Сенсорная афазия
Сенсорная афазия возникает при поражении верхне-височных отделов левого полушария – задней трети первой височной извилины (так называемой зоны Вернике). Эта область мозга обеспечивает анализ и синтез слуховых сигналов, без которых невозможно включение в процесс понимания речевого акустического гнозиса и фонематического слуха. При этой форме больной начинает воспринимать звуки как нечленораздельные. Чужая речь непонятна и собственное произношение невозможно из-за дефектов акустического анализа и синтеза.
Таким образом, механизмом акустико-гностической афазии является нарушение фонематического восприятия (слуха).
Механизмом сенсорной акустико-гностической афазии является нарушение понимания речи. Синдромом сенсорной афазии, проявляется, прежде всего, в нарушении импрессивной речи – понимания.
Нарушение фонематического слуха ведет по А.Р. Лурия к дезорганизации всей речевой системы.
При полном разрушении зоны Вернике исчезает способность различать фонемы родного языка и больные не понимают обращенную речь.
В менее грубых случаях больные не понимают быструю или «зашумленную речь» (радио, теле, музыка). Особенно затруднено понимание слов с оппозиционными фонемами (колос – голос; забор – собор – запор).
Таким образом, характерным симптомом сенсорной афазии – «феномен отчуждения смысла слов» - проявляется в нарушении понимания слов, инструкций и речи в целом.
Дефект понимания устной речи является центральным дефектом, влияет на всю речевую систему и вторично страдают все другие формы речевой деятельности.
В грубых случаях у больных с сенсорной афазией спонтанная активная речь и речевое высказывание заменяется «словесной окрошкой», когда больной произносит набор звуков или слов. Иногда больной произносит правильно знакомые и привычные слова, Как правило, в экспрессивной речи он заменяет одни звуки другими, что носит название «литеральные парафазии». Слова, произнесенные собеседником, звучит для больного каждый раз по-разному. Это непостоянство звучания слова при его восприятии ведет к изменению звукового состава при попытках повторения и произнесения самим больным. Звуки речи теряют для больного свое константное (стабильное) звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам. В результате непостоянства звучания в экспрессивной речи больных появляются характерные дефекты: логорея (обилие речевой продукции) как результат «погони за ускользающим звуком», замены одних слов другими, одних звуков другими – вербальные и литеральные парафазии.
Реже в речи больного встречаются вербальные парафазии (замена одного слова другим).
Непродуктивная и многословная речь больного с сенсорной афазией эмоционально окрашена и богата интонированием. Больные общительны, а дефект речевых средств они возмещают паралингвистическими способами общения: мимика, жесты, интонации.
У больных нарушено письмо. В грубых случаях письмо невозможно, так как они записывают случайный набор букв, а в легких случаях наблюдаются параграфии, отражающие трудности различения звуков близких по акустическим признакам. У больных нарушено письмо под диктовку, т.к. больному не ясен тот образец, который подлежит написанию.
Близки м к этому по характеру является нарушение чтения. Больной легко по оптическому образу узнает слово, которое часто приходилось читать, но менее знакомые слова для него трудны.
Таким образом, вследствие нарушения фонематического слуха (восприятия) распадается вся речевая система. В то же время у больных нет нарушений музыкального слуха, нет нарушений артикуляции и доступны любые оральные позы.
Семантическая афазия
Семантическая афазия возникает при поражении теменно-височно-затылочных отделов левого полушария, ответственнго за сложные формы пространственного синтеза, за способность к симультанному зрительному восприятию. Неспособность уложить детали предмета в одно целое или воспринять целиком ряд предметов, объединенных сюжетом, носит название симультанной зрительной агнозии.
Для больных с симультанной зрительной агнозией характерно фрагментарное восприятие изображений. Увидев, например, крупную пуговицу на одежде, они, не принимая во внимание остальных частей рисунка, делают вывод, что перед ними тарелка. Выполняя задание нарисовать человека, могут изобразить его фрагментарно, т. е. расположить отдельно друг от друга торс, руки, ноги, разбросать по листу даже детали лица – рот, глаза, нос и т. д. Поражение этой зоны приводит также к нарушениям в сложных формах речевой деятельности.
Название «семантическая» А.Р. Лурия считал неудачным и говорил «так называемая семантическая афазия», т.к. считал, что не вся речевая семантика страдает, а только отдельные категории.
До А.Р. Лурия данную форму афазии рассматривали как интеллектуальный дефект, но Лурия А.Р. выявил, что нарушения не распространяются на все интеллектуальные функции, а только на понимание определенных грамматических конструкций, которые отражают одновременный (симультанный) анализ и синтез явлений, когда для понимания какого-то выражения необходимо представление нескольких явлений.
Основой дефекта при семантической афазии по А.Р. Лурия является нарушение симультанного анализа и синтеза или возможность оценки пространственных и квазипространственных отношений.
У больных нет грубых нарушений экспрессивной речи, они могут говорить, используя простые грамматические и синтаксические конструкции.
Больные хорошо понимают обращенную к ним речь, но только тогда, когда она проста в синтаксическом оформлении. У них нет нарушений чтения и письма. Ошибки в чтении встречаются при чтении и понимании сложно построенных текстов.
Характерными симптомами для этой формы афазии являются:
§ симультанные агнозии,
§ астереогноз (узнавание предметов на ощупь),
§ нарушение схемы тала,
§ пространственная и конструктивная апраксия,
§ акалькулия (нейропсихологический синдром, проявляющийся в нарушении счета и счетных операций по причине поражения разных участков коры головного мозга),
§ трудности ориентировки в пространстве (не могут нарисовать план комнаты, понять время на часах и т.д.).
Все это обуславливает и нарушение речи, которые проявляются в том, что больные не понимают целый ряд грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные и квазипространственные отношения:
§ предлоги (НАД, ПОД, ОКОЛО),
§ слова с суффиксами (-НИЦ: супница, сахарница),
§ сравнительные отношения (ручка длиннее карандаша),
§ понимания конструкций, требующих мысленного сравнения 2-х или 3-х объектов, т.е. симультанного одновременного анализа.
Больные не понимают конструкций Р.п. (мамина дочка, бабушкина внучка). Таким образом, при оценке таких конструкций больной понимает либо отдельные слова (мама, дочь), либо схватывает общую ситуацию, но не может понять взаимоотношения указанных объектов.
Больным сложно понять временные отношения (Перед закатом я пошел прогуляться), выражения с логическими инверсиями (инверсия – отрицание при присоединении частицы НЕ), а также предложения с переходящими глаголами (Вера одолжила деньги у Маши, а Маша взяла деньги в долг у Коли. Кто кому должен?). Эти выражения отражают коммуникацию отношений, а не коммуникацию событий и основаны на способности одновременно передать несколько событий и их отношений друг к другу.
Нарушения речи у больных с семантической афазией обнаруживается уже на уровне слова. Слово выпадает из системы грамматических понятий, остается сохранной лишь его предметная отнесенность. Больные не могут опознать и понять грамматические категории слова (род, число, падеж, часть речи) и не могут к слову поставить вопрос. Именно этим обусловлены дефекты понимания конструкции, значения которых связаны с изменением флекции (окончания) – «Покажи карандаш и ручку» – понимают, но «Покажи карандашом ручку» – не понимают.
Таким образом, центральным проявлением речевой патологии при этом синдроме афазии является неспособность объединить детали в одно целое, неспособность понять, что речевая конструкция, включающая одни и те же элементы, может выражать разные отношения предметов. Это проявляется в понимании сложных логико-грамматических оборотов. Их принято обозначать в литературе как импрессивный аграмматизм. Являясь одним из проявлений общего расстройства пространственного гнозиса, а именно нарушения способности к симультанному синтезу, импрессивный аграмматизм мешает уложить основные «детали» фразовой речи в единое смысловое целое. Поскольку основными связующими элементами в сложно построенных оборотах речи являются грамматические элементы слов, основную трудность для больных представляет выделение этих элементов из текста и понимание их смысловой роли, особенно пространственной (пространственные предлоги, наречия и т. д.). При этом способность к восприятию формально-грамматических искажений (ошибок «согласования») остается у этих больных сохранной.
Амнестическая афазия
Амнестическая афазия возникает при поражении задне-височных и теменно-затылочных отделов мозга.
Симптомом амнестической афазии является трудность называния предметов.
В основе этой формы лежат:
1) Слабость зрительных представлений и зрительных образов слов.
Проявляется в том, что больной не способен правильно назвать предметы. В этих случаях распадается зрительно-мнестическое звено речевой системы, т.е. связи между зрительным образом слов и их наименованием. В устной речи больные не могут назвать предметы, а пытаются дать им словесное описание («ну, это то, чем пишут). В этих описаниях нет четкого зрительного образа. Это попытка охарактеризовать функциональное назначение предмета. При этом у больных нет каких-то явных гностических расстройств, ориентируются в зрительном пространстве и зрительных объектах, но нарушается способность отображать предметы.
2) Нарушение избирательности в системе вербальных связей.
У больных при задаче назвать предмет или явление всплывает в памяти несколько альтернатив, которые становятся у него равновероятными и тогда больной перечисляет целую группы предметов, но обязательно из того же семантического поля (картинка Яблоко – Больной называет – «это не груша, не слива, не апельсин..» и т.д.).
В отличие от сенсорной и акустико-мнестической афазии подсказка при этой форме помогает, что свидетельствует о сохранности акустического гнозиса.
Чтение и письмо сохранны. В чистом виде в клинике мозговых поражений встречается редко, но чаще встречается в виде симптомов акустико-мнестической и семантической афазии.
Этап работы.
Задача: восстановить нарушенную речь и артикуляцию.
Методики: растормаживание, упорядочивание форм речи с опорой на значения.
Методы: интонация.
Процедура: Больному произносятся четко интонированные предложения и он должен найти картинку в соответствии с интонацией. Идет работа над интонированием. Больной связывает картинку с интонированием, отстукивая ритм.
Больному ритмично читают простые известные стихи, фразы из песни. Активно используется эмоциональное чтение насыщенных событиями рассказов.
Применяются невербальные методы работы:
1) классификация предметов по заданному признаку,
2) метод рисования по заданному признаку (нарисуй помидор),
3) классификация картинок.
Методики: «Четвертый лишний», «Целое и части», Игры 6 домино, лото, шахматы, карты (с целью вызвать какие-то выражения).
Параллельно с невербальными методами работы используются вербальные:
1) проговаривание атоматизированных рядов (счет): сопряженно, сопряженно-отраженно., чтение стихотворений;
2) метод диалога (особенность: материал подбирается с учетом частотной лексики, грамматика простая);
3) метод беседы (говорить можно о работе, о доме, речь автоматизируется);
4) цифровой метод (называние чисел, цифр в процессе действий с ними: разложи и назови цифры от 1 до 5: сопряженно, сопряжено-отраженно, отраженно)
Этап работы.
Цель: восстановить умение произносить отдельные слова
Метод: смысло-слуховой (переключение)
Процедура:
1) Перед больным раскладываются картинки, изображающие 1 предмет или действие, входящее в различные смысловые ситуации/контексты. Логопед сам сохраняте общую ритмико-мелодическую структуру (отстукивает), а больной должен вставить слово.
2) Классификация предметов (разлодить картинки по свойствам: сладкий – кислый; съедное – несъедобное);
3) Метод рисования (самостоятельное рисование, дорисовывание).
4) Игра (предметное лото)
Стадия восстановления завершается после восстановления у больного понимания от 10 до 20 слов, при этом словарь пассивен и в активной речи больной их не использует.
Этап работы
Цель: восстановление активного словаря.
Метод: смысло-слуховой.
Процедура: Логопед не просто произносит слово, а называет групповую принадлежность слова. Например, овощи. Больной должен найти картинки с овощами, записать эти слова, т.е. как бы «оречевляет» картинки.
Этап работы
Цель: восстановить умение звуко-артикуляционного анализа слов.
Ритмичное выделение элементов слова путем отстукивания его слоговой структуры и напевное проговаривание слов. Работа начинается с простых открытых слогов: МА-МА; ДЯ-ДЯ. Затем проговариваются слова с изменением гласного звука: МИ-МО, а затем согласный МА-МА на РА-МА. После этого подключается чтение и письмо. Выделение звуко-буквенного состава слов с опорой на буквы разрезной азбуки – сложить слово, записать его, прочитать и потом произнести вслух.
Этап работы
Цель: дать больному возможность от умения вычленять звуко-буквенные элементы слова перейти к умению их артикулировать.
Методы:
1) Имитация поз артикуляционного аппарата логопеда (по подражанию) с контролем своей артикуляции через зеркало;
2) Нахождение нужных поз языка и губ с опорой оральные схемы (образ) и логопедические (артикуляторные) схемы;
3) Выделение звука из слова уже имеющегося в активном словаре больного с опорой на картинки (смысл выражается 1 – 2 звуками –АУ, -ОЙ, -АХ),
4) Отработка артикуляции одних и тех же звуков в разных позициях слова (кит, кекс, окно, кулак). Звук К в начале, середине, в конце.
5) Необходимо специально работать над фразой, чтобы не закрепить аграмматизм (метод повторения фраз на основе отработки содержательно сюжетной картинки). Больному задают вопросы по содержанию картинки.
6) Метод составления фразы по заданным словам (слова могут повторяться в разных формах – изменения в числе, роде, падеже). Используются картинки.
7) Метод диалога. Порядок работы: по одной заданной теме; темы меняются в диалоге; в диалог включаются и другие участники беседы. Вначале диалога больного вводят в контекст, подготавливают лексический и картинный материал и только потом начинается диалог. Больной может пользоваться вспомогательным материалом (картинки, написанные слова).
Этап работы
Цель: активное выделение отдельных слов из прошлого опыта речевых рядов
Методы: растормаживание речи
Приемы: сопряженная речь, сопряжено-отраженная речь, отраженная речь:
§ медленное и протяжное повторение слов,
§ ритмико-мелодический прием (через отстукивание, пропевание, без пропевания);
§ прием окончания фразы с опорой на картинку, т.е. договаривание фразы;
§ прием порядкового счета (больного обучают порядковому счету от любого числа, а не только с 1, 2…);
§ игровой прием (через игру пытаются вызвать у больного спонтанные высказывания).
При подборе материала важно учитывать индивидуальные особенности больного.
Этап работы
Цель: активное произнесение отдельных слов.
Прием: последовательная активизация речевой деятельности через:
§ запись произносимых слов с опорой на картинку,
§ поиск отработанных слов в тексте (подчеркивание, обведение, произнесение, запись в тетрадь);
§ включение этих слов другие семантические связи (логические);
§ семантическая связь слов в виде противоположностей (белый – черный);
§ морфологический прием: к исходному слову необходимо подобрать однокоренные слова;
§ прием ситуативной и категориальной связи с исходным словом (черный платок, черный хлеб, черный цвет); исходное слово- черный, а категория, ситуация – хлеб, платок, цвет.
Этап работы
Цель: восстановление предикативности речи.
Приемы:
§ прием завершения фразы недостающим словом (договаривание), которое заканчивается глаголом;
§ вербализация собственных действий по заданию логопеда (сопряжено, а затем самостоятельно);
§ прием активных действий с предметом по речевой инструкции логопеда с целью преодоления аграмматизма (Возьми карандаш…., Нарисуй карандашом…., Положи в коробку с карандашами…) и восстановление понимания речи;
§ прием классификации флексии (дается картинка, фраза: Художник рисует карандашом. Слово «карандаш» выделяется интонационно). Окончания -ом; -ем; больной должен подложить картинку;
§ работа над структурой фразы, схема которой выносится наружу (фраза: Художник рисует картину. Больной должен вписать начальные буквы каждого слова в карточки
|
|
|
Художник рисует картину.
Данный прием предупреждает появление персевераций, восстанавливается способность включения слов в предложение.
Этап работы
Цель: восстановление связной фразовой речи
Приемы:
§ составление фраз по сюжетным картинкам (постепенно схемы и картинки должны усложняться);
§ составление предложений по серии сюжетных картинок
§ разбор предложений по частям речи (требуется постановка вопроса к каждому члену предложения);
§ восстановление способности связной разговорной речи,
§ прием письма и чтения (письмо фраз, текстов с пропущенными словами);
§ составление фраз по заданной сюжетной картинке с опорой на схему;
§ прием диалога (применяется в процессе всего цикла обучения с постепенным усложнением предлагаемого материала);
§ прием ролевых игр (покупатель – продавец).
Материал должен подбираться с учетом профессии больного.
Этап работы
Цель: растормаживание речи (словарь действий)
Методы:
§ невербальные и вербальные (поиск пропущенных слов, чтение стихов, выделение глаголов);
§ метод диалога;
§ работа над интонационной стороной речи;
§ метод вербальных ассоциаций (Я хочу….; На землю …. Белый, пушистый снег);
§ метод воспроизведения ритмичной структуры фразы (отстукивание каждого слова).
Этап работы
Цель: восстановление предикативности
Методы:
§ метод многозначности слова;
§ работа над разными связями одного и того же слова (дождь идет, дождь капает, дождь стучит, дождь льет и т.д. – осуществляется поиск связи членов предложения с глаголами. Вопрос логопеда: «Что еще может идти?»);
§ письменное и устное выражение связи.
Этап работы
Цель: восстановление самостоятельной речи
Методы:
§ договаривание фразы с помощью картинки;
§ работа над структурой фразы, схема которой выносится наружу;
§ использование последовательных операций программы для выработки способности связного пересказа:
1) разбить текст на части,
2) отделить одну часть от другой,
3) выделить главную мысль в первой части рассказа,
4) придумать заголовок к этой части,
5) выделить главную мысль,
6) разбить на подчасти и т.д.
Затем больной пишет сочинение по плану.
В работе с больным с динамической афазией используется метод серии сюжетных картинок с пропущенным звеном. Пропущено может быть начало или конец сюжетной картинки и больной должен домыслить пропущенное звено. Для восстановления предикативных связей применяется метод программирования фразы.
Методика восстановительного обучения речи при сенсорной акустико-гностической афазии
Задача: восстановление понимания речи и устной речи, нарушенной вторично.
1 этап работы
Цель: затормаживание обильной и непродуктивной речи больного.
Методы:
§ методы переключения внимания больного с речи на другие невербальные средства;
§ классификация предметов;
§ метод рисования (самостоятельное рисование, дорисовывание).
§ игра (лото, домино):
§ последовательность картинок и т.д.
Этап работы
Цель: обучение больного слушанию речи
Методы:
§ прослушивание звучащего текста (читает логопед);
§ прослушивание предложений;
§ пропуск слов в предложениях и введение их в контекст;
§ метод аналитического прослушивания текста: больному сообщают о чем будет идти речь в тексте, потом текст медленно читается логопедом и перед больным раскладывают 3 сюжетные картинки, где 1 – соответствует тексту, 2 – ближе к тексту, 3 – нейтральная. Больной должен найти соответствующую картинку к тексту;
§ усложнение задания: посчитать количество предложений в тексте.
Этап работы
Цель: восстановление осознанного и дифференцированного выделения фраз из текста и слов из фразы.
Методы:
Прочитав текст больной должен выделить все фразы и соотнести с местом фраз в тексте, затем посчитать количество слов в фразе. Объем текста составляет от 3 до 7 предложений. Длина предложения от 3 до 5 слов. Вначале тексты отличаются по содержанию, а затем подбираются лексически близкие тексты.
Этап работы
Цель: восстановление дифференцированного и константного восприятия звуков речи.
Методы:
§ классификация предметов (картинок) с опорой на письмо
§ классификация по звучащему слову – выделение начальных звуков, с которых начинается название картинки (больной должен подложить картинку под заданный звук). Сначала используются далекие звуки, затем близкие;
§ оптико-акустическая классификация (к оптическому образу буквы дается словесное сопровождение, больной называет слова, начинающиеся на заданный звук). Например: «Выделите слова, начинающиеся на звук «П»);
§ метод озвученного чтения (больной слышит и видит текст: предлоги, слова) – аудиовизуальный метод звукоразличения;
§ метод посредством опоры на оральный образ. Работа ведется с опорой на картинку: больному дают картинку и просят назвать предмет, затем первый звук этого слова сначала беззвучно – например артикулиует слово «барабан»; затем предлагают найти среди лежащих букв соответствующую букву – «Б» ; просят закрыть глаза и нащупать букву; произнести звук; посмотреть в зеркало и произнести звук; звук подается логопедом и он просит узнать звук и найти соответствующую этому звуку букву.
Сенсорная афазия
Сенсорная афазия возникает при поражении верхне-височных отделов левого полушария – задней трети первой височной извилины (так называемой зоны Вернике). Эта область мозга обеспечивает анализ и синтез слуховых сигналов, без которых невозможно включение в процесс понимания речевого акустического гнозиса и фонематического слуха. При этой форме больной начинает воспринимать звуки как нечленораздельные. Чужая речь непонятна и собственное произношение невозможно из-за дефектов акустического анализа и синтеза.
Таким образом, механизмом акустико-гностической афазии является нарушение фонематического восприятия (слуха).
Механизмом сенсорной акустико-гностической афазии является нарушение понимания речи. Синдромом сенсорной афазии, проявляется, прежде всего, в нарушении импрессивной речи – понимания.
Нарушение фонематического слуха ведет по А.Р. Лурия к дезорганизации всей речевой системы.
При полном разрушении зоны Вернике исчезает способность различать фонемы родного языка и больные не понимают обращенную речь.
В менее грубых случаях больные не понимают быструю или «зашумленную речь» (радио, теле, музыка). Особенно затруднено понимание слов с оппозиционными фонемами (колос – голос; забор – собор – запор).
Таким образом, характерным симптомом сенсорной афазии – «феномен отчуждения смысла слов» - проявляется в нарушении понимания слов, инструкций и речи в целом.
Дефект понимания устной речи является центральным дефектом, влияет на всю речевую систему и вторично страдают все другие формы речевой деятельности.
В грубых случаях у больных с сенсорной афазией спонтанная активная речь и речевое высказывание заменяется «словесной окрошкой», когда больной произносит набор звуков или слов. Иногда больной произносит правильно знакомые и привычные слова, Как правило, в экспрессивной речи он заменяет одни звуки другими, что носит название «литеральные парафазии». Слова, произнесенные собеседником, звучит для больного каждый раз по-разному. Это непостоянство звучания слова при его восприятии ведет к изменению звукового состава при попытках повторения и произнесения самим больным. Звуки речи теряют для больного свое константное (стабильное) звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам. В результате непостоянства звучания в экспрессивной речи больных появляются характерные дефекты: логорея (обилие речевой продукции) как результат «погони за ускользающим звуком», замены одних слов другими, одних звуков другими – вербальные и литеральные парафазии.
Реже в речи больного встречаются вербальные парафазии (замена одного слова другим).
Непродуктивная и многословная речь больного с сенсорной афазией эмоционально окрашена и богата интонированием. Больные общительны, а дефект речевых средств они возмещают паралингвистическими способами общения: мимика, жесты, интонации.
У больных нарушено письмо. В грубых случаях письмо невозможно, так как они записывают случайный набор букв, а в легких случаях наблюдаются параграфии, отражающие трудности различения звуков близких по акустическим признакам. У больных нарушено письмо под диктовку, т.к. больному не ясен тот образец, который подлежит написанию.
Близки м к этому по характеру является нарушение чтения. Больной легко по оптическому образу узнает слово, которое часто приходилось читать, но менее знакомые слова для него трудны.
Таким образом, вследствие нарушения фонематического слуха (восприятия) распадается вся речевая система. В то же время у больных нет нарушений музыкального слуха, нет нарушений артикуляции и доступны любые оральные позы.
Акустико-мнестическая афазия
Акустико-мнестическая афазия обусловлена очагом поражения, расположенным в средних и задних отделах височной области левого полушария. Эта зона мозга ответственна за модально-специфическую слухо-речевую память. При ее поражении возникает сужение объема воспринимаемой на слух речевой информации и непрочности акустических следов.
В центре синдрома акустико-мнестической афазии, как и при сенсорной – акустический дефект, но он проявляется здесь не в гностической, а в мнестической сфере. Больные теряют способность к удержанию в памяти, воспринятой на слух информации. У больных обнаруживается сужение объема запоминания.
При данной форме фонематический слух сохранен. Больной правильно воспринимает звуки родного языка и понимает обращенную речь, но не может даже небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти.
Здоровый человек запоминает сразу до 10 слов при первом предъявлении слов, а у больных с акустико-мнестической афазии объем памяти снижен до 2 – 3 слов, что приводит к невозможности запомнить большую фразу, так как имеет место вторичное непонимание устной речи из-за слабости слухо-речевых следов. Понимание речи зависит от запоминания речевого сообщения. Трудности понимания устной речи могут возникнуть при увеличении объема речевого сообщения.
Таким образом, центральным симптомом акустико-мнестической афазии является снижение объема запоминания. У этих больных снижен не только объем воспроизведения, но и порядок воспроизведения слов. У них снижена скорость переработки словесной информации. Все трудности, связанные с запоминанием и воспроизведением словесного материала отражают повышение ретроактивного и проактивного торможения словесных следов.
Ретроактивное торможение проявляется в виде воспроизведения последнего словоряда и забывании предшествующих (ДОМ – ЛЕС – СТОЛ – КОТ).
Проактивное торможение проявляется в воспроизведении первого одного или двух слов и забывании последующих (ДОМ – ЛЕС – СТОЛ – КОТ).
Нарушение речи у больных отличается от нарушения речи при акустико-гностической афазии. У них нет бессвязной речи («словесного салата»), нет повышенного эмоционального фона. Эти больные характеризуются скудной речью, частым пропуском слов и вербальными парафазиями. При этой форме поиски и попытки нужных слов, называние слов обусловлены трудностью нахождения нужного слова в определенном семантическом поле, и поэтому выбор нужного слова осуществляется путем перебора всех слов из этого поля (Например, больной не может вспомнить слово «Лимон» и говорит: «Это не апельсин – нет, груша – нет»).
Поиск нужного слова может осуществляться больными поисками функционального назначения предмета (не может вспомнить слово «Пила» и говорит «Этим режут – нет»), а у предыдущей форме – акустико-гностической афазии выбор нужного слова осуществляется путем поиска звукового оформления слова, т.к. у них нарушен слух. В поисках слова подсказка не помогает ни в том, ни в другом случае. Также как и в предыдущей форма при акустико-мнестической форма наблюдается феномен отчуждения смысла слова, но механизм другой. У больных с акустико-мнестической афазией отчуждение смысла слова идет на основе сохранного фонематического слуха и процесса звукоразличения. У них в основе отчуждения смысла слова и нарушения актуализации слов при назывании слов лежат дефекты предметных образов и даже графического образа слова, что свидетельствует о нарушении взаимодействия зрительного и слухового анализаторов.
При этой форме сохранны письмо и чтение и если нарушается, что механизм их нарушений резко отличается о акустико-гностической афазии.
Семантическая афазия
Семантическая афазия возникает при поражении теменно-височно-затылочных отделов левого полушария, ответственнго за сложные формы пространственного синтеза, за способность к симультанному зрительному восприятию. Неспособность уложить детали предмета в одно целое или воспринять целиком ряд предметов, объединенных сюжетом, носит название симультанной зрительной агнозии.
Для больных с симультанной зрительной агнозией характерно фрагментарное восприятие изображений. Увидев, например, крупную пуговицу на одежде, они, не принимая во внимание остальных частей рисунка, делают вывод, что перед ними тарелка. Выполняя задание нарисовать человека, могут изобразить его фрагментарно, т. е. расположить отдельно друг от друга торс, руки, ноги, разбросать по листу даже детали лица – рот, глаза, нос и т. д. Поражение этой зоны приводит также к нарушениям в сложных формах речевой деятельности.
Название «семантическая» А.Р. Лурия считал неудачным и говорил «так называемая семантическая афазия», т.к. считал, что не вся речевая семантика страдает, а только отдельные категории.
До А.Р. Лурия данную форму афазии рассматривали как интеллектуальный дефект, но Лурия А.Р. выявил, что нарушения не распространяются на все интеллектуальные функции, а только на понимание определенных грамматических конструкций, которые отражают одновременный (симультанный) анализ и синтез явлений, когда для понимания какого-то выражения необходимо представление нескольких явлений.
Основой дефекта при семантической афазии по А.Р. Лурия является нарушение симультанного анализа и синтеза или возможность оценки пространственных и квазипространственных отношений.
У больных нет грубых нарушений экспрессивной речи, они могут говорить, используя простые грамматические и синтаксические конструкции.
Больные хорошо понимают обращенную к ним речь, но только тогда, когда она проста в синтаксическом оформлении. У них нет нарушений чтения и письма. Ошибки в чтении встречаются при чтении и понимании сложно построенных текстов.
Характерными симптомами для этой формы афазии являются:
§ симультанные агнозии,
§ астереогноз (узнавание предметов на ощупь),
§ нарушение схемы тала,
§ пространственная и конструктивная апраксия,
§ акалькулия (нейропсихологический синдром, проявляющийся в нарушении счета и счетных операций по причине поражения разных участков коры головного мозга),
§ трудности ориентировки в пространстве (не могут нарисовать план комнаты, понять время на часах и т.д.).
Все это обуславливает и нарушение речи, которые проявляются в том, что больные не понимают целый ряд грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные и квазипространственные отношения:
§ предлоги (НАД, ПОД, ОКОЛО),
§ слова с суффиксами (-НИЦ: супница, сахарница),
§ сравнительные отношения (ручка длиннее карандаша),
§ понимания конструкций, требующих мысленного сравнения 2-х или 3-х объектов, т.е. симультанного одновременного анализа.
Больные не понимают конструкций Р.п. (мамина дочка, бабушкина внучка). Таким образом, при оценке таких конструкций больной понимает либо отдельные слова (мама, дочь), либо схватывает общую ситуацию, но не может понять взаимоотношения указанных объектов.
Больным сложно понять временные отношения (Перед закатом я пошел прогуляться), выражения с логическими инверсиями (инверсия – отрицание при присоединении частицы НЕ), а также предложения с переходящими глаголами (Вера одолжила деньги у Маши, а Маша взяла деньги в долг у Коли. Кто кому должен?). Эти выражения отражают коммуникацию отношений, а не коммуникацию событий и основаны на способности одновременно передать несколько событий и их отношений друг к другу.
Нарушения речи у больных с семантической афазией обнаруживается уже на уровне слова. Слово выпадает из системы грамматических понятий, остается сохранной лишь его предметная отнесенность. Больные не могут опознать и понять грамматические категории слова (род, число, падеж, часть речи) и не могут к слову поставить вопрос. Именно этим обусловлены дефекты понимания конструкции, значения которых связаны с изменением флекции (окончания) – «Покажи карандаш и ручку» – понимают, но «Покажи карандашом ручку» – не понимают.
Таким образом, центральным проявлением речевой патологии при этом синдроме афазии является неспособность объединить детали в одно целое, неспособность понять, что речевая конструкция, включающая одни и те же элементы, может выражать разные отношения предметов. Это проявляется в понимании сложных логико-грамматических оборотов. Их принято обозначать в литературе как импрессивный аграмматизм. Являясь одним из проявлений общего расстройства пространственного гнозиса, а именно нарушения способности к симультанному синтезу, импрессивный аграмматизм мешает уложить основные «детали» фразовой речи в единое смысловое целое. Поскольку основными связующими элементами в сложно построенных оборотах речи являются грамматические элементы слов, основную трудность для больных представляет выделение этих элементов из текста и понимание их смысловой роли, особенно пространственной (пространственные предлоги, наречия и т. д.). При этом способность к восприятию формально-грамматических искажений (ошибок «согласования») остается у этих больных сохранной.
Амнестическая афазия
Амнестическая афазия возникает при поражении задне-височных и теменно-затылочных отделов мозга.
Симптомом амнестической афазии является трудность называния предметов.
В основе этой формы лежат:
1) Слабость зрительных представлений и зрительных образов слов.
Проявляется в том, что больной не способен правильно назвать предметы. В этих случаях распадается зрительно-мнестическое звено речевой системы, т.е. связи между зрительным образом слов и их наименованием. В устной речи больные не могут назвать предметы, а пытаются дать им словесное описание («ну, это то, чем пишут). В этих описаниях нет четкого зрительного образа. Это попытка охарактеризовать функциональное назначение предмета. При этом у больных нет каких-то явных гностических расстройств, ориентируются в зрительном пространстве и зрительных объектах, но нарушается способность отображать предметы.
2) Нарушение избирательности в системе вербальных связей.
У больных при задаче назвать предмет или явление всплывает в памяти несколько альтернатив, которые становятся у него равновероятными и тогда больной перечисляет целую группы предметов, но обязательно из того же семантического поля (картинка Яблоко – Больной называет – «это не груша, не слива, не апельсин..» и т.д.).
В отличие от сенсорной и акустико-мнестической афазии подсказка при этой форме помогает, что свидетельствует о сохранности акустического гнозиса.
Чтение и письмо сохранны. В чистом виде в клинике мозговых поражений встречается редко, но чаще встречается в виде симптомов акустико-мнестической и семантической афазии.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 411.