Системный подход как методология изучения и практики предполагает, что тот или иной объект рассматривается как система: целенаправленное множество различных элементов и их связей. Особенность такого подхода к теории заключается в том, что он предписывает анализировать всю структуру взаимодействия элементов, способы их связей. Именно эффект взаимодействия имеется в виду, когда проектируется система, её функции, структура элементов и их связи. Теория разрабатывает и критерии, показатели, методы анализа эффективности социально-педагогической системы, педагогического управления ею. При любом варианте, наряду с взаимодействием, системе должна быть присуща целостность — собственных структуры и влияния, сфер влияния, его действительная разносторонность и взаимодополнение. Весьма продуктивен системный подход в практике управления, когда и управленец, и педагог, и, в ещё большей мере, учащиеся включены в сложное многообразие учебных, воспитательных, организационных структур, официальных и оказывающих так называемые дополнительные услуги.
Ситуационный подход . Управление как конкретная ситуация, требующую адекватных действий в рамках сложившихся обстоятельств. Поскольку главным звеном здесь являются действия или дела, соответствующие обстоятельствам, то такой подход еще иногда называют деловым, или «бизнес-концепцией». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Ситуационный подход признает, что общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать. Например: Все организации должны создавать структуры для того, чтобы добиться своих целей. Однако существует множество способов построения организационных структур - может быть создано много или мало уровней управления. Руководители среднего и низового звеньев могут получить большую долю участия в принятии решений, или наоборот - руководители высшего звена могут резервировать за собой право принимать самые ответственные решения. Ситуационный подход - пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации более эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций.
12. Сущность и принципы планирования как функции управления.
Планирование как функция управления направлена на снижение неопределенности деятельности организации, а также на обозначение путей достижения поставленных целей. Цель планирования – определение механизма согласования действий, содержания и сроков их деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач.
Задачи планирования:
•определение направления деятельности организации
•определение желаемых результатов работы организации
•выделение средств, обеспечивающих достижение поставленных целей
•разработка стандартов, осуществляемой деятельности, требований к ее реализации, критериев и показателей оценки результатов
Для успешного планирования необходимо соблюдение следующих условий:
•определение начальной стартовой позиции организации (анализ того, что есть)
•описание ожидаемых результатов по окончанию реализации планирования (прогнозирование)
•выбор оптимальных путей и средств, позволяющих достичь запланированных результатов
•включение в процесс планирования сотрудников организации
Результатом осуществления функции планирования является создание системы планов, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов.
В основе любого планирования лежат следующие принципы:
-Учёт конкретных педагогических условий, возрастного состава детей и уровня их развития;
-Взаимосвязь процесса воспитания и обучения;
-Регулярность, последовательность и цикличность воспитательных воздействий.
-Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления.
-Непрерывность планирования
-Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
-Согласование планов: единство и взаимосвязанность отдельных частей организации. Он реализуется путем их координации (между подразделениями одного уровня) и интеграция (между выше- и нижестоящими).
-Экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.
-Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.
-Полнота планирования: должны учитываться все ситуации и события.
-Точность планирования: использование всех современных методов, средств и процедур прогнозирования.
-Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.
13. Виды и формы планирования.
Виды планирования:
•Стратегическое (долгосрочное)
•Тактическое (среднесрочное)
•Оперативное (краткосрочное)
Стратегическое охватывает долгое время – 3-5 лет. Стратегия организации – определение магистральных направлений развития, исходя из внешних и внутренних обстоятельств ее деятельности. Пример стратегического планирования – программа развития д/с на 5 лет.
Этапы подготовки стратегического планирования:
1) анализ окружения и внутреннего потенциала организации
2) определение ключевых (стратегических) целей ДОО;
3) разработка стратегии - направлений, куда нужно развиваться. Существуют стратегия роста (направления не меняются, только совершенствуются), стратегия диверсификационного роста (диверсификация - разнообразие), стратегия сокращения.
Тактическое планирование (перспективное) - на 1-3 года. Сущность заключается в определении тактики распределения ресурсов организации для достижения стратегических целей. Отличие от стратегического в том, что она отвечает на вопрос – «что является приоритетными целями в деятельности?», а тактическое – «как достичь этих целей?». Пример – годовой план д/с.
Оперативное планирование осуществляется на краткосрочный период (месяц), составляется на основе тактического плана каждым из сотрудников д/с. Основная задача состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.
Формы планирования:
- текстовой (написание плана в виде сплошного текста, используется при составлении годового плана – описание результатов работы ДОО за предыдущий год, возникшие проблемы и др.)
- сетевой (использование сеток, таблиц, циклограмм; применяется для детального планирования выполнения конкретных задач, позволяет отразить регулярно повторяющиеся мероприятия по месяцам)
- графический (в виде графиков, диаграмм, гистограмм)
Чаще всего в ДОО используется смешанная форма, включающая несколько форм планирования.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 214.