Актуальным государственно-частное партнерство стало в последние десятилетия, что связано с усложнением социально-экономической жизни и наличием некоторых трудностей выполнения государством своих общественно значимых функций. Кроме того, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования.
ГЧП представляет собой в некотором аспекте альтернативу приватизации жизненно важных, стратегически значимых объектов государственной собственности в сфере производственной и социальной инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, аэропортов, морских портов, энергетических сетей, коммунального хозяйства, телекоммуникаций, объектов образования, здравоохранения и культуры. Характерно, что возникновение такого рода отношений стало следствием общего курса на либерализацию и сокращение государственного участия в экономике.
Термин "государственно-частное партнерство" (Public-Private Partnerships РРР) возник в начале 1980-х гг. ХХ в. для характеристики особых отношений между государством и частным сектором.
Стоит отметить, что первостепенной целью государственно-частного партнерства является достижение общественных интересов, а не поддержка бизнеса. В мировой практике под термином "государственно-частное партнерство" подразумевается способ закупки государством услуг, альтернативный государственному заказу, т.е. передача традиционно осуществляемых государством функций (транспортная и социальная инфраструктура, ЖКХ) частному сектору.
Как и любое экономическое явление, ГЧП функционирует на определенных принципах:
1) равноправный характер взаимоотношений сторон соглашения о государственно-частном партнерстве;
2) достижение цели государственно-частного партнерства в соответствии с интересами граждан государства, с учетом интересов частного и публичного партнеров;
3) добросовестное исполнение сторонами обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве;
4) справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения о государственно-частном партнерстве и компенсации затрат;
5) свобода заключения соглашений о государственно-частном партнерстве;
6) применение конкурентных процедур при заключении соглашений о государственно-частном партнерстве, за исключением случаев, установленных настоящим федеральным законом;
7) открытость и прозрачность отношений государственно-частного партнерства.
В экономической литературе выделяются различные формы ГЧП. При этом выбор конкретной формы зависит от экономической эффективности реализации проекта. В основном выделяют следующие формы ГЧП:
• контракты между государством и частным бизнесом;
• концессионные соглашения;
• соглашение о разделе продукции;
• лизинг;
• ГЧП, финансируемые за счет средств Инвестиционного фонда.
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Вопросы для самоконтроля
1. Критерии, используемые международными финансовыми организациями, рейтинговыми агентствами и исследовательскими центрами для оценки инвестиционной привлекательности государств, их публично–правовых образований, их связь с финансовыми стимулами.
2. Оценка возможности использования зарубежного опыта государственного финансового стимулирования активизации инвестиционной деятельности.
3. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности
4. Особенности налогового регулирования инвестиций в финансовые активы
5. Бюджетные инвестиции, государственные (муниципальные) гарантии как инструменты развития инвестиционных процессов
6. Федеральные и региональные адресные инвестиционные программы, принципы их реализации.
Тестовые задания
Дата: 2018-12-21, просмотров: 443.