Системный и ситуационный подходы как методологическая основа управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Системный подход как методология изучения и практики предполагает, что тот или иной объект рассматривается как система: целенаправленное множество различных элементов и их связей. Особенность такого подхода к теории заключается в том, что он предписывает анализировать всю структуру взаимодействия элементов, способы их связей. Именно эффект взаимодействия имеется в виду, когда проектируется система, её функции, структура элементов и их связи. Теория разрабатывает и критерии, показатели, методы анализа эффективности социально-педагогической системы, педагогического управления ею. При любом варианте, наряду с взаимодействием, системе должна быть присуща целостность — собственных структуры и влияния, сфер влияния, его действительная разносторонность и взаимодополнение. Весьма продуктивен системный подход в практике управления, когда и управленец, и педагог, и, в ещё большей мере, учащиеся включены в сложное многообразие учебных, воспитательных, организационных структур, официальных и оказывающих так называемые дополнительные услуги.

Ситуационный подход . Управление как конкретная ситуация, требующую адекватных действий в рамках сложившихся обстоятельств. Поскольку главным звеном здесь являются действия или дела, соответствующие обстоятельствам, то такой подход еще иногда называют деловым, или «бизнес-концепцией». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Ситуационный подход признает, что общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать. Например: Все организации должны создавать структуры для того, чтобы добиться своих целей. Однако существует множество способов построения организационных структур - может быть создано много или мало уровней управления. Руководители среднего и низового звеньев могут получить большую долю участия в принятии решений, или наоборот - руководители высшего звена могут резервировать за собой право принимать самые ответственные решения.  Ситуационный подход - пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации более эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций.

12. Сущность и принципы планирования как функции управления.

Планирование как функция управления направлена на снижение неопределенности деятельности организации, а также на обозначение путей достижения поставленных целей. Цель планирования – определение механизма согласования действий, содержания и сроков их деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач.

Задачи планирования:

•определение направления деятельности организации

•определение желаемых результатов работы организации

•выделение средств, обеспечивающих достижение поставленных целей

•разработка стандартов, осуществляемой деятельности, требований к ее реализации, критериев и показателей оценки результатов

Для успешного планирования необходимо соблюдение следующих условий:

•определение начальной стартовой позиции организации (анализ того, что есть)

•описание ожидаемых результатов по окончанию реализации планирования (прогнозирование)

•выбор оптимальных путей и средств, позволяющих достичь запланированных результатов

•включение в процесс планирования сотрудников организации

Результатом осуществления функции планирования является создание системы планов, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов.

В основе любого планирования лежат следующие принципы:

-Учёт конкретных педагогических условий, возрастного состава детей и уровня их развития;

-Взаимосвязь процесса воспитания и обучения;

-Регулярность, последовательность и цикличность воспитательных воздействий.

-Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления.

-Непрерывность планирования

-Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

-Согласование планов: единство и взаимосвязанность отдельных частей организации. Он реализуется путем их координации (между подразделениями одного уровня) и интеграция (между выше- и нижестоящими).

-Экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.

-Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.

-Полнота планирования:  должны учитываться все ситуации и события.

-Точность планирования: использование всех современных методов, средств и процедур прогнозирования.

-Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.

13. Виды и формы планирования.

Виды планирования:

•Стратегическое (долгосрочное)

•Тактическое (среднесрочное)

•Оперативное (краткосрочное)

Стратегическое охватывает долгое время – 3-5 лет. Стратегия организации – определение магистральных направлений развития, исходя из внешних и внутренних обстоятельств ее деятельности. Пример стратегического планирования – программа развития д/с на 5 лет.

Этапы подготовки стратегического планирования:

1) анализ окружения и внутреннего потенциала организации

2) определение ключевых (стратегических) целей ДОО;

3) разработка стратегии - направлений, куда нужно развиваться. Существуют стратегия роста (направления не меняются, только совершенствуются), стратегия диверсификационного роста (диверсификация - разнообразие), стратегия сокращения.

 

Тактическое планирование (перспективное) - на 1-3 года. Сущность заключается в определении тактики распределения ресурсов организации для достижения стратегических целей. Отличие от стратегического в том, что она отвечает на вопрос – «что является приоритетными целями в деятельности?», а тактическое – «как достичь этих целей?». Пример – годовой план д/с.

Оперативное планирование осуществляется на краткосрочный период (месяц), составляется на основе тактического плана каждым из сотрудников д/с. Основная задача состоит в конкретизации показателей такти­ческого плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

Формы планирования:

- текстовой (написание плана в виде сплошного текста, используется при составлении годового плана – описание результатов работы ДОО за предыдущий год, возникшие проблемы и др.)

- сетевой (использование сеток, таблиц, циклограмм; применяется для детального планирования выполнения конкретных задач, позволяет отразить регулярно повторяющиеся мероприятия по месяцам)

- графический (в виде графиков, диаграмм, гистограмм)

Чаще всего в ДОО используется смешанная форма, включающая несколько форм планирования.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 214.