Психолого-педагогическая задача 1
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психолого-педагогическая задача 1

Для, того чтобы дети запомнили потешку «Кисанька-Мурысенька», воспитатель приготовила заранее игрушки, положила на стол и закрыла салфеткой. «А вот и Кисанька-Мурысенька к нам идет», - говорит она, надевая на руку кошку (би-ба-бо), и вслед за ней, легко подталкивая, вывозит коляску. У детей создается впечатление, будто кошка сама ее везет. «А киска что-то везет в мешочке. Сейчас я ее спрошу, что там», - продолжает педагог.

- Кисанька-Мурысенька, ты где была?

- На мельнице.

И так читает потешку до конца.

После фразы: «Не ешь одна, не ешь одна», - воспитательница обращается к детям: «Погрозите пальчиком кисоньке. Почему же она ни с кем не поделилась?! Скажем все вместе: «Не ешь одна, не ешь одна!»

Дети, улыбаясь, грозят пальцем, а взрослый предлагает: «Теперь все вместе спросим: «Кисанька-Мурысенька, ты где была?» И снова, уже с помощью детей повторяет потешку.

В конце воспитатель наклоняется и делает вид, будто слушает кису и говорит: «Киса хочет поделиться пряничками с нашими куклами». Вынимает из мешочка несколько «пряников» и угощает с помощью детей кукол.

Вопросы-задания:

1. Какие профессиональные и личностные качества педагога проявились в описанной ситуации? Аргументируйте их важность в педагогической деятельности.

2. Перечислите методы и приемы воспитания, которые наиболее применяет педагог в данной ситуации. Обоснуйте ответ на примере описанной ситуации.

 

Психолого-педагогическая задача 2

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он «получает за это деньги».

Вопросы-задания:

1. Дайте оценку поведению и действиям мамы одного из воспитанников.

2. Предложите ваш вариант решения назревающей конфликтной ситуации.

3. Сформулируйте психолого-педагогические рекомендации для воспитателей по организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Ответ

Родители и воспитатели должны действовать в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ре­бенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить стенд об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей по организации взаимодействия с родителями воспитанников.

- Использование технологий конструктивного общения, технологии активного взаимодействия (опора на положительный опыт ребенка, невербальные средства общения);

-Изучение особенностей каждой семьи;

- Работа над открытым пространство ДОО (день открытых дверей, «проживание режима дня»);

- Использование приемов активизации родителей (день активного родителя);

- Публичное стимулирование.

Ответ

 

Одна из характерных особенностей ребенка - быстрая утомляемость не от движений, а от невозможности двигаться или от однообразной деятельности.

В основе этого явления лежит быстрая утомляемость отдельных групп мышц и соответствующих им центров нервной системы. Если деятельность ребенка разнообразна, то, следовательно, и работа соответствующих групп мышц и нервных центров меняется. «Не работающие» в данный момент мышцы и нервные центры как бы «отдыхают», набираются сил. Когда ребенок долго находится в статичном положении (долго стоит, сидит, слушает чтение и т. п.), то нагрузка падает на одни и те же группы мышц и нервные центры, которые быстро утомляются.

Рекомендации по оптимизации процесса социализации данного ученика в группе сверстников.

1. Обеспечение психологического комфорта ребёнка

2. Оказание помощи родителям в социализации данного ученика в группе сверстников.

3. Не ругать ребенка, а попытаться понять причину затруднений

4. Показать заинтересованность в ребенке

5. Моделировать социальные ситуации в игре

 Психолого-педагогическая задача 5

Сережа - довольно развитой мальчик. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. И хотя он пошел в школу с большим интересом и радостью, тем не менее, с первых дней он вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Пока домашние задания представляли для него интерес, он их, хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял. Как только в учебном труде стали появляться задания, требующие волевых усилий и системы знаний, мальчик стал получать плохие отметки и вскоре потерял интерес к учебе.

Вопросы-задания:

1. Объясните причины поведения мальчика.

2. В чем должна состоять преемственность в работе ДОО и школы и решаться задача подготовки к школе? Обоснуйте ответ на примере описанной ситуации.

3. Какие бы Вы советы дали родителям Сережи?

4. Предложите свой вариант поведения учительницы начальных классов. Ответ аргументируйте.

Ответ

У Сережи не полностью сформирована психологическая готовность к школе, недостаточно развита воля. Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего волевого усилия. У него отсутствует стремление предвидеть, преодолевать трудности, умение организовать рабочее место и свою учебную деятельность.

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности НОД как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.

Советы родителям. Родители должны поощрять включения Сережи в те или иные учебно­трудовые занятия, где ему нужно преодолевать трудности. Важно разви­вать мотивационное поведение ребенка. Родителям Сережи следует под­держивать постоянную связь с учительницей класса, где мальчик учится.

Учителю необходимо формировать интерес к содержанию учебной деятельности, приобретение знаний должно быть связано с переживанием ученика  чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

 

5. Психолого-педагогическая задача 6

Воспитательница старшей группы поручил детям узнать, кем работают их мамы. Во время беседы одни охотно рассказывали о своих мамах:

- В банке работает. Деньги там считает. Такая важная работа! Поздно домой приходит, потому что денег много там. Миллионы денег! Вот!

Другие говорили мало, односложно.

Коля на вопрос воспитательницы, где работает мама, покраснел и насупился:

- Не скажу, где работает!

Педагог знал, что его мама работает в детском саду поваром, но промолчал, а потом, наедине, спросил:

- Коля, почему ты не сказал про мамину работу?

- Ее работа плохая: только варит обед. Больше ничего не делает. Все дома варят – это не работа! – ответил мальчик.

Вопросы-задания:

1.  Проанализируйте причины поведения Коли.

2. Сформулируйте задачу, реализуемую воспитателем в представленной ситуации.

3. Предложите возможные способы психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса с ребенком.

Решение. Подобные ответы детей вызваны тем, что у них не сформировано понятие «труд». Без специального объяснения дошкольники не могут понять, из чего складывается работа взрослого, в чем ее значимость.

Методический блок

 

1. Педагог, проектируя развивающую предметно-пространственную среду в старшей группе ДОО г. Сургут, предусмотрел возможности учета региональных условий. С этой целью в группе был создан центр краеведения с игровым и дидактическим материалами. Содержание уголка включало в себя альбомы «Наш округ», «Народы ХМАО», «Наш детский сад» (города, костюмы, песни, национальная кухня); предметы искусства народов ХМАО-Югры; художественную литературу (стихи, рассказы, произведения самих детей); рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках; куклы в национальных костюмах и др.

Содержание выставки менялось еженедельно. К подбору выставочных объектов привлекались дети и их родители. Внесение нового экспоната сопровождалось обсуждением выбора места его размещения, справочной информации о нем, его целесообразности и т.д. 

 

Вопросы-задания:

1. Назовите требования ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО. Определите, какие из них учитывал педагог, проектируя среду в данной образовательной ситуации.

2. Определите, какие виды детской деятельности были организованы в рамках работы по созданию и функционированию центра краеведения.

3. Оцените развивающий эффект взаимодействия участников образовательных отношений при организации пространства групповой комнаты детского сада.

4. Покажите возможности использования игрового и дидактического материалов центра для организации разных видов детской деятельности.

2. Воспитатель дважды организовывал наблюдение за кошкой. Для самостоятельных игр детям давал игрушечных кошек. Через некоторое время прочитал потешку «Киска-киска». Показал картинку «Кошка с котятами».

Много раз в помещении и на прогулке дети играли в подвижную игру «Веселые котята».

Впоследствии педагог показал инсценировку кукольного театра «Кошка в гости к нам пришла».

Он проводил занятия в течение длительного времени с интервалами, чередуя их с занятиями другого содержания.

 

Вопросы-задания:

1. Определите задачу, которую ставит педагог в данной образовательной ситуации.

2. Какие виды детской деятельности (в соответствии с ФГОС ДО) представлены в образовательной ситуации?

3. Определите методы обучения, которые использует воспитатель при организации образовательной деятельности. Раскройте специфику применения данных методов с научной точки зрения.

 

3. Олег ведет машину, и его путь проходит прямо через класс, где Лена занимается со своими учениками-куклами. «Учительница» возмущена вторжением автобуса:

- Ты зачем нам мешаешь! А ну уходи!

- Это ты мешаешь! Пусти сейчас же! Не видишь, здесь шоссейная дорога проходит!

И быть бы рукопашной, не вмешайся воспитатель.

- Уважаемый водитель! – обращается взрослый к зачинщику ссоры. – Я диспетчер и потому должна объяснить, что маршрут вашего автобуса изменился: здесь дорога закрыта на ремонт. Весь транспорт теперь идет в объезд, вот по этой дороге.

 

 

Вопросы-задания:

1. Назовите вид игры, представленной в данной образовательной ситуации? Обоснуйте свой ответ.

2. Определите задачи, которые решает педагог в данной ситуации?

3. Какие методы руководства игровой деятельностью использует взрослый? Раскройте специфику применения данных методов с научной точки зрения?

4. Предложите другие варианты руководства игрой в сложившихся условиях.

 

4. Дети дошкольного возраста играли в «Угадай-ку». В игре нужно было обследовать фигуры руками, не глядя на них, дать название.

 Саша брал фигуры в руки, манипулировал ими, похлопывал ладонью по поверхности. Назвать фигуры не мог.

Серёжа обследовал фигуры осязательно – двигательным путём, стараясь провести рукой по контуру. Из четырёх фигур определил две. Называя фигуры, говорил: «Треугольник как крыша», «Квадрат как платочек». Их четырёх фигур определил две.

Катя обследовала геометрические фигуры, проводя указательным пальцем по контуру. При этом она называла их структурные компоненты: вершины, стороны, углы. Определила все четыре фигуры.

 

Вопросы-задания:

1. Исходя из особенностей обследования форм, определите возраст детей.

2. Как постепенно меняется характер обследовательских действий у детей разных возрастов?

3. Каковы особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур детьми разных возрастных групп?

4. Составьте перечень методических приёмов, используемых для детей разных возрастов с целью ознакомления их с геометрическими фигурами и закрепления знаний о них.

5. По детским вопросам часто можно судить об уровне временных представлений у детей. Маша спрашивает: «А утро – это когда идёшь в детский сад?». Н.А. Менчинская в своём дневнике приводит такую запись. Её сын Саша знает, что в воскресенье он пойдёт в театр. В связи с этим происходит разговор, который часто повторяется. «Сегодня четверг, а завтра?». Я его спрашиваю, «Какой день будет после субботы?» - «Воскресенье», - отвечает Саша. «А что будет в воскресенье?» - «Пойдём в театр».

 

Вопросы-задания:

1. О каких ориентирах в восприятии времени свидетельствуют детские высказывания? Каковы особенности восприятия дошкольниками частей суток и дней недели?

2. Составьте консультацию для педагогов на тему: «Методические приёмы ознакомления дошкольников с частями суток и днями недели».

 

 

6. Воспитатель: К нам пришло письмо от Незнайки. Он пишет, что после аварии на газированном автомобиле он хочет сам смастерить такой автомобиль, чтобы катать коротышек. Но Незнайка не знает, из какого ма­териала нужно сделать автомобиль, чтобы он был прочным, надежным и красивым. Незнайка подсказал, что таким материалом является металл, но Незнайка не знает, что это такое. Давайте напишем Незнайке письмо и расскажем ему о металле.

Для того чтобы помочь Незнайке, давайте сами познакомимся со свойствами металла. А помогут нам в этом наши волшебные картинки (модель). (Выставляются карточки модели, обозначающие свойства и качества металла)

 Давайте вспомним, что обозначает каждая карточка.

- Выберите металлический брусок. Этот брусок сделан из металла.

- Как узнать, твердый ли металл? (Надавить) Что узнали о твердости металла?

- Как узнать, прочный ли металл? (Сжать, уронить) Сожмите метал­лический брусок (уроните его на пол). Что узнали о прочности металла?

 - Какой материал прочнее: дерево, стекло или металл? Как мы узна­вали, что стекло непрочное? (Стекло разбилось, когда его уронили) Как узнавали, прочное ли дерево? (Сжали, уронили) Что произошло с дере­вом? (Ничего) Что произошло с металлом, когда его сжали, уронили? (Ни­чего) Значит ли это, что дерево и металл одинаково прочные? Давайте проверим! (Воспитатель вбивает гвоздь в деревянный брусок, дети конста­тируют результат. Затем воспитатель пытается вбить гвоздь в металличе­ский брусок) Что же прочнее, дерево или металл? Как мы это узнали? Хо­рошо ли для изготовления машины, что металл прочный? Почему?

О чем говорит следующая карточка модели? («горение») Как узнать, горит ли металл? Давайте проверим. (Воспитатель подносит металличе­ский брусок к пламени спиртовки). Горит ли металл? Потрогайте металли­ческий брусок, который я держала над пламенем, Что с ним стало? (На­грелся) Так что же обозначает следующая карточка модели? («нагревание») Некоторые материалы не горят, но быстро нагреваются, проводят и долго сохраняют тепло. Подойдите к батарее, с помощью кото­рой отапливается наша группа. Из какого материала она сделана? Почему? Хорошо или плохо для изготовления машины, что металл нагревается и легко проводит тепло?

- Посмотрите на следующую карточку модели, она подсказывает, что еще можно узнать о металле («вес»). Как вы думаете, что тяжелее: дерево или металл? Как это проверить? (Взвесить на руке, взвесить на весах и сравнить). Давайте проверим. Что мы узнали о весе металла и дерева? Почему нужно машины изготавливать из тяжелого металла?

- Что еще о металле подсказывают волшебные картинки? («гладкость, блеск», «прозрачность»). Гладкий или шероховатый метал? Как узнали? Блестит ли металл? Как узнать? (Посмотреть на свет: отражается ли в нем что-нибудь). Докажите, что металл блестит? Будет ли Незнайкина машина красивой? (Она гладкая и блестящая).

- Прозрачный ли металл? Как узнали? Можно ли из металла сделать окна в Незнайкиной машине? Из какого материала надо сделать окна? Почему?

- Посмотрите на волшебные картинки и расскажите все, что мы узнали сегодня о металле. Докажите Незнайке, что машину надо сделать из металла. О каких особенностях металла надо предупредить Незнайку, чтобы он был осторожен? (Воспитатель записывает ответы и рассказы детей для письма Незнайке).

 

Вопросы-задания:

1. Определите возрастную группу, в которой рекомендуется проводить данный тип занятия.

2. Выделите направление словарной работы, представленное в конспекте непосредственно образовательной деятельности.

3. Охарактеризуйте требования к методике проведения непосредственно образовательной деятельности по данному направлению словарной работы.

4. Установите соответствие между этапами проведения занятия и методами словарной работы в описанном конспекте.

5. Установите алгоритм проведения непосредственно образовательной деятельности по сравнению предметов и формированию понятий.

7. Вы - воспитатель детей среднего дошкольного возраста. В группу пришла новенькая девочка. Наблюдая за ней, вы заметили, что девочка в процессе рассказывания не умеет плавно расходовать воздух, в результате ее речь прерывиста, маловыразительна.

 

Вопросы-задания:

1. Сформулируйте задачи речевого развития детей, решаемые в данной ситуации.

2. Определите и охарактеризуйте направления работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.

3. Предложите дидактические игры и упражнения по решению данной проблемы в образовательной деятельности.

4. Обоснуйте влияние предложенных игр и упражнений на решение данных речевых задач.

 

8. В группу детского сада пришел новый воспитанник Дима. В процессе знакомства с ребенком педагог заметил, что ребенок допускает ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Вопросы-задания:

1. Назовите задачи формирования грамматического строя речи, в рамках которых решается данная речевая ситуация.

2. Определите содержание работы, на основе которого вы будете решать данную ситуацию в младшем дошкольном возрасте, в старшем дошкольном возрасте.

3. Предложите дидактические игры и упражнения, которые помогут ребенку усвоить способы словоизменения существительных.

4. Предложите приемы исправления грамматических ошибок в речи дошкольников.

 

9. Конспект беседы о музыкальном произведении. Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о гордой, прекрасной птице. О ней слагают легенды, сочиняют в ее честь стихи, рассказывают сказки, исполняют песни. Как вы думаете, что это за птица? Правильно, это лебедь! Лебедь прекрасная, гордая, грациозная птица. Много музыкальных произведений посвящены этому образу. И одно из них мы сегодня с вами прослушаем. Это произведение французского композитора Камиля Сен-Санса под названием «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных». Лебедь – это чистый, миролюбивый, добрый и волшебный образ. Как вы думаете, будет ли это отражено в пьесе, которую мы с вами прослушаем? /Прослушивание музыкального произведения/. Музыку какого характера вы услышали? Соответствует ли данный характер музыки образу лебедя? Каким образом композитор нам это показал? Какие чувства и эмоции вызвала у вас эта музыка? А сейчас давайте представим себя прекрасными птицами и подвигаемся под звучание этой чудесной музыки.

 

Вопросы-задания:

1. Определите этапы слушания музыкального произведения и их последовательность в представленном конспекте.

2. Охарактеризуйте требования к вступительному слову педагога.

3. Какими вопросами можно дополнить этап анализа музыкального произведения?

4. Определите, какие методы и приемы, направленные на развитие музыкального восприятия, были использованы педагогом?

 

10.  Воспитатель старшей группы детского сада предложила детям совершить прогулку по лесу со Старичком - Лесовичком. На этот раз она будет необычной. Лесовичок говорит, что лес - это многоэтажный дом для жизни животных и растений, и ребята совершат прогулку по его «этажам». Воспитатель обсуждает с детьми, кто живет на каждом «этаже». Лесовичок поправляет ребят, уточняет и дополняет их ответы, рассказывает о том, что на всех «этажах» обитатели находят себе корм, устраивают там свои жилища. В конце беседы Лесовичок вручает наиболее активным детям лесные призы (шишки, желуди и пр.).

 

 

Вопросы-задания:

1. Определите форму организации образовательной деятельности по экологическому образованию дошкольников.

2. Сформулируйте задачи образовательной работы с детьми данного возраста по формированию их экологических представлений.

3. Предложите методы, позволяющие уточнить представления у дошкольников об экосистеме леса.

4. Опишите два-три варианта сюжетов путешествий в природу для детей данной возрастной группы.

 

11. Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т.к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.

 

Вопросы-задания:

1. Предложите примерный план действий педагога с родителями Сережи.

2. Сформулируйте ответ для бабушки мальчика в решении данной ситуации.

3. Обоснуйте необходимость физической готовности ребенка к обучению в школе.

1. Примерный план действий педагога с родителями Сережи:

а) Необходимо обязательно прибегнуть к режимным моментам в разговоре с мамой (с законным представителем ребенка, если это бабушка, то с бабушкой). Показать утвержденный заведующей режим дня группы, рассказать об уборке группы и проветривании во время отсутствия детей. Потом кто должен оставаться с ребенком во время прогулок? Напомнить, что именно воспитатель несет ответственность за детей в саду, а не младший персонал. И не факт, что ребенок не заболеет, не гуляя и не посещая бассейн.

б)Привлечь к беседе медсестру. Как правило, у медицинского персонала свои доводы в отношении таких вопросов. Она расскажет и про важность прогулок и про закаливание, и про бассейн в том числе.

в)Привлечь к беседе с законными представителями психолога, т.к. в семье ощущается «гиперопека» ребенка.

 В школе мальчику учиться будет трудно, так как слабая физическая подготовка не даст ему возможности полностью реализовать умственные способности. Мальчика необходимо заинтересовать посильными физическими упражнениями и подвижными играми, показывать пример положительного влияния физических упражнений на здоровье. Воспитатель должен уделять больше внимания индивидуальной работе с мальчиком. Желательно, чтобы родители сами занимались спортом, иначе им будет трудно привить своему сыну любовь к физическим упражнениям.

 

12. На прогулке воспитатель предложил детям подготовительной к школе группы придумать новую подвижную игру с определенными основными движениями. Сначала дети совместно вспоминали, какие подвижные игры с этими движениями они знают, каковы их правила, какие атрибуты в этих играх используются. Затем воспитатель предлагает название новой игры и организует обсуждение возможного сюжета, правил, атрибутов и двигательных действий для развертывания этой игры. Каждое предложение воспитанника обсуждается группой и принимается (не принимается) путем голосования. Воспитатель обобщает принятые решения посредством комплексного описания новой игры и предлагает детям в нее поиграть.

 

Вопросы-задания:

1. Обоснуйте целесообразность постановки перед детьми задачи придумывания новой подвижной игры с точки зрения возрастных возможностей воспитанников, целевых ориентиров ФГОС ДО.

2. Аргументируйте правомерность предложенного воспитателем задания в рамках обогащения опыта конструктивного взаимодействия, свободного выбора детьми содержания, атрибутов двигательной деятельности.

3. Опишите возможный вариант новой подвижной игры, придуманной детьми.

4. Напишите не менее двух вариантов творческих заданий в двигательной деятельности, предлагаемых детям данной возрастной группы.

Решение

1. Целесообразность постановки перед детьми задачи придумывания новой подвижной игры можно обосновать существующими целевыми ориентирами образования в старшем дошкольном возрасте:

-Ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.

-Понимает состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе.

-Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений. Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы.

-Может предварительно обозначить тему игры, заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.

-Проявляет интерес к физическим упражнениям. Ребенок правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.

2. Правомерность предложенного воспитателем задания в рамках обогащения опыта конструктивного взаимодействия, свободного выбора детьми содержания, атрибутов двигательной деятельности, можно обосновать тем, что воспитатель подводит развитие детей в деятельности, как инициативных личностей, ведь чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, и как следствие и динамичнее развитие личности (что так же находит свое отражение в социально-нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребёнка, согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования).

3. Опишите возможный вариант новой подвижной игры, придуманной детьми.

Дети уже умеют играть в игру «Совушка»: «Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.»

Затем воспитатель предлагает название новой игры «Птички и червячки» и обсуждает с детьми нового сюжета, например «Все играющие уже будут червячками, а двое детей голодными птичками, которые ждут в стороне площадки. По сигналу «Отдых» червячки бегают, резвятся. На сигнал «Обед» червячки замирают и стоят неподвижно. Вылетают две птички и высматривают тех, кто шевелится и забирают к себе в гнездо. Через 15-20 секунд дается сигнал «Отдых» птички улетают в гнездо, а дети – червячки снова резвятся на площадке.»

4. Напишите не менее двух вариантов творческих заданий в двигательной деятельности, предлагаемых детям данной возрастной группы.

1 творческое задание в рамках новой игры (см.п.3): можно раздать детям-червячкам ленточки (зацепить их за одежду) и обе птички, которые проголодались забирают у червячков, которые пошевелились ленточки (вместо того, чтобы просто их уводить)

2 творческое задание в рамках новой игры (см.п.3): предложить детям-червячкам замирать в интересных различных позах.

13.  В средней группе детского сада 20 детей, из них 11 самостоятельно могут осуществлять простейшие культурно-гигиенические навыки. Четыре ребенка могут выполнять эти навыки только по напоминанию взрослого, а остальные 5 (вновь поступившие дети) испытывают существенные трудности. Воспитатель планирует работу по развитию самостоятельности выполнения указанных навыков. Он делает акцент на различные групповые занятия с использованием наглядного материала и дидактических игр. В течение зимы многие дети болели, но педагог продолжал работать с оставшимися. Все дети, с которыми проводились занятия, заинтересовано отнеслись к ним, но к концу года по-прежнему у 9 детей сохранялись трудности при выполнении навыков.

 

Вопросы-задания:

1. Перечислите не менее трех причин неэффективности проведенной воспитательной работы.

2. Какой наглядный материал, и с какой целью может быть использован в воспитательной работе по формированию культурно-гигиенических навыков?

3. Каким образом может быть использован метод упражнения в предложенной ситуации (с учетом уровня освоения детьми культурно-гигиенических навыков).

4. Раскройте отличие и взаимосвязь индивидуальных и групповых форм обучения культурно-гигиеническим навыкам детей средней группы.

Решение

1. Причины неэффективности проведенной воспитательной работы могут быть следующими:

-отсутствие детей в зимнее время года в саду (и как следствие, пропуск занятий по развитию культурно-гигиенических навыков). А формирование культурно-гигиенических навыков процесс длительный, то есть одни и те же задачи должны повторяться многократно;

— возможно, нужно было осуществлять подгрупповые и индивидуальные занятия;

— использование только наглядного материала и дидактических игр во время образовательной деятельности. Может нужно было использовать в дополнение к ним словесных и практических методов.

2. При работе с родителями детей можно оформить стенд «Возрастные особенности детей 4-5 лет» (с целью донести информацию до родителей, что уже должен уметь и знать ребенок данного возраста); просмотр презентации, например на тему «Чайная ложка» (с целью формирования у ребенка правильного пользования столовыми приборами); создание информационного плаката, совместно с детьми «Алгоритм умывания» (с целью формирования культурно-гигиенических навыков у детей); фотовыставка «Мы самые аккуратные» (с целью закрепления культурно-гигиенических навыков у дошкольников) и др.

3. Использование метода упражнений (в частности дидактические игры) в предложенной ситуации: например упражнение при умывании «Мы правильно моем руки», «Дружи с водой», «Водичка, водичка, …», при беседе можно использовать упражнение «В гостях у Мойдодыра», «Аккуратная прическа». Для привития уважительного отношения к мылу, можно использовать практическое упражнение «Земляничное мыло». При питании можно использовать дидактическое упражнение «Расскажем Катюше, как надо правильно кушать».

4. В этом возрасте у детей начинают складываться моральные понятия «хорошо», «плохо». Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают свое поведение. Ребенку гораздо легче оценить бытовое поведении (в отличии от сложных поступков). В этом и прослеживается взаимосвязь индивидуального и групповых форм обучения КГН. Отличие на мой взгляд, в том, что сначала происходит привитие КГН у ребенка с более простых упражнений, затем уже они усложняются и доводятся до самостоятельности. То есть нельзя сразу всех детей научить самостоятельному использованию КГН, необходимо учитывать на каком уровне развития КГН у ребенка они находятся.

 

14. В процессе образовательной деятельности по изобразительной деятельности педагог знакомил детей старшего дошкольного возраста с произведением Ивана Ивановича Шишкина «Хвойный лес. Солнечный день». Педагогом был составлен рассказ о картине в следующем содержании:

Пейзаж написан в 1895 году. Хранится картина в Государственном Русском музее, городе Санкт-Петербург.

На картине изображен хвойный лес, солнце освещает лишь небольшую поляну, тонкими полосками ложится на упавшие деревья, старый трухлявый пенек.

На переднем плане мы видим упавшие деревья, их стволы покрыты густым мхом, который растет в сумраке леса, там, куда не достают ласковые солнечные лучи, даже в самый ясный и долгий летний день. Пейзаж выписан темными красками, передающими сырость и промозглость затененного леса. Взгляд скользит дальше, и притягивается лучистой, светлой поляной с прозрачным воздушным светом. Лес как бы поделен на радостную и хмурую половины.

Лес словно живой: хмурые, печальные деревья прячутся в чаще, больные, погибшие лежат укрытые моховым одеялом, а радующиеся жизни, свету, стоят красивые и сильные в самом центре.

Лес, изображенный художником, воспевает радость жизни, славит солнце. Ибо все, что озаряется солнечным светом, не может быть безрадостным и унылым. Будьте светом!

 

Вопросы-задания:

1. Какие требования предъявляют к структуре искусствоведческого рассказа при ознакомлении с живописью детей дошкольного возраста и были ли они выдержаны в предложенном варианте?

2. Что бы Вы изменили в представленном искусствоведческом рассказе? Обоснуйте свой ответ.

3. Какую последующую работу вы можете спроектировать по ознакомлению детей дошкольного возраста с данным произведением?

 

Решение

1. Примерная структура искусствоведческого рассказа: Общение названия картины и фамилии художника; о чем написана картина; что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изображено, детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения); что красивого показал своим произведением художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

2.Данный искусствоведческий рассказ отвечает вышеперечисленным требованиям. На мой взгляд, подходящая возрастная группа детей: старший дошкольный возраст. Данный рассказ действительно позволяет увидеть то, на что раньше, может быть ребенок, не обратил бы свое внимание. Оценивая познавательную ценность произведения, дети легко понимают, о чем рассказал художник в своей картине.

3.Например: метод сравнение времени года изображенного в данном произведении и других произведениях данного автора, например «К осени», «Первый снег», «Зима». Или можно использовать метод вызывания адекватных эмоций, через предложение детям вспомнить сходную ситуацию (вдруг кто-то из них уже бывал в подобных местах с родителями или знакомыми).

 

15. При проведении НОД по сюжетной аппликации педагог предложил детям изобразить свой день рождения. При вырезывании деталей у Миши не получалось получить заданную форму и обратился за помощью к педагогу. Воспитатель взял цветную бумагу и сам вырезал необходимый элемент для аппликации. Миша был крайне доволен получившимся результатом и в течение дня обращал внимание всех присутствующих на свою работу.

 

Вопросы-задания:

1. В какой возрастной группе, по вашему мнению, могла произойти данная ситуация и какие задачи обучения аппликации детей дошкольного возраста могут быть поставлены?

2. Правомерно ли поступил педагог в заданной ситуации? Обоснуйте свой ответ. Каким образом вы бы поступили на месте педагога?

3. Какова технология выполнения аппликации детьми дошкольного возраста (возрастная группа на выбор)?

 

16.  Фрагмент музыкального занятия. Дети встают в произвольном порядке так, чтобы не мешать друг другу. Звучит первый отрывок (например, «Февраль» из сб. «Времена года» П.И. Чайковского). После прослушивания музыкального произведения педагог предлагает детям представить, что сейчас зима, февраль, а сами они – маленькие пушистые снежинки, подхваченные вьюгой и танцующие в свете фонаря: «Как они танцуют? Покажите». Дети кружатся под музыку, изображая снежинок. Затем звучит следующий отрывок («Июнь» из сб. «Времена года» П.И. Чайковского) и дети должны представить себе, что они бабочки, порхающие с цветка на цветок в лучах летнего солнышка (можно превратиться в цветочки, капельки дождя, тополиные пушинки, в солнечных зайчиков и т.д.). Когда звучит следующий отрывок, каждому из ребят предлагается самому выбрать, кого он хочет изобразить, и попытаться двигаться под музыку в соответствии со своим образом.

 

Вопросы-задания:

1. Определите вид музыкального занятия, описанный в приведенном примере.

2. Как Вы считаете, какие задачи были поставлены педагогом в представленном фрагменте конспекта музыкального занятия?

3. Назовите вид музыкального творчества, к которому относятся творческие задания, представленные в описании.

4. Определите виды музыкальной деятельности детей на данном занятии.

Решение

1.В зависимости от содержания и структуры данное музыкальное занятие можно отнести к комплексному занятию (тут дети и слушают музыку и происходит развитие воображение). Относительно количества детей, принимающих участие в занятии, можно сказать, что имеем дело с занятием, проводимым со всеми детьми группы.

2. По моему мнению, цель представленного занятия следующая: творчески переосмысливать содержание классического произведения и воплощать его в движении.

3. Придумывания музыкально-ритмических движений..

4. Детям предлагаются творческие задания различной сложности согласно их возраста, индивидуальных интересов и способностей. В ходе освоения репертуара дети упражняются, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительными движениями.

5. Виды музыкальной деятельности детей на представленном занятии: восприятие музыки, творчество, движение под музыку.

 

17. В ДОО наблюдается нехватка кадров. При трудоустройстве сотрудник предъявил заведующему дошкольной образовательной организации трудовую книжку старого образца. Между тем, пролистав странички документа, заведующий обратил внимание на то, что оформлена она недавно.

Вопросы-задания:

1. Какие действия должен предпринять руководитель в данной ситуации:

- не заметив отступления от закона, принять документ и трудоустроить гражданина;

- отказать педагогу в трудоустройстве. Обоснуйте свое мнение.

2. На какие нормативные документы должен опираться руководитель при принятии данного управленческого решения?

3. Какие могут быть последствия в случае трудоустройства для самого сотрудника и руководителя ДОО?

Решение

1. Так как книжка была оформлена не давно ( например в этом или прошлом году), а сама книжка была старого образца (что подразумевает под собой трудовые книжки до 16.04.2003 года), то руководитель должен отказать педагогу в трудоустройстве на работу. Делать записи в такой трудовой книжке нельзя.

2. 01 января 2004 года, были введены новые формы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года №225 «О трудовых книжках».

3.В случае трудоустройства сотрудника с подобной трудовой книжкой(будем считать ее поддельной трудовой), законодательство допускает расторжение договора с сотрудником, который предоставил фальшивую документацию, если вина будет полностью доказана. Если при обнаружении мошенничества сотрудник увольняется, не желая выяснять обстоятельства произошедшего инцидента, такое действие считается незаконным.

Работнику за подделку документа грозит:

-лишение свободы длительностью до 2 лет;

-принуждение к исполнительным работам на 2 года;

-арест длительностью в полгода;

-обязательные работы до 240 часов.

Руководителю данная ситуация грозит административным штрафом, а также уголовной ответственностью за подлог. Организации предстоит пройти проверку, проводимую сотрудниками из прокуратуры или инспекторами ГИТ, на наличие правонарушений, связанных с введением трудовых книжек. В зависимости от степени причастности к делу, назначается штраф до 200 МРОТ. Мера наказания определеяется судебными приставами после выяснения всех обстоятельств.

Подделка трудовой книжки – серьезное преступление, в результате которого несут наказание все причастные к нему лица.

 

18. В старшей группе ДОО работает опытный педагог. Она тактична, спокойна, хорошо владеет методикой работы с детьми данного возраста. Но родители одного из детей считают, что к их ребенку она относится необъективно, недооценивает его способности, мало привлекает его к выступлениям на празднике, часто указывает на плохое поведение, заносчивость. Конфликт заканчивается приходом родителей к заведующему ДОО. По итогам беседы с руководителем ДОО твердо решили, что ребенка следует перевести в другую группу.

Вопросы-задания:

1. Как должен поступить в данной ситуации заведующий ДОО?

2. Можно ли считать этот факт заслуживающим внимания всего педагогического коллектива с целью профилактики возникновения подобного инцидента? Если да, то, при каких условиях?

3. Какие существуют в ДОО локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения?

4. Каковы права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в соответствии с Законом об образовании в РФ (№273 ФЗ от 26 декабря 2012 года)?

 

19. Воспитатель подготовительной группы, первый месяц работающий в ДОО, предоставил заместителю заведующего по УВР на проверку рабочую программу с комплексно-тематическим планированием. Проанализировав содержательное наполнение планирования первой половины дня (см. Приложение), заместитель заведующего уже сделал серьезные замечания и провел методическую работу с данным педагогом.

Вопросы-задания:

1. Определите ошибки в комплексно-тематическом планировании воспитателя.

2. Назовите основные принципы планирования образовательной деятельности в ДОО.

3. Предложите свой вариант планирования второй половины дня в данной группе детского сада.

 

20. В детском саду на заседании на заседании педсовета разгорелась жаркая дискуссия по теме «Авторитет педагога в глазах современных детей и родителей»…

- Воспитателю приходится все время быть разным: когда-то настаивать на своем, а когда-то и согласиться с ребятами, даже если они совсем еще маленькие, уступить им, признать их правоту! И это только повысит авторитет педагога!

- Но такое признание наоборот подрывает наш авторитет, ослабляет позицию! Разве детям позволено обсуждать требования педагога? Если с детского сада дети будут капризничать и получать свое, тогда в школе не видеть ни порядка, ни дисциплины! Школьные учителя нам спасибо точно не скажут!

- Опасения ваши понятны, но чего стоит дисциплина, если она – следствие авторитаризма, что называется, из-под палки, под страхом, а не из уважения к воспитателю?

Вопросы и задания:

1. Кто из собеседников, по вашему мнению, прав? Аргументируйте свой ответ. На чем основан авторитет современного педагога, на ваш взгляд?

2. Раскройте социальные функции профессии педагога в современном обществе.

3. Приведите примеры методов и приемов, которые может использовать воспитатель детского сада для построения траектории своего личностного и профессионального роста. Какие из них вы уже применяли в своей практике профессионального обучения.

 

 

21. Возраст ребенка: 3 года

 Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.

Примерный ИОМ в соответствии с указанной проблемой (Приложение 1).

 

Предполагаемый результат

1. Развитие мелкой моторики пальцев.

2. Усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Развитие сенсорного восприятия окружающего мир

 

Вопросы-задания:

1. Проведите анализ представленного индивидуального образовательного маршрута.

2. Насколько, на ваш взгляд, представленные формы работы с ребенком будут способствовать решению проблемы и возможности достижения предполагаемых результатов.

 

 

22.  В муниципальном автономном дошкольной образовательной организации г. Н. детский сад № 46 была запланирована и реализована следующая исследовательская работа:

Тема: Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей

Объект: исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста образовательной организации

Предмет: внедрение методов исследовательского обучения в образовательный процесс.

Задачи:

1. Организовать предметно-развивающую среду.

2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

3. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Методы:

- Наблюдение за детьми по выявлению исследовательских способностей

- Анализ результатов наблюдения

В реализации исследовательской работы принимали участие воспитатели старшей и подготовительной к школе группы, воспитанники группы и их родители, педагог-психолог, учитель-логопед.

 

Вопросы-задания:

1. Сформулируйте рекомендации для руководителей данной исследовательской работы по уточнению методологического аппарата

2. Спланируйте содержание деятельности педагогического коллектива в соответствии с этапами реализации исследовательской работы

3. Какие результаты могут быть получены в результате реализации исследовательской работы? В какой форме они могут быть презентованы?

 

23. Диана (6 лет), выполняла исследовательскую работу на тему «История моей семьи». В ходе выполнения работы были сформулированы цель и задачи:

Цель:

- Изучить страницы жизни моей семьи

Задачи:

- Найти фотографии моих родных

- Представить генеалогическое дерево семьи

- Подготовить сообщение об этом своим друзьям

Вопросы-задания:

1. Какие виды детской деятельности (в соответствии с ФГОС ДО) представлены в данной образовательной ситуации?

2. При организации работы над исследовательской работой традиционно выделяют три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Определите цель и содержание деятельности воспитателя и ребенка на каждом этапе при выполнении данной работы.

3. Предложите другие варианты тем исследовательских работ для детей подготовительной к школе группы.

 

 

24. Дима (4,5 года) бойко считает до ста. Но вопрос взрослого: «Сколько будет к двум прибавить один?» его смущает. Он говорит: «А давайте я лучше до ста посчитаю!».

 О чём свидетельствует данное высказывание ребёнка?

Вопросы-задания:

1. Как сформировать у детей дошкольного возраста осознанную счётную деятельность?

2. Каковы особенности формирования представлений о числе и развития количественных представлений у детей дошкольного возраста?

3. Раскройте технологии формирования представлений о числе и счётной деятельности у детей дошкольного возраста.

4. Какие навыки счётной деятельности должны быть сформированы у детей на каждом из этапов обучения?

 

25. После проведенной прогулки в детском саду дети старшего дошкольного возраста часто задают педагогу познавательные вопросы: «Почему снег бывает липким?», «Почему у синицы клюв тонкий, а у снегиря – толстый?», «Почему осенью растения увядают, желтеют и теряют листья?».

 

Вопросы-задания:

1. Предложите методы экологического образования, помогающие педагогу ответить на проблемные вопросы детей.

2. Определите структуру познавательно-исследовательской деятельности детей в природе.

3. Покажите взаимосвязь опытнической работы с другими видами детской деятельности.

4. Приведите примеры элементарных опытов экологического содержания, позволяющих найти ответ на возникшие вопросы детей.

 

 

26. В ходе наблюдения на прогулке за деревьями, педагог обратила внимание на пользу, которую приносит дерево человеку: "Из древесины березы делают фанеру, мебель, лыжи. Из березовых почек изготавливают лекарство, а из листьев - желтую и зеленую краски. Из коры можно сделать корзинки, короб, шкатулки, разные картинки. Из сосновых бревен делают дома. Из почек изготавливают лекарство...".

 

Вопросы-задания:

1. Определите тип отношения к природе, формируемый у детей в ходе наблюдения за деревьями. Обоснуйте свое мнение.

2. Обозначьте круг экологических представлений, рекомендуемых для формирования у детей старшего дошкольного возраста о растительном мире участка ДОО.

3. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к организации наблюдений с детьми за объектами природы.

4. Предложите цикл наблюдений за березой для детей дошкольного возраста с позиции формирования у них эстетического, познавательного и этического отношения к природе.

 

 

27. Фрагмент конспекта НОД по рисованию для детей дошкольного возраста.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю Вам создать свое Лукоморье. Расставляем на фланелеграфе те предметы, которые Вы считаете нужным.

Воспитатель: Макар, что бы ты взял для начала?

Макар: Я возьму Дуб и помещу его на середину фланелеграфа.

Воспитатель: А если бы мы рисовали его, как бы ты это сделал?

Макар: Я бы взял толстую кисть и коричневую краску для ствола. Начал рисовал снизу вверх. Крону изобразит с помощью оттиском мятой бумаги и зеленой краски.

Воспитатель: Молодец! У тебя вышел отличный дуб.

Воспитатель: Что бы еще вы расположили здесь?

Марина: Мне бы хотелось еще у дуба посадить кота ученого. Я думаю, его место будет рядом с дубом, но чуть-чуть впереди, т.к. кот выглядит большим и пушистым и он к нам ближе.

Воспитатель: Хорошо, все верно. А как бы ты его изобразила на листе у себя?

Марина: Я бы воспользовалась трафаретом и клеевой кистью и методом тычка его изобразила.

Воспитатель: Какой формы у кота голова? Тело? Уши?

Марина: Голова похожа на круг. Тело на овал, а ушки напоминают треугольники.

Воспитатель: Умничка! Ты правильно расположила кота.

Воспитатель: Вот и готова наша сказочная страна! Так же, ребята, в наше Лукоморье можно поместить избушку на курьих ножках; небо украсить облаками, солнцем, и все остальное, как позволит ваша фантазия!

Воспитатель: Занимайте свои места. Прежде чем приступит к творчеству, нам необходимо свои пальчики подготовить…

Вопросы-задания:

1. Как Вы считаете, какие группы задач были поставлены педагогом в представленной НОД?

2. Какие методы обучения рисованию были использованы педагогом?

3. Спроектируйте заключительную часть НОД, используя представленный материал.

Решение

1. Педагогом в представленной НОД были поставлены следующие задачи: продолжать знакомство с творчеством А.С.Пушкина; развивать наглядно-образное мышление; развивать умение создать образ по описанию; воспитывать чувство прекрасного.                    

2.Педагогом при обучении рисованию была использована проблемная ситуация.

3. Учитывая данный материал, представленный в задании. Далее по смыслу идет Пальчиковая гимнастика. Далее самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Дети, обратите внимание, что у вас на столах вам представлены многие материалы:

— карандаш для прорисовки контура кота;

— трафарет кота;

— мятая бумага для изображения кроны;

— толстая кисть для ствола или же для кроны с помощью примакивания;

— тонкая кисть для прорисовки мордочки кота: глаза, усы, носик.

За пять минут предупредить об окончании работы.

Рефлексия проделанной работы:

Акцентировать внимание на работе конкретного ребенка: дуб такой раскидистый и кот совсем как настоящий – пушистый- пушистый. Как вы думаете, хорошо коту в таком Лукоморье жить?

Рассмотреть еще одну или две работы провести анализ. Все работы дети выкладывают на стол, рассматривают. Какие работы вам понравились, чем они вам понравились? Ответы детей.

Воспитатель: А мне понравилось, как вы активно отвечали на вопросы, как замечательно нарисовали рисунки.

Воспитатель: Работы получились замечательные. Теперь все наши котики имеют свой дом – Лукоморье.

А сейчас для вас сюрприз! Кот ученый наблюдал за вашим творчеством и посчитал, что вы усердно потрудились и решил вас поблагодарить сладостями из волшебной сказки.

Психолого-педагогическая задача 1

Для, того чтобы дети запомнили потешку «Кисанька-Мурысенька», воспитатель приготовила заранее игрушки, положила на стол и закрыла салфеткой. «А вот и Кисанька-Мурысенька к нам идет», - говорит она, надевая на руку кошку (би-ба-бо), и вслед за ней, легко подталкивая, вывозит коляску. У детей создается впечатление, будто кошка сама ее везет. «А киска что-то везет в мешочке. Сейчас я ее спрошу, что там», - продолжает педагог.

- Кисанька-Мурысенька, ты где была?

- На мельнице.

И так читает потешку до конца.

После фразы: «Не ешь одна, не ешь одна», - воспитательница обращается к детям: «Погрозите пальчиком кисоньке. Почему же она ни с кем не поделилась?! Скажем все вместе: «Не ешь одна, не ешь одна!»

Дети, улыбаясь, грозят пальцем, а взрослый предлагает: «Теперь все вместе спросим: «Кисанька-Мурысенька, ты где была?» И снова, уже с помощью детей повторяет потешку.

В конце воспитатель наклоняется и делает вид, будто слушает кису и говорит: «Киса хочет поделиться пряничками с нашими куклами». Вынимает из мешочка несколько «пряников» и угощает с помощью детей кукол.

Вопросы-задания:

1. Какие профессиональные и личностные качества педагога проявились в описанной ситуации? Аргументируйте их важность в педагогической деятельности.

2. Перечислите методы и приемы воспитания, которые наиболее применяет педагог в данной ситуации. Обоснуйте ответ на примере описанной ситуации.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 1148.