Предмет, задачи, структура социальной психологии
Вопросы для обсуждения
1. Предмет и объекты исследования социальной психологии.
2. Классификация социально-психологических явлений.
3. Структура современной социальной психологии.
4. Задачи социально-психологической теории и практики.
Терминологический тезаурус: социально-психологические явления; социальные общности (группы) и их субъекты, межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции, социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции, социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера, этническая психология, психология религии, политическая психология, психология управления, организационная психология, психология социального воздействия, психология общения, психология семьи (семейных отношений), социальная психология личности, психология масс, психология конфликтных отношений (конфликтология).
Семинарское занятие 2.
История становления социально-психологической мысли
Вопросы для обсуждения
1. Этапы становления социальной психологии как науки: донаучный, философский, научный.
2. Развитие социальной психологии как науки. Влияние антропологии, языкознания, психиатрии, этнографии и других наук на становление предмета социальной психологии.
3. Первые социально-психологические теории: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения.
4. Экспериментальная ориентация социальной психологии нач.20 века. Кризис социальной психологии
5. Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е и 50-е гг в России.
Терминологический тезаурус: социальная психология, антропология, языкознание, психиатрия, этнография, психология народов, психология масс, инстинкты социального поведения, коллективная рефлексология.
Семинарское занятие 3.
Методы социальной психологии
Вопросы для обсуждения:
1. Общая методология, специальная методология и частная методология социальной психологии.
2. Основные методы социальной психологии: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тестирование, социометрия.
3. Дополнительные методы социальной психологии: приемы и способы обработки и анализа результатов исследования (факторный и корреляционный анализ, различные методы моделирования, техники компьютерной обработки данных и др.).
4. Методы активного социально-психологического обучения: деловая игра, групповая дискуссия, социально-психологический тренинг.
5. Программа исследования конкретных социально-психологических феноменов.
Терминологический тезаурус: научная методология, эмпирические методы социально-психологического исследования, наблюдение, опрос, анкетирование, интервью, изучение документов, анализ продуктов деятельности, контент-анализ; экспериментальные методы, лабораторный эксперимент, естественный эксперимент; психодиагностические методы, тест, социометрия, референтометрия, гемеостат; методы активного социально-психологического обучения, деловая игра, групповая дискуссия, социально-психологический тренинг.
Семинарское занятие 4.
Социализация личности
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и содержание социализации личности.
2. Структура процесса социализации и его возрастные стадии
3. Институты социализации личности.
4. Механизмы социализации личности.
5. Варианты социализации личности (асоциализация, ресоциализация, десоциализация). Гендерная социализация.
Терминологический тезаурус: социализация личности, инкультурация, адаптация, интериоризация, экстериоризация; общение, самосознание, деятельность; институт социализации личности, подражание, идентификация, социальный контроль, фасилитация, ингибиция, полоролевая идентификация; гендерная социализация, гендер, асоциализация, ресоциализация, десоциализация.
Семинарское занятие 6,7 .
Вопросы для обсуждения
1. Общение: структура, функции, основные понятия
2. Коммуникативный аспект общения. Вербальные и невербальные средства коммуникации.
3. Техника общения: практическая ориентация, эффективное межличностное общение, техника понимающего общения, техника директивного общения.
4. Невербальные способы общения. Происхождение невербальных способов общения. Особенности невербального общения. Функции невербальных способов общения.
5. Психология взаимодействия людей. Общая характеристика взаимодействия
6. Содержание и динамика взаимодействия людей
7. Разновидности взаимодействия
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и виды малых групп.
2. Структура малой группы.
3. Развитие малой группы.
4. Групповая сплоченность.
5. Взаимодействие индивида и малой группы.
6. Лидерство в малых группах.
Терминологический тезаурус: Малая группа. Условные группы. Реальные группы. Формальные группы. Неформальные группы. Слаборазвитые группы. Высокоразвитые группы. Диффузные группы. Референтные (эталонные) группы. Нереферентные группы (группы членства.) Групповое мнение. Групповые настроения. Социально-психологический климат. Демократический стиль. Авторитарный стиль. Либеральный стиль. Групповое давление.
Терминологический тезаурус: роль, статус, лидер, предпочитаемый, принятый, отверженный, значимые другие, отношение, доминирование, подчинение, активность, пассивность, гомеостат.
Семинарское занятие 9.
Вопросы для обсуждения
1. Механизмы межличностного воздействия.
2. Социально-психологические исследования уступчивости, конформности и подчинения (С.Аш, М.Шериф, С.Милграм).
2. Факторы, влияющие на конформность личности.
3. Способы противодействия давлению.
4. Феномены группового влияния: социальная леность, социальная фасилитация, деиндивидуализация, влияние меньшинства, огруппленное мышление, групповая поляризация.
5. Технология убеждения.
6. Методики изучения конформности личности.
Терминологический тезаурус: подражание, заражение, внушение, конформность, уступчивость, групповое давление, подчинение, нонконформность, убеждение, консенсус, обращение, социальная фасилитация, социальная леность, деиндивидуализация, огруппление мышления, нормативное влияние, информационное влияние, групповая поляризация.
Вопросы для обсуждения
1. Общая характеристика конфликта
2. Структура и содержание конфликта
3. Завершение конфликта.
4. Методы и приемы разрешения конфликта.
5. Правила ведения переговоров.
6. Методики диагностики социальных конфликтов.
Терминологический тезаурус: Межличностный конфликт. Конфликтная ситуация. Инцидент. Избегание (уход), доминирование (конкуренция), уступка, компромисс, сотрудничество. Агрессия.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Битянова М.Р. Социальная психология: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. – СПБ.: Питер, 2014. – 368 с.
б) дополнительная литература:
1. Акопов Г.В. Социальная психология образования. – М.: Флинта, 2000.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология: теоретические подходы. - М.: Аспект Пресс, 2002.
3. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 336 с.
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2001.
5. Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л. Основы социально-психологических исследований. – М.: Гардарики, 2007. – 334 с.
6. Болотова А.К., Петровская Л.А., Жуков Ю.М. Социальные коммуникации. Учеб.пособие. – М.: Гардарики, 2008. – 279 с.
7. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учеб.пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. – М.: Смысл, 1999.
9. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005.
10. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 800 с.
11.Петровская Л. А. Общение – компетентность – тренинг. Избранные труды. – М.: Смысл, 2007. – 686 с.
12. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник для вузов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2009. – 336 с.
13. Социальная психология / под ред. А.Л. Журавлева. - М.: ПЕР СЭ, 2002. – 350 с.
14. Социальная психология. Хрестоматия: учеб. пособие / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 471 с.
15. Социальная психология: учебное пособие / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - 6-е изд. – М.: Академия, 2008. – 600 с.
в) программное обеспечение
г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы
PSYCHOLOGY.RU
Психология на русском языке
http://www.psychology.ru
Псипортал
Столица сетевой психологии
http://psy.piter.com
Мир психологии
http://psychology.net.ru
Вопросы психологии
http://www.voppsy.ru
Школьный психолог
http://psy.1september.ru/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: (указывается техника, лабораторное оборудование и т.д.)
оборудованные аудитории (специальная мебель и орг. средства) - видеозал;
технические средства обучения: видеопроектор, компьютер;
аудио, -видеоаппаратура: диктофон, видеомагнитофон, DVD -фильмы
учебно-наглядные пособия: схемы, таблицы «Невербальные средства коммуникации».
Предмет, задачи, структура социальной психологии
Вопросы для обсуждения
1. Предмет и объекты исследования социальной психологии.
2. Классификация социально-психологических явлений.
3. Структура современной социальной психологии.
4. Задачи социально-психологической теории и практики.
Терминологический тезаурус: социально-психологические явления; социальные общности (группы) и их субъекты, межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции, социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции, социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера, этническая психология, психология религии, политическая психология, психология управления, организационная психология, психология социального воздействия, психология общения, психология семьи (семейных отношений), социальная психология личности, психология масс, психология конфликтных отношений (конфликтология).
Семинарское занятие 2.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 378.