Задача: преодоление инертности в речевом процессе.
Этап работы
Цель: активное выделение отдельных слов из прошлого опыта речевых рядов
Методы: растормаживание речи
Приемы: сопряженная речь, сопряжено-отраженная речь, отраженная речь:
§ медленное и протяжное повторение слов,
§ ритмико-мелодический прием (через отстукивание, пропевание, без пропевания);
§ прием окончания фразы с опорой на картинку, т.е. договаривание фразы;
§ прием порядкового счета (больного обучают порядковому счету от любого числа, а не только с 1, 2…);
§ игровой прием (через игру пытаются вызвать у больного спонтанные высказывания).
При подборе материала важно учитывать индивидуальные особенности больного.
Этап работы
Цель: активное произнесение отдельных слов.
Прием: последовательная активизация речевой деятельности через:
§ запись произносимых слов с опорой на картинку,
§ поиск отработанных слов в тексте (подчеркивание, обведение, произнесение, запись в тетрадь);
§ включение этих слов другие семантические связи (логические);
§ семантическая связь слов в виде противоположностей (белый – черный);
§ морфологический прием: к исходному слову необходимо подобрать однокоренные слова;
§ прием ситуативной и категориальной связи с исходным словом (черный платок, черный хлеб, черный цвет); исходное слово- черный, а категория, ситуация – хлеб, платок, цвет.
Этап работы
Цель: восстановление предикативности речи.
Приемы:
§ прием завершения фразы недостающим словом (договаривание), которое заканчивается глаголом;
§ вербализация собственных действий по заданию логопеда (сопряжено, а затем самостоятельно);
§ прием активных действий с предметом по речевой инструкции логопеда с целью преодоления аграмматизма (Возьми карандаш…., Нарисуй карандашом…., Положи в коробку с карандашами…) и восстановление понимания речи;
§ прием классификации флексии (дается картинка, фраза: Художник рисует карандашом. Слово «карандаш» выделяется интонационно). Окончания -ом; -ем; больной должен подложить картинку;
§ работа над структурой фразы, схема которой выносится наружу (фраза: Художник рисует картину. Больной должен вписать начальные буквы каждого слова в карточки
|
|
|
Художник рисует картину.
Данный прием предупреждает появление персевераций, восстанавливается способность включения слов в предложение.
Этап работы
Цель: восстановление связной фразовой речи
Приемы:
§ составление фраз по сюжетным картинкам (постепенно схемы и картинки должны усложняться);
§ составление предложений по серии сюжетных картинок
§ разбор предложений по частям речи (требуется постановка вопроса к каждому члену предложения);
§ восстановление способности связной разговорной речи,
§ прием письма и чтения (письмо фраз, текстов с пропущенными словами);
§ составление фраз по заданной сюжетной картинке с опорой на схему;
§ прием диалога (применяется в процессе всего цикла обучения с постепенным усложнением предлагаемого материала);
§ прием ролевых игр (покупатель – продавец).
Материал должен подбираться с учетом профессии больного.
Методика восстановительного обучения речи при динамической афазии
Цель: развитие активной устной речи путем восстановления предикативной связи речи и синтаксической схемы высказывания
Этап работы
Цель: растормаживание речи (словарь действий)
Методы:
§ невербальные и вербальные (поиск пропущенных слов, чтение стихов, выделение глаголов);
§ метод диалога;
§ работа над интонационной стороной речи;
§ метод вербальных ассоциаций (Я хочу….; На землю …. Белый, пушистый снег);
§ метод воспроизведения ритмичной структуры фразы (отстукивание каждого слова).
Этап работы
Цель: восстановление предикативности
Методы:
§ метод многозначности слова;
§ работа над разными связями одного и того же слова (дождь идет, дождь капает, дождь стучит, дождь льет и т.д. – осуществляется поиск связи членов предложения с глаголами. Вопрос логопеда: «Что еще может идти?»);
§ письменное и устное выражение связи.
Этап работы
Цель: восстановление самостоятельной речи
Методы:
§ договаривание фразы с помощью картинки;
§ работа над структурой фразы, схема которой выносится наружу;
§ использование последовательных операций программы для выработки способности связного пересказа:
1) разбить текст на части,
2) отделить одну часть от другой,
3) выделить главную мысль в первой части рассказа,
4) придумать заголовок к этой части,
5) выделить главную мысль,
6) разбить на подчасти и т.д.
Затем больной пишет сочинение по плану.
В работе с больным с динамической афазией используется метод серии сюжетных картинок с пропущенным звеном. Пропущено может быть начало или конец сюжетной картинки и больной должен домыслить пропущенное звено. Для восстановления предикативных связей применяется метод программирования фразы.
Методика восстановительного обучения речи при сенсорной акустико-гностической афазии
Задача: восстановление понимания речи и устной речи, нарушенной вторично.
1 этап работы
Цель: затормаживание обильной и непродуктивной речи больного.
Методы:
§ методы переключения внимания больного с речи на другие невербальные средства;
§ классификация предметов;
§ метод рисования (самостоятельное рисование, дорисовывание).
§ игра (лото, домино):
§ последовательность картинок и т.д.
Этап работы
Цель: обучение больного слушанию речи
Методы:
§ прослушивание звучащего текста (читает логопед);
§ прослушивание предложений;
§ пропуск слов в предложениях и введение их в контекст;
§ метод аналитического прослушивания текста: больному сообщают о чем будет идти речь в тексте, потом текст медленно читается логопедом и перед больным раскладывают 3 сюжетные картинки, где 1 – соответствует тексту, 2 – ближе к тексту, 3 – нейтральная. Больной должен найти соответствующую картинку к тексту;
§ усложнение задания: посчитать количество предложений в тексте.
Этап работы
Цель: восстановление осознанного и дифференцированного выделения фраз из текста и слов из фразы.
Методы:
Прочитав текст больной должен выделить все фразы и соотнести с местом фраз в тексте, затем посчитать количество слов в фразе. Объем текста составляет от 3 до 7 предложений. Длина предложения от 3 до 5 слов. Вначале тексты отличаются по содержанию, а затем подбираются лексически близкие тексты.
Этап работы
Цель: восстановление дифференцированного и константного восприятия звуков речи.
Методы:
§ классификация предметов (картинок) с опорой на письмо
§ классификация по звучащему слову – выделение начальных звуков, с которых начинается название картинки (больной должен подложить картинку под заданный звук). Сначала используются далекие звуки, затем близкие;
§ оптико-акустическая классификация (к оптическому образу буквы дается словесное сопровождение, больной называет слова, начинающиеся на заданный звук). Например: «Выделите слова, начинающиеся на звук «П»);
§ метод озвученного чтения (больной слышит и видит текст: предлоги, слова) – аудиовизуальный метод звукоразличения;
§ метод посредством опоры на оральный образ. Работа ведется с опорой на картинку: больному дают картинку и просят назвать предмет, затем первый звук этого слова сначала беззвучно – например артикулиует слово «барабан»; затем предлагают найти среди лежащих букв соответствующую букву – «Б» ; просят закрыть глаза и нащупать букву; произнести звук; посмотреть в зеркало и произнести звук; звук подается логопедом и он просит узнать звук и найти соответствующую этому звуку букву.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 437.