ПОЗНАНИЕ- высшая форма отражения объективной действительности, процесс получения знания (истинного) при взаимодействии человека с окружающим миром. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практической деятельности, постепенно, в ходе исторического развития оно выделилось в особую деятельность. П. начинается с ощущений - субъективного образа объективного мира, но ими не заканчивается, как считали субъективные идеалисты. П. - это «бесконечно сложный» противоречивый процесс взаимосвязи теории и практики, чувств и мышления, истины и заблуждения. Выделяют два уровня П.: чувственное П., осуществляемое с помощью органов чувств; рациональное П., реализуемое с помощью мышления. В рациональном научном П. выделяют эмпирический и теоретический уровни.
СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptics - озираться, осматриваться) - учение, подвергающее сомнению возможность истинного познания действительности. Как философская концепция возник в IV в. до н.э., в период кризиса античного общества. И в дальнейшем С. возрождается в периоды общественных кризисов. Скептики в качестве доказательства своей позиции ссылались на относительность человеческих ощущений: «что одному во вред, другому польза»; «что справедливо для одних, неверно для других» и т.д. Поскольку все относительно, то, чтобы не впасть в ошибку, необходимо воздерживаться от каких-либо суждений. Однако они не могли последовательно провести это положение в жизнь, ведь «ничего не утверждать» - уже есть утверждение. С. в своих крайних формах разрушителен так как ведет к отказу от достижения истины, порождает бездеятельность. С. как необходимый элемент философского мышления сыграл позитивную роль в борьбе с догматизмом, религиозным фанатизмом в истории философии.
АГНОСТИЦИЗМ(от греч. а - «не» (отрицание), gnosis — знание) -учение, отрицающее возможность истинного познания действительности А. не идет дальше ощущений, не признает, что они есть субъективное отражение объективного мира. Существует две основных формы А,- юмовского и кантовского толка. Д. Юм утверждал, что единственное, с чем имеет дело исследователь, - это только его ощущения, и если за ними и существует внешний мир, то мы ничего о нем сказать не можем. И. Кант в отличие от Юма признавал существование внешнего объективного мира, но считал, что человек не может получить истинного знания о его сущности, мир остается «вещью в себе», потому что мы способны познать только мир явлений, а не мир сущностей. Между явлением и сущностью предмета нет никакой связи.
КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ(лат. conventio - соглашение) - направление в философии науки, согласно которому в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции), и их выбор регулируется соображениями удобства, простоты, полезности и так далее - критериями, не связанными с понятиями самой теории.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ- философская позиция, учение, утверждающее принципиальную познавательность мира. Этой позиции придерживается большинство философов, как материалистов, так и идеалистов. В основе Г.О. диалектического материализма лежат следующие принципы: *объективности существования материального мира; *отражения материальной действительности в человеческом сознании,
*принцип практики, утверждающий, что практика является источником и основой познания, его целью, а также служит критерием истинности знания. Г.О. объективного идеализма основан на принципе тождества объективной действительности, являющейся по своей сущности идеальной, и человеческого сознания. Поэтому у Платона познание есть воспоминание души человека о мире идей.
СУБЪЕКТ— это носитель осознанного, целенаправленного действия (познавательного, преобразовательного, оценивающего и др.). С. – явление многоуровневое. В качестве С. могут выступать: 1) общество; 2) социальная группа, 3)индивид.Объект(предмет)-вообще то, что дано в познании, или на что обращена наша познавательная деятельность. Противоположное ему субъект - мыслящее, чувствующее, желающее "я"; впрочем, это противоположение между О. и субъектом является чисто относительным, так как при обращении на себя познавательной деятельности при самосознании, субъект становится О. В обычном словоупотреблении объективным наз. то, что имеет свое основание в природе вещей, независимо от познающего субъекта.
ИНТУИЦИЯ(от лат. intuition - пристально смотреть) - способность процесс непосредственного постижения истины через целостное схватывание проблемной ситуации без логического выведения и доказательства. Существуют разные виды интуиции: а) чувственная И. выражается в ощущениях, образах, предшествует понятию (например, композитор слышит мелодию, у конструктора внезапно возникает образ здания и т.д.);
б) интеллектуальнаяИ. есть форма непосредственного схватывания сущности вещей (таблица химических элементов была увидена Д. Менделеевым вся полностью во сне); в) эмоциональная И. проявляется в эмоционально-априорных актах аксиологического предпочтения, т.е. мы сразу узнаем ценность какого-либо предмета или явления (предмет, человек нам нравится или мы начинаем беспричинно их опасаться);
г) мистическая И. есть акт озарения, божественного откровения (явление Девы Марии Жанне д'Арк).
ПРАКТИКА- это общественная материальная преобразовательная деятельность людей. Субъектом П. является не отдельный человек, а определенная социальная группа или общность (класс, нация, общество в целом). Сущность П. заключается в преобразовании, изменении существующей природной и социальной действительности. Именно в практике проявляется специфически человеческое активное отношение к миру, отличное животного, чисто потребительского отношения. П. выступает как основа познания, его цель и критерий истины (гносеологический подход). В зависимости от объекта П. выделяют следующие ее формы (социологическийподход): *материально-производственная; *социальная (классовая борьба, забастовки, стачки); *научная П.(экспериментальная). П. как- критерий истины всегда несет в себе момент относительности так как определяется историческими условиями, т.е. исторически ограничена.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 232.