Характеристика репертуара, рекомендуемого для детского исполнительства, может быть осуществлена с учетом особенностей этой деятельности у детей.
Напомним, что развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности в исполнительстве осуществляется по двум параллельным направлениям:
1. развитие умений, необходимых для любого вида музыкального исполнительства, - адекватно реагировать на характер музыки; понимать (декодировать) музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности;
2. развитие умений, необходимых для разных видов музыкальной деятельности. Они могут быть охарактеризованы как специальные технические: певческие, инструментальные, танцевальные.
Требования к репертуару, являющемуся содержанием задач первого направления, могут быть определены по уже знакомым вам принципам и конкретизированы.
1. Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры. Каждый ребенок вне зависимости от возраста уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет пусть неявное, но начальное избирательное отношение к музыке. Реализация данного принципа в исполнительской деятельности предполагает изучение детских предпочтений, особенно в пении; анализ любимых ребенком песен. В том случае, если интересующий ребенка репертуар не вполне удовлетворяет педагогическим требованиям, то задача педагога - подобрать сходные по характеру, но доступные дошкольнику произведения.
Обратите внимание на тот факт, что часто ребенка привлекает даже не столько сам «взрослый» репертуар, сколько «антураж», обстановка увиденного по ТВ музыкального шоу.
Ведь и песни детского репертуара вполне могли бы войти в программу концертов «Песня года» или «Евровидение».
2. Принцип учета деятельностной природы ребенка. В данном случае этот принцип может быть реализован:
· путем создания условий, обеспечивающих ребенку возможность реализации желания участвовать в том или ином виде деятельности вне зависимости от успешности ее результатов, что предполагает подбор педагогом специального репертуара, включение в ансамблевое исполнительство детей с разными возможностями;
· в процессе организации интегративных видов музыкального исполнительства, когда ребенок имеет возможность выбора того или иного вида музыкальной деятельности (например, постановка детской оперы позволяет соединить в коллективном исполнительстве любителей пения, танцев, драматизации).
3. Принцип учета эмоционального опыта ребенка при исполнении музыки, который выражается в подборе музыкальных произведений, учитывающих его эмоциональное состояние и переживания. Особенно это касается песенного репертуара. Текст песни должен быть близок эмоциональному и жизненному опыту ребенка. Помощь педагога в понимании ребенком значения и смысла музыкального песенного образа - основное условие выразительности пения.
4. Принцип учета индивидуальных особенностей исполнения музыки ребенком. Особенности исполнения музыки определяются индивидуальным психотипом ребенка. Встречаются дети, которые комфортно чувствуют себя на солирующих ролях, есть те, кто предпочитает коллективные танцы или пение в хоре. Заметим, что позиция ребенка в исполнительстве может не зависеть от его музыкальных способностей. Поэтому педагогу важно знать, как сочетаются общие, индивидуальные и музыкальные проявления ребенка, и в соответствии с этим подбирать репертуар.
5. Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе исполнения музыки. Традиционными являются задачи по развитию музыкальных способностей и специальных певческих, танцевальных, инструментальных умений ребенка. Однако взгляд педагога на спектр этих задач может быть существенно расширен. Так, например, в процессе организации коллективных видов исполнительства (хорового пения, танцев, детского оркестра) можно ориентироваться на развитие положительных взаимоотношений детей в группе, установление эмоционально-комфортного микроклимата. Педагогу важно понять результативность освоения ребенком исполнительской деятельности более широко, не замыкаться только на задачах музыкального воспитания.
Репертуар для детского исполнительства должен включать:
· музыку, специально сочиненную для детей;
· музыку «взрослых», соответствующую педагогическим требованиям.
Музыка, специально сочиненная для детей. Музыкальная культура нашей страны обладает уникальной коллекцией музыкальных произведений, которые специально написаны композиторами для детей дошкольного возраста. В первую очередь это относится к песенному репертуару. 30 - 60-е гг. прошлого века можно назвать этапом небывалого эксперимента, когда в тесном союзе педагогов, поэтов и композиторов создавался репертуар, востребуемый и поныне (см. приложения 9, 10).
Что же такого уникального в этих песнях, которые поют уже пять поколений детей? Какие требования предъявляет детский голос к репертуару?
«Я не мелодист как Глинка. Мне легче написать симфонию, состоящую из 88 звуков, чем песенку из 7-8 тонов», - признавался С. Прокофьев.
Помимо высокой художественности, доступности текста к детской песне предъявляется ряд вокальных требований.
1. Учет диапазона детского певческого голоса (диапазон - расстояние между нижним и верхним звуками).
Диапазон голоса охватывает: в 2 года - 3 звука (ми - соль первой октавы); в 3 года - 4 звука (ми - ля первой октавы); в 4 года - 6 звуков (ре - си первой октавы); в 5 лет - 8 звуков (ре первой октавы - ре второй октавы); в 6 лет - 10 звуков (до первой октавы - ми-бемоль второй октавы).
2. Учет направления мелодии. Мелодия в песне может иметь разные виды направления (рисунок): горизонтальное, волнообразное, нисходящее, восходящее, переменное. В дошкольном возрасте рекомендуется использовать мелодии, имеющие переменное нисходящее и волнообразное направление.
3. Продолжительность музыкальной фразы. В связи с особенностями дыхания ребенка музыкальные фразы в песнях для детей должны быть непродолжительны.
Продолжительность пения на одном дыхании составляет: в 3 года - 1 такт (2 с); в 4 года - 2 такта (4 с); в 5 лет - 3 такта (6 с); в 6 лет - 4 такта (8 с).
4. Учет интервалики. Детям дошкольного возраста доступны интервалы: секунда, терция, кварта, квинта. Более сложными для пения считаются секста, септима и октава, поскольку требуют перестройки голосового аппарата.
5. Учет вокальности текста. Текст песни должен быть удобным для пения, т.е. включать в себя максимальное количество гласных, звонких согласных.
Ярчайшим примером музыкального пособия для дошкольников является «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной и Е. Тиличеевой. Эта уникальная книга, созданная в 1960-е гг., явилась результатом исследований лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.
Значение «Музыкального букваря» определяется его направленностью на подготовку детей к освоению нотной грамоты и развитие комплекса музыкальных способностей дошкольников. Ребенок, занимающийся по «Музыкальному букварю», учится различать звуки по высоте и длительности, определять направление мелодии.
«Музыкальный букварь» составлен в соответствии со следующими принципами:
1. доступности - все песни написаны в пределах диапазона детского голоса и могут быть исполнены детьми;
2. наглядности - слуховые образы, возникающие у детей в процессе восприятия, подкрепляются зрительными, ярко изображенными в «Букваре»;
3. последовательности, постепенности усложнения задач.
Детский песенный репертуар долгие годы не обновляется. К сожалению, многие песни утратили актуальность содержания для современного дошкольника. В этом причина того, что дети редко исполняют в самостоятельной деятельности старые песни, разучиваемые на музыкальных занятиях. Новые же музыкальные произведения, предлагаемые современными поэтами и композиторами, как правило, трудны для детского пения, поскольку не соответствуют вышеуказанным требованиям.
Музыка «взрослых», соответствующая требованиям детской исполнительской деятельности. Эта музыка в большей степени используется в музыкально-ритмической деятельности, в музыкальных играх.
Особый потенциал детского исполнительства заложен в народной музыке - песнях, попевках, хороводных играх. Эти произведения представляют собой синтез народной традиции, творческой импровизационности, художественной образности и игровой доступности для дошкольников. Многовариационный характер народной музыки содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной исполнительской деятельности.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 467.