Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Социальная философия
Social Philosophy
Язык(и) обучения
русский
Трудоемкость в зачетных единицах: 5
Регистрационный номер рабочей программы: 018019
Санкт-Петербург
Раздел 1. Характеристики учебных занятий
Цели и задачи учебных занятий
Дисциплина читается для обучающихся по основной образовательной программе бакалавриата СВ.5026.2016 - «Философия».
Цель данного курса – изучение социальной философии как составной части философии, методологическое обоснование истории как гуманитарной дисциплины.
Задачи: основной задачей курса является знакомство с социальной философией как самостоятельной философской дисциплиной, приобретения навыка философского анализа социальных вопросов.
Аннотация:
Данный курс знакомит студента с философским пониманием проблем социальной организации бытия человека. В ходе лекционных и семинарских занятий дается анализ общества как системы отношений, структурно представленной в социальных институтах, актуализированных через различные формы деятельности людей. Лекционный цикл посвящен рассмотрению общетеоретических вопрос. На семинарских занятиях теоретические вопросы изучаются на базе классиков философской мысли.
Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Для успешного освоения содержания учебных занятий обучающиеся должны обладать подготовкой, основанной на сформированности присущих данной дисциплине компетенций, соответствующей уровню третьего семестра основной образовательной программы бакалавриата CB.5026.2016 – «Философия».
Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий
В процессе изучения данного курса применяются следующие активные и интерактивные методы обучения:
- лекции в аудитории с элементами интерактивности;
- практические занятия проводятся в режиме диалога на предмет обсуждения вопросов и проблем, включенных в тематический план данного курса; в качестве материала обсуждения привлекаются источники, вынесенные в список основной и дополнительной литературы.
Объём активных и интерактивных форм учебных занятий по данной дисциплине составляет:32 часа.
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
Организация учебных занятий
2.1.1 Основной курс
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся | ||||||||||||||||||
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Самостоятельная работа | Объём активных и интерактивных форм учебных занятий | Трудоёмкость | ||||||||||||||
лекции | семинары | консультации | практические занятия | лабораторные работы | контрольные работы | коллоквиумы | текущий контроль | промежуточная аттестация | итоговая аттестация | под руководством преподавателя | в присутствии преподавателя | сам. раб. с использованием методических материалов | текущий контроль (сам.раб.) | промежуточная аттестация (сам.раб.) | итоговая аттестация (сам.раб.) | |||
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ | ||||||||||||||||||
Форма обучения: очная | ||||||||||||||||||
Семестр 3 | 28 | 2 | 28 | 2 | 84 | 36 | 32 | 5 | ||||||||||
ИТОГО | 28 | 2 | 28 | 2 | 84 | 36 | 5 |
Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | ||||||
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. | Формы текущего контроля успеваемости | Виды промежуточной аттестации | Виды итоговой аттестации (только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ) | |||
Формы | Сроки | Виды | Сроки | Виды | Сроки | |
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ | ||||||
Форма обучения очная | ||||||
Семестр 3 |
|
| экзамен, устная форма | по графику промежуточной аттестации |
2.2. Структура и содержание учебных занятий
№ п/п | Наименование темы (раздела, части) | Вид учебных занятий | Количество часов | ||||
1 | Тема 1. Социальная философия как философская дисциплина. Особенности предмета и методологии социальной философии: социальный реализм и социальный номинализм. Социальная философия в отношении к другим философским дисциплинам (философская антропология, философия истории, философия культуры, философия политики, философия религии) и дисциплинам гуманитарного профиля (социология, политология). Структура социально-философского знания – его проблематика и методология. | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 | ||||||
2 | Тема 2. Социальная философия в системе философского знания. Социальная философия в отношении к другим философским дисциплинам (философская антропология, философия истории, философия культуры, философия политики, философия религии) и дисциплинам гуманитарного профиля (социология, политология). | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 | ||||||
3 | Тема 2-3. Основные этапы становления социально-философской мысли Древневосточные социальные учения: (конфуцианство, индуизм). Социально-философская мысль в Древней Греции (Платон, Аристотель). История и философия (Геродот, Фукидид). Социальные принципы средневекового христианства. Социально-политический прагматизм эпохи Ренессанса. Возникновение утопических учений. Социальная философия и политическая идеология в Новое Время. Социальная диалектика и исторический материализм. Феноменологические герменевтические стратегии в социальной философии ХХ века. Антиутопия и проблемы глобализации в современной социально-философской мысли | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 | ||||||
4 | Тема 2.4 Древневосточные социальные учения: Ведическое обоснование кастовой (варновой) стратификации. Сакральное в социальном пространстве Древней Индии. Ритуал как форма упорядочивания социального бытия. Семейно-церемониальный традиционализм Древнего Китая. Образование как фактор социальной динамики. Церемония как фактор социальной стабилизации | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 | ||||||
5 | Тема 3. Возникновение социально-философской проблематики европейском самосознании Древнегреческий полис как завершенная форма мироустройства. Человек как гарант упорядоченности бытия. Добродетель как особенное проявление всеобщего в человеке (Сократ, Платон, Аристотель). Учение Платона о справедливости (диалог «Госдарство»). Человек и общество в философии Аристотеля (Политика). | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
6 | Тема 4. Социальная статика и социальная динамика: факторы и формы. Понятие об историческом процессе. Традиция и новаторство. Природные факторы социальной устойчивости и социального развития. Материальное производство и развитие общества. Социальное неравенство в социальном процессе. Мировоззренческий фактор в развитии общества (религия, наука, идеология). Роль личности в истории. Эволюция, революция, модернизация. | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
7 | Тема 5. Социальные учения в средневековой теологии. Августин Аврелий как социальный философ. Учение Августина О Граде Божьем и общественно-политические идеалы средневековой Европы. Папство как социальный институт. Рецепции античной социально-философской мысли в учениях средневекового ислама (Авиценна, Аль-Газали, Аверроэс). | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
8 | Тема 6. Общество как исторический процесс. Исторический прогресс. Формы исторического прогресса: эволюция, революция, реформа, модернизация. Критерии прогресса. Формационная теория общества. Информационное общество в концепциях технологического детерминизма. Цикличность, линейность, волнообразность исторического процесса. | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
9 | Тема 7. Социальный субъект и его исторические формы. Понятие о социальном субъекте в мировоззренческом контексте. Историческая личность и народные массы. Субъект и субъективность: онтологический и методологический аспекты. Сословия, классы, нации, политические партии, маргинальные группировки. | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
10 | Тема 7.1 Теории общественного договора эпоху Нового Времени Аксиоматика общественной жизни в сочинениях Т. Гоббса. Естественные и гражданские права в учении Дж. Локка. Понятие социального контракта и парадоксы «общей воли» в сочинении Ж.Ж.Руссо «Об общественном договоре» | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
11 | Тема 8.1 Социальная философия и идеология в марксизме. Представление о человеке, истории и о будущем в работе К.Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Формационная теория общественного развития. Идеология политического класса в его социальной борьбе. Марксизм и его место в социальных преобразованиях ХХ века. | ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
12 | Тема 9. Глобальные проблемы современности Типология глобальных проблем. Их взаимосвязь между собой. Комплексный подход к их решению. Ограниченность возможностей преодоления глобальных проблем и трудности их преодоления. Тема 9.1 Политическая борьба в социальных процессах ХХ века. Принцип «партийности философии» и классовое сознание. Класс и нация как формы социального субъекта. Трансформации класса во второй половине ХХ века. Национализм и интернационализм. Воинствующий атеизм и религиозный фундаментализм.
| ЛЕКЦИЯ | 2 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
13 | Тема 10. Глобализм и глобализация как философские проблемы. Глобализация как закономерный этап цивилизационной эволюции. Глобализм как проявление унификационной тенденции глобализации. Проблема унифицированного сообщества. Империя и Империализм. Концепция многополярного мира. | ЛЕКЦИЯ | 1 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
14 | Тема 10.1 Идеи евразийцев как попытка целостного осмысления русской цивилизации. Европа и человечество в сочинениях Н.С. Трубецкого. Место «туранского» элемент в русской истории (Г.В. Вернадский, Н.С. Трубецкой). Понятие «месторазвитие» (П.Н. Савицкий). «Языковые союзы» как проявление этнического взаимодействия и формирования целостной социальной общности (П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон). Российская империя и Советский Союз. | ЛЕКЦИЯ | 1 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
15 | Тема 11. Россия как объект социально-философского анализа. Методологические традиции; славянофилы и западники. Историософские приоритеты в русской социальной мысли (Чаадаев, Данилевский, Леонтьев). Богочеловеческий процесс и судьба России (Соловьев, Булгаков).Смысл и значение русской революции (Н.А. Бердяев, Н.А. Ильин). Русский мир в теоретических построениях евразийцев. Православная цивилизация в современном мире (А.С. Панарин) | ЛЕКЦИЯ | 1 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
16 | Тема 12. Социальная философия в современном мире. Основные проблемы современного общества. Власть, насилие, террор. Социально-экономические утопии и футурология XX века (Э. Тоффлер, Д. Белл,, Н. Моисеев, Э. Кастельс, М. Хардт и А. Негри).Проблема социокультурной идентификации (Хантингтон, Э. Саид, А.С. Панарин). Инфернальные и эсхатологические аспекты социальной мысли постмодерна. | ЛЕКЦИЯ | 1 | ||||
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | ||||||
Методическое обеспечение
3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины
В процессе изучения дисциплины рекомендуется использовать такие формы контрольных заданий, как письменная работа, написание реферата, написание эссе, конспектирование первоисточников, составление аннотированной библиографии, блиц-опросы, предназначенные для определения качества освоения обучающимися учебного материала, направленные на измерение степени сформированности той или иной компетенции, как в целом, так и отдельных ее компонентов.
В основе материала, предлагаемого студентам на лекциях по данной дисциплине, лежат авторские интерпретации идей, изложенных в некоторых трудах классиков философии, в работах современных исследователей, опубликованных в виде монографий, статей в научных журналах, а также в учебных пособиях и учебниках.
В ходе изложения материала преподаватель дает дополнительные ссылки на полезные для освоения этого материала печатные и цифровые источники с их краткой характеристикой.
3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы
-программа учебной дисциплины;
-список рекомендованной основной и дополнительной литературы.
-учебно-методические материалы для самостоятельной работы
Кадровое обеспечение
Образование и (или) квалификация штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий
К проведению занятий должны допускаться преподаватели, имеющие базовое образование или ученую степень (или ученое звание), соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
Информационное обеспечение
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Социальная философия
Social Philosophy
Язык(и) обучения
русский
Трудоемкость в зачетных единицах: 5
Регистрационный номер рабочей программы: 018019
Санкт-Петербург
Дата: 2018-12-21, просмотров: 211.