Тема: ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
Методический конструктор Преимущественные формы достижения
Воспитательных результатов во внеурочной деятельности»
Уровень результатов Виды внеурочной деятельности | Приобретение социальных знаний |
Формирование
Ценностного
Отношения
К социальной
Реальности
Получение опыта
самостоятельного общественного
Действия
Игра с деловым акцентом
Социально моделирующая игра
2. Познавательная
Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.), школьный музей-клуб
3.Проблемно-ценностное общение
Этическая беседа
Дебаты, тематический диспут
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
4.Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Культпоходы
в театры, музеи, концертные залы, галерею
Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы
Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.д.)
5.Художественное творчество
Занятия объединений художественного творчества
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе
Художественные акции школьников в окружающем школу социуме
6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
Социальная проба (инициативное участие ребёнка в социальном деле, акции, организованной взрослым)
КТД (коллективно-творческое дело)
Социально-образовательный проект
7. Трудовая (производственная) деятельность
Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремёсел
Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого
Совместное образовательное производство детей и взрослых
8. Спортивно-оздоровительная деятельность
Занятия спортив-ных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах
Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции
Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме
9. Туристско-
краеведческая деятельность
Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок
Туристский поход, краеведческий клуб
Туристско-краеведческая экспедиция
Поисково-краеведческая экспедиция
Школьный краеведческий музей
Тема: ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Цель: ознакомление студентов с программой внеурочной познавательной деятельностью учащихся.
Задачи:
- образовательные: сформировать понятие о сущности программы внеурочной познавательной деятельности.
- воспитательные: формирование развития личности и его социальных компонентов.
- развивающие: получить системное представление о базовых ценностях и особенностях внеурочной познавательной деятельности, её технологиях; уметь использовать методы программы в работе.
Организационный момент:
Главное при разработке программы по любому виду внеурочной деятельности школьников выстроить формы деятельности и содержание таким образом, чтобы они обеспечили
устойчивое развитие воспитательных результатов. Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает следующую логику: приобретение ребёнком социального знания (первый уровень результатов), переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов), приобретение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов).Социальное знание — это знание об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества, о социально одобряемых
и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п. В школе оно передаётся ребёнку педагогом либо в форме учебного (предметного) знания (например, с помощью так называемых примеров из жизни на разных учебных предметах), либо в форме повседневного знания (в ситуациях общения лицом к лицу, столь характерных для внеурочной сферы школьной жизни). К сожалению, в современном учебном процессе социальное знание часто оказывается почти вытесненным предмет ным знанием, а повседневное социальное знание ряда учите лей носит не столько гражданский, сколько обывательский характер. Это приводит к дефициту гражданского социального знания у школьников и ставит педагогов перед необходимостью восполнить этот дефицит. Полнота социального знания учащегося, переход с бытового уровня социального знания на гражданский являются не только показателями личностного роста школьника, но и важнейшими задачами воспитательной
деятельности педагога. Однако знание общественных норм и ценностей не является гарантией того, что человек готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни, т. е. ценит их. Личностный рост школьника предполагает развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Природа, Мир, Знания, Труд, Культура). Для становления позитивного отношения к ценностям необходим
опыт их эмоционального переживания и рефлексии. В школе такой опыт переживания может возникнуть у учащегося в процессе взаимодействия в группе сверстников, детском объеди!
нении, классном коллективе, школьном коллективе, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде школьник получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать). У него появляется (или не появляется) желание, намерение жить в
соответствии с принятыми им ценностями. Надо помнить, что намерения — это ещё не вся личность; свою целостность личность обретает только в поступках. Поступок как самостоятельное ценностно-ориентированное социальное действие является важнейшим критерием личностного роста человека. «Опыт поступания» (М.М. Бахтин) ничем не
заменим. Только в самостоятельном социальном действии человек по-настоящему становится (а не просто узнаёт о том, как стать, или хочет стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для взросления школьника важна
не только возможность социального действия в школьной среде (по определению защищённой, дружественной), но и возможность действия в открытой общественной среде, где в нём как субъекте не обязательно заинтересованы, где ему придётся
доказывать свою самостоятельность и независимость перед лицом других социальных субъектов. Каждому уровню воспитательных результатов внеурочной
деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм). Первый уровень результатов может быть достигнут в формах, устроенных по принципу «педагог —
ребёнок», второй уровень—в формах, описываемых формулой «педагог — ребёнок — детская среда (коллектив)», третий уровень —
в формах, устроенных по принципу «педагог — ребёнок —детская среда (коллектив)общественная среда (социальные
субъекты)». Невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего
уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов
и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не
может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно. Поэтому и при проектировании программ, и при организации внеурочной деятельности так важно избежать форсирования результатов, форм и содержания.
План лекции:
1. Методический конструктор по программе «Внеурочная познавательная деятельность учащихся»
2. Сущность программы «Внеурочная познавательная деятельность учащихся»
3. Особенности тематического планирования и содержания деятельности.
Д.З. – Составить конспект внеурочного мероприятия по выбранной теме в соответствии с тематическим планированием.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 250.