Летнее Макошье (Летние Мокриды) — Святодень Макоши-Мокрины, Водяной Матушки, всякой живности водяной Заступницы.
В эпоху двоеверия на Руси 19 липеня/июля-месяца отмечали Макринин (Мокринин) день. В народе примечали: «Коли Мокрида мокра, то и осень тоже, Мокрида суха — и осень суха», «Коли на Мокриду мокро, то страда ненастная», «Вёдро на Мокриду — осень сухая», «Коли на Мокриду дождь — вся осень будет дождливая, и не будет орехов — все повымокнут». День Летних Мокрид считался важным и для будущего года: «Коли на Мокриды дождь, на следующий год уродится рожь».
Спожинки/Госпожинки
Спожинки/Госпожинки — праздник Окончания жатвы. В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру Землю за урожай, приносят требы Макоши-Снопоносице (Матери Урожая) и заплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу.
В эпоху двоеверия на Руси 15 серпеня/августа-месяца отмечали Успение Пресвятой Богородицы. В народе говорили: «Успенский пост спожинками разрешается», «Успение кончает дожинки». Женщины, окончив жатву, катались по стерне и приговаривали: «Жнивка-жнивка, отдай мою силку — на пест, на колотило, на кривое веретено!» — возвращая себе при помощи этого заклинания отданную ими Земле (ниве, жниве) силу.
День Рода и Рожаниц
День Рода и Рожаниц — праздник Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов года. Встреча осени — чествование Макоши как Матушки-Осенины. В этот день приносят требы Роду Вседержителю (Всебогу) и Роду Небесному (Предкам), а тако же прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): «Роду — вовек слава, а нам хвала — по делам».
В эпоху двоеверия на Руси 8 вересеня/сентября-месяца отмечали Рождество Богородицы. Праздновали, как правило, у воды и непременно с овсяным хлебом. В народе говорили: «Если погода на Малую Пречистую (то есть на Рождество Богородицы) хорошая — осень будет хорошая».
Осеннее Макошье (Осенние Мокриды)
Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) — Святодень, когда Мать Сыра Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у Них прощения за «всё, чем досадили» Им в завершающемся году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши — Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей (Нитей Судеб) всего сущего. В этот день жрицы Макоши расчёсывают Кудели Судеб — распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают Судьбу.
В эпоху двоеверия на Руси отмечали сразу две даты, посвящённые Параскеве Пятнице, именуемой в народе Земляной и Водяной Матушкой, Покровительницей браков и Целительницей болезней (особенно происходящих от колдовства): 14 листопада/октября-месяца — день Параскевы Грязнихи, Параскевы Порошихи, или Параскевы Трепальницы (лён трепали), и 28 листопада/октября-месяца — день Параскевы Пятницы, или Параскевы Льняницы. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая «Льняные смотрины».
Особливая обрядность
1) На Вешнее Макошье — 9 травеня/мая-месяца — приносят требы пробуждающимся после зимнего сна Земле и Воде. Выносят и оставляют с особливыми наговорами в поле хлеб и яйца; умываются чистой водой, набранной из священных источников; приложив ухо, «слушают Землю».
2) На Летнее Макошье (Летние Мокриды) — 19 липеня/июля-месяца, отмечаемое накануне Перунова дня, — приносят требы Макоши Водяной Матушке и просят у Неё влаги — если стоит засуха, либо сухой погоды — если идут обильные дожди.
3) На Спожинки/Госпожинки — 15 серпеня/августа-месяца — благодарят Макошь-Снопоносицу (Жнивную Матушку) за богатый урожай. Женщины катаются по стерне, собирая силу.
4) На день Рода и Рожаниц — 8 вересеня/сентября-месяца — к священным источникам приносят овсяные хлеба, просят у Макоши-Прародительницы (Старшей Рожаницы) оберега на домашнее хозяйство.
5) На Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) — 28 листопада/октября-месяца — приносят требы Земле и Воде, просят у них прощения за все возможные оскорбления, нанесённые им за минувшее лето: «Простите, в чём досадили Вам!..» На священное дерево, посвящённое Великой Матери, большую берёзу или липу (либо старую рябину с толстым стволом), навязывают особливые наузы с прошениями и наговорами. Жрицы Макоши «творят мокриды»: расчёсывают гребнями кудель («распутывают» Покутные Нити), предварительно омыв кудель «молчальной» (то есть набранной в молчании — без каких-либо наговоров) водой. Жрец либо волхв три раза подряд спрашивает у них: «Что деете?» Они отвечают: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем — Красной Макоши на передничек!» И, наконец: «Мокриды творим!» Затем жрицы благословляют всех собравшихся, обходя коло посолонь и кропя водой с кудели. Все в ответ кланяются, благодарят Макошь за Дары Её, после чего устраивают братчинный пир горой.
Обрядовые славления
(Из «Вещего Словника»)
1. МАКОШЬ ПРЕМУДРА МАТИ ПОКУТНА
СУДЬБЫ ВЕДНИЦА ВЕРЕТЕННИЦА
НИТИ КРУЧЕНЫ СУДЬБЫ ВРУЧЕНЫ
КОЛО ВЕРЧЕНЫ С-ПРАВНО ВЕНЧАНЫ
ДОЛЕЙ ДОБРОЮ ДАРИ ВДОСТАЛИ
НЕДОЛЬ ОТВЕДИ РАССЕЙ РОССЫПЬЮ
МАТЬ ВЕЛИКАЯ МНОГОЛИКАЯ
ЗЕМЛЯ ПЛОДНАЯ РОДОМ РОДНАЯ
СВЯТИ ПОЛЮШКО ЧЕСТНЫМ ХЛЕБУШКОМ
ДАЖДИ МУДРОСТИ СВОИМ ДЕТУШКАМ
ДА СИЛ В МОГОТУ ВСЯКУ ЖИВОТУ!
ГОЙ-МА!
2. МАКОШЬ-МАТУШКА ВСЕОТРАДНИЦА
МОГУЧАЯ ЖЕ ТЫ СУДЬБОВЕРТИЦА
СУДЬБЫ ВЯЖИ ВО УЗЛЫ СКОРО
ПОКУТНЫ НИТИ СОВЕДИ СПОРО
НЕДОЛИ СУДЬБИНЫ ЗЛЫ
ДОЛИ СУДЬБИНЫ ДОБРЫ
ДОЗВОЛЬ МАТУШКА ГАДАТИ
ВРАЗУМИ ПРЕМУДРА ЗНАТИ
ОТ РОДУ РОЖДЕННОЕ
ОТ БОГОВ ИЗРЕЧЕННОЕ
ПО НАШЕЙ ДОЛЕ ДА ПО БОЖЕСКОЙ ВОЛЕ
ВОССЛАВИСЯ ЖЕ СУДЕБ ВЕДНИЦА
МАКОШЬ-МАТУШКА ВЕРЕТЕННИЦА!
ГОЙ-МА!
3. МАКОШЬ-СУДЬБИНУШКА СИЗА ГОЛУБИНУШКА
МАКОШЬ УМИЛЕННАЯ ДА СТОВЕРЕТЕННАЯ
ВО РОДЕ ВОССЛАВИСЯ СРЕДИ НАС ПОЯВИСЯ
СО ТВОЕЙ КРЫНИЦЫ ДАЙ ВОДЫ НАПИТЬСЯ
ДАЙ ВОДЫ НАПИТЬСЯ К ТЕБЕ ПРИКЛОНИТЬСЯ
БЕРЕЗА СТРОЙНАЯ САМА СТАНОМ ГОЙНАЯ
МАТУШКА ВСЕБЛАГАЯ ВОЗРАДУЙСЯ ДНЕСЕ ОТРАДНАЯ!
ГОЙ-МА!
4. УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ МАТУШКА МАКОШЬ-ЛЬНЯНИЦА
ПОЛЕВАЯ ЗАСТУПНИЦА БАБЬЕМУ ДЕЛУ ПОМОЩНИЦА
ТЫ МАТИ НАМ ЗАПОВЕДАЛА ЧТОБЫ БРАТ БРАТА НЕ БРАНИЛ
ТЫ ЖЕ МАТИ ЗАПОВЕДАЙ СБЕРЕГИ ДА СОХРАНИ
ЖИТО ОТ СПОРЫНЬИ ОТ ГРОМА ДА ОТ МОЛОНЬИ
ЧЕСТНО РОЖЕНИЕ ОТ ЗАРОКА ДА ОТ ИЗРОКА
ЗЛАТ ВЕНЕЦ ОТ ПРОКЛЯТИЯ ОТ УКОРА ДА ОТ ПРИГОВОРА!
ГОЙ-МА!
5. ГОЙ ТЫ ЕСИ МАКОШЬ-МАТУШКА
МАТЕРЬ ПРЕЧИСТАЯ ЗВЕЗДА САМОСИЯННАЯ
ПОКУТЫ ВСЕЙ ВОЛОДЫЧИЦА НИТИ СУДЕБ ДЕРЖАЩАЯ
ХОЗЯЙКА ВОД ХРАНИТЕЛЬНИЦА КЛЮЧЕЙ
ЗДРАВЫ ПОДАТЕЛЬНИЦА А ЖИВЫ ВСЕЙ БЕРЕГИНЯ
ГОЙ ТЫ ЧРЕВО ЗЕМНОЕ ПЛОДОРОДНОЕ
ГОЙ ТЫ МАТЬ ЕСИ ВСЕРОДЯЩАЯ
ВЕЛЕСОВОЙ СИЛОЙ ПРЕИСПОЛНЕННАЯ
ТЕБЕ ВЗДАЕМ СЛАВНЫ СЛАВЫ
ДА ВОЗНОСИМ ЧЕСТНЫ ТРЕБЫ НАШИ
БУДИ Ж К НАМ МИЛОСТИВА МАТУШКА
ДА ОПРЯДИ НАС СИЛОЙ СВОЕЙ ПРЕМОГУТНОЙ!
ГОЙ-МА!
6. МАКОШЬ НАША МАТИ ДОЗВОЛИ ВЕЛИЧАТИ
ДНЕСЬ ТЯ ПРОСЛАВЛЯТИ
ВО ДВОРЕ ДОБРОМ ВО ПОЛЕ ХЛЕБОМ
С-ПРАВНОЙ КРЕПОСТЬЮ ВСЯКОЙ ЛЕПОСТЬЮ
А В ЧЕСТНОМ ДОМУ СВЕТЛОМ ТЕРЕМУ
ОБЕРЕГ ВСЕМУ РОДУ МОЕМУ!
МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ!
МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ!
МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ!
ГОЙ-МА!
7. ХОЗЯЙКА ОТВОРЯЙ ДВЕРИ
СТОЯТ ГОСТИ НА ТВОЕМ ДВОРЕ
ОТВОРЯЙ ДВЕРИ-ТО ДУБОВЫЕ
СТЕЛИ ДОРОЖКИ НОВЫЕ
ГРЯДЕТ ДО ТЯ МАКОШЬ-МАТУШКА
МАКОШЬ-МАТУШКА ДОБРА ХОЗЯЮШКА
ДАРИТ ТЕБЯ ПО-БОЖЕСКИ
БЛАГАМИ ВСЕОТРАДНЫМИ
ТКАНЯМИ ТОНКОПРЯДНЫМИ
БЕЛЫМ ПОЛОТНОМ ДА ДОБРЫМ СУКНОМ
ДОЛГИМ ВЕКОМ ДА ПРАВЫМ СУДОМ!
ВОССЛАВИСЯ МАКОШЬ-МАТУШКА!
ВОССЛАВИСЯ КОРМИЛИЦА НАША!
ГОЙ-МА!
8. НА ПОЛЯХ НА ЦВЕТУЩИХ (ВЕШНИХ) ЛУГАХ
СО СЛОВОМ ВЕЛЕСОВЫМ НА УСТАХ
ПРИШЛИ МЫ ДО ТЯ МАКОШЬ-МАТУШКА
МАКОШЬ-МАТУШКА ДОБРА ХОЗЯЮШКА
ОТ ВЕКУ НЕТ ТЕБЯ КРАШЕ
ПРИМИ ДАРЫ ТРЕБУ НАШУ!
ГОЙ-МА!
9. НА МЕЖАХ НА РОСИСТЫХ ЛУГАХ
СО СЛОВОМ ВЕЛЕСОВЫМ НА УСТАХ
ПРИДИ ДО НАС МАКОШЬ-МАТУШКА
ПОСОБИ В СТРАДНОЙ ПОРЕ СТОЯТИ
ЖИТО ТВОЕ СБИРАТИ
ВО ПОЛЕ КОПНАМИ
НА ГУМНЕ СТОГАМИ
В КЛЕТИ ЗАКРОМАМИ
НА СТОЛЕ ПИРОГАМИ!
[ОТВЕТ: ХЛЕБА СОБРАТИ!]
ГОЙ-МА!
10. МАКОШЬ-МАТИ СУДЕБ РАДИ
НЕ ПОКИНИ НЕ ПРГЛЯДИ
ДОЛЮ ЧАДАМ НАПРОРОЧИ
В БЕЛОМ ДНЕ ВО ЧЕРНОЙ НОЧИ
НА РОДИНЫ НА СУДЬБИНЫ
НА ВСЕ СРЕЧИ НА ВСЕ РЕЧИ
ВСЯКУ ГРАДУ ВСЯКОЙ ВЕСЕ
В ЧИСТОМ ПОЛЕ В ТЕМНОМ ЛЕСЕ
В КАЖДОМ ДВОРЕ В КАЖДОМ ДОМЕ
ВО УКРОМЬЕ ВО РАЗДОЛЬЕ
НАС НИКОЛИЖ НЕ ПОКИНИ
МАКОШЬ-МАТИ ВЛИКЕ СИЛЕ!
ГОЙ-МА!
11. МАКОШЬ-МАТИ БУДИ СЛАВНА
НИТИ СУДЕБ ВЕДИ ПЛАВНО
БУДИ ДОБРЫ ТВОИ КОШИ
В СВЕТЛЫ ДНИ ВО ТЕМНЫ НОЧИ
МАТИ-ПРЯХА ДАЖДИ ЗРЕТИ
СУТЬ ПОКУТЫ ТВОИМ ДЕТЯМ
ВЕДНА МАТИ ДАЖДИ ЗНАТИ
ПРАВИ СУТЬ ВО ЧЕСТНОЙ РАТИ
ДАЖДИ БЫТИ МАТИ СРЕЧЕ
СО ВОЛХВАМИ В ИСТОМ ВЕЧЕ
ДАЖДИ БЫТИ МАТИ ДОЛЕ
С ОРАТАЯМИ ВО ПОЛЕ
ДАЖДИ СИЛУШКИ ВО РУДУ
ВСЯКОМУ ЧЕСТНОМУ ЛЮДУ
МАКОШЬ-МАТИ СЛАВЬСЯ ДНЕСЕ
ДА ПО ВСЕ РОДНЫЕ ВЕСИ!
ГОЙ-МА!
12. МАКОШЬ ЛАДНА ВСЕОТРАДНА
СВЯТА БОЖЬЯ ВСЕПРИГОЖЬЯ
НИТИ КРУТИ СУДЬБЫ ПРЯДИ
ДО НАС ДНЕСЕ БЛАГА ГРЯДИ
НАЧАРУЙ КУШ НАМОТАЙ ДЮЖ
РЯДИ ЗДРАВУ ОТВЕДИ МАРУ
НИТИ ЗЛАТИ ДОЛЮ СВЯТИ
ТКИ ЖЕ С-ПРАВНО БУДИ СЛАВНА!
ГОЙ-МА!
13. МАКОШЬ-МАТИ ПРЯЖУ ПРЯДИ
ДОЛЮ ВОДИ ЖИТО РОДИ
НИТИ ВЕДИ ЖИВИ ЛЮДИ
ПРАВО СУДИ ТАКО БУДИ!
ГОЙ-МА!
14. СВЯТА МАКОШЬ НАША МАТИ
ДАЖДИ СЕЯТИ ДА ЖАТИ
ЖИТО В ЗАКРОМА СБИРАТИ
ПОЛНОЙ МЕРОЙ НАПОЛНЯТИ
ПОЛНЫ ЗАКРОМА С ТВОЕГО СНОПА
ОБЕРЕГ СКОТА ВСЯКА ЖИВОТА!
ГОЙ-МА!
15. МАКОШЬ-МАТИ ЧЕСТНА ЖНИВА
ДАЖДИ МОЧИ ДАЖДИ СИЛЫ
НА ПЕСТ НА КОЛОТИЛО
НА ВЕРЕТЕНО ВОСТРО
НА ЖИТЬЕ-БЫТЬЕ ДОБРО!
ГОЙ-МА!
16. МАКОШЬ-МАТУШКА
СНОПЬЯ ХОЗЯЮШКА
СНИДИ НА НАШУ НИВУ
НА БЛИНЫ-ПИРОГИ
ИЗБАВИ НАС ОТ МАЯТЫ
ВСЯКУ БЕДУ ОТВЕДИ
НАШЕ ЖИТЬЕ ОСВЯТИ!
ГОЙ-МА!
Слава Роду!
[2004]
Родные Боги:
Великий Велес
Уж Ты гой еси, Велес, Вещий Бог,
Мудрости Исток, Божских Врат Порог!
Ты дозволи днесь Тебя славити,
Правью Вышнею себя правити,
Полной мерою вели меряти,
Древней Ведою дажди ведати,
Добрым семенем в поле сеяти,
На Родной Земле благо деяти!
Слава Велесу! Гой!
Оглавление
1. Велес: общие сведения
2. Велес: двуединство образа
3. Лики Вещего
4. Изображения Вещего Бога
5. Велес и Род
6. Велес в Триглаве
7. Трёхликий Велес — Троян
8. Велес — Владыка Вод
9. Велес и Один
10. Велес и Макошь
11. Жива и Мара
12. Ель — священное дерево Велеса
13. Велесов Круг
14. Велесов Суд
15. Велесово Око Мудрости
16. Велесовы чиры
17. Животные, посвящённые Велесу
18. Велесовы Святилища
19. Священные дни Велеса в Лета Вращении
20. Обрядовое славление Велеса
21. Имя Велесово (Кощуна из «Вед Родолюбия»)
Велес: общие сведения
Велес (Волос) — Славянский Бог Мудрости, Богатства и Иного мира (Нави), Покровитель скота и Живой Природы, Один из наиболее любимых и почитаемых в народе Славянских Богов. Его Имя происходит от общеиндоевропейского корня v el, означающего принадлежность к Иному миру (миру Мёртвых)[295]. С Именем Велеса связаны такие слова как: воля, повеление, власть, владычество, величие, волшба, волшебство, волхв, волохатый, волосы, вол, волна, волнение и т.д.
Из «Повести временных лет» известно, что Именем Велеса клялся князь Олег с дружиной при заключении мирного договора с греками в лето 907: «Царь же Леонъ съ Олександром миръ створиста съ Ольгом, имъшеся по дань и роте заходивше межи собою, целовавше сами крестъ, а Ольга водиша и мужии его на роту; по русскому закону, кляшася оружьемь своимъ и Перуномъ богомъ своимъ и Волосом, скотьимъ богомъ, и оутвердиша миръ»[296].
К Велесу обращался при заключении договора и князь Святослав. Так, в третьем договоре, заключённом Святославом в Болгарии в лето 971, приводятся слова его клятвы: «Кляхся азъ къ царямь Грецьскымъ и со мною бояре и Русь вся, да хранимъ правая свещания; аще ли от техъ самыхъ и преждереченыхъ не храним, азъ же и со мною, и подо мною, да имеемъ клятву от Бога, в неже веруемъ, в Перуна и въ Волоса, бога скотья»[297].
В «Слове о полку Игореве» вещий сказитель Боян назван Велесовым внуком: «Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче...».
Известно, что в Новгороде идол Велеса стоял на так называемой Софийской стороне города. В восстановленной А.А. Шахматовым «Повести о крещении Владимира» сказано, что Владимир Киевский «Волоса идола, его же именовахоу скотия бога, повеле в Почайноу рекоу въврещи»[298]. Отсюда обычно выводят заключение, что идол Велеса стоял на Подоле, то есть не в «княжеской» части Киева (князь с дружиной, в отличие от остального народа — «всей Руси», согласно летописи, более почитали Перуна — Покровителя Воинского Сословия), где Владимир некогда — до его отречения от Веры Предков — сам приносил требы Родным Богам. В «Житии св. Авраамия Ростовского» говорится об осквернении каменного идола Волоса, стоявшего в «Чудском краю»[299]. В Ростове идол Велеса был осквернён христианами лишь в XII в.
В эпоху двоеверия на Руси и других Славянских землях многие черты Велеса были частично «перенесены» на святого Власия, покровителя скота (которому сельские жители Новгородской и Вологодской губерний ещё в XIX в. приносили в церкви коровье масло и клали его перед иконами Власия, а в Белоруссии в дни, посвящённые святому Власию, иконы с его изображением ставились в коровниках[300])[301], а также на святого Николая Чудотворца, одного из наиболее почитаемых в народе святых. Ещё в первой половине XX в. на Русском Севере во многих избах иконы святого Николая заменяли собой иконы Христа, а мужики прямо говорили: «Наш Бог — Никола».
Велес: двуединство образа
Велес Вещий — Тот, Кто и со Днём Светлым, и с Ночью Темяной в Ладу. Ему ведомы и Явь и Навь, и Правда и кривда, и Свет и Тьма. Вещий одновременно:
1) Явен и Навен;
2) Стар и Юн;
3) Хладен и Яр;
4) Кощен и Дороден;
5) Светел и Темян.
Далее о Ликах Вещего скажем подробнее.
Лики Вещего
Лики Велеса — Вещего Бога — поистине неисчислимы. Особливо выделяются средь оных следующие:
1) Велес — Бог Мудрости Божественной и знания человеческого; Покровитель мудрых волхвов и всего Волховского (Жреческого) Сословия, вдохновенных баянов (вещих сказителей) и буйных скоморохов; Попечитель наук и искусств; Вещий Наставник и Учитель на Стезе Духовного Ведания и всякого ученичества вообще; Бог, дарующий вдохновение шаманам и духовидцам, певцам и поэтам; Покровитель любомудрия (философии) и красноречия.
2) Велес — Бог Богатства Духовного и богатств земных; Даритель всякого достатка; Покровитель купцов, скотоводов и землепашцев; Хранитель тайных сокровищ: Сокровенного Ведания, тайных наук и сокрытых кладов; Бог, володеющий богатствами недр Земли; всегда одетый в звериные шкуры и рубище отшельника (символ непривязанности к богатствам) Володетель всех богатств мира.
3) Велес — Навий Владыка; Хозяин Вельих Лугов (Велесовых Пастбищ) — Иного мира; Ведающий Пути Предков, Хранитель Древней Мудрости; Страж Калинова моста меж Явью и Навью; Проводник душ умерших на «тот свет»; водящий волхвов по-за мрое (по-за смертью — в Навь); Закрадный[302] Судия, судящий Правым Судом души умерших (как речено: «Велесова Суда никому не избегнути»); Бог Карающий и Милующий — воздающий каждому по заслугам и по мере его; Тот, Кто ведёт души к новому рождению в Яви; Владыка Обители Предков.
4) Велес — Бог Путей и дорог; Вечный Странник; Ведающий Пути меж мирами; Указующий Стезю Прави, Путь Богов (Путь Ведания) и Путь Предков (Путь Обычая и Праведных деяний); Покровитель всех земных путей-дорог и троп; Ведающий Тропы Тайные и Дороги Иные; Покровитель всех странников и скитальцев, путешественников и беглецов; Тот, Кто странствует за Кромку этого мира; Тот, Кто ходит по Краю и за Краем.
5) Велес — Податель Здравы[303]; Хранитель живота всякого (жизни всей); Зарод Земле-Матушке творящий, всяку животу приплод дающий; «правящий» болестями и хворями всех, живущих не по Прави, не следующих своему Пути; Бог Исцеляющий, ладящий хворых и болезных; очищающий души болью и дающий силы превозмочь боль.
6) Велес — Дарователь Хмеля, награждающий Даром мистического и обрядового опьянения (камлающие шаманы и пребывающие в состоянии мистической восхищенности волхвы — «неистовствующие от Велеса») и карающий иных чёрным безумием; возводящий готовых к вершинам Сверхсознания и ввергающий сознание иных в тёмные пучины подсознания.
7) Велес — Снопий Дед, Коему на Спожинки оставляют пучок несжатых колосьев-волотей («Велесу на бородку»); Покровитель крестьянского труда, земледелия; оберегающий жито и житные снопы; Податель Урожая.
8) Велес — Скотий Бог (скот — как в значении богатства[304], так и собственно животных, а также всей животной-скотьей природы души человека, которая управляема Собью — Духом, нашим Истинным Я); Попечитель всякого живота, как великого, так и малого; Покровитель диких животных и домашнего скота; особенно Велес Корович (Сын Небесной Коровы Земун[305]) покровительствует быкам и коровам — «Велесовым сестрицам».
9) Велес — Бог охоты и Покровитель охотников, Сам — Дикий Охотник, отмеряющий всякому хищному зверю меру его добычи, предающий жертву во власть добытчика, Грозный и Милостивый единовременно.
10) Велес — Небесный Пастух, гонящий по небу тучные стада (влагоносные облака); также — Небесный Пастырь душ.
11) Велес — Морской Хозяин (спуск под воду — вход в Иной мир, в Обитель Предков, «Водяных Дедов и Прадедов»); морские воды, коим покровительствуют Жива и Мара — Летняя и Зимняя Супруги Велеса, олицетворяют двойственную по своей природе Праматеринскую Стихию: из Предвечного Моря вышла вся Жизнь, но Море также являет собой образ Обители Смерти (не случайно море созвучно таким словам, как мать и смерть).
12) Велес — Лесной Владыка, Хозяин Лесных Чертогов, Лесу Велящий, Володетель всех лесных богатств и его обитателей, как живущих во плоти (животных, растений...), так и бесплотных (лесных духов).
13) Велес — Покровитель хитрости и коварства[306], воровства и татьбы всякой, маяты и мороки, а также всех препятствий на Пути, преодолевая которые, мы растём в Духе.
14) Велес — Змеиный Князь, Повелитель змей и Хранитель Древней Мудрости (змеи, по поверьям, испокон веков хранят Древнюю Мудрость, Потаённое Знание); Сам Змей (Ящер) Подземья; Родовой Змей, Податель плодородия, творящий Зарод по весне Матери Сырой Земле.
15) Велес — Повелитель духов (как благих, так и нечистых); Хозяин духов Стихий и Водитель душ умерших, повелевающий марами (вестницами смерти), мороками (морочащими духами) и манами (заманивающими духами), призраками и привидениями; Бог водяных, леших, домовых, банников, кикимор, шишиг и т.п.
16) Велес — Бог волшбы всякой («Велесова Искусства»); Покровитель всех, кто сведущ в Тайных науках (в волшбе, магии): ведунов и чародеев, колдунов (коло творящих) и ведьм (ведающих то, что скрыто); вдохновляющий на речение вещих слов: кощун (обрядовых повествований о Деяниях Богов и Предков) и славлений, заговоров и заклинаний; покровительствующий как благой (Белой) волшбе, так и вредоносной (Чёрной волшбе — Кощной потворе).
17) Велес — Владыка Зимний (Дед Мороз), Милостивый и Карающий; Хранитель Зимнего Огня; Зимний Попечитель живота всякого; Охранитель Зимнего Сна Матушки-Земли; Хозяин Морениных слуг — зимних духов; Тот, Кто мостит мост Коляде (мост меж старым и новым годом); Тот, Кто приходит на Коляду в облике Полазника (Навьего Гостя).
18) Велес — Бог Безвременья; Хранитель Врат, ведущих во Ино — в Неведомое; Бог Переходов (от старого года к новому, от лета к зиме, ото дня к ночи и наоборот); Пожиратель Времён — Тот, Кто Сам за пределами времени; Вещий Бог, ведущий от преходящего к Вечному, от временного ко Вневременному, от мерного к Безмерному, от изменчивого к Неизменному, от проявленного к Непроявленному, от смертного к Бессмертному, от ведомого к Неведомому, от имеющего имя к Пачеимянному, от личного к Сверхличному — за пределы пространства и времени, формы и обыденного сознания — к Самосиянному Свету Божественного Бытия-Сознания-Блаженства, Сущего от веку ВНУТРИ каждого из нас.
Изображения Вещего Бога
Великий Велес проявляет Силу Свою Тримогутную во всех трёх мирах. Сама Сила — безвидна, хотя движет мирами и волнует души людские. Дабы как-то отобразить То, Что Невыразимо по самой своей природе, — вещие люди, служители и ученики Вещего Бога, прозрели Духовными Очами своими и явили во Святах (Священных Изображениях) Образы Велесовы, отображающие те или иные свойства Его Силы. Созерцая эти Образы в Безмолвии Сердца, истый радарь Велесов обращается не к изображению, но к Тому, Кто изображён, постигая так Силу и Мудрость Его — по мере своей. Вот некоторые из этих Образов:
1) Велес Трёхликий — Тот, Чья Сила проявляется в Тремирьи (Сильный во Яви, Нави и Прави):
- В мире Яви — Скотий Бог, Податель богатств;
- В мире Нави — Проводник душ на Вельи Луга и Сам Навий Владыка;
- В мире Прави — Духовный Наставник, указующий Стезю Прави, и Покровитель Вышней Мудрости (Ведания).
А также:
- Ведающий три времени: Прошлое, Настоящее и Будущее;
- Ведущий души через три состояния: от Жизни к Смерти, а затем к Возрождению внове;
- Ведающий три стези: стезю Правды, стезю не-Правды (кривды) и стезю Лада; и т.д.
Не случайно многие исследователи так называемого Збручского идола (например, академик Б.А. Рыбаков[307]) считают фигуру, присутствующую на трёх сторонах в «нижнем ярусе» сего изваяния, изображением Велеса.
2) Держатель Волшебного Рога (Велесова Рога Изобилия), из коего Он достаёт богатства земные — живущим в Яви, жребии посмертных Судеб — ушедшим в Навь (умершим), и Священную Сурью (Напиток Мудрых) — ищущим Путь и следующим Стезёю Прави.
Также известно изображение Велеса, трубящего в Рог — призывающего души наши на Стезю Прави.
3) Вещий Гусляр, перебирающий лады Всемирья.
4) Небесный Пастух с Пастырским Посохом, навершие коего змеится свитнем — «ловцом» для духов и крюком для захвата неправедных душ умерших людей.
5) Держатель Кувшина со Звёздным Млеком (Священным Молоком Коровы Земун, вскормившей им Юных Богов на Заре Мира).
6) Владыка Времени с песочными часами в руках и Временным Посохом, отбрасывающим тень (прообраз Солнечных часов).
7) Старый Волхв, держащий в левой руке Волховской Посох и благословляющий правой раскрытой ладонью.
8) Зрящий Ино — Слепой Старец или Тайноликий Бог с закрытыми или завязанными очами.
9) Вещий Странник с Дорожным Посохом и котомкой за плечами.
10) Страж Калинова Моста в обличии Быкоглавого Воителя или Трёх- (Семи-, Девяти-, Двенадцати- и даже Двадцати четырёх-) голового Змея.
11) Могучий Воитель с Двузубой Секирой, сильной во Яви и Нави (ср. почитаемый Критской цивилизацией обоюдоострый топорик-лабрис, связанный с культом Минотавра — существа с телом человека и головою быка, образ которого многими современными исследователями признаётся родственным образу Велеса).
12) Вещий Кормчий, плывущий на Небесной Ладье (Месяце) по Велесову Пути (Млечному Пути — Пути Предков).
13) Несущий Ужас Держатель Марина Серпа (убывающего Месяца).
14) Держатель Трезубых Вил (остриями вверх — Жива, жизнь; остриями вниз — Мара, смерть).
15) Тайноликий — Тот, Чей Лик сокрыт.
16) Змеиный Князь, Сам Родовой Змей, Земле-Матушке Зарод творящий.
17) Бер (Медведь) Косматый — Лесной Хозяин.
18) Небесный Бык — Серебряны Роги.
19) Владыка Морской, Держатель Сети (Ловец душ) и Священного Трезубца, Вилами по воде водящий.
20) Велес Кощный (Худой, Костлявый) — Навный.
21) Велес Дородный (Богатый) — Явный.
22) Звёздный Странник, торящий Пути Всемирья.
23) Вещий Лучник, ранящий Сердца готовых стрелами Духовного томления, заставляющего их искать свою Стезю.
24) Многим Вещий Бог является в обличье Дива Дивного и Чуда Чудного — Непостижимого, Непонятного.
25) И лишь Мудрейшие из мудрых постигают Его как чистый Самосиянный Свет — превыше всех качеств, имён и форм...
Велес и Род
Всебог Род — Единое Начало, Беспричинная Причина всего сущего. Все Родные Боги суть Лики Рода.
Всебог Род — это:
1) Сам Творец Вселенной, породивший всё сущее из Себя Самого;
2) В Лике Сварога Род — Сам Отец-Небо, оплодотворяющий Мать Сыру Землю;
3) Владыка Небесных Вод (Божественного Семени, оплодотворяющего Землю) и Вод Земных (в частности, родников);
4) Владыка Небесного Огня, рождающий Молнии-Родии;
5) Тот, Кто вдувает в людей и других живых существ Божественное Дыхание Жизни — Дух Рода;
6) Тот, Чей цвет — Красный, Рудяной[308] (обережный цвет жизни, живой Крови);
7) Владыка Жизни и Смерти;
8) Тот, Кто изображается в облике Небесного Быка (Вола, Тура);
9) Тот, Кого почитают в фаллическом образе Родового Столба (Оси Мира); и т.д.
Ещё в 1872 г. К.Н. Бестужев-Рюмин говорил: «Что касается Рода, то нечего искать в нём предка... Род не есть олицетворение рода (gens), а сам создатель»[309].
Образ Рода близок образу Ведийского Рудры (о связи образов Велеса и Рудры-Шивы — см. далее). Древние Арии почитали Рудру-Шиву в образе Лингама — фаллоподобного камня, Родового Столба, Священного Гоя (Уда), также почитаемого и на Славянских землях. Вот, что пишет по этому поводу академик Б.А. Рыбаков: «Богиня земного плодородия (Макошь), бог земли предков и богатства (Волос), богиня весны и свадеб (Лада), бог "белого света" и солнца (Даждьбог), бог грозы и покровитель воинов (Перун) — все они слились в объединяющем их образе Рода, для скульптурного изображения которого была выбрана форма "лингама", источника жизни, самой рождающей силы, проистекающей, как говорят наши средневековые авторы, из находящегося на небе Рода. Индийский верховный бог Шива, близкий к нашему Роду, нередко изображался в виде лингама-фалла»[310].
О родственности образов Рода и Рудры-Шивы пишет и известный российский индолог, автор многих книг, раскрывающих близость Индо-Арийской и Русско-Славянской культур, Н.Р. Гусева: «Древние славяне высоко чтили и бога по имени Род. Он был сильным и гневным владыкой неба, проливал на землю дождь, как семенную жидкость, оплодотворяя все живые существа. С его именем, а значит и с понятием размножения, связаны и такие слова, как "руда" (кровь), "рудый", "рдяный" — красный, рыжий: бурый и ряд других. Но вот в Ведах воспевается некий бог по имени Рудра. Подумаем, только ли созвучны имена Рода и Рудры? Нет, их сближают и другие черты. Рудра также бог неба и громов. Он мощен и гневлив. Он — бог-воин, обладающий красно-бурой кожей, а в санскрите слова "рудх", "рудхира" означают "быть красным, кровавым", что прямо совпадает с приведёнными славянскими словами, сопоставимыми с Родом. Видимо... бог Род-Рудра был совпадающе близким в условиях общности или тесного сближения племён славян и арьев. ...До сих пор в Индии поклоняются Шиве под этим двойным именем, соединяющим его с... Родом»[311].
И далее: «Род — бог-осеменитель, породитель, источник жизни, покровитель процесса передачи в поколениях крови-руды как носителя жизни (род-родство-родить и др.). Был главнейшим богом до Перуна, "бога киевских дружин". С ним связан культ рожаниц-покровительниц женщин, детей, плодородия земных существ и растений». «Рудра — бог-осеменитель, даритель жизни, всевластное божество арьев, культ которого в Индии слился с культом аналогичного ему местного бога Шивы. Описывается как красно-бурый бог, что говорит о связи его имени с исходным корнем "рд" — рудый, родрый, рдяный, цвет крови — руды; рудхира — кровавый»[312].
В статье «Род-Рудра: родной бог ариев», напечатанной в №5 журнала «Наследие предков», современный шиваитско-тантрический Ачарья (Духовный Учитель) русского происхождения Свами Садашивачарья спрашивает читателя: «Кто нам роднее: Род-Рудра или Яхве-Саваоф?», прямо указывая на «тесное родство шиваитско-тантрической ветви индуизма и славянского язычества»[313].
Кашмирский Шиваизм, а также многие другие индуистские школы тантрической, шиваитской и шактистской направленности почитают Рудру-Шиву Верховным Богом, проявленным в пяти Формах и совершающим пять Действий:
1) В форме Брахмы — Шива осуществляет Творение (санскр. Сришти);
2) В форме Вишну — Сохранение (санскр. Стхити);
3) В форме Рудры — Разрушение (санскр. Самхара);
4) В форме Махешвары — Сокрытие (санскр. Тиродхана);
5) И в форме Садашивы — Откровение, Раскрытие (санскр. Ануграха).
Велесова колослава «ГОЙ ЕСИ ВЕЛЕСЕ»[314] прямо утверждает Духовное Единство Рода (Гоя — Лингама-фаллоса — Оси Мира) и Велеса.
Известный исследователь Славяно-Арийских древностей С.В. Жарникова утверждает, что Род «удивительно тесно смыкается со "скотьим богом" Велесом-Волосом»[315], и далее на нескольких страницах своей книги, посвящённой историческим корням Славянских обрядов, подробно описывает Рода как «Владыку Трёхликого (Рода-Велеса-Трояна), которого в процессе христианизации на севере Восточной Европы сменил Святой Николай — Микола»[316].
Велес в Триглаве
Главнейшие Триглавы, почитаемые в современном Родноверии, суть:
1) Великий Родов Триглав: Белобог — РОД — Чернобог;
2) Сварожий Триглав: Перун — СВАРОГ — Велес;
3) Триглав Всемирья: Явь — ПРАВЬ — Навь.
В Сварожьем Триглаве Отец-Сварог воплощает Собой Сверхсознание, Перун — «дневное», или обыденное, сознание, а Велес — подсознание и Родовую Память.
Во Всемирьи Сварог воплощает Собой Силу Творения (Проявления), Перун — Силу Разделения (отделяет Явь от Нави) и Сохранения (Сбережения, Защиты), а Велес — Силу Разрушения и Возрождения.
Но, создавая миры, Сварог тем самым порождает мирскую маяту, улавливающую души живых существ в сети Духовного невежества. Перун, оберегая Явь от Нави, тем самым обуславливает наше восприятие границами мира Яви. И лишь Велес, разрушая во черёд свой все формы, освобождает души от плотской зависимости и ведёт их к Высшему Знанию.
В некоторых современных Родноверческих Общинах, следующих Велесовой традиции, Рода почитают в образе Велеса Подателя Плодородия, Зарод Творящего; Белобога — в образе Велеса Дородного, Защитника и Заступника живота всякого (дающего возможность обусловленным душам пройти необходимый для их развития урок в земных формах); и Чернобога — в образе Велеса Кощного, Умерщвляющего Разрушителя, ведущего живот всяк от жизни к смерти, а от смерти к новому Возрождению.
По словам одного современного Родноверческого волхва: «Велес равно властен над Жизнью и Смертью, и потому всё сотворённое Сварогом и оберегаемое Перуном — в Его власти».
Трёхликий Велес — Троян
Велес — третий Лик Сварожьего Триглава, Держатель Трезубых Вил, — равно как и Трёхокий Шива, третий Лик Тримурти (индуистского Триглава), Держатель Священной Тришулы (Трезубца). Троян — Трёхликий Велес, прозревающий одновременно всё Тремирье: Явь-ПРАВЬ-Навь.
На известном изображении Трояна XVII в.[317] — Трёхголовый Бог предстаёт с головой Орла — посередине (Небеса), головой Льва — справа (Земля) и головой Змеи — слева (Подземье). А по представлениям Южных Славян, Троян (Чей образ в значительной мере был демонизирован христианами) одной головой, якобы, «пожирает» людей, другой — скот, а третьей — рыбу, что также свидетельствует о Его власти над всеми тремя мирами. Согласно народным болгарским сказкам и песням, Троян, Чей образ обладает всеми чертами Велеса Кощного (Навного) или Чернобога, не любит Солнечного света; Он путешествует ночью, в свете Месяца, верхом на чёрном коне.
С.В. Жарникова прямо отождествляет Велеса и Трояна[318]: «На Севере Руси в дохристианский период аналогом Трояна было божество, носившее имя Велеса (Волоса)»[319].
Троян, равно как и Шива[320], связан с Месяцем — Велесовой Ладьёй, возящей души умерших во Ино и обратно, к новому рождению в Яви. На одном из известных изображений Трояна из Щецинского Святилища Троян представлен Трёхголовым, держащим в руках Месяц. Согласно Валентину фон Эйхштедту (XVII в.): «Известнейший бог щецинцев был Триглав с тремя золотыми головами, откуда он и получил имя; он изображался с тремя головами под одной макушкой, держащим в руке месяц».
Некоторые исследователи усматривают взаимосвязь образа Трёхликого Велеса — Трояна с тремя фазами Луны, почитая Оного Владыкой Времени. Не случайно одно из Имён Шивы — Махакала, что значит «Великое Время» или «Великий Чёрный» (ср. выражение: «тьма времён»).
Волхв Богумил Мурин, верховода Обнинской Родноверческой Общины «Триглав» и наш соратник по «Велесову Кругу», возрождающий ныне культ Трояна, полагает, что: «Скорее всего, у Трояна в руках чаша, братина-копарь»[321]. Но Месяц как раз и являет собой Навью Чару (Чашу), наполняющуюся в течение одной половины месяца Звёздным Молоком Небесной Коровы Земун и питающей им весь белый свет в течение другой половины месяца (ср. рост и убывание Луны).
Согласно исследованиям С.В. Жарниковой: «С Трояном в народной традиции связывались представления о зиме, снеге, сугробах, снежной белизне и тропах, протоптанных дикими турами»[322]. И далее: «Троян был не только богом зимы, снега, дорог. Будучи богом луны, он не принадлежал целиком к кругу светлых, благостных богов древних славян. Связанный с культом предков и плодородия, Троян был также божеством ночного мрака, тёмных сил и ужасов. И ещё он был великим судьёй, тем, кто награждает и наказывает и живых, и мёртвых. Не случайно в народной традиции путь на "тот свет" — Млечный путь — зовут "тропою Трояновой"»[323].
«Тропа Троянова»[324] — Велесов Путь, Путь Предков, соединяющий наше время с «веками Трояновыми»[325], связующий воедино три времени: прошлое, настоящее и будущее. «Земля Троянова»[326] — вся Родная Земля, вся Русь, ибо Велес, в отличие, например, от Перуна, Бога-Покровителя княжеской власти, согласно договору русских с греками 907 г., есть Бог «всей Руси».
Также в современном Родноверии существует мнение, разделяемое волхвом Богумилом Муриным и многими приверженцами культа Трояна, согласно которому Трёхликий Троян является воплощением Триединства Божественных Сил всего Сварожьего Триглава: Сварога-Перуна-Велеса. Подробнее о сём — см. три Сказа о трёх Подвигах Трояна[327].
Ниже приводится наш «Сказ о Велесе-Трояне и Чёрном Звие (Змее)» из «Вед Родолюбия»:
Во времена былые, стародавние,
Когда на земле жили Предки наши Славные,
Ходили тогда меж ними Сами Родные Боги,
Торили меж Небом и Земью пути-дороги.
5. Но вот, случилось, понастали худые времена —
Прилетел на Русь Чёрный Звий, велик, как гора.
Как одна голова у Звия — чёрна вранова,
А друга голова у Звия — да всё волчия,
Ну а третья голова у Звия — всё змеиная.
10. Чешуя на нём — да всё медная,
Зубы вострые — всё железныя.
Из пастей Звиевых огонь велик пышет,
Из ноздрей его — чёрный дым столбом!
Стал тот Звий во полях житушко топтать,
15. Из деревень да весей красных девушек во полон свой брать.
Собрались тогда Предки наши на честной сход,
Судили-рядили, думу думали, да и так порешили,
Чтоб у Самого Велеса, Бога Вещего,
Заступника человечьего, подмоги просить.
20. Били они Ему челом, кланялись добром,
Звали стать на защиту Земли Светорусской,
Просили злые беззакония Звиевы пресечь,
Головы хмарные сшибить со Звиевых плеч.
Согласился Велес, Бог Вещий, Предкам нашим помочь,
25. Звия Чёрного, Звия хмарного, в битве превозмочь!
Брал тогда Велес посох Свой из вековой ели,
Вынимал из него чудесные три свирели.
Как одна свирель — песнь ветров поёт,
Как друга свирель — Землю-Мать трясёт,
30. Ну а третья свирель — Окиян-море колышет.
Играет на свирелях Велес — Звий Его слышит,
Летит навстречь Ему на чёрных крылах,
На что ни дохнёт, всё обращает в пепел и прах.
Как одна голова его — по-вороньему грает,
35. А друга голова — всё по-волчьему воет,
Ну а третья голова — шипит по-змеиному.
Из пастей Звиевых огонь велик пышет,
Из ноздрей его чёрный дым валит!
Летит Чёрный Звий по-над Землёй Светорусской,
40. Вещему Богу лютой смертью грозит.
Взмывал тогда Велес в поднебесье вещим Филином,
Вылетал навстречь Звию Чёрному,
Бился, ратался с ним в поднебесьи.
Сбивал-сшибал Он Звию голову черну воронью,
45. Ломал Звию когтями чёрные крылья.
Грянулся тогда Звий велик оземь,
Сотряслась, содрогнулась под ним Мать Сыра Земля!
Священные дубравушки наземь листву обронили,
Из-под бел-горюч камушков ключи-родники забили.
50. Обращался тогда Велес Медведем косматым,
Сбивал-сшибал Звию голову его всё волчию.
Падал Звий в Окиян-море глубокое,
Оттого по Окиян-морюшку велика волна пошла,
Полмира затопила, полземли напрочь снесла.
55. Обращался тогда Велес велерогим Туром,
Выпивал Он в три глотка солёное Окиян-море,
Выходил на твердь супротив Чёрного Звия,
Затаптывал его копытами в Мать Сыру Землю.
А тем временем по всему свету засушье настало,
60. В поднебесье оболоки все Солнцем пожгло,
Всяко рощенье на земле да на нет сошло.
Ударял тогда Велес-Тур рогом о Вышнюю твердь,
Сотряслись сами своды небесные,
Дождём посыпались на землю звёзды частые,
65. Расплескались сини хляби заоблачны!
Отколол Велес-Тур от Вышней тверди Синь-камень,
Да и Сам половину рога Своего серебряного обломал,
Что с тех пор на небе ясным Месяцем воссиял.
И упал Синь-камень, ни мал, ни велик, с небес наземь,
70. Содрогнулась, пошатнулась вся-то Мать-Земля!
Ударял Велес-тур копытом о каменну твердь,
Выпускал из Синь-камня воды — небесно хлябие,
Растекалось то хлябие по земле Окиян-морюшком,
Питало иссохшую на безводье Землю-Матушку.
75. С тех самых пор почитают Велеса люди и Сами Боги
Воду чистую на камень Его возливая,
Великие славы Ему, вод Держателю, воспевая!
От выпитых за три глотка вод Окиян-моря синего,
Что отравлены были слюной Звия Чёрного,
80. Посинело у Велеса, Бога Вещего, горло.
От трёх капель крови, пролитых в битве Велесом,
Родился первый князь на Руси — Троян.
Велеса же Могучего, во трёх мирах Бога Сильного,
Прозвали Боги Родные и Предки наши Святые
85. Трёхликим Трояном — Владыкой Тремирья.
С тех самых пор и славят, величают на Руси
Трояна Тривеликого — Велеса Трёхликого,
Трояна-князя, сына Его, деяньями славного,
Да всех честных родовичей — сынов Трояновых,
90. Внуков Велесовых[328], всех людей честных! Гой!
Велес — Владыка Вод
Велес — «Царь Морской» русских народных сказок и былин. С.В. Жарникова прямо утверждает: «Велес (Волос) владыка вод»[329]. В христианском «Сказании о построении града Ярославля» сказано: «Невернии сии человецы моли слезно своего Волоса, да низведет дождь на землю»[330].
Велес — Повелитель всех «Водяных Дедов да Прадедов», и Он же — Небесный Пастух, гонящий стада туч-облаков, тучных коров к Небесному Водопою. Велес — Покровитель Живой (Живиной) и Мёртвой (Мариной) воды, а также — Владыка всех земных колодезей и источников, родников и рек, озёр и морей. Велес Морской — «Сед, як Окиян». Он же — Владыка Нижних Вод, связанных с Навью, с Обителью Предков, находящейся по ту сторону Забыть-реки (реки Забвения, из которой пьют души тех, кому приходит срок заново воплощаться в мире Яви). Также Велес — Страж Калинова моста через реку Смородину, разделяющую Явь и Навь.
Согласно народным верованиям, когда Велес Морской пускается в пляс во Своём подводном тереме, на море начинается шторм, и волны топят проплывающие по ним корабли вместе с теми, кто отправился в море, не заручившись покровительством Грозного Морского Владыки. «Морской Царь» из былин о Садко — Велес, Коему любы неистовые пляски и игра на гуслях (ибо Сам Он — Вещий Гусляр).
9. Велес и Один
Скандинавский Бог Один (Odin), английский Воден (Woden), голландский Водан (Wodan), германский Вотан (Wotan) — Мудрец и Волшебник, одновременно Бог-Воин, Бог-Шаман и Бог-Странник. Его цвета: сине-фиолетовый и тёмно-синий. Связанные с Ним животные: конь, ворон, волк, орёл и змея. Его волшебные орудия: Копьё, Посох, Кольцо. Главная Стихия — Воздух, дополнительная — Вода (но также можно проследить связи с Землёй и Огнём). Числа: 9 и 3. Один из главных Его знаков — трёхсоставный свастичный символ: тридискил (tridiskil).
Один — Покровитель волшбы, тайных искусств, магии рун. Также Он — Предводитель Дикой Охоты, Бог Грозовой Ярости (подобно Ведийскому Богу Грозы и Богу-Охотнику Рудре). Одно из древнейших Имён Его — как Грозового Великана — Воде (Wode), что приблизительно переводится как «Ярость»[331].
Также Один — как Бог-Отец — связан с культом плодородия. По народному обычаю, последний сноп колосьев по окончании жатвы оставляли в поле — в дар Его волшебному коню Слейпниру[332] (символизирующему собой, помимо прочего, шаманский экстаз и мистическую восхищенность).
Представляемый в облике слепого на один глаз Старика, сопровождаемого двумя волками[333] и двумя воронами[334], Один тесно связан с культом мёртвых, с Иным миром и его обитателями (душами умерших и Навьими духами).
Один — Владыка Чертогов павших воинов. Ему служат валькирии — девы-воительницы, которых, согласно «Младшей Эдде», Он шлёт «во все сражения, они избирают тех, кто должен пасть, и решают исход сражения». Само слово валькирия (val-kyria) — означает буквально «избирающая убитых».[335]
Велес и Макошь
Великая Мать Макошь (Мокошь) — Божественная Супруга Велеса. В определённом смысле, Она — Женский Лик Самого Вещего Бога. Воплощая Собой двойственную Женскую природу, Она имеет два Лика: Светлый и Тёмный, Кои почитаются как Жива и Мара (Доля и Недоля, Среча и Несреча). Также Великая Мать Макошь покровительствует двум Женским Стихиям, воплощённым в образах Матери Сырой Земли и Государыни Воды, под началом Которой находятся многочисленные водяные девы — сестрицы-водяницы, русалки-мавки (навки).
Ещё Великая Мать Макошь и две Её Прибогини — Доля и Недоля — почитаются как Богини-Суденицы, Небесные Пряхи, вьющие Нити Судеб всего сущего, подобные греческим Мойрам и скандинавским Норнам. Так, в «Младшей Эдде» о трёх Норнах сказано, что они «судят людям судьбы», а в «Прорицании Вёльвы» (из «Старшей Эдды») говорится:
Мудрые девы
оттуда возникли,
три из ключа,
под древом высоким;
Урд имя первой,
вторая Верданди, —
резали руны, —
Скульд имя третьей;
судьбы судили,
жизнь выбирали
детям людей,
жребий готовят.
В 1743 г. сербский епископ Павел Ненадович (какая, однако, «говорящая» фамилия!..) велел своей пастве ставить на могилах кресты, а не следовать обычаю и «простая древеса съ преслицомъ (прялкою) воздружати»[336].
В некоторых современных Родноверческих Общинах существует представление о том, что Род и Рожаницы, как Суд и Суденицы, — это Велес Вещий Судия, судящий души людей на Своём Закрадном Суде, и Макошь с Её Божественными Помощницами, Владычицами Судеб. Также иногда говорят о двух Рожаницах — Ладе и Леле (при том, что Лелю обычно величают Девой), или о трёх — Макоши, Ладе и Леле, или даже о всех существах женского пола — Рожаницах Небесных и Земных.
Жива и Мара
Жива и Мара — Летняя (связанная с Явью) и Зимняя (связанная с Навью) Супруги Вещего Бога.
Как Божественный Супруг Живы, Велес Дородный носит Имя — Жив.
Как Божественный Супруг Мары, Велес Кощный носит Имя — Мор.
Равно владычествуя над Жизнью и Смертью, Вещий Бог Духом Своим пребывает за их пределами — по ту сторону двойственности этого мира, и дарует Духовное Ведание Единого своим ученикам — вещим волхвам.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 502.