Развитие социальной работы в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

27 лет со дня утверждения профессии социальной работы - это, с одной стороны, полноценный юбилей, который служит поводом для подведения итогов того, что сделано, достигнуто в нашей системе. С другой стороны, это такой опорный пункт в истории нашей профессии, который позволяет заглянуть за горизонт, оценить перспективы предстоящего развития социального знания.

Особенность становления социальной работы в нашей стране состояла в том, что практически одномоментно было необходимо развертывать деятельность социальных учреждений нового типа; готовить кадры специалистов по профессиям, которых прежде не существовало; разрабатывать учебно-методические материалы для этого образовательного процесса; наконец, инициировать исследования сущности и содержания новых социальных феноменов, их роли в поддержании социального самочувствия индивидов в бурно трансформирующемся обществе.

За сравнительно короткий срок сформировалась система учреждений социального обслуживания; были разработаны стандарты высшего профессионального образования по специальности «социальная работа» и десятки вузов в различных регионах страны развернули подготовку специалистов.

Наконец, началось становление теории социальной работы с ее понятийно-категориальным аппаратом, выявлением закономерностей, принципов и институтов. Разработка этой сферы социального знания осуществлялась усилиями социологов, психологов, историков, юристов, медиков - что было отражением полидисциплинарной основы практики социальной работы, - и, разумеется, опиралась на богатый тезаурус зарубежных научных разработок. Ценным подспорьем для исследователей были перевод и издание учебных и справочных пособий, командировки в зарубежные вузы, приезд иностранных специалистов для обмена опытом. Это были чрезвычайно полезные источники знаний и научных подходов, однако с самого начала стало ясно, что используя, безусловно, ценные опыт и технологические наработки западных коллег, российские специалисты не могут их калькировать, переносить на российскую почву без критического анализа и глубокого преобразования в соответствии с отечественными реалиями.

Надо сказать, что и сегодня, на фоне уже, построенной системы знаний в области социальной работы, мы с большим интересом и вниманием следим за развитием теории и практики социальной работы за рубежом и еще яснее понимаем, что основное в этом переносе знаний - понимать национальную, цивилизационную специфику каждого социума, разрабатывать подходы, адекватные особенностям нашего общества.

Существенный вклад в формирование понятийно-категориального аппарата становящейся науки внесли методологические семинары, другие научные мероприятия, в ходе которых уточнялись дефиниции, кристаллизировались подходы и теоретическому анализу все более расширяющейся социальной практики.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что сформировалась система социальных понятий и представлений, российская научная школа социальной работы, достижения которой в том числе известны за рубежом. Изданы теоретико-методологические труды, учебные и справочные пособия, энциклопедии. Выпускаются авторитетные научные журналы, защищено уже почти 80 докторских и не менее 1000 кандидатских диссертаций по проблемам социальной работы.

Нынешний этап развития теории социальной работы можно оценить, как этап количественного накопления знания, уточнения концепций, углубленного исследования ряда частных аспектов социальных практик. Есть ряд проблем теоретического или прикладного характера, касающихся организации и функционирования социальной работы - и многие их них связаны с имплементацией федерального закона № 442, с нововведениями, связанными с профессиональными стандартами, революцией качества и т.д.

Можно говорить также о недостаточно исследованной проблеме научной идентичности данной отрасли социального знания, унаследованной от первых десятилетий существования социальной работы в России. Очевидно, что настоящий этап характеризуется не прорывными достижениями, а постепенным, позитивным приращением научно-образовательных ресурсов.

Было бы несправедливо называть его застоем - скажем, это этап стабилизации научного знания, этап, который в развитии цивилизации, основанной на знании, может быть только временным, преходящим. Однако на наших глазах рядом с этими уже в целом понятными процессами и решаемыми проблемами возникает огромный мир социальных явлений, формирующих новую реальность, принципиально новые процессы, отношения и формы человеческого поведения. Естественно, что эти трансформации влияют на формирование новых подходов и форм социальной работы, на перспективы будущих направлений научных исследований в различных отраслях социального знания.

Представляется, что можно выделить, по меньшей мере, три основных направления, которые будут по преимуществу формировать повестку дня в новых исследованиях и новых направления социальной работы.

1. Формирование наряду с «гуманитарным подходом» в реализации политики в отношении, уязвимых категорий населения так называемого «подхода развития».

Этот «подход развития» построен не на предоставлении однонаправленной и безвозвратной помощи тем людям, кто нуждается в постороннем содействии, а на модернизации национальных систем социальной поддержки с целью обеспечения социального инвестирования для индивидов на протяжении всей их жизни.

Он предусматривает повышение социальной ответственности граждан, их активное участие в экономических и социальных процессах. Учитывая всеобщность действия механизмов рыночной экономики сегодня и на уровне научных исследований, и на уровне государственных программ планируется объединять финансовую дисциплину механизмов рыночного капитализма с гуманистическим целеполаганием социальной работы. При этом в число задач такой деятельности включается не только задача помогать людям, но также, во все большей мере - задача помогать людям, помогать себе.

2. Еще одна перспектива в социальной работе связана с надвигающимися прорывными изменениями в сфере научно-технологического развития. Социальная работа всегда была профессией системы «человек - человек», однако в современном мире в эту систему неизбежно имплантируются значительные технические и технологические нововведения. Если обратиться к материалам Стратегии Европы до 2020 года, можно отметить, что в ней в первую очередь делается ставка на умное развитие, основанное не всех достижениях современных наук.

Специально указано на необходимость модернизации систем социальной защиты с целью обеспечить их экономическую, финансовую и организационную устойчивость, поддержание социальной сплоченности. В современном обществе объем потребности в социальной работе возрастает, но ресурсы ее предоставления, в первую очередь, ресурсы профессионального труда, не увеличиваются с аналогичной скоростью.

Поскольку старение населения является объективным социально-демографическим процессом, присущим как развитым, так и, в значительной мере, развивающимся странам, повсеместно возрастает потребность в долгосрочном уходе для людей, которые в силу возрастных изменений нуждаются в посторонней помощи. Важно при этом, с одной стороны, интенсифицировать деятельность социально ‑ медицинских служб, предоставляющих такие услуги.

С другой стороны, необходимо также разрабатывать технологии, способствующие продлению или восстановлению активности самих пожилых людей и их способности жить самостоятельно. Все это предъявляет серьезные требования к формированию такой технической и технологической среды, которая позволяет снизить индивидуальные физические или интеллектуальные нагрузки при выполнении бытовых действий или услуг по уходу, облегчить трудозатраты и самих пожилых граждан, и тех, кто участвует в работе по их обслуживанию. Первым и очевидным направлением внедрения возможностей технологического прогресса в процесс социальной работы является самое широкое использование телекоммуникаций, удаленного доступа для контроля самочувствия, неотложного информирования, организации общения, обучения, консультирования получателей услуг.

Внедрение автоматических приспособлений, механических устройств, систем «умный дом» поможет пожилым людям, инвалидам лучше и дольше справляться со своими проблемами самостоятельно, а социальным работникам - поможет избежать излишних нагрузок и чрезмерных усилий. Возможность использования таких устройств коррелирует с их экономической доступностью - стоимость информационно - коммуникационного оборудования значительно снижается по мере расширения их массового производства.

3. Третье направление перспективных трансформаций - изменения, обусловленные социальными последствиями перехода к новой стадии развития человеческой цивилизации. Мы еще не успели в должной мере освоиться в мире 3-йпромышленной революции, как на смену ей идет новый этап глобальных изменений.

Трансформации, характерные для 4-й промышленной революции, становятся не только предметом научных прогнозов, но также порождают социальные процессы, которые решительным образом преобразуют наш мир. Масштаб надвигающихся изменений и их потенциальное воздействие на все стороны человеческой жизнедеятельности широко обсуждались на пленарных заседаниях и секциях очередного Всемирного экономического форума в Давосе в январе текущего года. Ведущие политические лидеры, деятели бизнеса и науки пришли к согласию по определённым позициям, в том числе относительно понимания глубокого и многостороннего воздействия предстоящих технологических изменений на мир человека, социальную сферу общества. Соответственно, этому новому миру требуется новое образование, воспитывающее человека, обладающего особыми качествами, формированию которых не уделяется внимание в современных системах образования. Это качества, необходимые работнику, гражданину общества, которое будет создаваться на основе достижений 4-й промышленной революции. Новые навыки, которые потребуются от работника уже в течение ближайшего десятилетия, сформулированы таким образом:

Учитывая, что масштабные технологические изменения в сфере социальной работы должны усилить роль получателя услуг, уровень его субъектности, к человеку, который будет работать в этой сфере, также будут применяться значительные требования с точки зрения его личностных качеств, профессионально-образовательной подготовки, уровня креативности и умения взаимодействовать с другими.

Поэтому осуществляемая в настоящее время реформа образования в области социальной работы не должна сводиться только к формальному включению требований профессиональных стандартов в стандарты образовательные.

Основания новых человеческих качеств и профессиональных компетенций, потребность в которых обозначается в развитии принципиальных технологических нововведений, должны закладываться в процессе профессионального обучения.

Еще более существенно воздействие грядущих изменений на деятельность системы переподготовки кадров - за короткий срок предстоит переобучить, в известной мере, переформировать сознание, технологические навыки огромного числа практических работников социальной сферы.

Конечно, те направления, которые мы выделили - не единственные в перспективном развитии теории и практики социальной работы. Непрерывное приращение социального знания - объективная потребность общественного прогресса.

И так, в ходе нашей работы, можно сделать следующий вывод, что новые бюджетные ограничения предопределяют структурные вызовы и препятствия социальной работе: уменьшение числа учреждений и сокращение штатов повлечет рост нагрузки, снижение охвата и качества услуг, уменьшение и без того малых возможностей переподготовки и стагнацию в сфере профессионализации. Впрочем, процессы такого «уплотнения» могут привести и к росту востребованности инноваций, разнообразия технологий и услуг, а следовательно и потребности в квалифицированных специалистах, для которых придется создать более привлекательные условия труда. Возможно, благодаря принятию профессиональных стандартов актуализируется потенциал различных программ переподготовки и иных проектов на базе сотрудничества социальных служб с вузами, государственными и частными фондами.

В развитие нужных знаний и умений могут внести вклад программы повышения квалификации, краткосрочные курсы и семинары, в том числе, в рамках отечественных и международных проектов, если будут учитывать востребованность и актуальность формируемых знаний и навыков и стремиться отвечать современным вызовам, а не воспроизводить уже отработанные схемы профессиональной деятельности специалистов в рамках давно известных, постоянно реализуемых компетенций.

 


 


Заключение

 

В соответствии с Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (2015 г.) выделяют следующие основные направления социального обслуживания населения:

1) оказание материальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в виде денежных средств, продуктов питания и т. д., а также выделение специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, имеющих нужду в постороннем уходе;

2) социальное обслуживание на дому, которое определяется способом оказания социальных услуг людям, имеющим необходимость в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

3) социальное обслуживание в стационарных учреждениях, в которых осуществляется предоставление социальных услуг нуждающимся гражданам. Здесь осуществляется медицинская, психологическая, социальная помощь, организация питания и надлежащий уход, создаются условия для организации посильного труда, отдыха и досуга;

4) оказание временного приюта в специализированных учреж­дениях социального обслуживания гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

5) консультативная помощь по оказанию социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

6) реабилитационные услуги лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации [8].

Несмотря на большую организационную и правовую деятельность по реформированию системы социального обслуживания эффективность ее деятельности не соответствует современным требованиям.

Деятельность социального обслуживания включает в себя следующие недостатки:

1) нехватка финансирования сферы социального обслуживания;

2) кадровый дефицит социальных работников и отсутствие эффективной системы переподготовки сотрудников социального обслуживания;

3) наличие очередей в центрах социального обслуживания;

4) плохое материально - техническое оснащение учреждений социального обслуживания;

5) отсутствие связи между системой социального обслуживания и медицинскими учреждениями [10].

В настоящее время приобретает особую значимость проблема реформирования системы социальных услуг населению.

Для совершенствования системы социального обслуживания необходимо ввести работу по следующим направлениям:

- совершенствование системы показателей по нуждаемости;

- введение в действие социальных участковых бригадных методов обслуживания на дому;

- развитие отделений социально-медицинского обслуживания инвалидов, тяжелобольных и пожилых людей на дому.

Таким образом, формирование государственного внебюджетного фонда социального обслуживания будет являться необходимым условием оздоровления социальной ситуации в обществе.

Следует создать негосударственную систему социального обслуживания, в которой возрастает роль общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций и др.). Необходимо активней стимулировать привлечение средств бизнесменов для развития и совершенствования системы социального обслуживания.

 


 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 249.