Римское право
Цель занятия. Выявить значение римского права в истории европейского права.
Источники. Законы вавилонского царя Хаммурапи. Законы Двенадцати таблиц (с. 97). Цицерон. «Об обязанностях» (с. 97—98). Формулы римских юристов (с. 98).
Вопросы и задания для учащихся
1. Сравните по текстам законов Хаммурапи и формулам римских юристов, что (или кто) являлось источником права на Востоке и в Риме. Каково было его главное назначение? Заполните сравнительную таблицу. Сделайте вывод о различиях. Как это связано с типами государственного устройства?
2. Какова роль права в римском обществе? Было ли сходство в отношении к праву на Востоке и в Римской империи?
3. Что такое право в понимании римлян? Как трактуется это понятие в современном праве? (В случае необходимости обратитесь к юридическому словарю.)
4. В каком источнике описано римское судопроизводство? Какой его принцип является важным в современной западной судебной системе?
5. Каким понятием мы можем заменить выражения «разум природы» и «закон человеческий и божеский» в трактате Цицерона? Как они соотносятся с правом? В чем их сходство и различие?
6. Какие отрасли права выделены в источниках?
7. Что римляне понимали под частным правом? Приведите примеры. Какие современные отрасли права соответствуют римскому частному праву?
8. Как вы думаете, был ли в законах Хаммурапи (или других древневосточных законах) раздел, посвященный частному праву? Обоснуйте свое мнение.
Лабораторно-практическое занятие № 7
Права и вольности средневекового города
Цель занятия. Выяснить положение средневекового европейского города в системе феодальных отношений.
Источник. Грамота германского императора Фридриха I городу Любеку от 19 сентября 1188 г. (с. 121—122).
Вопросы и задания для учащихся
1. Вспомните, как называлась борьба городов за свои права. В каких формах она проходила?
2. Кто автор данного документа? Какие отношения связывают его с графами и горожанами?
3. По какому праву император вмешивается в тяжбу графов с городом?
4. Выпишите права, полученные городом, определите их значение.
5. Зачем императору предоставлять горожанам такие широкие права?
6. Сравните полученные данные о положении горожан со сведениями о положении других слоев средневекового общества. В чем были их отличия?
7. Как вы считаете, вписывается ли средневековый город в систему феодальных отношений, или это историческое явление иного порядка?
Лабораторно-практическое занятие № 8
Живопись Возрождения
Цель занятия. Проанализировать произведения живописи эпохи Возрождения, выявить характерные черты и различия Итальянского и Северного Возрождения.
Источники. Иллюстрации учебника (с. 182—184), цветной вклейки (с. 4—14).
Вопросы и задания для учащихся
1. Используя текст учебника, отберите иллюстрации, отражающие искусство раннего Возрождения. Проанализируйте их и сделайте вывод о наметившихся изменениях в искусстве по сравнению с эпохой Средневековья.
2. Проанализируйте репродукции картин Высокого Возрождения по плану:
1) автор, название, место создания;
2) сюжет;
3) особенности изображения, по которым можно отнести данную картину к эпохе Возрождения.
Результаты работы оформите в виде таблицы.
3. Обобщите полученные сведения по следующим направлениям: наиболее распространенные сюжеты; особенности живописи.
4. Сгруппируйте репродукции по принадлежности к Итальянскому и Северному Возрождению. Сделайте выводы об их отличиях.
Практическое занятие № 9
Экономическое развитие Европы в XIX в.
Цель занятия. Проанализировать статистические данные и карту, сделать выводы о темпах экономического роста крупнейших европейских государств.
Источники. Диаграмма «Мощность паровых машин, применяемых в промышленности» (с. 229). Статистическая таблица «Протяженность железных дорог». Карта 7 на вклейке.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 448.