Под финансовыми методами стимулирования инвестиционной деятельности следует понимать специфические способы стимулирования привлечения инвестиций.
Как правило, методы привлечения инвестиций подразделяют на две большие группы:
1) финансовые:
— ускоренная амортизация,
— налоговые,
— таможенные,
— бюджетные инвестиции,
— субсидии из бюджетов различных уровней,
— бюджетные кредиты и займы на льготных условиях,
— гарантии обеспечения обязательств инвесторов по уплате кредитных, лизинговых и иных платежей,
— система государственных закупок;
2) нефинансовые или инструменты организации и функционирования:
— институты совершенствования инвестиционного климата (Фонд прямых инвестиций, инвестиционный омбудсмен, Агентство стратегических инициатив, Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Консультативный совет по иностранным инвестициям),
— особые (свободные) экономические зоны (ОЭЗ),
— государственно-частное партнерство (ГЧП),
— информационно-аналитические центры.
Региональные инвестиционные программы снижают социально-экономическую дифференциацию регионов, стимулируя их рост и самостоятельное развитие, предоставляют возможность осуществлять инвестиции в реальный сектор экономики региона. Подобные мероприятия позволяют сформировать условия и стимулы для перехода к эффективному использованию финансовой помощи. Таким образом, разрабатываются комплексные территориально-отраслевые инвестиционные программы, направленные на повышение качества инвестиционной политики и развитие всей экономики.
В последние годы повышается значимость в экономике государства наукоемкого производства, требующего значительных капиталовложений. Для данного производства характерны длительный срок окупаемости вложенных ресурсов и неопределенность конечных результатов. Для предпринимателей это приводит к высоким коммерческим рискам, что в итоге сдерживает развитие данной сферы экономики. В связи с этим важную роль играют уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые предоставляют муниципальные гарантии по обеспечению частными инвесторами их обязательств по уплате кредитных и (или) лизинговых платежей по заключенным договорам лизинга.
Применение государственных закупок позволяет накапливать и превращать сбережения в инвестиции. Увеличение объемов государственных закупок на внутреннем рынке расширяет емкость рынка, создавая стимулы расширения производства. При этом распределение заказов на конкурсной основе оказывает реальное содействие по расширению производства наиболее эффективных производителей. То есть речь идет о действенном стимулировании и эффективном их использовании.
Отдельно стоит выделить систему информационно-аналитических центров, осуществляющих мониторинг и регулирование инвестиционных процессов в регионе. Специфика деятельности центров может заключаться в сборе и анализе статистической информации, осуществлении образовательной деятельности, взаимодействии с кредитной системой и производственными предприятиями, с потенциальными инвесторами и т.д.
Действенным инструментом, широко применяемым во всем мире, является государственно-частное партнерство (ГЧП). Как правило, термин "государственно-частное партнерство" определяется как договоренность, в рамках которой частный сектор предоставляет активы и услуги инфраструктуры, традиционно предоставляемые органами государственного управления. Предметом же государственно-частного партнерства является широкий круг проектов социальной и экономической инфраструктуры
Дата: 2018-12-21, просмотров: 279.