Педагогическая технология организации «музыкальных гостиных» для педагогов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: обогащение и развитие музыкальной культуры воспитателей и специалистов детского сада.

Этапы и задачи педагогической технологии

1 этап. Активизация интереса педагогов к музыке.

2 этап. Обогащение музыкальной культуры педагогов.

3 этап. Создание условий, стимулирующих активное участие педагогов в самостоятельной подготовке и проведении «Музыкальных гостиных».

Реализация технологии ориентировочно может осуществляться в течение всего учебного года. В нее входит 14 «Музыкальных гостиных». В содержании работы с педагогами можно выделить следующие тематические блоки:

1. «Там, где Музыка живет» - 3

2. «Ни дня без музыки» - 3

3. «Такие похожие непохожие музыкальные инструменты» - 2

4. «Маска, я тебя знаю!» - 3

5. «Жанры музыки» - 3

1 блок - «Там, где Музыка живет» - включает в себя три «Музыкальные гостиные». Тематика «гостиных» этого блока учитывает особенности музыкальной субкультуры педагогов и направлена на активизацию интереса педагогов к музыке.

Педагоги знакомятся с тем, что такое музыка, для чего она нужна, им предлагается обменяться имеющимся опытом, последними музыкальными впечатлениями, знаниями по предложенным темам. Каждая «музыкальная гостиная» первого блока содержит:

· рассказ ведущего «гостиной» (музыкального руководителя);

· беседу с педагогами;

· игровые задания («Угадай мелодию», «Музыкальный кроссворд» и т.п.).

Сценарии «Музыкальных гостиных» составлены в соответствии с имеющимся музыкальным опытом педагогов; они строятся так, чтобы воспитатели находились в активной позиции на протяжении всего вечера, с интересом отвечали на вопросы, не боялись высказывать свое мнение по тому или иному вопросу, участвовали в выполнении игровых заданий.

2 блок - «Ни дня без музыки», также объединяющий три «Музыкальные гостиные», направлен на активизацию интереса педагогов к музыке через самостоятельную подготовку к беседам о ней и на повышение их музыкальной культуры.

В содержание музыкальных гостиных входит знакомство с жизнью и творчеством выдающихся русских и зарубежных композиторов: П.И.Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, С.С.Прокофьева, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена.

В программу блока входит:

· рассказ ведущего «гостиной», дополнение педагога (в целях ознакомления с наиболее значимыми моментами биографии композитора или созданного им музыкального произведения, например балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского и др.);

· прослушивание музыкальных произведений («Театр музыкальных звуков») с использованием наглядности (фотографии и портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин);

· беседы с педагогами;

· музыкальные игры и игровые задания типа «Два рояля», «Закрой глаза и ты увидишь...».

В конце этого блока проводится викторина «Угадай-ка».

3 блок - «Такие похожие непохожие музыкальные инструменты» - тоже направлен на активизацию интереса педагогов к музыке и развитие музыкальной культуры. Данный блок включает в себя две «Музыкальные гостиные», в содержание которых включены:

· беседа с педагогами о музыкальных инструментах - пианино, металлофоне, духовых, струнных, ударных инструментах, баяне (гармошке);

· прослушивание мелодий, исполняемых на различных музыкальных инструментах; музыкальных произведений, в которых тот или иной инструмент раскрывает музыкальный образ или настроение (например, «Мелодия» В. Глюка в исполнении на флейте, рояле, скрипке; солирующие инструменты - виолончель (К. Сен-Санс. «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных»); кларнет (С.С. Прокофьев. «Петя и волк» и др.);

· предлагаются для наглядности фотоальбомы, иллюстрации музыкальных инструментов, собственно музыкальные инструменты; репродукции картин, отображающих музыкально-исполнительскую деятельность человека;

· игровые задания, музыкальные игры: «Сколько инструментов вы слышите?», «Наш оркестр», «Какой инструмент молчит?», «Загадки Гудоши», «Скрипичные ключи Гудоши»;

· рассказ об инструментах и их особенностях, основных отличиях друг от друга (с персонажами Маэстро и Гудошей).

4 блок - «Маска, я тебя знаю!» - включает в себя три «Музыкальные гостиные». «Музыкальные гостиные» данного блока, как и предыдущих блоков, направлены как на активизацию интереса к музыке, развитие музыкальной культуры, так и на создание условий, стимулирующих активное участие педагогов в самостоятельной подготовке и проведении таких встреч.

В содержание каждой «гостиной» входит:

· рассказ педагогов или музыкального руководителя об опере (Заранее выбирается одна из наиболее известных, например «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Русалка» А.С.Даргомыжского: истории ее создания, сюжете, музыке спектакля; о композиторе, ее написавшем, премьере;

· прослушивание оперных отрывков;

· беседы о музыке, обмен впечатлениями;

· игровые задания: «Драматизация образа под музыку», «Маска, я тебя знаю!», «Путешествие в оперу» - викторина.

Каждая тема блока предполагает предварительную подготовку педагогов, затем полученные ими знания проверяются в ходе проведения викторин и итоговых заданий.

5, заключительный, блок - «Жанры музыки» - состоит из трех «Музыкальных гостиных», которые проводятся заранее подготовившимися к ним педагогами в разнообразной форме: тематический концерт (составленный из музыкальных произведений, самостоятельно подобранных воспитателем), музыкальная композиция, викторина, игра «Что? Где? Когда?».

Педагоги знакомятся с общим понятием «жанры музыки», с основными из них - оперой, балетом, хоровой, симфонической и камерной музыкой, слушают фрагменты различных жанров (например, балеты П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Лунная соната» Л. Бетховена и др.); знакомятся также с наглядным материалом - фотографиями, альбомами, портретами и др. Обязательно должен быть организован обмен впечатлениями, элементарный анализ музыки.

Необходимо обращение к жизненному опыту самих педагогов, поиску схожих пережитых ими эмоций и чувств. Это заметно приблизит их к музыкальному искусству.

Как и во всех предыдущих «Музыкальных гостиных», здесь проводятся различные игровые задания: «Угадай, опера это или балет?», «Какой жанр данной музыки?», «Музыкальный калейдоскоп» - викторина, «Музыкальное домино».

В подготовке и проведении «Музыкальных гостиных» особое внимание уделяется созданию условий, стимулирующих активность всех участников цикла - педагогов ДОУ.

 

Приложение 5

Вопросы для самодиагностики музыкальной эрудиции

1. Этим музыкальным термином можно назвать произведения «Москва» П.И. Чайковского и «Александр Невский» С.С. Прокофьева.

2. Звук этих нетрадиционных для оперы инструментов украсил музыку «Золотого петушка».

3. Этот итальянский композитор считается первым классиком оперы.

4. В их семействе можно встретить приму, секунду, альт, бас и контрабас.

5. У Н.А. Римского-Корсакова она зажужжит шмелем, у Массне - споет нежную и печальную «Элегию», а в руках М. Ростроповича - она говорит на всех языках мира.

6. В этом балете П.И. Чайковского одна главная героиня по традиции одета в белое, а другая - в черное.

7. Полное звание этого француза звучало так: «Солист его императорского величества, балетмейстер императорских театров».

8. Он не стал композитором, как мечтал когда-то. Свой незаурядный талант он отдал стихам. Его строки звучат как оркестр, певучи, как виолончель, гармоничны, как соната: «Я клавишей стаю кормил с руки...»

9. Этот русский художник в 1909 г. написал знаменитую афишу к Парижским гастролям Анны Павловой.

10. В свои 14 лет он стал членом Болонской музыкальной академии и кавалером ордена «Золотой шпоры».

11. К этому рассказу его автор А. Куприн поставил эпиграф: «L. Van Beethoven. 2 Son (op. 2, № 2). Largo appassionato».

12. Он прекрасно играл на валторне, а его герой предпочитал скрипку.

13. В нее был влюблен И. Тургенев. А для Ж. Санд она послужила прототипом «Консуэло».

14. Утренняя песня трубадура называлась «альба». Что же он предпочитал исполнять по вечерам?

15. Именно это сделал бы 500 лет назад житель Прованса, заслышав балладу.

16. Лет двести его называли «королем танцев» и «танцем королей».

17. С недавних пор изображение этого великого тенора украсило вход в музей мадам Тюссо в Лондоне.

18. Она составила компанию козлу, ослу и медведю.

19. Судя по его французскому названию, этот придворный танец родом из Польши.

20. Именно так называется самая «съедобная» нота.

21. Благодаря этому композитору запели и Мороз, и Берендей, и Лель?

22. Так называют музыкальное произведение, основанное на народных напевах.

23. О нем эти строки из «Евгения Онегина»: «Европы баловень, Орфей. Не внемля критике суровой, он вечно тот же, вечно новый...»

24. Этот гений дал в Вене за всю свою жизнь только один авторский концерт, да и тот в год смерти.

25. Этот композитор так и не узнал, что он создал российский гимн.

26. Она и «Домашняя», она и «Героическая», она и «Прощальная», она и «Пасторальная».

27. Именно ему Бетховен посвятил «Героическую симфонию», но, разочаровавшись, уничтожил свое посвящение.

28. Этому модному напитку Бах посвятил целую кантату.

29. Этот инструмент изобрел флорентиец Кристафори для коллекции князя Медичи. Итальянцы назвали его «громко-тихо». Г.Р. Державин попытался перевести название на русский - получилось «тихогром».

30. Ему посвятил свою 7-ю симфонию Д.Д. Шостакович.

31. Этот музыкальный термин у французских поваров означает «сборное блюдо».

32. В Италии XVI в. эти заведения были сиротскими приютами, а теперь это приют муз.

Критерии оценки:

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Если вы набрали в сумме 32 балла, то вас можно назвать эрудитом в области музыкального искусства; если вы набрали менее 16 баллов, то вы не эрудированы в музыкальном классическом искусстве.

 

Приложение 6

Дата: 2018-12-21, просмотров: 477.