Первые попытки по восстановлении речи после афазии были предприняты в конце XIX и начале XX века.
Поль Брока (Франция) и Чаролз Миллс (Англия) предложили приемы восстановления речи, в основе которых были положены сопряженные и отраженные произношения, подсказ первого звука или слога.
В Германии в XIX веке использовались приемы постановки звуков, заимствованные из сурдопедагогики: постановка звука, введение звука в слоги, схем артикуляционного аппарата, использование зеркал, шпателей и др.
В 1901 г. Г. Гутцман впервые обобщил опыт работы с афазией. Отсчитал, что преодоление моторной афазии необходимо начинать спустя 2—3 месяца после улучшения состояния больного. При восстановлении тотальной афазии он предлагал тренировочные упражнения на повторение поз движения губ, языка, используя оптико-тактильны и контроль. Автор полагал необходимым условием восстановления речи энергичные тренировки больного в спонтанном высказывании.
Сенсорной афазией никто не занимался.
В Росси в XX веке восстановление после афазии шло тоже через постановку звука. Вопросами восстановления речи в России в содружестве занимались медики и дефектологи, которые были особенно востребованы во время ВОВ с целью восстановления речи у больных.
В 1947 г. был разработан путь перестройки функциональных систем методом переобучения больных с моторной афазией (А.Р. Лурия, Э.С. Бейн). Авторы исходили из того, что раз пострадавщая функция разрушена, надо ее заново строить на уровне активного осознания больного. При моторной афазии – это артикуляция, при сенсорной афазии – слуховая функция (предлагалась четкая организация постановки слуха через картинки – ДОМ – ТОМ, опираясь на смысл картинки, больной улавливал разницу между произношением и смыслом).
В это же время работала другая группа ученых (руководил Бор Григорьевич Ананьев), занимавшаяся восстановлением больных с сенсорной афазией, при которой нарушена константность (постоянство) восприятия звука. Ученые предложили восстановление устной речи через письменную речь, используя «островки сознания». Второй заслугой Ананьева Б.Г. являлось учение о постоянных и переменных букв русского алфавита (для больных со зрительно-пространственными нарушениями).
Владимир Михайлович Коган считал, что афазия – это нарушение ассоциативной деятельности. Были разрушены старые традиционные подходы.
Варвара Владимировна Оппель также занималась методикой восстановления речи у больных с афазией. В 1963 г. была издана монография В.В. Оппель, посвященная особенностям восстановления речи у «свежих» и резидуальных больных. Автор применяет оптико-тактильный метод в случае грубой апраксии, а также использует прием шепотной речи в остром и раннем восстановительном периоде инсульта
В 1964 г. вышла в свет монография Э. С. Бейн «Афазия и пути ее преодоления» посвященная анализу методов восстановительной терапии при афазии. Автор отмечала, что на раннем этапе, сразу после выхода больного из состояния нарушения сознания, нужно применять щадящие, стимулирующие методики, предполагающие пассивное включение больного в коррекционный процесс.
Ею разработаны принципы и методы восстановления речи у пациентов с постинсультной афазией, при этом подчеркивалась необходимость учета следующих положений для успешной речевой реабилитации:
§ соблюдение этапного принципа при выборе методов и программы обучения;
§ опора на смысловую сторону речи при работе с постинсультными больными;
§ дифференцированный подход при любой форме афазии;
§ работа над всеми сторонами речи.
Автор выделила 2 вида компенсации при афазии:
1) органическая компенсация – компенсация поврежденной функции осуществлялась за счет неповрежденных элементов: слуховой, оптической, т.е. за счет внутрисистемной компенсации;
2) функциональная компенсация – перестройка функций за счет вовлечения в восстановительный процесс разных функциональных структур на основе механизма замещения другими органами или системами.
На 1 этапе органическая компенсация выглядела так, что восстановление функции осуществлялось на основе мобилизации резервных возможностей организма (анализаторы).
Использовались стимулирующие методы: растормаживание, стимуляция речи через слух, тренировку поврежденного звена)
На 2 этапе восстановление функции осуществлялось в измененном виде на основе функционального замещения или перестройки функции.
Применялись обходные (косвенные) методы: замещающие, перестраивающие.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 430.