Развити е психодиагностики в 1970- е гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На протяжении  1970-х гг. психологическое  тестирование  продолжало  подвергать- ся нападкам  со стороны  критиков, работающих  как в этой области, так и вне ее. Основные  направления  критики  были теми же, что и ранее: тесты обвиняли  в том, что на их основе осуществлялась  сегрегация  детей, многих людей лишали возмож- ности получения  образования, в том числе профессионального.  Отмечалось, что

 

 

 
Первая компьютерная  психологическая  программа была использована  в начале 1960-х гг. в клини-

ке Мэйо (Миннесота), в которой было много пациентов, но очень мало психологов.


70         Глава 1. История психодиагностики.  Введение

 

 

по многим  тестам отсутствовали  убедительные  данные, касающиеся  их валидно- сти. Были высказаны  предложения  о полном  отказе от проведения  психологиче- ских тестов. При этом высказывалось  мнение  о том, что наблюдение  за поведени- ем человека  в естественных  условиях  имеет более важное  значение, чем тестиро- вание.  Менее  ортодоксальные  борцы  с тестами  предлагали  создать  новые  тесты, которые  были бы более валидны, нежели  старые, и имели  бы репрезентативные выборки  стандартизации.  Также предлагалось  разрабатывать  узкоспециализиро- ванные  тесты, с заранее  определенными  и ясными  критериями  валидизации.

Американская  психологическая  ассоциация  {АПА) в 1975 г. подготовила  спе- циальный  отчет для своих членов.  В этом  отчете  были  представлены  данные  о существовании  определенных  различий, обнаруженных  при тестировании  интел- лекта у черных  и белых.  Средние  результаты  белых детей были  выше  примерно на одно стандартное  отклонение, чем средние результаты черных подростков.  Бы- ло выяснено, что эти различия  постоянны на протяжении  школьных  лет, но они не могли служить основанием  для сегрегации  детей по расовому признаку  и не мо- гут рассматриваться  как доказательство  генетических  различий  между этими  ра- сами. АПА предложила  новое понимание интеллекта, согласно  которому  он преж- де всего определяется  через навыки, знания  и установки  на обучение.  Соответ- ственно  тесты интеллекта  должны  содержать  задания, репрезентирующие  таким образом  понятые  его проявления.  Был сделан  вывод о настоятельной  необходи- мости  «лучшего  и более справедливого  использования  тестов».

Отчет  АПА повлек  за собой  немедленный  ответ со стороны  представителей того меньшинства  психологов, которое  выступало  против  тестов:  «Психологиче- ское тестирование  исторически  было  квазинаучным  инструментом  для увекове- чивания  расизма...  оно выкопало  выгребную  яму... для ошибочных  данных, кото- рые усиливают  эгоизм  белых путем унижения  черных людей  и являются  потен- циальной  угрозой  геноцида  черных»  (статья  Джексона, опубликована  в журнале AmericanPsichologist,1975).

Несмотря  на неутихающую  борьбу с психологическими  тестами, их количество продолжало  расти. Совершенствуются  известные  тесты интеллекта, в 1974 г. была опубликована  новая  редакция  шкалы  Векслера  для детей (WISC-R) .  Усилия  уче- ных также были направлены  на разработку  новых критериев  интеллекта, прежде всего тех, которые  не были бы связаны  с культурой.  Объектом  пристального  вни- мания  некоторых  ученых становятся  появившиеся  несколько  ранее  так называ- емые  «культурно  свободные»  тесты, но реализуемые  в них попытки  освободить- ся от культурно-социальных  факторов  оказываются  в конечном  счете тщетными. Один из авторов таких тестов — Раймонд  Кеттелл — в 1971 г. представляет  на суд научной  общественности  новую теорию, в которой  пытается  решить пресловутый вопрос о соотношении  природного  и приобретенного  в интеллекте.  Развивая  взгля- ды Спирмена, он полагает, что  G-фактор  складывается  из двух общих факторов, которые  были названы  текучим  и кристаллизованным  интеллектом.  По сути, те- кучий  интеллект  — то, что генетически  детерминировано, а кристаллизованный зависит  от социума  и как раз является  таким  интеллектом, который  измеряется традиционными  тестами.  Правда, он сообщает, что и кристаллизованный  интел- лект не просто  вместилище  всего того, что получено  личностью  в ходе ее разви-


1.3. Психодиагностика в  XX  в.  71

 

 



Сири л Людовик Барт

Родился в 1883 г. в Лондоне. Степени бакалавра (1907), магистра (1909) и доктора (1923) получил вОксфордскомуниверситете.  Наформирование взглядовБартаоказаловлия- ние знакомство с Ф. Гальтоном. Профессиональная деятельность связана в основном с Лондонским университетом (профессор педагогики — 1924-1931 гг., профессор психо- логии университетского колледжа —1931-1950 гг.). Исследования Барта по генетике ин- теллекта, первоначально высоко оцененные благодаря значительным выборкам испы- туемых, оказались, как было доказано, попыткой выдать желаемое за действительное. В данном случае желаемым было доказательство того, что интеллектуальное развитие че- ловеканаследственнодетерминировано.Выходитвотставкув1951г.,скончалсяв1971г.

 

 

тия, но также, только в меньшей  мере, детерминирован  генетически.  Теория  Кет- телла не осталась  незамеченной  и не раз становилась  предметом  дискуссий  не только в это десятилетие, но и позднее.

В работах известного  английского  психолога  Ганса Айзенка  продолжает  прово- диться мысль о том, что измеряемый  тестами интеллект  по меньшей  мере на 80 % генетически  детерминирован.  Во многом  итоговая  работа этого ученого «Структу- ра и измерение  интеллекта»  {The Structure and Measurement  of Intelligenc,  1979), помимо  новой  модели  интеллекта, во многом  повторяющей  гилфордовскую, до- водит до читателя  новые данные  о «расщеплении  IQ». Фактически  эти данные  не оставляют  места для средовых  воздействий  на интеллект.

Огромное  значение, и не только в США, для подведения  хотя бы предваритель- ного итога бесконечных  дискуссий, посвященных  измерению  IQ, имела публика- ция  книги  Леона Дж. Кэмина  «Наука  и политика  IQ» (The Science and Politics of IQ, 1974). Заслуга  Кэмина  состоит  прежде  всего в том, что он подверг тщатель- ному анализу  эмпирический  материал, на котором  базируется  теория  генетиче- ской предопределенности  интеллекта.  Оказалось, что известный  английский  пси- холог Сирил Барт, данные  близнецовых  исследований  которого  считались  наибо- лее обширными  и значимыми, попросту эти данные фальсифицировал.  На основе своих изысканий  Кэмин  сообщает:  «Мы видим, что данные  Барта, говорящие  о бесспорно  самом сильном влиянии  наследственности, несостоятельны  из-за ариф- метических  несообразностей  и словесных  противоречий.  Несколько  описаний  то- го, как собирались  данные, не совпадают  друг с другом точно  так же, как и опи- сание  применявшихся  "тестов".  Оценки  имеют  субъективную  окраску.  Полное отсутствие  информации  о методических  подробностях  следует  считать  просто недопустимым.  Никакая  наука  не может принять  за основу  подобные  данные» (Kamin, 1974, р. 67).

Так была разоблачена, вероятно, одна из самых крупных мистификаций  в пси- хологической  науке.  Теория  генетической  предопределенности  интеллекта, со- гласно  одному из центральных  положений  которой  имеющиеся  тесты измеряют природный  интеллект, оказалась  зданием, выстроенным  без фундамента.  Тем не менее  это лишенное  опоры  и давшее  трещины  здание  продолжают  «ремонтиро- вать» до сих пор.

Большинство  новых инструментов  измерения  личности  были  опросниками, многие  из которых  могли бы быть приспособлены  для компьютерной  обработки. Хотя и в этой  области  психодиагностики, как и можно  было ожидать, критиче-


72                    Глава 1. История психодиагностики.  Введение

 

 

ские голоса были сродни  тем, которые  раздавались  почти  50 лет тому назад:  ин- формация  при самоотчетах  искажается, люди могут быть в неведении  об особен- ностях собственного  поведения, вопросы  могут не затрагивать  важные  аспекты личности.

Из личностных  опросников, появившихся  в 1970-е гг., стоит отметить  опрос- ник общего здоровья Д. Голдберга (1972) и разработанный Т. Миллоном Кли- нический многоосевой опросник (1977). Опросник Голдберга  был предназначен для  диагностики  психического  благополучия,  эмоциональной  стабильности. Один  из вариантов  опросника  (1978) быстро  получил  популярность  как своего рода мерило  «качества жизни»  и был переведен  на 28 языков.

Миллон  создает  опросник  на основе  собственной  теории, согласно  которой расстройства  личности  трактуются  как прототипы.  Каждый  прототип  содержит множество  разновидностей.  Таким  образом  получается, что, например, шизоид- ные или депрессивные  типы не существуют обособленно, а являются  различными формами  выражения  ядра или прототипа  личности.  Опросник  в конце  1970-х— начале  1980-х гг. начинает  активно  внедряться  к клиническую  психодиагности- ку, чему способствует  его соответствие  с принятыми  за рубежом  классификато- рами психических  расстройств  (DSMIH, а позднее  — DSM-IV).

В психодиагностике, особенно  клинической, по-прежнему  продолжают  поль- зоваться  популярностью  проективные  методики, применение  которых из-за часто недоказанной  валидности  вызывает дискуссии  среди психологов.  Некоторые  кли- ницисты, такие как Хольт (Holt, 1971), продолжали  утверждать, что результаты, полученные с помощью  проективных  техник, могут дать гораздо  больше, неже- ли любая компьютерная  распечатка, несмотря  на то что они были получены  эмпи- рическим  путем.

Была  предложена  еще  одна интерпретационная  система  для теста Роршаха (Ехпег, 1976). Ее характерной  особенностью  является  психометрическая  ориен- тация  автора, стремящегося найти  формулу  для  любого  ответа  испытуемого. К концу 1970-х гг. начинается  активно  проводимое  Экснером  внедрение  этой сис- темы в мировую роршахиану.  Идет процесс  постепенного  вытеснения  других схем интерпретации  результатов  по тесту Роршаха, о чем свидетельствуют  соответству- ющие конгрессы  и симпозиумы.

Характерной  чертой развития  психодиагностики в 1970-е гг. в развитых  стра- нах мира становится  ее компьютеризация.  Резко  возрастает  количество  компью- терных версий тестов. Однако уже раздаются  и первые призывы  к тому, чтобы оце- нить  последствия  компьютеризации, изучить  валидность  и надежность  тестов, предъявляемых  и обрабатываемых  с помощью  компьютера.  Возможности, предо- ставляемые  компьютером, реализуются в так называемом  адаптивном тестирова- нии 1 . Адаптивное  тестирование  строится  на основе  разных процедурных  моделей, но в конечном  счете исследователь  стремится  из некоторого  множества  заданий предъявить  испытуемому  те, с которыми  он может справиться.

В то же время  в целом  психологи  уделяют  тестированию  все меньшую  долю своего  времени.  В этом смысле  показательны  клинические  психологи, которые

 

 

1  В литературе также используются следующие термины: последовательное, разветвленное, динами- ческое, индивидуализированное, наконец программируемое  тестирование.


1.3. Психодиагностика в XX в.    73

 

 

всегда были  активными  потребителями  разного  диагностического  инструмента- рия. Так, если в 1959 г. в США около 44 % времени  клинических  психологов  было уделено диагностированию  с помощью  тестов, то этот показатель  снизился  при- мерно до 24 % в 1976 г. Частично  этот спад может объясняться  возрастающей  ро- лью психологов  в психотерапии.  Обучение  психологическому  тестированию  ста- ло занимать  меньше  места в аспирантских  программах  по психологии.

В 1974 г. в Монреале  на Конгрессе  Международной  ассоциации  прикладной психологии(InternationalAssociationofAppliedPsychology,IAAP)происходитваж- ное для развития  и координации   психологических  измерений  событие  — учрежде- на Международная  тестовая комиссия  (International Test Commission, ITC), в состав которой  вошли представители  15 стран (в настоящее  время входят национальные психологические  общества  23 стран, а также  все крупные  издательства  тестов). В этом же году увидел свет первый  выпуск Бюллетеня  ITC. Устав и основные  орга- низационные  документы  Комиссии  были приняты  позднее, в 1976 и 1978 гг.

В 1970-е гг., применительно  к области  измерения  индивидуально-психологи- ческих различий, наиболее  употребительным  становится  термин, который  к на- стоящему  времени  во многих странах Западной  Европы  и США почти полностью вытеснил ранее распространенный  — психологическое  тестирование.  Это — «пси- хологическая  оценка»  (см. об этом ниже).

В 1970 г. известный  Институт  психических  измерений  Буроса  выпускает  об- ширный  справочно-обзорный  том, посвященный  личностным  тестам (Personality Test and Reviews I), а четыре  года спустя  выходит  в свет второй  выпуск  Tests in Print II. Оказался  весьма урожайным  на справочную  литературу по тестам (1975). Пик начатой  в 1970 г. Институтом  Буроса деятельности  по изданию  тематических сводок  тестов  приходится  на 1975 г. В этом  году вышли  многостраничные  тома, посвященные  тестам  для измерения  интеллекта, математическим  личностным (второй  выпуск)  и др.

Заключая  рассмотрение  событий  1970-х гг., следует отметить и появление  вто- рого издания  «Стандартов  для тестирования  в образовании  и психологии»  (1974).

«Стандарты»  становятся  известными  во многих странах мира, на их основе созда- ются национальные  требования  к психологическим  тестам, их разработчикам  и пользователям.

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 216.