Методика восстановительного обучения речи при эфферентной моторной афазии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Задача: преодоление инертности в речевом процессе.

Этап работы

Цель: активное выделение отдельных слов из прошлого опыта речевых рядов

Методы: растормаживание речи

Приемы: сопряженная речь, сопряжено-отраженная речь, отраженная речь:

§ медленное и протяжное повторение слов,

§ ритмико-мелодический прием (через отстукивание, пропевание, без пропевания);

§ прием окончания фразы с опорой на картинку, т.е. договаривание фразы;

§ прием порядкового счета (больного обучают порядковому счету от любого числа, а не только с 1, 2…);

§ игровой прием (через игру пытаются вызвать у больного спонтанные высказывания).

При подборе материала важно учитывать индивидуальные особенности больного.

Этап работы

Цель: активное произнесение отдельных слов.

Прием: последовательная активизация речевой деятельности через:

§ запись произносимых слов с опорой на картинку,

§ поиск отработанных слов в тексте (подчеркивание, обведение, произнесение, запись в тетрадь);

§ включение этих слов другие семантические связи (логические);

§ семантическая связь слов в виде противоположностей (белый – черный);

§ морфологический прием: к исходному слову необходимо подобрать однокоренные слова;

§ прием ситуативной и категориальной связи с исходным словом (черный платок, черный хлеб, черный цвет); исходное слово- черный, а категория, ситуация – хлеб, платок, цвет.

Этап работы

Цель: восстановление предикативности речи.

Приемы:

§ прием завершения фразы недостающим словом (договаривание), которое заканчивается глаголом;

§ вербализация собственных действий по заданию логопеда (сопряжено, а затем самостоятельно);

§ прием активных действий с предметом по речевой инструкции логопеда с целью преодоления аграмматизма (Возьми карандаш…., Нарисуй карандашом…., Положи в коробку с карандашами…) и восстановление понимания речи;

§ прием классификации флексии (дается картинка, фраза: Художник рисует карандашом. Слово «карандаш» выделяется интонационно). Окончания -ом; -ем; больной должен подложить картинку;

§ работа над структурой фразы, схема которой выносится наружу (фраза: Художник рисует картину. Больной должен вписать начальные буквы каждого слова в карточки

         
Х
 
Р
 
К


 

 

Художник рисует картину.

Данный прием предупреждает появление персевераций, восстанавливается способность включения слов в предложение.


Этап работы

 Цель: восстановление связной фразовой речи

Приемы:

§ составление фраз по сюжетным картинкам (постепенно схемы и картинки должны усложняться);

§ составление предложений по серии сюжетных картинок

§ разбор предложений по частям речи (требуется постановка вопроса к каждому члену предложения);

§ восстановление способности связной разговорной речи,

§ прием письма и чтения (письмо фраз, текстов с пропущенными словами);

§ составление фраз по заданной сюжетной картинке с опорой на схему;

§ прием диалога (применяется в процессе всего цикла обучения с постепенным усложнением предлагаемого материала);

§ прием ролевых игр (покупатель – продавец).

Материал должен подбираться с учетом профессии больного.

 

 

Методика восстановительного обучения речи при динамической афазии

 

Цель: развитие активной устной речи путем восстановления предикативной связи речи и синтаксической схемы высказывания

Этап работы

Цель: растормаживание речи (словарь действий)

Методы:

§ невербальные и вербальные (поиск пропущенных слов, чтение стихов, выделение глаголов);

§ метод диалога;

§ работа над интонационной стороной речи;

§ метод вербальных ассоциаций (Я хочу….; На землю …. Белый, пушистый снег);

§ метод воспроизведения ритмичной структуры фразы (отстукивание каждого слова).

Этап работы

Цель: восстановление предикативности

Методы:

§ метод многозначности слова;

§ работа над разными связями одного и того же слова (дождь идет, дождь капает, дождь стучит, дождь льет и т.д. – осуществляется поиск связи членов предложения с глаголами. Вопрос логопеда: «Что еще может идти?»);

§ письменное и устное выражение связи.

Этап работы

Цель: восстановление самостоятельной речи

Методы:

§ договаривание фразы с помощью картинки;

§ работа над структурой фразы, схема которой выносится наружу;

§ использование последовательных операций программы для выработки способности связного пересказа:

1) разбить текст на части,

2) отделить одну часть от другой,

3) выделить главную мысль в первой части рассказа,

4) придумать заголовок к этой части,

5) выделить главную мысль,

6) разбить на подчасти и т.д.

Затем больной пишет сочинение по плану.

В работе с больным с динамической афазией используется метод серии сюжетных картинок с пропущенным звеном. Пропущено может быть начало или конец сюжетной картинки и больной должен домыслить пропущенное звено. Для восстановления предикативных связей применяется метод программирования фразы.

 

 

 Методика восстановительного обучения речи при сенсорной акустико-гностической афазии

 

Задача: восстановление понимания речи и устной речи, нарушенной вторично.

1 этап работы

Цель: затормаживание обильной и непродуктивной речи больного.

Методы:

§ методы переключения внимания больного с речи на другие невербальные средства;

§ классификация предметов;

§ метод рисования (самостоятельное рисование, дорисовывание).

§ игра (лото, домино):

§ последовательность картинок и т.д.

Этап работы

Цель: обучение больного слушанию речи

Методы:

§ прослушивание звучащего текста (читает логопед);

§ прослушивание предложений;

§ пропуск слов в предложениях и введение их в контекст;

§ метод аналитического прослушивания текста: больному сообщают о чем будет идти речь в тексте, потом текст медленно читается логопедом и перед больным раскладывают 3 сюжетные картинки, где 1 – соответствует тексту, 2 – ближе к тексту, 3 – нейтральная. Больной должен найти соответствующую картинку к тексту;

§ усложнение задания: посчитать количество предложений в тексте.

Этап работы

Цель: восстановление осознанного и дифференцированного выделения фраз из текста и слов из фразы.

Методы:

Прочитав текст больной должен выделить все фразы и соотнести с местом фраз в тексте, затем посчитать количество слов в фразе. Объем текста составляет от 3 до 7 предложений. Длина предложения от 3 до 5 слов. Вначале тексты отличаются по содержанию, а затем подбираются лексически близкие тексты.

Этап работы

Цель: восстановление дифференцированного и константного восприятия звуков речи.

Методы:

§ классификация предметов (картинок) с опорой на письмо

§ классификация по звучащему слову – выделение начальных звуков, с которых начинается название картинки (больной должен подложить картинку под заданный звук). Сначала используются далекие звуки, затем близкие;

§ оптико-акустическая классификация (к оптическому образу буквы дается словесное сопровождение, больной называет слова, начинающиеся на заданный звук). Например: «Выделите слова, начинающиеся на звук «П»);

§ метод озвученного чтения (больной слышит и видит текст: предлоги, слова) – аудиовизуальный метод звукоразличения;

§ метод посредством опоры на оральный образ. Работа ведется с опорой на картинку: больному дают картинку и просят назвать предмет, затем первый звук этого слова сначала беззвучно – например артикулиует слово «барабан»; затем предлагают найти среди лежащих букв соответствующую букву – «Б» ; просят закрыть глаза и нащупать букву; произнести звук; посмотреть в зеркало и произнести звук; звук подается логопедом и он просит узнать звук и найти соответствующую этому звуку букву.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 437.