Комплекс методических материалов для разработки индивидуального учебного проекта на уровне
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Комплекс методических материалов для разработки индивидуального учебного проекта на уровне

основного общего образования

Пояснительная записка

I. Введение.

Комплекс оценочных материалов для оценки метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» в форме итогового индивидуального проекта разработан на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273), ФГОС основного общего образования, Примерной основной образовательной программы основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Гимназия №1», Программы развития МОУ «Гимназия №1» и Устава гимназии.

 «Метапредметные планируемые результаты – это освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности в организации учебного сотрудничества с руководителем, педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории».

Проектная деятельность и итоговый индивидуальный проект позволяют обучающимся путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта «развивать ключевые компетенции личности, стремиться к саморазвитию самосовершенствованию».

Объёктивная оценка деятельности обучающихся даёт возможность для дальнейшего развития их творческих способностей и интеллектуального потенциала.

II. Цель создания комплекса.

Разработка измерительных материалов для итоговой оценки метапредметных планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в форме индивидуального учебного проекта

III. Структура комплекса.

Комплекс оценочных материалов для оценки метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования состоит из следующих разделов:

Положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №1»;

Карта оценки индивидуального итогового проекта обучающегося на уровне основного общего образования;

Инструктивные материалы для обучающегося и карта самооценки;

Методические материалы для руководителя проекта;

Инструктивные материалы и методические рекомендации для экспертов;

Приложения к приказам директора:

- план контроля заместителя директора по учебной работе за организацией проектной работы обучающихся 9 классов;

- план консультаций экспертов;

- перечень тем индивидуальных итоговых проектов обучающихся и список руководителей.

IV. Содержание комплекса.

1. Положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» определяет все этапы работы над индивидуальным итоговым проектом, при этом обучение навыкам проектной деятельности ведётся на всех уровнях общего образования. В соответствии с требованиями ФГОС ООО и основной образовательной программы основного общего образования «Гимназия №1»

Положение содержит:

Требования к организации работы над индивидуальным итоговым проектом,

Требования к содержанию и направленности индивидуальных итоговых проектов обучающихся,

Требования к оформлению индивидуального итогового проекта,

Сроки и этапы выполнения индивидуальных итоговых проектов,

Требования к защите индивидуального итогового проекта,

Критерии оценки индивидуальных итоговых проектов.

В Положении представлены и способы представления промежуточных результатов проектной деятельности обучающихся: выступление на школьной научно-практической конференции.

2. Карта оценки индивидуального итогового проекта обучающегося на уровне основного общего образования

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной процедурой итоговой оценки становится защита обучающимся индивидуального итогового проекта. В карте оценки определены умения и навыки проектной деятельности, относящиеся к критериям:

Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,

Сформированность предметных знаний и способов действий,

Сформированность регулятивных действий,

Сформированность коммуникативных действий.

Оценка уровня сформированности метапредметных результатов на базовом и повышенном уровнях отражена в количестве баллов, выставленных при защите проекта руководителем индивидуального итогового проекта и экспертной комиссией. Особое значение при этом имеет развитие личностно-значимых умений и навыков проектной деятельности, приобретённых самостоятельно (без помощи руководителя) в процессе работы над проектом, а также углублённое изучение проблемы и практическая направленность проекта.

V. Выводы и обобщения.

Комплекс оценочных материалов для оценки метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в форме индивидуального итогового проекта позволяет объективно оценить на разных уровнях степень сформированности у обучающихся навыков проектной деятельности, а также способность управлять своей деятельностью, в том числе корректировать и определять новые задачи в соответствии с изменяющейся ситуацией. Материалы комплекса носят аналитический и обучающий характер, т.к. в процессе оценки метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и в процессе работы над индивидуальным итоговым проектом «само обучение происходит в процессе деятельности».

Такой личностно-деятельностный подход к разработке оценочных материалов обеспечивает возможность сотрудничества обучающихся, руководителей, консультантов проекта. Комплекс обеспечивает выполнение требований ФГОС общего образования в части системы оценки метапредметных планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

Утверждаю

Директор МОУ «Гимназия №1»

_______________Т.Г.Андреева

Приказ №          от 31.09.2017

Положение

о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования

Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273–ФЗ), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования, МОУ «Гимназия №1»и Устава гимназии.

1.2.Под проектной деятельностью понимается целенаправленно организованная деятельность, объединяющая педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) и социальных партнёров.

1.3.Проектная работа представляет собой деятельность, выполняемую обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов (интегрированный проект), способствует повышению качества образования, позволяет использовать полученные знания, освоить различные формы и методы практической работы.

1.4.Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), помогает развитию творческих способностей и логического мышления.

1.5. Включение учащихся в проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на всех уровнях образования, который обеспечивает достижение обучающимися метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

1.6. В организации и обеспечении проектной участвуют все педагогические структуры школы.

1.7. Проект-это форма организации совместной деятельности ученика (учеников) и руководителя (учителя, родителей, социальных партнёров), направленная на достижение поставленной цели и решение проблемы, значимой для учащегося, оформленная в виде конечного продукта.

Требования к организации работы над индивидуальным итоговым проектом

4.1.Общее руководство проектной деятельностью обучающихся в «Гимназия №1» на уровне основного общего образования осуществляют руководители ШМО и заместители директора по учебной-воспитательной и воспитательной  работе.

4.2.Руководителями проектной деятельности обучающихся являются учителя, реализующие ФГОС основного общего образования.

4.3.Руководителем, консультантом индивидуального итогового проекта обучающегося могут быть педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся, сотрудники иных организаций по профилю проекта (социальные партнёры).

4.4.Инициатором в выборе руководителя проекта является обучающийся.

4.5.Руководитель проекта назначается приказом директора.

4.6. Руководители проекта:

-организуют работу обучающегося над индивидуальным итоговым проектом,

-представляют заявку на руководство проектной деятельностью обучающегося, план работы для рассмотрения на методическом совете школы;

-обращаются за консультациями к специалистам по просьбе обучающихся,

-проводят индивидуальные консультации с обучающимися, испытывающими затруднения на разных этапах работы,

-заявляют об участии обучающихся в конкурсах различного уровня,

4.7.Обучающиеся самостоятельно выбирают предметную область, в которой будет проходить работа над индивидуальным итоговым проектом.

4.8.Обучающиеся вместе с руководителем выбирают тему, определяют результат (продукт) работы и её жанровые особенности, планируют деятельность.

4.9.Промежуточная экспертиза проекта осуществляется комиссией методического совета посредством анализа продукта проектной деятельности.

4.10.Сроки защиты индивидуальных итоговых проектов утверждаются приказом директора.

Требования к содержанию и направленности индивидуальных итоговых проектов

5.1.Индивидуальный итоговый проект может быть

по содержанию:

· монопредметный - относящийся к определённым областям знаний;

· метапредметный - относящийся к определённой области деятельности;

по доминирующей деятельности:

· информационный (поисковый) направлен на сбор информации об объекте, явлении, на ознакомление с ней участников проекта, её анализ и обобщение фактов;

· исследовательский – подчинённый логике небольшого исследования, имеет структуру, совпадающую с исследованием;

· творческий – предлагает максимально свободный подход к представлению результата (спектакль, сценарий, концерт, шоу, акция и т.д.);

· практико-ориентированный (прикладной)– нацелен на социальные интересы участников проекта или заказчика;

· игровой (ролевой) - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

5.2.Представление индивидуальных итоговых проектов может быть проведено в форме:

компьютерной презентации с описанием продукта,

демонстрации прибора, макета, конструкции (в том числе ЛЕГО) ,web-сайта или страницы,

сценария, экскурсии, стендовых отчётов, фотоальбома, модели, сочинения, сборника творческих работ, видеофильма, карты, музыкального произведения, игры, деловой игры, бизнес-плана и т.д.;

схемы, алгоритма, таблицы, пособия (в том числе на электронном носителе), сборника упражнений, практикума, реферата, включающего результаты эксперимента, опытов, решений и т.д.

6.Требования к оформлению индивидуального итогового проекта.

6.1 Индивидуальный итоговый проект должен содержать:

продукт проектной деятельности;

паспорт проекта объёмом 10-20 машинописных страниц (формат А-4, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал – 1, верхнее и нижнее поле – 2 см, правое – 3 см, левое -1,5 см, выравнивание по ширине, отступ -1.25), в котором выделены:

титульный лист, где указаны:

- полное наименование образовательной организации,

- название проекта, автор и руководитель проекта, консультант,

- год его выполнения;

пояснительную записку, в которой указаны:

- цель и задачи проекта;

- краткое описание хода его выполнения и полученных результатов;

- список литературы и материально-технических ресурсов;

6.2.Индивидуальный итоговый проект также включает краткий отзыв руководителя проекта (рецензия).

6.3.Приложения (графики, схемы, таблицы и т.д.) выносятся в отдельный блок.

6.4.Все страницы индивидуального итогового проекта (кроме титульного листа) нумеруются.

6.5. Ссылки оформляются в соответствии с образцом.

6.6.Каждый раздел начинается с новой страницы, заголовок раздела располагается по центру страницы, точка после заголовка не ставится.

6.7.Для участия в конкурсах различного уровня руководитель работы организует оформление соответствующей документации, предусмотренной форматом конкурса.

Требования к защите индивидуального итогового проекта

9.1.Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.

9.2.Учащиеся 9 классов представляют свой проект в качестве экзаменационной работы за одну неделю до защиты для просмотра комиссии.

9.3.Защита проекта производится в сроки, установленные для сдачи экзаменов по выбору.

9.4.Учащиеся 9 классов защищают свой проект согласно утверждённому директором расписанию.

9.5.Публичная защита индивидуального итогового проекта проводится в устной форме с обязательной демонстрацией фрагментов проекта или презентации и не должна превышать 10 минут, количество слайдов в презентации – не более 15.

9.6.После завершения выступления ученик должен ответить на вопросы комиссии (если таковые возникли).

9.7.Публичное представление индивидуального итогового проекта обучающегося должно содержать:

· обоснование выбранной темы, доказательства её актуальности,

· цели и задачи проекта и степень их выполнения,

· обязательное указание на степень самостоятельности проделанной работы,

· описание возможностей применения продукта на практике в разных сферах деятельности;

· а также учитывается:

· эмоциональное воздействие на слушателей,

· правильность речи, артистичность,

· умение реагировать на вопросы, аргументируя свой ответ,

· дизайн проекта.

9.8.Все демонстрационные материалы для защиты индивидуального итогового проекта должны быть заранее записаны на компьютер, использующийся во время защиты.

КРИТЕРИЙ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендации к компьютерной презентации индивидуального проекта

(уровень основного общего образования)

Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 15 слайдов.

Титульный лист презентации включает:

полное наименование образовательной организации;

сведения об авторе и руководителе проекта;

год разработки проекта

Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления каждого раздела.

Слайды должны быть озаглавлены.

Наглядность слайда может быть обеспечена при помощи анимации, цветовых эффектов, иллюстраций, графиков, схем, таблиц.

Компьютерные презентации удобно создавать при помощи программы Microsoft Power Point.

ВНИМАНИЕ! Не стоит увлекаться чрезмерным включением цветовых и анимационных эффектов, т.к. они отвлекают внимание слушателей от сути проекта.

Задание.

Внимательно перечитай текст выступления и оцени его по данным критериям.

Критерий

Показатели

Количество баллов

По каждому Всего
1. Содержательная сторона выступления Содержание выступления соответствует теме, целям и задачам проекта. 15

30

    Приведены необходимые примеры и аргументы 15
2. Речевое оформление Изложение текста без чтения по написанному (возможны план или тезисы) 15

35

    Структура выступления: вступление, основная часть, заключение. 10
    Артикуляция, отсутствие ошибок в речи 10
3. Эффективность выступления Интерес к выступлению слушателей 10

25

    Оригинальность и яркость оформления 10
    Соблюдение регламента 5
  ИТОГО:      

АНКЕТА

«Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?»

В данной анкете выделите знаком + те ответы на вопрос, которые сделали после защиты своего индивидуального итогового проекта на экзамене самостоятельно.

Планировать свою деятельность, распределять время.

Организовывать рабочее пространство.

Доделывать всё до конца.

Добывать информацию и отбирать необходимую для работы.

Выделять главное, существенное.

Правильно оформлять проект.

Достигать поставленной цели, несмотря на ошибки и разочарования.

Прислушиваться к разным мнениям.

Доказывать свою точку зрения.

Создавать презентацию с различными эффектами (анимация, рисунки, видеоматериалы, интервью).

Другое _______________________________________________

4. Примерный план индивидуальных консультаций в ходе работы над индивидуальным итоговым проектом ученика_________класса

__________________________________________________________

Содержание консультации срок Кол-во часов
1. Определение темы, списка необходимой литературы, источников информации.    
2. Составление плана работы над проектом, определение цели и задач.    
3. Формулировка проблемы и обсуждение способов её разрешения.    
4. Выбор необходимого инструментария для работы над проектом (материально-технические ресурсы).    
5. Создание тезисов по каждому разделу проекта и их доказательство.    
6. Создание целостного текста проекта (оформление конечного результата , продукт) и его редактирование.    
7. Формулировка выводов и обобщений.    
8. Подготовка к защите проекта. Оформление паспорта и папки.    
9. Тренировочное публичное выступление. Коррекция    
10. Подготовка компьютерной презентации проекта.    
11. Тренировочное выступление с презентацией.    

Организационный

Отметьте верное утверждение

  Тема проекта определена помощью руководителя 0 баллов
  Тема проекта определена самостоятельно, с опорой на помощь руководителя 1 балл

Отметьте верное утверждение

  Преобразовывает практическую задачу в познавательную с помощью руководителя     0 баллов
  Преобразовывает практическую задачу в познавательную с опорой на помощь руководителя 1 балл

Отметьте  верное утверждение

  Формулирует проблему с помощью руководителя 0 баллов
  Формулирует проблему с опорой на помощь руководителя 1 балл

Отметьте верное утверждение

  Анализ и поиск проблемы выполнены с помощью руководителя. 0 баллов
  Анализ и поиск проблемы выполнены с опорой на помощь руководителя 1 балл

Отметьте верное утверждение

  Познавательную цель и задачи формулирует с опорой на помощь руководителя 0 баллов
  Самостоятельно формулирует познавательную цель и задачи 1 балл

Содержание и направление проекта

Отметьте верное утверждение

  С помощью руководителя выстраивает систему вопросов, обеспечивающих эффективность собственной деятельности 0 баллов
  С опорой на руководителя или самостоятельно выстраивает систему вопросов, обеспечивающих эффективность собственной деятельности 1 балл

Отметьте верное утверждение

  Работает с текстом при непосредственном участии руководителя 0 баллов
  Самостоятельно работает с текстом 1 балл

Отметьте верное утверждение

  Поиск информации с использованием различных источников при непосредственной помощи руководителя 0 баллов
  Самостоятельно или с опорой на руководителя осуществляет поиск информации с использованием различных источников 1 балл

Отметьте верное утверждение

  Работает над созданием структурированных текстов непосредственно при помощи руководителя 0 баллов
  Самостоятельно или с опорой на руководителя создает структурированные тексты 1 балл

 

Отметьте верное утверждение

  Выстраивает алгоритм деятельности при помощи руководителя 0 баллов
  Выстраивает алгоритм деятельности самостоятельно или с опорой на руководителя 1 балл

Отметьте верное утверждение

  Составляет планы, в том числе альтернативные при помощи руководителя 0 баллов
  Составляет планы, в том числе альтернативные самостоятельно или с опорой на руководителя 1 балл

Отметьте верное утверждение

  Планирует учебный проект с помощью руководителя 0 баллов
  Самостоятельно или с опорой на руководителя планирует учебный проект 1 балл

Отметьте верное утверждение

  Проводит корректировку своей деятельности с помощью руководителя 0 баллов
  Проводит корректировку своей деятельности самостоятельно или с опорой на руководителя 1 балл

Защита проекта

Отметьте верное утверждение

  Оформляет учебный проект в соответствии с требованиями с помощью руководителя 0 баллов
  Оформляет учебный проект в соответствии с требованиями самостоятельно или с опорой на руководителя 1 балл

Отметьте верное утверждение

  Представляет учебный проект в форме устной презентации с использованием объектов наглядности с помощью руководителя. Не умеет аргументировано без помощи руководителя отвечать на вопросы 0 баллов
  Самостоятельно представляет учебный проект в форме устной презентации с использованием объектов наглядности. Самостоятельно или с опорой на руководителя умеет аргументировано отвечать на вопросы 1 балл

Отметьте верное утверждение

  Испытывает трудности при представлении проекта спорить и отстаивать свою позицию 0 баллов
  Умеет при представлении проекта спорить и отстаивать свою позицию 1 балл

Отметьте верное утверждение

  Испытывает трудности для выражения своих чувств, мыслей. 0 баллов
  Владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка 1 балл

Отметьте верное утверждение

  С помощью руководителя строит монологические контекстные высказывания 0 баллов
  Самостоятельно или с опорой на руководителя строит монологические контекстные высказывания 1 балл

Отметьте верное утверждение

  С помощью руководителя определяет возможность использования проекта 0 баллов
  Владеет различными формами монологической и диалогической речи для решения социокультурных задач, конкретное определение возможностей использования результатов проекта 1 балл

Комплекс методических материалов для разработки индивидуального учебного проекта на уровне

основного общего образования

Пояснительная записка

I. Введение.

Комплекс оценочных материалов для оценки метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» в форме итогового индивидуального проекта разработан на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273), ФГОС основного общего образования, Примерной основной образовательной программы основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Гимназия №1», Программы развития МОУ «Гимназия №1» и Устава гимназии.

 «Метапредметные планируемые результаты – это освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности в организации учебного сотрудничества с руководителем, педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории».

Проектная деятельность и итоговый индивидуальный проект позволяют обучающимся путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта «развивать ключевые компетенции личности, стремиться к саморазвитию самосовершенствованию».

Объёктивная оценка деятельности обучающихся даёт возможность для дальнейшего развития их творческих способностей и интеллектуального потенциала.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 440.