Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативов, кружков, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности: экскурсий, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов и т. п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным. Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей. Программа является модульной и состоит из четырёх автономных модулей (общим объёмом 147 ч): модуль 1 «Великие этические учения», модуль 2 «Загадки истории и современности», модуль 3 «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», модуль 4 «Научное общество учащихся».
Школьник самостоятельно или при поддержке родителей и классного руководителя выбирает занятия по тем модулям программы, которые ему интересны и которые он будет посещать после уроков. Занятия по различным модулям могут проводиться разными педагогами: учителями предметниками в виде факультативных занятий, классными руководителями как классные часы, педагогами дополнительного образования в форме кружковых или клубных мероприятий и т. п. Каждый из предложенных модулей может быть реализован как в рамках настоящей программы познавательной деятельности, так и в рамках других, комплексных, программ внеурочной деятельности учащихся, реализуемых в образовательном учреждении. Каждый из модулей программы имеет свою
специфику и направлен на решение своих собственных педагогических задач. Занятия в рамках модуля 1 «Великие этические учения» позволяют школьнику приобрести знания об основных нормах и принципах нравственного поведения человека, которые нашли своё отражение в религиозных заповедях, философских притчах, мыслях и высказываниях великих учителей человечества. Знакомство школьников с первоисточниками (религиозными или философскими текстами), обсуждение их дадут возможность педагогу формировать осмысленное ценностное отношение воспитанников к данным нормам и заповедям. Особенность модуля 2 «Загадки истории и современности».
Изучение подобных загадок — это лишь повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события истории и современности не в политическом, а в человеческом измерении. Организация обсуждения школьниками данных проблем даёт возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Это, в свою очередь, создаёт благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
Воспитательная направленность занятий в рамках модуля 3 «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации. Проведение предусмотренных программой тематических игр «Что? Где? Когда?» позволит педагогу акцентировать внимание школьников на ярких страницах отечественной и мировой истории и культуры. Также можно предоставить подросткам возможность самостоятельно организовать интеллектуальные викторины для учащихся младших классов, что позволит им приобрести и некоторый позитивный опыт социальной деятельности. Модуль 4 «Научное общество учащихся», как и предыдущий, ориентирован в первую очередь на развитие познавательной мотивации школьников и формирование их ценностного отношения к знанию, науке, исследовательской деятельности. Воспитательный потенциал научного общества учащихся может быть значительно увеличен, если включить в программу его деятельности проведение членами клуба научно-познавательных занятий для учащихся младших классов. Подготовка, проведение и совместный с учащимися начальных классов анализ увлекательных научных экспериментов социальной направленности позволят подросткам побывать в непривычной для себя роли взрослого, роли воспитателя.
Важный социальный опыт школьник приобретёт и в процессе проведения совместных со студентами вузов научных конференций.
Занятия двух последних модулей программы могут быть
связаны с деятельностью детско-взрослых интеллектуальных
клубов, что также может усилить их воспитательный потенциал. Для этого педагогам необходимо стремиться к образованию в рамках таких клубов привлекательных для ребёнка детско-взрослых общностей, с членами которых тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировался благопристойный образ жизни. Появление таких общностей и делает воспитательный процесс эффективным.
3)Особенности тематического планирования и содержание деятельности.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 219.