Сущность познания и его структура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОЗНАНИЕ- высшая форма отражения объективной действитель­ности, процесс получения знания (истинного) при взаимодействии челове­ка с окружающим миром. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практической деятельности, постепенно, в ходе исторического раз­вития оно выделилось в особую деятельность. П. начинается с ощущений - субъективного образа объективного мира, но ими не заканчивается, как считали субъективные идеалисты. П. - это «бесконечно сложный» проти­воречивый процесс взаимосвязи теории и практики, чувств и мышления, истины и заблуждения. Выделяют два уровня П.: чувственное П., осуще­ствляемое с помощью органов чувств; рациональное П., реализуемое с помощью мышления. В рациональном научном П. выделяют эмпириче­ский и теоретический уровни.

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptics - озираться, осматриваться) - уче­ние, подвергающее сомнению возможность истинного познания действи­тельности. Как философская концепция возник в IV в. до н.э., в период кризиса античного общества. И в дальнейшем С. возрождается в периоды общественных кризисов. Скептики в качестве доказательства своей пози­ции ссылались на относительность человеческих ощущений: «что одному во вред, другому польза»; «что справедливо для одних, неверно для других» и т.д. Поскольку все относительно, то, чтобы не впасть в ошибку, необходимо воздерживаться от каких-либо суждений. Однако они не могли последовательно провести это положение в жизнь, ведь «ничего не утверждать» - уже есть утверждение. С. в своих крайних формах разрушителен так как ведет к отказу от достижения истины, порождает бездеятельность. С. как необходимый элемент философского мышления сыграл позитивную роль в борьбе с догматизмом, религиозным фанатизмом в истории философии.

АГНОСТИЦИЗМ(от греч. а - «не» (отрицание), gnosis — знание) -учение, отрицающее возможность истинного познания действительности А. не идет дальше ощущений, не признает, что они есть субъективное от­ражение объективного мира. Существует две основных формы А,- юмовского и кантовского толка. Д. Юм утверждал, что единственное, с чем имеет дело исследователь, - это только его ощущения, и если за ними и существует внешний мир, то мы ничего о нем сказать не можем. И. Кант в отличие от Юма признавал существование внешнего объективного мира, но считал, что человек не может получить истинного знания о его сущно­сти, мир остается «вещью в себе», потому что мы способны познать только мир явлений, а не мир сущностей. Между явлением и сущностью предмета нет никакой связи.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ(лат. conventio - соглашение) - направление в философии науки, согласно которому в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции), и их выбор регулируется соображениями удобства, простоты, полезности и так далее - критериями, не связанными с понятиями самой теории.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ- философская позиция, учение, утверждающее принципиальную познавательность мира. Этой по­зиции придерживается большинство философов, как материалистов, так и идеалистов. В основе Г.О. диалектического материализма лежат следую­щие принципы: *объективности существования материального мира; *отражения материальной действительности в человеческом сознании,

*принцип практики, утверждающий, что практика является источником и основой познания, его целью, а также служит критерием истинности зна­ния. Г.О. объективного идеализма основан на принципе тождества объективной действительности, являющейся по своей сущности идеальной, и человеческого сознания. Поэтому у Платона познание есть воспоминание души человека о мире идей.

СУБЪЕКТ— это носитель осознанного, целенаправленного действия (познавательного, преобразовательного, оценивающего и др.). С. – явление многоуровневое. В качестве С. могут выступать: 1) общество; 2) социальная группа, 3)индивид.Объект(предмет)-вообще то, что дано в познании, или на что обращена наша познавательная деятельность. Противоположное ему субъект - мыслящее, чувствующее, желающее "я"; впрочем, это противоположение между О. и субъектом является чисто относительным, так как при обращении на себя познавательной деятельности при самосознании, субъект становится О. В обычном словоупотреблении объективным наз. то, что имеет свое основание в природе вещей, независимо от познающего субъекта.

ИНТУИЦИЯ(от лат. intuition - пристально смотреть) - способность процесс непосредственного постижения истины через целостное схватывание проблемной ситуации без логического выведения и доказательства. Существуют разные виды интуиции: а) чувственная И. выражается в ощущениях, образах, предшествует понятию (например, композитор слышит мелодию, у конструктора внезап­но возникает образ здания и т.д.);

б) интеллектуальнаяИ. есть форма непосредственного схватывания сущности вещей (таблица химических элементов была увидена Д. Менде­леевым вся полностью во сне); в) эмоциональная И. проявляется в эмоционально-априорных актах аксиологического предпочтения, т.е. мы сразу узнаем ценность какого-либо предмета или явления (предмет, человек нам нравится или мы начи­наем беспричинно их опасаться);

г) мистическая И. есть акт озарения, божественного откровения (явле­ние Девы Марии Жанне д'Арк).

ПРАКТИКА- это общественная материальная преобразовательная деятельность людей. Субъектом П. является не отдельный человек, а опре­деленная социальная группа или общность (класс, нация, общество в целом). Сущность П. заключается в преобразовании, изменении существую­щей природной и социальной действительности. Именно в практике проявляется специфически человеческое активное отношение к миру, отличное животного, чисто потребительского отношения. П. выступает как основа познания, его цель и критерий истины (гносеологический подход). В зависимости от объекта П. выделяют следующие ее формы (социологическийподход): *материально-производственная; *социальная (классовая борьба, забастовки, стачки); *научная П.(экспериментальная). П. как- критерий истины всегда несет в себе момент относительности так как определяется историческими условиями, т.е. исторически ограничена.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 232.