В современной российской социально-экономической и политической действительности, характеризующейся изменениями хозяйственной и административной деятельности государства, его роли в жизни общества, возникла тенденция по формированию и расширению социальных групп, нуждающихся в профессиональной помощи по адаптации к новой социокультурной среде. Спрос на профессиональную социальную работу обусловлен невозможностью самостоятельного преодоления целого спектра проблем социально незащищенными категориями граждан. Профессиональная социальная работа призвана защитить, поддержать и помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в силу различных обстоятельств, минимизировать негативные последствия.
Сложившаяся ситуация приводит к тому, что развитие профессиональной социальной работы испытывает влияние целого ряда противоречий, характеризующих процесс формирования функциональной специфичности данного вида деятельности [1]. Выделяя функциональные особенности помогающих профессий, отмечается, что они берут своё начало из общих принципов оказания помощи: гуманизма, соблюдения этических норм, конфиденциальности, осознанности, ответственности, открытости и доступности. Из обозначенных принципов вырисовывается ключевая цель всех помогающих профессий ‑ оказать материальную, психологическую, духовную или физическую помощь нуждающимся в ней членам общества. Цели социальной работы и ее специальные задачи так же формируются из вышеперечисленных принципов.
Цель социальной работы ‑ достичь установления социальной справедливости и здорового функционирования всех членов и групп общества, уменьшить количественный и качественный разрыв уровня жизни людей. Для достижения поставленной цели ведется профессиональная подготовка специалистов социальной сферы и реализуется государственная социальная политика.
Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы имеет большое значение для повышения качества услуг предоставляемых населению. В процессе профессиональной подготовки у будущих социальных работников активно развиваются необходимые в предстоящей практической деятельности личностные качества и компетенции, формируется профессиональная культура [2].
Вуз осуществляет психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивая конструктивное и позитивное взаимодействие с преподавателями, социальными партнерами, практикующими специалистами будущих социальных работников, что способствует профессиональному становлению личности обучающихся [3]. Период профессиональной подготовки в вузе является одним из самых важных этапов профессионального становления.
В этот период происходит профессиональное самоопределение и идентификация себя с профессиональным сообществом, оценка собственных сил для решения поставленных задач в выбранной трудовой сфере, к которым относятся:
- повышение способности клиента контролировать свою жизнь и решать возникающие проблемы;
- создание условий, в которых клиент сможет максимально эффективно воспользоваться своими юридическими правами для скорейшего разрешения сложной жизненной ситуации;
- социальная адаптация и реадаптация клиента к окружающей социальной среде;
- достижение состояния клиентом, когда дальнейшая профессиональная помощь социального работника не требуется (ключевая задача и конечная цель социальной работы).
Через призму обозначенных целей и задач социальной работы просматривается основополагающая особенность социальной работы как профессии ‑ ее пограничный характер. Социальный работник не только посредник в системе общественных отношений, он в некотором смысле универсал, хотя его функционал имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе элементы смежных профессиональных областей (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями [4]. Следует отметить, что, не смотря на то, что профессиональная деятельность специалистов социальной сферы является высоко востребованной, в настоящее время имидж социального работника, как представителя помогающей профессии, находится в плачевном состоянии. Низкая заработная плата приравнивает социальных работников к «неудачникам, не сумевшим найти более престижную работу».
Для более объективной оценки социальной работы как помогающей профессии, целесообразно ввести определение данного профиля через его составляющие:
Во-первых, это намерение способствовать личностному росту клиента, развитию, улучшению условий жизнедеятельности.
Во-вторых, это непосредственное взаимодействие с тем, кому необходима помощь, из этого формируются помогающие отношения.
В-третьих, это осознанное и целенаправленное использование профессиональных знаний и навыков, реализующихся в помогающей деятельности.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что помогающей является деятельность, при которой профессиональные знания и навыки осознанно используются для непосредственного взаимодействия с человеком – объектом помогающей профессии, с целью способствования ему в личностном росте, развитии, улучшения качества жизнедеятельности клиента, в способность выстраивать конструктивные социальные связи, адаптировать к актуальным условиям окружающей реальности [5].
Профессиональная деятельность социальных работников ориентирована не только на адаптационные процессы, но и на возвращение в полноценные общественные и трудовые отношения лиц, которые выбыли из него по объективным причинам, что способствует повышению социальной и материальной стойкости клиента, стимулирует развитие социальных связей.
Цели, которые перед собой ставят социальные работники в профессиональной деятельности для достижения профессиональной самореализации, близки к общему пониманию целей стабильности и повышения качества жизни общества. Такая деятельность имеет несколько основополагающих особенностей:
- механизм помогающей деятельности имеет преимущественно внутренний, функциональный характер. Другими словами, средством является сам человек, его психические или личностные свойства и способности, то есть упор делается на личностные ресурсы клиента.
- другая особенность касается средств деятельности этого типа профессий, заключающаяся в том, что операциональная сторона такой работы представлена профессионалу и окружающим в самом общем виде: обеспечить, организовать, таким образом, давая профессионалу довольно широкое пространство для индивидуально-творческой реализации деятельности, базируясь на основополагающем векторе [6].
Социальная работа, как помогающая профессия в настоящее время часто дублируется иными профессиями и организациями, в результате чего возник своего рода «конфликт» помогающих профессий. Так, социальная работа стала внешней основой или внутренним содержанием любой некоммерческой деятельности. Социальные и благотворительные проекты некоммерческих организаций прямо направлены на работу с обществом, решая, на локальном уровне, проблемы качества и условий жизни людей.
В данной работе необходимы профессиональные знания и навыки социальных работников, т.е. следует прибегнуть к помощи профессионалов, к консультациям и обучению сотрудников НКО (Некоммерческая организация) необходимым знаниям из сферы социальной работы, и фактическому участию социальных работников в непосредственной деятельности организации. Это связано с тем, что по факту, НКО может заменять, лишь отчасти, профессиональную социальную работу, но без необходимого уровня подготовки и опыта, без вовлечения профессионалов эффективность проектов будет либо минимальной, либо способна негативно отразится на клиенте.
Однако, если роль социального работника так высока в жизни общества, возникает закономерный вопрос о влиянии дублирования функций профессиональных социальных работников на качество предоставляемой помощи. Другими словами - существуют социальные работники, которые имеют профильное образование, знания и опыт в сфере работы с обществом, и добровольцы (волонтеры), занимающиеся деятельностью, дублирующей функционал специалистов социальной сферы, что опасно без определенного уровня профессиональной подготовки.
Альтернативы профессиональной социальной работе в виде НКО возникли в связи с недостаточным качеством при оказании социальной помощи и предоставлении услуг населению в виду большой загруженности специалистов. Хотя возникновение конкуренции профессиональной социальной работе, в результате позитивно отразилось на клиентах, так как способствовала росту качества оказываемых услуг. Реализуя помогающий потенциал в рамках деятельности социальных служб, современный социальный работник уже не преследует цель высокого количественного показателя и тем более выгоды с оказываемых услуг, что повышает его привлекательность в глазах клиента.
Таким образом, для востребованности и конкурентоспособности социального работника на рынке труда ему необходимо непрерывно получать и аккумулировать знания, навыки и умения из ряда смежных наук для оказания высококачественной профессиональной помощи клиентам.
При осуществлении профессиональной деятельности социальный работник взаимодействует с представителями иных помогающих профессий, к которым относятся психологи, консультанты, социальные педагоги, медицинские работники и др., что способствует повышению уровня качества предоставляемой помощи и дает более высокий позитивный результат.
Выше обозначенные факты являются свидетельством того, что социальная работа занимает особое, центрально место в системе помогающих профессий, консолидируя силы различных специалистов, координируя их действия - достигается максимальный положительный эффект, удовлетворяющий потребности и интересы клиента.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 222.