Административные дела данной категории рассматриваются единолично судьей в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи административного искового заявления в суд.
Лица, участвующие в деле, извещаются судом о времени и месте рассмотрения административного дела. Неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд вправе признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, в случаях, предусмотренных законом, в частности представителей органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (ч. ч. 2, 4 ст. 289 КАС РФ). В случае неявки указанных лиц в суд без уважительных причин к ним могут быть применены меры процессуального принуждения, предусмотренные, в частности, ч. 1 ст. 120, ч. ч. 3, 4 ст. 150 КАС РФ.
Рассматривая административное дело данной категории, суд:
- проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций;
- выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций;
- проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей,
возлагается на административного истца. Предметом доказывания по данной категории административных дел являются обстоятельства, которые:
- свидетельствуют о наличии у административного ответчика обязанности по уплате обязательного платежа;
- подтверждают невыполнение ответчиком данной обязанности;
- свидетельствуют о соблюдении контрольным органом необходимых процедурных норм, а также процессуальных норм при реализации полномочий на применение ответственности.
Соответственно, административный истец обязан представить суду доказательства следующих фактов: а) наличия у административного ответчика обязанности по уплате обязательного платежа; б) невыполнения административным ответчиком этой обязанности.
При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.
Таким образом, осуществляя предварительный судебный контроль при рассмотрении дела о взыскании обязательных платежей и санкций, суд проверяет, предъявлены ли властные административные требования контрольного органа в рамках закона, не выходят ли за пределы установленного в законе обязательства плательщика - физического лица, соблюдена ли им процедура контроля и досудебного урегулирования, установленная нормами действующего законодательства.
КАС РФ (ч. 3 ст. 291) допускает возможность рассмотрения данной категории административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб. Такая возможность не исключается, например, в случаях, когда стороны просили рассмотреть дело в их отсутствие (п. 1 ст. 291 КАС РФ) либо при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, не сообщив о причинах неявки и не попросив об отложении судебного разбирательства (ч. 7 ст. 150, п. 4 ст. 291 КАС РФ).
Кроме того, суд вправе рассмотреть дело в порядке упрощенного производства, если ходатайство о рассмотрении дела в таком порядке заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против этого (п. 2 ст. 291 КАС РФ). В этом случае необходимо предварительно выяснить мнение ответчика, и суд устанавливает 10-дневный срок для представления возражений относительно применения этого порядка (ч. 2 ст. 292 КАС РФ).
В отличие от приказного производства по данной категории административных дел упрощенное производство предполагает состязательную форму, включающую обмен состязательными бумагами и предварительное судебное заседание. При вынесении судебного приказа суд не связан предварительным мнением административного ответчика.
4. Решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций. При принятии решения суда в рамках производства по данной категории дел применяются общие требования к порядку принятия, форме и содержанию решения суда по административному делу.
Вместе с тем специальные требования предъявляются к резолютивной части решения суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций. В этой части должны быть указаны:
- фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства;
- общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.
При разрешении данной категории административных дел суд не вправе самостоятельно назначить санкцию за неуплату обязательных платежей. Он должен проверить правильность расчета размера взыскиваемой денежной суммы, произведенного контрольными органами, выяснив при этом обстоятельства, с которыми закон связывает возможность снижения санкции.
Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве с учетом особенностей, предусмотренных ст. 48 НК РФ.
Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:
1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа;
2) наличных денежных средств;
3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством РФ.
В случае взыскания обязательных платежей за счет имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.
Рекомендуемая литература
Абушенко Д.Б. Обеспечительные меры в административном судопроизводстве: практика арбитражных судов. М.: Волтерс Клувер, 2006.
Административное судопроизводство в Российской Федерации: развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства / Отв. ред. Ю.Н. Старилов. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. Вып. 7. Сер. "Юбилеи, конференции, форумы".
Административное судопроизводство: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016. Административно-процессуальное право: Курс лекций. М.: ЦОКР МВД России, 2009.
Административно-процессуальное право: Учебник / Под ред. А.И. Каплунова. СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России,
2015.
Административный процесс: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. М.А. Штатиной. М.: Юрайт, 2014. Альхименко А.В. Административная юстиция в западноевропейских странах и в России: Сравнительно-правовой
анализ / А.В. Альхименко, В.В. Альхименко. М.: Изд. дом Междунар. ун-та в Москве, 2013.
Анохин В.С. Административные суды: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2011.
Боннер А.Т. Неисковые производства в гражданском процессе: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2010.
Громошина Н.А. Дифференциация, унификация и упрощение в гражданском судопроизводстве: Монография. М.: Проспект, 2010.
Демин А.А. Материальное и процессуальное в административных правоотношениях // Административное право и процесс. 2007. N 2. С. 6 - 9.
Диков Г.В. Проблемы создания системы административной юстиции в России (в свете зарубежного опыта) // Государство и право. 2001. N 5. С. 31 - 34.
Зеленцов А.Б. Административная юстиция как судебное административное право: в схемах и с комментариями: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2014.
Зеленцов А.Б. Административная юстиция: Общая часть: Теория судебного административного права: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
Зеленцов А.Б. Административная юстиция как судебное административное право: концептуальные проблемы: Монография. М.: Буки-Веди, 2014.
Зеленцов А.Б. Административно-правовой спор: вопросы теории: Монография. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во РУДН,
2009.
Зеленцов А.Б. Административно-правовой спор: теоретико-методологические подходы к исследованию //
Правоведение. 2000. N 1. С. 68 - 79.
Зеленцов А.Б. Административный процесс и административно-процессуальное право в России: концептуальные проблемы современного развития / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов // Административное право и процесс. 2013. N 12. С. 3 - 15.
Зеленцов А.Б. Конституция Российской Федерации 1993 г. и проблемы становления административной юстиции // Вестник РУДН. 2004. N 1. С. 5 - 25.
Зеленцов А.Б. Контроль за деятельностью исполнительной власти в зарубежных странах: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2002.
Зеленцов А.Б. Конфликты в управлении и управление конфликтами: опыт комплексного исследования предмета и форм административной юрисдикции. М.: Изд-во РУДН, 2001.
Зеленцов А.Б. Теоретические проблемы административного иска // Правоведение. 2005. N 6. С. 26 - 41.
Зеленцов А.Б. Административная юстиция в России: история и современность: Учеб. пособие / А.Б. Зеленцов, В.И. Радченко. М.: Рос. академия правосудия, 2002.
Кряжков В., Старилов Ю. Административные суды: какими им быть? // Российская юстиция. 2001. N 1. С. 18 - 20. Кузнецов С.А. Обеспечительные меры в гражданском и административном судопроизводстве. М.: Волтерс Клувер,
2007.
Кузнецов С.А. Судебные обеспечительные средства в российском гражданском праве: Монография. М.: Волтерс
Клувер, 2008.
Лупарев Е.Б. Налоговые споры: Проблемы теории, очерк практики: Монография. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та,
2006.
Майоров В.И. Генезис административного судебного права: теоретико-методологические проблемы // Журнал
административного судопроизводства. Научно-практическое издание. 2017. N 1.
Макарейко Н.В. Административно-процессуальное право: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2008.
Махина С.Н. Административный процесс: проблемы теории, перспективы правового регулирования. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1999.
Нехайчик В.К. Административная юстиция (административное судебное право). Общая часть: Учебное пособие.
Сургут: СурГУ, 2016.
Николаева Л.А. Административная юстиция и административное судопроизводство: зарубежный опыт и российские традиции: Сборник статей / Л.А. Николаева, А.К. Соловьева. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.
Панова И.В. Административная юстиция: Монография. М.: Норма; Инфра-М, 2014.
Помогалова Ю.В. Административно-процессуальное право: Курс лекций. Саратов: Саратов. юрид. ин-т МВД России,
2011.
Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской
Федерации. М.: ИГП РАН, 2001.
Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография. М.: Норма; Инфра-М, 2012.
Серков П.П. Административная юстиция в России: Проблемы теории и практики // Рос. судья. 2012. N 12. С. 5 - 9. Скитович В.В. Очерки истории и теории советской административной юстиции. Гродно: Изд-во Гродненск. ун-та, 1992. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.
Старилов Ю.Н. Административная юстиция в условиях модернизации государства, административного и административно-процессуального законодательства Российской Федерации // Административное право: сравнительно-правовые подходы: Ежегодник публичного права 2014. М.: Инфотропик Медиа, 2014. С. 222 - 249.
Старилов Ю.Н. Административная юстиция: проблемы теории. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1998.
Старилов Ю.Н. Административное судопроизводство в контексте модернизации процессуального законодательства России // Административное право и процесс. 2015. N 2. С. 19 - 28.
Старилов Ю.Н. От административной юстиции к административному судопроизводству. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. Вып. 1. Серия "Юбилеи, конференции, форумы".
Старилов Ю.Н. Судебный нормоконтроль как способ обеспечения законности публичного управления // Юрид. записки. 2014. N 4 (27). С. 24 - 35.
Устюжанинова Б.А. Современная административная юстиция в Великобритании: Монография / Предисл. А.Б. Зеленцова. М.: Изд-во МГОУ, 2012.
Фурсов Д.А., Харламова И.В. Теория правосудия в кратком трехтомном изложении по гражданским делам. М.: Статут, 2009. Т. 1: Теория и практика организации правосудия.
Хахалева Е.В. Контроль судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц. Майкоп: Изд-во А.Н. Солодовникова, 2011.
Чепурнова Н.М., Белоусов Д.В. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод: конституционно-правовой аспект. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010.
Ярков В.В. Главным условием создания административных судов является наличие политической воли // Судья. 2012.
N 5. С. 17 - 18.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 6670.