Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).
Закон единства и борьбы противоположностей, вскрывает самое основное в развитии — его источник, каким является противоречие (единство противоположностей).
Противоположности — это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:
а) и неразрывно связаны;
б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении;
в) взаимопроникают и — при определенных условиях — переходят друг в друга (положительное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция, теория и практика, материальное и идеальное и др.)
Единство (тождество) противоположностей образует противоречие (диалектическое).
Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.
Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия.
По Гегелю , каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами — тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.
Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; -их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. Различие — это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто цельное только в своем единстве.
Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции: например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и разложения в химии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого процесса, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать, взаимодополнять друг друга.
Источником всякого движения и развития является взаимодействие «укоренных» в саму суть бытия противоположностей: например, взаимодействие ядра с противоположно заряженными электронами-является причиной движения, вращения электронов вокруг ядра, а без движения электронов сам атом не может быть устойчивой системой.
Закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.
Методологическая роль закона единства и взаимодействия противоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выделение и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный анализ его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания.
Можно также выделить различные виды борьбы противоположностей внутри цельного явления:
- борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
- борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
- антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
- содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
- солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
- нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
12. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
Данный закон раскрывает всеобщий механизм развития: то, каким образом оно происходит, т.е., показывает в какой форме происходит развитие материального мира. Основными категориями данного закона являются: качество, количество, мера, скачок. Качество – философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Качество, по Гегелю, есть тождественная с бытием непосредственная определённость вещи. Качество – такая внутренняя определённость предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. Качество предметов обнаруживается через их свойства. Свойство – сторона предмета, проявляющаяся в его споcобности определённым образом взаимодействовать с другими предметами. Однако качество не сводится к отдельным его свойствам, элементам и т.д. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Сложной проблемой современной науки является выявление уровней организации качественной определённости предмета (например, агрегатные и аллотропические состояния вещества, клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз и др.).
Каждый предмет имеет свое качество. Но он обладает и множеством других свойств, общих с другими предметами. Например, человек имеет свойства обмена веществ, наследственности, изменчивости и т.д. Эти качества присущи не только человеку, но и другим живым организмам. Когда же говорят о качестве данного предмета, подразумевают непосредственную определённость его бытия, отличающую его от других предметов. Таким бытием для человека является наличие у него сознания и самосознания.
Количество – философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой в соответствующих границах непосредственно не означает превращения данного предмета в другой. К количественной определённости предмета относятся: величина составляющих его элементов, объём, размеры, степень выраженности и интенсивность развития его свойств, темпы протекания процессов, скорость изменения предметов и другие числовые характеристики. Количество существует прежде всего как отношение между вещами (или сторонами внутри них), которое выражается в науке (в первую очередь в математике) с помощью таких исходных понятий, как величина и число. Применение количественных, математических методов за последнее время значительно расширилось, углубилось, проникло в гуманитарные науки, искусство, быт людей и т.п. Указанные методы надо применять разумно, осторожно, с учётом особенностей предмета, чтобы абстрактные формулы и математический аппарат не заслоняли (а тем более не вытесняли) реальное содержание качественно-своеобразных процессов, превращаясь в модную «игру с формулами».
Мера – философская категория, выражающая целостное единство качественной и количественной определённости предмета. Мера – это количественные границы существования данного качества, интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественных изменений. Данный интервал может быть сравнительно широк или очень узок, превращаясь порой в точку. Значение границ может быть нечетким и трудноопределимым – особенно это относится ко многим социальным и духовным явлениям.
Границы количественных изменений возможных в рамках данного качества, называются мерой. Каждый предмет имеет определенную меру, т.е. границы, в рамках которых качество и количество данного предмета находятся в единстве. Так, мерой воды (как жидкости) при нормальном давлении являются температурные границы от 0°С до 100°С.
Что же происходит с предметом, когда количественные его изменения выходят за рамки меры? Он меняет свою качественную определенность, переходит в другое состояние, т.е. обретает новое качество. Например, когда температура воды достигает 100°С вода из жидкого состояния переходит в газообразное; в процессе суточного вращения земли на ее поверхности периодически сменяют друг друга день и ночь; в процессе физического, интеллектуального и духовного развития человек из ребенка превращается во взрослого и т.п.
Таким образом, в процессе постепенных количественных (накоплений) изменений происходит смена старого качества на новое. Переход от старого качества к новому называется скачком. Скачок начинается с того момента, когда количественные изменения выходят за рамки меры. Скачок – это прерыв постепенности в развитии. Время, когда вещь начала утрачивать одно качество но еще не приобрела нового качества, называется периодом скачка.
Таким образом, предметы и явления существующего мира не являются вечными и неизменными. Они изменяются в результате преобразования их качества. Сами же качественные преобразования обусловлены количественными изменениями. Количественные изменения носят постепенный, относительно медленный непрерывный характер. Качественные изменения прерывны, скачкообразны.
Таким образом, развитие бытия выступает как единство двух отличных друг от друга, но вместе с тем, взаимосвязанных между собой форм – непрерывности и прерывности (скачкообразности) движения.
Скачок– философская категория, выражающая: а) перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления, а не количественных изменений вообще, которые никогда не прекращаются; б)быстроту изменений: «скорость» скачка, темпы его протекания, интенсивность и глубина изменений гораздо выше, чем в границах меры; в) превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями и их разрешение; г) единство бытия и небытия, возникновение нового и уничтожение старого. Формы скачков исключительно многообразны и зависят от природы самих вещей и от конкретных условий их развития. Взаимосвязь указанных категорий и выражает сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эта сущность состоит в следующем: постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предмета, числа его элементов, порядка их связей, пространственных размеров и др.) в определённый момент времени необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений (например, превращение одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома и т.п.).
Закон взаимного перехода имеет важное методологическое значение. Он ориентирует изучать наблюдаемый объект всесторонне, в единстве количественно-качественных характеристик, учитывать и характер количественных изменений, и изменений качественной определенности, акцентируя внимание на объективное содержание процессов наблюдаемого объекта. Закон предостерегает исследователя от субъективного произвола, исключает крайности в оценке тех или иных изменений.
Через действие закона взаимного перехода можно проследить в каждом отдельном случае развитие различия до противоположности, противоречия до конфликта, увидеть действие закона единства и борьбы противоположностей.
13. Закон отрицания отрицания.
Он раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира, а также показывает преемственность в развитии.
Основные категории данного закона: отрицание, снятие, синтез, преем-ственность, развитие.
Отрицание – это неизбежный и закономерный процесс развития, выражающий отмирание старого и утверждение нового в развитии. Карл Маркс по этому поводу писал: «Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». Без такого момента ничего нового не могло бы возникнуть.
Отрицание в понимании метафизиков – это уничтожение, разрушение. Такое отрицание означает прекращение развития. Фридрих Энгельс называл такое отрицание «бесплодным, плохим отрицанием». Диалектическоеже отрицание обусловливает дальнейшее развитие. Отрицание не является чем-то внешним, привнесенным, оно есть результат своего собственного, внутреннего развития, выступает как самоотрицание. (Пример с развитием зерна).
Вместе с тем отрицание старого одновременно оказывается и утверждением нового. Причем, всякое новое явление отрицает старое, сохраняя при этом некоторые его стороны, элементы. Оно выражает связь нового со старым, преемственность в развитии данного предмета или явления, переход его в новое качество. Таким образом, в процессе диалектического отрицания старое одновременно и отвергается, и сохраняется в новом в соответственно преобразованном виде. Этот момент взаимоотношения между старым и новым называется снятием. Итак, снятие – это момент взаимоотношения между старым и новым, в результате которого старое одновременно отвергается и сохраняется в новом в соответственно преобразованном виде.
Диалектическое отрицание включает в себя по необходимости и свое собственное отрицание. Это означает, что если на данном этапе развития старое отрицалось новым, то в дальнейшем это новое в свою очередь будет устаревать, и отрицаться другим новым, еще более совершенным, которое придет к нему на смену.
Таким образом, диалектическое отрицание в процессе дальнейшего развития предполагает свое собственное отрицание и находит выражение в понятии отрицания отрицания.
Итак, сущность отрицания отрицания состоит в том, что, когда в ходе развития происходит отрицание чего-либо, то развитие не прекращается, а продолжается и закономерно приводит к новому отрицанию, т.е. за первым отрицанием всегда совершается второе отрицание, внутренне связанное с первым.
Связь старого и нового находит своё выражение в преемственности, как «непрерывности в прерывном», как сохранение отдельных аспектов старого в новом. Повторение на более высокой стадии развития означает не только возврат «якобы к старому», но и переход к новому циклу с существенно иными внутренними противоречиями, требующими своего дальнейшего развития.
Последовательность циклов, составляющих цепь развития, можно образно представить в виде спирали, где каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль раскручивается как цепь циклов. Образ спирали удачно схватывает общее направление развития, осуществляемое в соответствии с действием закона отрицания отрицания. Возврат к прошлому не является полным. Развитие не повторяет старую дорогу, а находит новую, в соответствии с происходящим изменением как внутреннего содержания, так и внешних обстоятельств, выступающих условиями нового витка развития.
Методологическое значение закона отрицания отрицания заключается не только в обнаружении связи нового со старым, но и в определении тенденции развития и т. д.
Представление о спиралеобразном характере развития является предпосылкой решения вопроса о критериях прогресса. Таковыми можно рассматривать степень совершенствования, меру дифференциации и интеграции элементов системы, уровень связи и взаимодействия между системами, ускорение темпов развития.
Таким образом, развитие – это бесконечное множество следующих друг за другом отрицаний, преодоление старого новым, восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному; это движение как бы раскручивающейся спирали, каждый виток которой воспроизводит существенные черты старого на более высоком уровне.
Все три закона развития проявляют свое действие в единстве. Это единство обеспечивает их информационную функцию (содержание предмета исследования); методологическую функцию (в интервале соотношения общего и единичного); прогностическую (полученные знания составляют основу предвидения); праксеологическую (знание о развитии конкретной реальности обеспечивает ориентир целесообразной деятельности людей); мировоззренческую (знание действия всеобщих законов развития позволяет человеку определить свое место в мире, выстраивать свою систему отношений в каждом конкретном случае, соотнося свою волю, свои желания с направленностью действия отмеченных законов).
Рассмотренные законы развития бытия в мире имеют как теоретическое, так и практическое значение в осмыслении процессов развития конкретных форм бытия, узловой линии меры количественно-качественных изменений, преемственности, направленности и темпов развития.
КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ.
Всё, что человек знает об окружающем мире и о самом себе, он знает в форме общих понятий, категорий. Каждая область знания имеет свои особые категории. Что такое категории? Это особый класс понятий. Существуют понятия обыденной речи (дом, хлеб, брат, растение, книга и т.п.). В любой науке есть свои понятия. Например, физика пользуется такими понятиями, как «атом», «масса», «заряд», «электрон», «спин», энергия» и т.п.Биология использует такие категории, как «организм», «наследственность», «изменчивость», «ген», «вид», «популяция»
и др. Изучить какую-либо науку – значит овладеть её основными понятиями. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности. Задача диалектики состоит в изучении наиболее общих связей, свойственных всем явлениям материального мира и мышлению. Посредством категорий раскрываются принципы и законы диалектики.
Структура диалектики. Материалистическая диалектика представляет собой не хаотический набор отдельных свойств и моментов, не искусственную схему, которая определяется лишь её внутренними потребностями. Она есть не закрытая, а открытая, целостная органическая система, совокупность устойчивых отношений и связей, между элементами которой образует структуру диалектики. Структура диалектики как своеобразной системы знания обусловлена структурой её объективно существующего предмета – реального всеобщего. Это значит, что развивающаяся система знания строится в строгом соответствии с системой универсальных всеобщих законов развития объективного мира.
Элементы диалектики представляют собой целостную развивающуюся, субординированную систему категорий, законов и принципов. Они в своей совокупности отражают единство, целостность развивающегося реального мира в его всеобщих характеристиках. Различия между элементами диалектики относительны, условны и подвижны. Категории отличаются от всякого рода понятий тем, что они выражают миросозерцание людей. Категории – суть формы философского сознания, способ его существования, логические структуры человеческого мышления. В категориях абстрагирование, свойственное любому понятию, достигает наивысшей степени. Категории диалектики, как и категории философии, отражают предельно общие связи и свойства явлений действительности. Категориями фиксируется воспроизведен-ная в познавательном процессе и общественно-исторической практике объективная диалектика. Категории диалектики – это ступеньки, узловые пункты в цепи познания мира. Категории диалектики – это такие всеобщие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики. Категории диалектики применимы ко всем без исключения явлениям и процессам действительности. Они возникают и вырабатываются на базе многократного повторения практических действий над предметами посредством орудий труда. Категории представляют собой всеобщие определённости бытия и познания, практически освоенные в активной социальной деятельности.
Категории диалектики, будучи отражением реального мира в сознании человека имеют объективный характер, т.е. не являются плодом выдумки, фантазии человека, а отражают то, что существует вы природе и обществе, независимо от воли и сознания людей.. Они являются выражением всеобщих закономерностей природы и общества. Объект всех категорий один – реальный мир. Каждая категория имеет своё специфическое содержание соответственно тому, какие аспекты моменты объективной реальности и познания (в их всеобщих характеристиках) выражаются в ней.
Поскольку все явления в окружающем нас мире взаимодействуют, изменяются, развиваются, то и категории диалектики неразрывно связаны между собой, представляют целостную динамическую систему. В этой системе они расположены не произвольно, а находятся в отношении субординации. Категории выведены одна из другой путём восхождения от абстрактного к конкретному, от простого к сложному в процессе диалектического отражения развивающейся действительности.
Категории формировались в сознании людей по мере того, как человек миллиарды раз сталкивался и учитывал реальные причинно-следственные связи, пространственно-временнные отношения вещей. Категории исторически развиваются.
Каждая из категорий отражает определённую сторону объективного мира, а все вместе они «охватывают условно, приблизительно универсальную закономерность вечно движущейся и развивающейся природы». Единая система категорий отражает единство самого материального мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей.
Категории материалистической диалектики как Логики и теории познания в их развивающейся системе имеют онтологическое, гносео-логическое, логическое, методологическое, мировоззренческое и «практически-действенное» значение. Онтологическое значение, поскольку они являются отражением в ходе практики связей и отношений объективной действительности в её целостности и развитии, выражают её всеобщие закономерности; гносеологическое – поскольку выступают этапами процесса познания, дают самую общую картину этого процесса; логическое значение, поскольку являются формами мышления; методологическое, поскольку представляют собой способ движения мысли от незнания к знанию, от менее глубокого знания, к более глубокому, более полному; мировоззренческое значение, поскольку в них выражена определённая система взглядов на мир,
которая даёт диалектико-материалистическое понимание происходящих в нём событий и соответствующим образом ориентирует людей в их жизни; «практически-действенное» значение, поскольку взяты в их системе, категории диалектики есть всеобщие регулятивы не только познания, но и изменения мира.
Особенность категорий диалектики заключается в том, что они являются «парными», т.е. являются сочетанием двух понятий, противоположных по содержанию. Разделить такие понятия нельзя, ибо каждое из них без своей противоположности теряет смысл. Например, понятие «причина» не имеет смысла без понятия «следствие», понятие «необходимости» теряет смысл, если нет понятия «случайность», потому что необходимостью мы можем назвать то, что не является случайностью, и наоборот.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 292.