии всемирно известных философов. Те, кто решил остаться, либо были расстреляны, либо погибли в лагерях от голода, болезней и непосильного, изнуряющего труда. Таким образом, русская философия XX в. развивалась в двух направлениях:

– марксизм-ленинизм в СССР (Г.В. Плеханов; Л.Д. Троцкий, В.И. Ленин; И.В. Сталин);

– русская религиозная философия, в основном, русского зарубежья, развивавшая традиции отечественной мысли XIX-XX вв. (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Л.И. Шестов).

Возрождение русской философии происходит в наше время, после окончания господства марксистской идеологии. В то же время идет процесс широкого влияния западной философской мысли на современную отечественную философию.

Теория философии

Аспекты бытия

Яблоко                    есть                      плод

сущее               существование       сущность

                                               (факт, фрагмент бытия) (процесс бытия)  (смысл бытия)

Бытие

Впервые слово «бытие» употребил античный философ Парменид в VI в. до н.э. (его высказывания: «бытие есть, небытия – нет», «почему есть нечто и нет ничто?»). В античности наиболее ярким учением о бытии является философия Платона о мире идей (подлинном бытии) и мире вещей (неподлинном, несовершенном бытии). В Средние века истинным бытием считалось бытие Бога. В XX в. определяющим, главным становится не бытие вообще, а бытие человека, его существование (экзистенциализм).

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (т.е. объективно). Классическое определение материи было дано В.И. Лениным.

Современная наука говорит о единстве и многообразии материального мира. В материалистической философии выделяются следующие уровни материи: неживая, живая и социальная.



Уровни материи

         
 
   

 


Социальная материя               a + b + c

 

 


Живая материя                     a + b

 

неживая материя                          свойства: a

 

 


Свойства материи: объективность, вечность, бесконечность, дискретность (прерывность), движение (способ существования материи, любое изменение), пространство и время (формы существования материи), отражение (след от взаимодействия форм материи, способность одной формы материи отражаться в другой).

Время понимают как длительность бытия какой-либо формы материи, последовательность сменяющихся объектов. Главным свойством времени является необратимость. Пространство – совокупность сосуществующих объектов. Свойство отражения усложняется при движении по ярусам материального мира: от механического следа на уровне неживой материи до раздражимости и чувствительности у живых организмов и, наконец, высшей формой отражения является сознание.

Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов.

Существует ряд гипотез и концепций происхождения жизни.

1. Креационизм полагает, что жизнь возникла в акте божественного творения.

2. Согласно гипотезе стационарного существования, жизнь существовала всегда подобно живой силе.

3. Гипотеза самопроизвольного зарождения, т.е. учение о том, что жизнь возникла из неживого спонтанно и продолжает возникать (многократное самозарождение). Гипотеза была опровергнута Л. Пастером, доказавшим, что живое может возникать только из живого.

5. Теория панспермии утверждает, что жизнь («семена жизни») были занесены на Землю из Космоса.

6. Теория биохимической эволюции Опарина-Холдэйна – научная теория происхождения жизни. В первичной атмосфере Земли, не содержащей кислорода, под действием грозовых разрядов в океане возникли простейшие органические соединения – аминокислоты – составной элемент белков. Коацерватные капли, образовавшиеся из простейших органических соединений, стали усложняться, появилась клетка, далее – многоклеточные организмы. Атмосфера Земли насытилась кислородом в результате обмена веществ. Впоследствии развитие живых организмов подчинялось законам эволюции органического мира (Ч. Дарвин). Согласно утверждению академика А.И. Опарина, живое возникло из неживого однократно. Далее живые организмы воспроизводят себе подобных («живое из живого»).




Сущность и уровни сознания

Сознание существует (и возникает) на основе высшей нервной деятельности, человеческой психики, в то же время оно не сводится к своей биологической основе – мозгу. Важнейшим фактором его развития является социальная (общественная) среда (пример: Маугли). В идеалистической философии сознание отождествляется с понятием «душа». В материалистической – это высшая форма отражения, свойство высоко организованной материи. Важными уровнями сознания являются: уровень восприятия информации, понятийный (перевод образов в понятия), информационный (уровень первичного анализа информации), дискурсивный (уровень суждений и умозаключений), самосознание (рефлексивный уровень, осознание своего «Я»), внимание, память, эмоционально-чувственный уровень,  подсознание.

Самосознание проявляется через личностное начало в человеке. Тесно связаны язык и мышление. Язык – это форма бытия сознания; знаковая система, служащая для хранения, обработки и передачи информации; средство общения и социокультурной преемственности. Мышление – своего рода внутренняя «речь» человека.

Виды познания

 

Познание

 

 
Сенсуализм (признает первенство органов чувств) Дж. Локк, Дж. Беркли Чувственное (с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) Рациональное (посредством разума) Рационализм (признает первенство разума в познании) Р. Декарт, Г.В.Ф. Гегель
  Ощущение Восприятие Представление Понятие Суждение Умозаключение  
       

Ощущениеэлементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Восприятие отображает не отдельные свойства, а их систему, целостность. Подразумевает согласованную деятельность нескольких или всех органов чувств. Представление – чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Большую роль при этом играют память, воспоминание, воображение.

Понятие – мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность. Суждение – отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие

Научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в области своего исследования. Требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде непротиворечивой системы.

Процесс научного познания

теория

подтверждение

Факты        гипотеза (предположение)

опровержение

заблуждение

 

Объекты изучения науки: природа, человек, общество и социокультурная среда. Наука понимается как форма общественного сознания; специфическая форма деятельности, связанная с формированием объективного, системного, доказанного знания; социальный институт (его функция – нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания).

Классификация наук

Научное знание

(горизонтальное измерение науки)

         
   

 


естествознание (естественные науки) – система научных знаний о природе технознание (технические науки), изучающие вторую реальность, созданную человеком – технику человекознание (социальные и гуманитарные науки)

 

(вертикальное измерение науки)

Прикладные науки – система знаний, имеющая выраженную практическую ориентацию. Они решают конкретные технические и технологические проблемы. Имеют ценностное и этическое содержание.


Фундаментальные науки – система знаний о наиболее глубоких свойствах реальности. В их задачу входит формирование научной картины мира, выявление основных законов и закономерностей. Фундаментальные науки ценностно нейтральны, т.е. не предполагают существования ценностей, кроме одной познавательной ценности – истины.

Истина – это соответствие знаний действительности, то, что подтверждено опытом. Гегель выделил такие признаки истины, как объективность, относительность, абсолютность. Абсолютная (полная) истина выступает идеалом познания, это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке, обществе; знание, которое не может быть опровергнуто. Относительная истина (неполное, дополняющееся знание) постоянно приближается к ней, но никогда не достигает; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.  Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

В этическом аспекте истина понимается как правда и справедливость. Поэтому негативное, в гносеологическом и моральном смысле, явление – ложь – преднамеренное возведение неверных представлений в истину. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений действительности. 

Критерием истинности знания является практика – активная преобразовательная деятельность человека.



Уровни социума

Индивид

 

Семья

 

Коллективы

 

Социальные группы (классы, слои)

 

Этнические общности (этносы, нации, народности)

 

Государства

 

Союзы государств

Общество, человечество в целом

 

Совокупность связей и взаимосвязей между элементами социальной системы называют социальной структурой. Существует два подхода к определению социальной структуры: 1) классовый (в обществе выделяют максимально крупные группы людей – классы – по общему признаку типа наличия или отсутствия собственности), 2) стратовый (в обществе выделяется множество социальных слоев).Функции общества: производство материальных благ и услуг, распределение продуктов труда, управление деятельностью и поведением, воспроизводство и социализация человека (социализация – приобретение социальных качеств, которое продолжается всю жизнь), духовное регулирование активности людей.

Сферы жизни общества :

– социальная (взаимодействие социальных групп);

– экономическая (область производства, обмена, распределения, потребления материальных благ);

– политическая (связана с деятельностью государства и политической властью);

– духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания).

Общественное сознание – совокупность ценностных установок, убеждений, взглядов, господствующих в обществе. Выделяют следующие формы общественного сознания:

мораль – совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом;

наука – теоретические, систематизированные объективные взгляды на окружающий мир;

искусство – отражение окружающей действительности в художественных образах;

религия – совокупность определенных догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь, секта и др.);

политика основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти;

право – система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством.

Общество – это целостная система социальных институтов, выполняющих функции регулирования экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений. Под словом «институт» в данном случае понимается какое-либо социальное установление (структура), регулирующее типичные социальные отношения (институт семьи, собственности, права, государства). Каждый социальный институт выполняет определенную важную социальную функцию (семья – репродуктивную, наука – познавательную). Конечно, в большинстве случаев роль института не сводится к какой-то одной задаче. Например, функции семьи не сводятся только к продолжению рода – их множество: воспитательная, экономическая и т.д. Наиболее древними являются семья – самый маленький институт, ячейка общества, и государство – самый крупный социальный институт. Одна из главных функций современного государства – правовая защита граждан.

Государство чаще всего понимается как особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.

Признаки государства: политическая власть и законы, территория, суверенитет (независимость, самостоятельность государства в его внутренних и международных делах), наличие силовых структур, государственная казна и налоги.

Функции современного государства подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства: обеспечение правопорядка и политической стабильности, организация и регулирование экономических процессов, обеспечение сотрудничества различных слоев общества, гарантирование человеку здоровой среды обитания и условий для удовлетворения культурных запросов, деятельность по обеспечению получения образования и т.д.

Внешние функции: защита территориальной целостности, суверенитета государства, участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, участие в решении глобальных проблем человечества, сотрудничество в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Введение в философию

Зарождение философии. Предпосылки ее появления

Термин «философия» происходит от двух греческих слов «филео» – любить и «софия» – мудрость. Таким образом, слово «философия» означает «любовь к мудрости». Данный термин, по одним источникам, впервые употребил древнегреческий математик Пифагор, по другим – Сократ.

Философия как форма рационального – разумного – осмысления мира возникла в VII - VI вв. до н.э. (более двух с половиной тысяч лет назад) в трех географических «точках»: в Древней Греции, в Древней Индии, в Древнем Китае. Именно там сложились предпосылки для появления философии и появились первые направления и школы. Развитие философских идей от древности до современности изучает история философии. Под генезисом понимают происхождение и становление философии. Отечественный исследователь А.Н. Чанышев «предфилософией» называл совокупность всех форм человеческого знания, предшествовавших философии (зачатки наук, мифологические и религиозные представления).

На смену мифологии и религии с их целостным и образным взглядом на мир пришли философия и наука, стремящиеся к детальному и в то же время обобщающему, систематическому осмыслению мира. Философия в древности включала всю сумму знаний человека об окружающем мире. Аристотель в IV в. до н.э. выделил из философии отдельные науки.

Принято различать следующие предпосылки зарождения философии:

1) социально-экономические (возникновение государства, торговых отношений и денежного обращения; социальное неравенство, способствовавшее появлению особой группы людей, занимающихся умственным трудом);

2) духовные (кризис мифологии и религии, накопление духовного опыта и традиций);

3) культурные (развитие искусства, письменности, культурных взаимоотношений народов).

Дата: 2018-09-13, просмотров: 248.