Таблица 4.
Практические занятия по общепрофессиональной дисциплине «Основы здорового образа жизни»
№ | Раз-дел | Тема и краткое содержание | Характер и цель практического занятия | Кол. часов |
1 | 3.1. | Антропометрические и физиологические показатели здоровья. Вопросы: задачи, цель антропометрии: методики исследования физического развития детей; цель, задачи физиологических исследований здоровья; функциональные пробы; обработка результатов исследования | Лабораторная работа: изучить методики, выявить количественную оценку здоровья человека | 2 |
2 | 3.2 | Психофизические показатели здоровья. Вопросы: адекватный психологический параметр для оценки состояния психической адаптации; тесты Спилберга и Тейлора. Кеттела: методы Айзенка и Спилберга; изменения функционирования организма в состоянии тревожности | Лабораторная работа: изучить оценку состояния психической адаптации индивидуума, сделать заключение | 2 |
3 | 4.2. | Методологические основы организации, содержания и методики формирования здоровья. Регулирование потока веществ. Регулирование патока информации | Практическая работа с текстом Э.Н. Вайнера по исследованию отклонений потоков веществ, информации от естественных, существовавших и закономерно изменяющихся в процессе эволюции. Разработка актуальных задач сохранения здоровья человека | 2 |
4 | 4.3 | Общие вопросы организации и методики здоровьесбережения. Принципы организации и методики оздоровительной работы | Практическая работа с текстом: выявление принципов организации и методики оздоровительной работы и анализ их организации в условиях работы образовательного учреждения | 2 |
5 | 4.4 | Здоровьесберегающая педагогика и технология её организации. Вопросы: основные подходы к сохранению и укреплению здоровья детей; проблемное поле здоровьесберегающей педагогики; систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий, используемых в работе образовательных учреждений. Здоровьесберегающие образовательные технологии | Лабораторная работа: анализ стратегии и технологии охраны здоровья детей. (Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья). Тренинги использования технологий оздоровления детей | 2 |
Итого: | 10 |
Самостоятельная работа слушателей
Таблица 5.
Самостоятельная работа слушателей по общепрофессиональной дисциплине «Основы здорового образа жизни»
№ | Тема | Вид самостоятельной работы | Кол часов |
1 | Тема 1.1. Ведущая роль движений в онтогенетическом развитии человека | Изучение материалов: выявить исходное положение «человек – результат биологической эволюции» | 2 |
2 | Тема 1.2. Изменение социального статуса человека в обществе. Социальная и биологическая эволюция человека | Выяснить социальный компонент сущности человека | 2 |
3 | Тема 2.1 Возрастные периоды, их характерные особенности | Анализ теоретических материалов, разработка биологического и социального портрета детей разных возрастов | 1 |
4 | Тема 2.1. Влияние условий образовательного процесса на здоровье детей и подростков | Изучение материалов, разработка рекомендаций | 1 |
5 | Тема 3.1 Исследования антропометрических показателей здоровья: рост, развитие масса тела, окружность головы и грудной клетки и др. | Знакомство с научной литературой: изучение количественной и качественной оценки здоровья человека | 2 |
6 | Тема 3.2. Распределение детей по группам здоровья | Изучение особенностей состояния здоровья и заболеваемости детей в разные возрастные периоды | 2 |
7 | Тема 3.4. Демографические показатели здоровья | Изучение факторов, влияющих на демографические показатели здоровья | 2 |
8 | Тема 3.4. Диагностика состояния здоровья учащихся | Определить структуру, содержание диагностики здоровья детей в образовательном учреждении | 2 |
9 | Тема 4.1. Анализ факторов здоровья. Медико-физиологические и психологические факторы обеспечения здоровья | Выявление положительных и отрицательных сторон воздействия факторов на здоровье | 2 |
10 | Тема 4.3. Общие вопросы организации методики здоровьесбережения | Знакомство с исследованиями по вопросу организации и методики здоровьесбережения | 2 |
11 | Тема 4.4. Здоровьесберегающая педагогика и технология ее реализации | Изучение теоретических исследований и практических материалов по оздоровлению обучающихся и воспитанников. Составление каталога научно-практических изданий по проблеме здоровьесбережения | 8 |
12 | Тема 4.5. Здоровьесберегаюшее пространство образовательного учреждения | Знакомство с литературными работами по теории и практике организации здоровьееберегаюшего образовательного пространства учреждения | 2 |
13 | Тема 5.1. Нормативное и программно-методическое обеспечение здоровьесбережсния детей | Изучение содержания нормативных и программных документов по здоровьесбережению | 2 |
14 | Тема 5.2. Управление здоровьесбережением в образовательном учреждении | Знакомство с программами, документами руководителей образовательного учреждения по здоровьесбережению | 2 |
Итого: | 30 |
8 . Контрольные мероприятия по дисциплине
Вопросы для подготовки к зачету
1. Человек как результат биологической эволюции.
2. Биологическое и социальное в природе человека.
3. Здоровье: понятие, характеристика, классификация.
4. Болезнь: понятие, физиологические основы.
5. Здоровый образ жизни: понятие, структура.
6. Характеристика факторов здорового образа жизни.
7. Антропометрические и физиологические показатели здоровья.
8. Психофизиологические показатели здоровья.
9. Демографические показатели здоровья.
10. Здоровьесбережение: характеристика, понятия, содержание.
11. Анализ факторов, влияющих на здоровье человека.
12. Факторы, укрепляющие здоровье человека.
13. Факторы, ухудшающие здоровье человека.
14. Методологические основы функционирования здоровья.
15. Иерархия фундаментальных потребностей человека, формирование мотивации на здоровье.
16. Здоровьесберегающая педагогика, её методологические основы.
17. Технологии здоровьесберегающей педагогики.
18. Здоровьесберегающее пространство в образовательном учреждении: понятие.
19. Гигиенические требования к организации здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения.
20. Психолого-педагогические требования к организации здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения.
21. Анализ организации здоровьесберегающего пространства в базовом образовательном учреждении.
22. Характеристика нормативного обеспечения здоровьесбережения в образовательном учреждении: медицинская направленность.
23. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса в базовом учреждении: гигиеническая направленность.
24. Нормативно-правовое обеспечение здоровьесбережения в ДОУ.
25. Формирование здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении.
26. Управление здоровьесбережением в образовательном учреждении: цели, задачи, этапы.
27. Характеристика этапности управления здоровьесбережением в образовательном учреждении.
28. Принципы организации и методики оздоровительной работы с детьми.
29. Проблемное поле здоровьесберегающей педагогики.
30. Вредные привычки и их профилактика в условиях образовательного учреждения.
31. Организация работы по профилактике вредных привычек у учащихся базового образовательного учреждения.
32. Влияние условий образовательного процесса на здоровье детей и подростков.
33. Диагностика состояния здоровья детей. Оценка динамики состояния здоровья детей.
34. Анализ факторов здоровья человека.
35. Гигиенические условия обеспечения учебного процесса.
36. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса в базовом образовательном учреждении.
37. Формирование здоровьесберегающего пространства в образовательном процессе учреждения.
38. Формирование культуры здоровья детей и подростков.
39. Нормативно-правовое обеспечение физического воспитания детей.
40. Нормативно-правовое обеспечение физического воспитания подростков.
41. Двигательный режим, его физиологические основы.
42. Гипокинезия: понятие, причины возникновения, виды.
43. Анализ и организация двигательного режима в базовом образовательном учреждении.
44. Морфофункциональные особенности детей дошкольного возраста.
45. Морфофункциональные особенности детей и подростков школьного возраста.
46. Санитарно-гигиенические требования к организации питания детей дошкольного и школьного возраста.
47. Анализ организации питания детей в базовом образовательном учреждении.
48. Состояние здоровья детей и подростков Челябинской области.
49. Динамика состояния здоровья детей и подростков в базовом образовательном учреждении.
50. Внутришкольные причины, обуславливающие ухудшение здоровья детей в образовательном учреждении.
51. Биологические ритмы и здоровье детей.
52. Оздоровительные методики в укреплении здоровья детей и подростков.
53. Здоровьесберегающие технологии: понятие, классификация, краткая характеристика.
54. Медико-гигиенические здоровьесберегающие технологии.
55. Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии.
56. Экологические здоровьесберегающие технологии.
57. Здоровьесберегающие технологии безопасности жизнедеятельности.
58. Образовательные здоровьесберегающие технологии.
59. Гигиенические требования к использованию видеоэкранных средств обучения, компьютеров.
60. Мониторинг в системе управления здоровьесбережением образовательного учреждения.
Литература
Основная литература
1. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: серия «Высшее профессиональное образование – педагогические специальности» Е.Н., Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: АКАДЕМИЯ, 2008г. – 215 с.
2. Менеджмент в образовании [Текст] : учебно-методическое пособие / сост. А. В. Щербаков, Е. В. Рябышева. - Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. – 200с.
Электронные ресурсы:
Дополнительная литература
3. Бабаевский Р.М.. Гуров С.Г. Измерьте ваше здоровье / Р.М. Бабаевский, С.Г. Гуров. - М., 1988.
5. Васильков, В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся / В.А. Васильков.- Ханты-Мансийск, 2003.
7. Ерехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Ерехман. - Л.: Наука,1987.
10. Методические пособия и рекомендации по изучению дисциплины
Дата: 2018-12-21, просмотров: 203.