МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСЕКОЙ ФЕДЕРВЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАННИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Ф.РЕШЕТНЕВА»
ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОННО-ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИОЛОГИИ
Курсовая работа по дисциплине «Теория социальной работы»
Тема: «Социальная работа как теория и практическая деятельность»
Курсовая работа
Студента 3 курса группы 3902-31
Васекина Елена Федоровна
|
Красноярск 2018
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева»
Институт электронно-дистанционного обучения
Кафедра социальной работы и социологии
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
По дисциплине: Методы исследований в социальной работе
Студенту Васекиной Елене Федоровне
Группа 3902-31 Направление: 39.03.02 Социальная работа
Направленность Социальная работа в системе социальных служб
Форма обучения: (заочная)
1.Тема: Социальная работа как теория и практическая деятельность.
2.Срок сдачи студентом работы на кафедру: «___» _____20 г.
3. Вопросы, подлежащие рассмотрению в теоретической и практической части:
1.Теоретические аспекты социальной работы.
1.1 Место социальной работы в системе помогающих профессий.
1.2 Нравственно-профессиональные принципы социальной работы.
2. Исследование социальной работы как деятельности в современной России.
2.1 Организация социального обслуживания в России.
2.2 Развитие социальной работы в России.
3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.1 _________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2 __________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Проверка в системе «Антиплагиат» (http://www.antiplagiat.ru/) (сроки и результаты с предоставлением справки) _____________________________________________________
Дата выдачи задания: « » 2018 г.
Руководитель курсовой работы Полежаев П.Л. __________
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
« »_ _____2018г.
(дата)
Задание к исполнению принял ________________________________
(дата , подпись студента)
Содержание
Введение. 5
1 Теоретические аспекты социальной рабты.. 9
1.1Место социальной работы в системе помогающих профессий. 9
1.2 Нравственно-профессиональные принципы социальной работы.. 14
2 Исследование социальной работы как деятельности в современной России. 19
2.1Организация социального обслуживания в России. 19
2.2 Развитие социальной работы в России. 24
Заключение. 32
Список использованных источников. 34
Реферат
Курсовая работа состоит из 37 стр., списка используемой литературы который состоит из 29 источников.
Ключевые слова: социальная работа, социальное обслуживание, организация социальной деятельности, направление социального обслуживания, теория социальной работы.
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов социальной работы в РФ (Российской Федерации).
Объектом исследования является социальная работа, предметом исследования социальная работа как вид деятельности в РФ. Методы исследования в работе были использованы как систематизация научно – исследовательского материала, так и анализ.
В первой главе раскрыты теоретические аспекты социальной работы.
Во второй главе рассмотрены проблемы и тенденции развития социальной работы в современной России.
Введение
Актуальность темы обусловлена возрастанием роли социального обслуживания в современный период. В многонациональной России в начале 90-х гг. ХХ в. происходит развитие института социального обслуживания, вследствие ухудшения социально-экономического положения и снижение жизненного уровня населения.
Проблема социального обслуживания населения получила определенное освещение в научных работах. Н.В. Путило рассматривает социальное обслуживание через призму гарантированной государством специализированной сферы обслуживания [4].
Социальная работа как профессия в нашей стране в настоящее время переживает период своего становления в специфических социально-экономических, культурных и духовно-нравственных условиях. Можно констатировать, что в области практики и образования в настоящее время достигнуты определенные успехи. Однако уровень научного самоопределения и самосозерцания в социальной работе пока еще крайне недостаточен, вследствие чего процесс ее самоидентификации не завершен.
Социальная работа исследуется как в нашей стране, так и за рубежом. Но исследования в основном содержат в себе описание, обоснование и закрепление опыта существующей практики, которая мыслится как единственно возможная. Предполагается, что с течением времени, изменением социально-экономических условий и отношений, развитием науки и техники она будет совершенствоваться, оставаясь в то же время содержательно неизменной. Еще И. Кант указывал, что всякое познание начинается с опыта, однако опыт не может дать своим суждениям истинной или строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность (посредством индукции)… эмпирическая всеобщность есть лишь произвольное повышение значимости суждения с той степени, когда оно имеет силу для большинства случаев, на ту степень, когда оно имеет силу для всех случаев [1].
Опираясь на эту мысль, можно заключить, что для разработки собственной целостной теории и дальнейшего развития практики социальной работы анализа опыта работы социальных служб в настоящее время уже недостаточно. В общественном и профессиональном сознании социальная работа пока не завоевала высокого статуса. Главная причина заключается в том, что теоретические и практические аспекты социальной работы исследуются и развиваются зачастую на основе частнонаучных подходов, используемых в системе социальной работы и описывающих различные стороны многообразной практики, что и обусловливает наличие множества «теорий» социальной работы. Это не позволяет проанализировать социальную работу во всей полноте.
Поэтому в настоящее время актуальна разработка целостной научной теории социальной работы, объединяющей общезначимое, содержащееся в частнонаучных подходах, и раскрывающей не столько содержание используемых в практике технологий, сколько ее сущность и смысл.
Социальная работа, как показывает практика, развивается и рефлексируется во всех странах первоначально как деятельность, основное содержание которой представлено разнообразными видами помощи человеку в решении его проблем.
Это содержание деятельности в первую очередь отождествляется с социальной работой. Оно достаточно полно отражено в определениях социальной работы, выработанных в предыдущие десятилетия учеными разных стран. Ее объектом является система «человек- среда», а центром внимания – проблемы человека, связанные с нарушением его социального функционирования. В настоящее время целый ряд зарубежных стран выбирает иные ориентиры в развитии социальной работы, поскольку принципам гуманизма в большей степени соответствует не «догоняющий», компенсаторный, а «опережающий», превентивный тип деятельности.
В документах Международной федерации социальных работников социальная работа рассматривается как деятельность, направленная преимущественно на предотвращение нарушений нормального функционирования личности. Таким образом, специалисты в области социальной работы ряда зарубежных стран в настоящее время осознают приоритет деятельности, направленной на создание условий, в которых социальное функционирование человека и социальные отношения формируются и поддерживаются в пределах нормы. Отечественные же подходы к определению социальной работы, несмотря на их разнообразие и по- рой предельно общие формулировки, отражают, прежде всего, практику профессиональной социальной работы, какой она развивается в нашей стране в настоящее время, т. е. помощь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, в ее преодолении.
Это направление социальной работы, несомненно, актуально, хотя степень удовлетворенности результатами оставляет желать лучшего. Ее преобладающие виды, такие как материальная помощь и бытовые услуги, востребованы населением, испытывающим трудности в собственном жизнеобеспечении. Но решение (и предотвращение) подобных проблем может быть осуществлено с использованием всего потенциала социальной работы, что, несомненно, положительно скажется на ее эффективности и уровне благополучия личности и общества.
Таким образом, налицо противоречие между требованиями современного общества к эффективности и качеству социальной работы и нынешним состоянием ее теории и практики. Обострение данного противоречия во многом вызвано тем, что доминирование частнонаучных подходов в отсутствие междисциплинарного понимания исчерпало себя. В социальной работе сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать словами Э. В. Ильенкова: противоречие ‑ показатель, что знание, зафиксированное в общепринятых положениях, чересчур общно, неконкретно, односторонне [2; С. 168].
Главное, таким образом, заключается в недостаточной изученности социальной работы как вида деятельности общества в целостности, выявлении ее сущности и смысла, определении ее места и роли в системе общественных отношений, развитии человека и общества и на этой основе – ее самоидентификации как области знания и практики. Фактически сложившийся уровень осмысления социальной работы не учитывает всего многообразия ее практики и не позволяет заложить основы для последующей разработки целостной теории социальной работы. Это, в свою очередь, не позволяет ориентировать практику деятельности на соответствие с действительными потребностями общества. Поэтому для исследования социальной работы необходимо использование методологического потенциала социальной философии.
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов социальной работы на примере РФ.
Для того, что бы достичь данную цель необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты социальной работы;
- рассмотреть проблемы и тенденции развития социальной работы в современной России.
Объектом исследования является социальная работа, предметом исследования социальная работа как вид деятельности в РФ.
Заключение
В соответствии с Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (2015 г.) выделяют следующие основные направления социального обслуживания населения:
1) оказание материальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в виде денежных средств, продуктов питания и т. д., а также выделение специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, имеющих нужду в постороннем уходе;
2) социальное обслуживание на дому, которое определяется способом оказания социальных услуг людям, имеющим необходимость в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;
3) социальное обслуживание в стационарных учреждениях, в которых осуществляется предоставление социальных услуг нуждающимся гражданам. Здесь осуществляется медицинская, психологическая, социальная помощь, организация питания и надлежащий уход, создаются условия для организации посильного труда, отдыха и досуга;
4) оказание временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
5) консультативная помощь по оказанию социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;
6) реабилитационные услуги лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации [8].
Несмотря на большую организационную и правовую деятельность по реформированию системы социального обслуживания эффективность ее деятельности не соответствует современным требованиям.
Деятельность социального обслуживания включает в себя следующие недостатки:
1) нехватка финансирования сферы социального обслуживания;
2) кадровый дефицит социальных работников и отсутствие эффективной системы переподготовки сотрудников социального обслуживания;
3) наличие очередей в центрах социального обслуживания;
4) плохое материально - техническое оснащение учреждений социального обслуживания;
5) отсутствие связи между системой социального обслуживания и медицинскими учреждениями [10].
В настоящее время приобретает особую значимость проблема реформирования системы социальных услуг населению.
Для совершенствования системы социального обслуживания необходимо ввести работу по следующим направлениям:
- совершенствование системы показателей по нуждаемости;
- введение в действие социальных участковых бригадных методов обслуживания на дому;
- развитие отделений социально-медицинского обслуживания инвалидов, тяжелобольных и пожилых людей на дому.
Таким образом, формирование государственного внебюджетного фонда социального обслуживания будет являться необходимым условием оздоровления социальной ситуации в обществе.
Следует создать негосударственную систему социального обслуживания, в которой возрастает роль общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций и др.). Необходимо активней стимулировать привлечение средств бизнесменов для развития и совершенствования системы социального обслуживания.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСЕКОЙ ФЕДЕРВЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАННИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ИМЕНИ АКАДЕМИКА М.Ф.РЕШЕТНЕВА»
ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОННО-ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИОЛОГИИ
Курсовая работа по дисциплине «Теория социальной работы»
Тема: «Социальная работа как теория и практическая деятельность»
Курсовая работа
Студента 3 курса группы 3902-31
Васекина Елена Федоровна
|
Красноярск 2018
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева»
Институт электронно-дистанционного обучения
Кафедра социальной работы и социологии
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
По дисциплине: Методы исследований в социальной работе
Студенту Васекиной Елене Федоровне
Группа 3902-31 Направление: 39.03.02 Социальная работа
Направленность Социальная работа в системе социальных служб
Форма обучения: (заочная)
1.Тема: Социальная работа как теория и практическая деятельность.
2.Срок сдачи студентом работы на кафедру: «___» _____20 г.
3. Вопросы, подлежащие рассмотрению в теоретической и практической части:
1.Теоретические аспекты социальной работы.
1.1 Место социальной работы в системе помогающих профессий.
1.2 Нравственно-профессиональные принципы социальной работы.
2. Исследование социальной работы как деятельности в современной России.
2.1 Организация социального обслуживания в России.
2.2 Развитие социальной работы в России.
3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.1 _________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2 __________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Проверка в системе «Антиплагиат» (http://www.antiplagiat.ru/) (сроки и результаты с предоставлением справки) _____________________________________________________
Дата выдачи задания: « » 2018 г.
Руководитель курсовой работы Полежаев П.Л. __________
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
« »_ _____2018г.
(дата)
Задание к исполнению принял ________________________________
(дата , подпись студента)
Содержание
Введение. 5
1 Теоретические аспекты социальной рабты.. 9
1.1Место социальной работы в системе помогающих профессий. 9
1.2 Нравственно-профессиональные принципы социальной работы.. 14
2 Исследование социальной работы как деятельности в современной России. 19
2.1Организация социального обслуживания в России. 19
2.2 Развитие социальной работы в России. 24
Заключение. 32
Список использованных источников. 34
Реферат
Курсовая работа состоит из 37 стр., списка используемой литературы который состоит из 29 источников.
Ключевые слова: социальная работа, социальное обслуживание, организация социальной деятельности, направление социального обслуживания, теория социальной работы.
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов социальной работы в РФ (Российской Федерации).
Объектом исследования является социальная работа, предметом исследования социальная работа как вид деятельности в РФ. Методы исследования в работе были использованы как систематизация научно – исследовательского материала, так и анализ.
В первой главе раскрыты теоретические аспекты социальной работы.
Во второй главе рассмотрены проблемы и тенденции развития социальной работы в современной России.
Введение
Актуальность темы обусловлена возрастанием роли социального обслуживания в современный период. В многонациональной России в начале 90-х гг. ХХ в. происходит развитие института социального обслуживания, вследствие ухудшения социально-экономического положения и снижение жизненного уровня населения.
Проблема социального обслуживания населения получила определенное освещение в научных работах. Н.В. Путило рассматривает социальное обслуживание через призму гарантированной государством специализированной сферы обслуживания [4].
Социальная работа как профессия в нашей стране в настоящее время переживает период своего становления в специфических социально-экономических, культурных и духовно-нравственных условиях. Можно констатировать, что в области практики и образования в настоящее время достигнуты определенные успехи. Однако уровень научного самоопределения и самосозерцания в социальной работе пока еще крайне недостаточен, вследствие чего процесс ее самоидентификации не завершен.
Социальная работа исследуется как в нашей стране, так и за рубежом. Но исследования в основном содержат в себе описание, обоснование и закрепление опыта существующей практики, которая мыслится как единственно возможная. Предполагается, что с течением времени, изменением социально-экономических условий и отношений, развитием науки и техники она будет совершенствоваться, оставаясь в то же время содержательно неизменной. Еще И. Кант указывал, что всякое познание начинается с опыта, однако опыт не может дать своим суждениям истинной или строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность (посредством индукции)… эмпирическая всеобщность есть лишь произвольное повышение значимости суждения с той степени, когда оно имеет силу для большинства случаев, на ту степень, когда оно имеет силу для всех случаев [1].
Опираясь на эту мысль, можно заключить, что для разработки собственной целостной теории и дальнейшего развития практики социальной работы анализа опыта работы социальных служб в настоящее время уже недостаточно. В общественном и профессиональном сознании социальная работа пока не завоевала высокого статуса. Главная причина заключается в том, что теоретические и практические аспекты социальной работы исследуются и развиваются зачастую на основе частнонаучных подходов, используемых в системе социальной работы и описывающих различные стороны многообразной практики, что и обусловливает наличие множества «теорий» социальной работы. Это не позволяет проанализировать социальную работу во всей полноте.
Поэтому в настоящее время актуальна разработка целостной научной теории социальной работы, объединяющей общезначимое, содержащееся в частнонаучных подходах, и раскрывающей не столько содержание используемых в практике технологий, сколько ее сущность и смысл.
Социальная работа, как показывает практика, развивается и рефлексируется во всех странах первоначально как деятельность, основное содержание которой представлено разнообразными видами помощи человеку в решении его проблем.
Это содержание деятельности в первую очередь отождествляется с социальной работой. Оно достаточно полно отражено в определениях социальной работы, выработанных в предыдущие десятилетия учеными разных стран. Ее объектом является система «человек- среда», а центром внимания – проблемы человека, связанные с нарушением его социального функционирования. В настоящее время целый ряд зарубежных стран выбирает иные ориентиры в развитии социальной работы, поскольку принципам гуманизма в большей степени соответствует не «догоняющий», компенсаторный, а «опережающий», превентивный тип деятельности.
В документах Международной федерации социальных работников социальная работа рассматривается как деятельность, направленная преимущественно на предотвращение нарушений нормального функционирования личности. Таким образом, специалисты в области социальной работы ряда зарубежных стран в настоящее время осознают приоритет деятельности, направленной на создание условий, в которых социальное функционирование человека и социальные отношения формируются и поддерживаются в пределах нормы. Отечественные же подходы к определению социальной работы, несмотря на их разнообразие и по- рой предельно общие формулировки, отражают, прежде всего, практику профессиональной социальной работы, какой она развивается в нашей стране в настоящее время, т. е. помощь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, в ее преодолении.
Это направление социальной работы, несомненно, актуально, хотя степень удовлетворенности результатами оставляет желать лучшего. Ее преобладающие виды, такие как материальная помощь и бытовые услуги, востребованы населением, испытывающим трудности в собственном жизнеобеспечении. Но решение (и предотвращение) подобных проблем может быть осуществлено с использованием всего потенциала социальной работы, что, несомненно, положительно скажется на ее эффективности и уровне благополучия личности и общества.
Таким образом, налицо противоречие между требованиями современного общества к эффективности и качеству социальной работы и нынешним состоянием ее теории и практики. Обострение данного противоречия во многом вызвано тем, что доминирование частнонаучных подходов в отсутствие междисциплинарного понимания исчерпало себя. В социальной работе сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать словами Э. В. Ильенкова: противоречие ‑ показатель, что знание, зафиксированное в общепринятых положениях, чересчур общно, неконкретно, односторонне [2; С. 168].
Главное, таким образом, заключается в недостаточной изученности социальной работы как вида деятельности общества в целостности, выявлении ее сущности и смысла, определении ее места и роли в системе общественных отношений, развитии человека и общества и на этой основе – ее самоидентификации как области знания и практики. Фактически сложившийся уровень осмысления социальной работы не учитывает всего многообразия ее практики и не позволяет заложить основы для последующей разработки целостной теории социальной работы. Это, в свою очередь, не позволяет ориентировать практику деятельности на соответствие с действительными потребностями общества. Поэтому для исследования социальной работы необходимо использование методологического потенциала социальной философии.
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов социальной работы на примере РФ.
Для того, что бы достичь данную цель необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты социальной работы;
- рассмотреть проблемы и тенденции развития социальной работы в современной России.
Объектом исследования является социальная работа, предметом исследования социальная работа как вид деятельности в РФ.
Теоретические аспекты социальной работы
Дата: 2018-12-21, просмотров: 264.