В процессе изучения данного курса применяются следующие активные и интерактивные методы обучения:
- лекции в аудитории с элементами интерактивности;
- практические занятия проводятся в режиме диалога на предмет обсуждения вопросов и проблем, включенных в тематический план данного курса; в качестве материала обсуждения привлекаются источники, вынесенные в список основной и дополнительной литературы.
Объём активных и интерактивных форм учебных занятий по данной дисциплине составляет:32 часа.
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
Организация учебных занятий
2.1.1 Основной курс
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся | ||||||||||||||||||
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Самостоятельная работа | Объём активных и интерактивных форм учебных занятий | Трудоёмкость | ||||||||||||||
лекции | семинары | консультации | практические занятия | лабораторные работы | контрольные работы | коллоквиумы | текущий контроль | промежуточная аттестация | итоговая аттестация | под руководством преподавателя | в присутствии преподавателя | сам. раб. с использованием методических материалов | текущий контроль (сам.раб.) | промежуточная аттестация (сам.раб.) | итоговая аттестация (сам.раб.) | |||
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ | ||||||||||||||||||
Форма обучения: очная | ||||||||||||||||||
Семестр 3 | 28 | 2 | 28 | 2 | 84 | 36 | 32 | 5 | ||||||||||
ИТОГО | 28 | 2 | 28 | 2 | 84 | 36 | 5 |
Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | ||||||
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. | Формы текущего контроля успеваемости | Виды промежуточной аттестации | Виды итоговой аттестации (только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ) | |||
Формы | Сроки | Виды | Сроки | Виды | Сроки | |
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ | ||||||
Форма обучения очная | ||||||
Семестр 3 |
|
| экзамен, устная форма | по графику промежуточной аттестации |
2.2. Структура и содержание учебных занятий
№ п/п | Наименование темы (раздела, части) | Вид учебных занятий | Количество часов | ||||
1 | Тема 1. Социальная философия как философская дисциплина. Особенности предмета и методологии социальной философии: социальный реализм и социальный номинализм. Социальная философия в отношении к другим философским дисциплинам (философская антропология, философия истории, философия культуры, философия политики, философия религии) и дисциплинам гуманитарного профиля (социология, политология). Структура социально-философского знания – его проблематика и методология. | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 | ||||||
2 | Тема 2. Социальная философия в системе философского знания. Социальная философия в отношении к другим философским дисциплинам (философская антропология, философия истории, философия культуры, философия политики, философия религии) и дисциплинам гуманитарного профиля (социология, политология). | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 | ||||||
3 | Тема 2-3. Основные этапы становления социально-философской мысли Древневосточные социальные учения: (конфуцианство, индуизм). Социально-философская мысль в Древней Греции (Платон, Аристотель). История и философия (Геродот, Фукидид). Социальные принципы средневекового христианства. Социально-политический прагматизм эпохи Ренессанса. Возникновение утопических учений. Социальная философия и политическая идеология в Новое Время. Социальная диалектика и исторический материализм. Феноменологические герменевтические стратегии в социальной философии ХХ века. Антиутопия и проблемы глобализации в современной социально-философской мысли | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 | ||||||
4 | Тема 2.4 Древневосточные социальные учения: Ведическое обоснование кастовой (варновой) стратификации. Сакральное в социальном пространстве Древней Индии. Ритуал как форма упорядочивания социального бытия. Семейно-церемониальный традиционализм Древнего Китая. Образование как фактор социальной динамики. Церемония как фактор социальной стабилизации | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 | ||||||
5 | Тема 3. Возникновение социально-философской проблематики европейском самосознании Древнегреческий полис как завершенная форма мироустройства. Человек как гарант упорядоченности бытия. Добродетель как особенное проявление всеобщего в человеке (Сократ, Платон, Аристотель). Учение Платона о справедливости (диалог «Госдарство»). Человек и общество в философии Аристотеля (Политика). | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
6 | Тема 4. Социальная статика и социальная динамика: факторы и формы. Понятие об историческом процессе. Традиция и новаторство. Природные факторы социальной устойчивости и социального развития. Материальное производство и развитие общества. Социальное неравенство в социальном процессе. Мировоззренческий фактор в развитии общества (религия, наука, идеология). Роль личности в истории. Эволюция, революция, модернизация. | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
7 | Тема 5. Социальные учения в средневековой теологии. Августин Аврелий как социальный философ. Учение Августина О Граде Божьем и общественно-политические идеалы средневековой Европы. Папство как социальный институт. Рецепции античной социально-философской мысли в учениях средневекового ислама (Авиценна, Аль-Газали, Аверроэс). | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
8 | Тема 6. Общество как исторический процесс. Исторический прогресс. Формы исторического прогресса: эволюция, революция, реформа, модернизация. Критерии прогресса. Формационная теория общества. Информационное общество в концепциях технологического детерминизма. Цикличность, линейность, волнообразность исторического процесса. | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
9 | Тема 7. Социальный субъект и его исторические формы. Понятие о социальном субъекте в мировоззренческом контексте. Историческая личность и народные массы. Субъект и субъективность: онтологический и методологический аспекты. Сословия, классы, нации, политические партии, маргинальные группировки. | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
10 | Тема 7.1 Теории общественного договора эпоху Нового Времени Аксиоматика общественной жизни в сочинениях Т. Гоббса. Естественные и гражданские права в учении Дж. Локка. Понятие социального контракта и парадоксы «общей воли» в сочинении Ж.Ж.Руссо «Об общественном договоре» | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
11 | Тема 8.1 Социальная философия и идеология в марксизме. Представление о человеке, истории и о будущем в работе К.Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Формационная теория общественного развития. Идеология политического класса в его социальной борьбе. Марксизм и его место в социальных преобразованиях ХХ века. | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
12 | Тема 9. Глобальные проблемы современности Типология глобальных проблем. Их взаимосвязь между собой. Комплексный подход к их решению. Ограниченность возможностей преодоления глобальных проблем и трудности их преодоления. Тема 9.1 Политическая борьба в социальных процессах ХХ века. Принцип «партийности философии» и классовое сознание. Класс и нация как формы социального субъекта. Трансформации класса во второй половине ХХ века. Национализм и интернационализм. Воинствующий атеизм и религиозный фундаментализм.
| ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
13 | Тема 10. Глобализм и глобализация как философские проблемы. Глобализация как закономерный этап цивилизационной эволюции. Глобализм как проявление унификационной тенденции глобализации. Проблема унифицированного сообщества. Империя и Империализм. Концепция многополярного мира. | ЛЕКЦИЯ | 1 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
14 | Тема 10.1 Идеи евразийцев как попытка целостного осмысления русской цивилизации. Европа и человечество в сочинениях Н.С. Трубецкого. Место «туранского» элемент в русской истории (Г.В. Вернадский, Н.С. Трубецкой). Понятие «месторазвитие» (П.Н. Савицкий). «Языковые союзы» как проявление этнического взаимодействия и формирования целостной социальной общности (П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон). Российская империя и Советский Союз. | ЛЕКЦИЯ | 1 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
15 | Тема 11. Россия как объект социально-философского анализа. Методологические традиции; славянофилы и западники. Историософские приоритеты в русской социальной мысли (Чаадаев, Данилевский, Леонтьев). Богочеловеческий процесс и судьба России (Соловьев, Булгаков).Смысл и значение русской революции (Н.А. Бердяев, Н.А. Ильин). Русский мир в теоретических построениях евразийцев. Православная цивилизация в современном мире (А.С. Панарин) | ЛЕКЦИЯ | 1 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
16 | Тема 12. Социальная философия в современном мире. Основные проблемы современного общества. Власть, насилие, террор. Социально-экономические утопии и футурология XX века (Э. Тоффлер, Д. Белл,, Н. Моисеев, Э. Кастельс, М. Хардт и А. Негри).Проблема социокультурной идентификации (Хантингтон, Э. Саид, А.С. Панарин). Инфернальные и эсхатологические аспекты социальной мысли постмодерна. | ЛЕКЦИЯ | 1 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
Дата: 2018-12-21, просмотров: 196.