Понятие научного управления. Задачи управленческой деятельности.
Управление – деятельность по достижению определенных целей, в основе которой согласование их действий. Управление в условиях рынка получило название менеджмент.
Управление дошкольным учреждением – взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленное на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития учреждения. Цель управления дошкольным учреждением – обязательное его развитие.
Основателем школы научного управления считается Фредерик Тейлор. Он считал, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями.
Основные задачи управленческой деятельности:
1. Определение основной цели или дерева целей (для многоуровневой) организации, выработка стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и развития данной организации - корпорации, фирмы и т.п.
2. Формирование корпоративной культуры, т.е. объединение персонала вокруг общефирменной цели (или целей). Самое важное в управлении - сплотить персонал на четкое осознание стоящей перед организацией цели.
3. Хорошо продуманная и рационально организованная мотивация персонала на достижение цели фирмы (организации) и успешное решение стоящих перед нею проблем.
4. Формирование в фирме организационного порядка, т.е. системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей, нередко зафиксированных документально (устав организации) и регулирующих взаимодействия между организациями.
5. Разработка и осуществление технологии изменений, ведь эффективность управления в решающей степени определяется по способности к изменениям, по умению вовремя понимать их необходимость и столь же вовремя начинать и быстро проходить переходный этап.
6. Четкое определение диагностики управления или определение точек наибольшей и наименьшей управляемости и - вполне вероятно - точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в каждой организации.
7. Четкое представление о том, какова должна быть реализация управленческого решения.
8. Разработка системы контроля за выполнением принятого решения, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.
Организация как функция управления, ее задачи и этапы.
Организация – процесс, направленный на упорядочение деятельности учреждения, создание его структуры, распределение обязанностей между его членами с целью реализации намеченных целей.
Задачи организации:
•Создание организационной структуры, отражающей рациональное распределение труда, определение организационных элементов и связей между ними
•Определение функциональных полномочий членов организации, их прав и обязанностей
•Обеспечение деятельности учреждения посредством реализации организационных механизмов (регламентирование, нормирование, инструктирование, делегирование)
Этапы организационного проектирования:
•Выделение организационных подразделений (технический, медицинский, педагогический персонал)
•Определение связей между подразделениями и механизмы их взаимодействия
•Установление иерархии организации
•Определение должностных обязанностей сотрудников
Задачи контроля
•Определение критериев оценки контролируемых объектов;
•Выявление реальной ситуации в работе и её сопоставление с желаемой, запланированной;
•Анализ причин, обусловивших полученные результаты деятельности;
•Разработка и осуществление корректирующих процедур для дальнейшей деятельности организации.
Методы контроля
•наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта)
•анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития);
•беседа (обязательно с обменом мнениями);
•анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);
•хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);
•изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса или для получения иной информации);
•устная или письменная проверка знаний.
При организации контроля в ДОО опираются на несколько наиболее важных принципов: А) Опора на конечный результат деятельности педагога (результативность); Б) Доброжелательность и сотрудничество; В) Гласность; Г) Научность; Д) Плановость; Е) Системность; Ж) Объективность.
Вывод. Неотъемлемая часть контроля – педагогический анализ, содержание которого является определение причин успехов или неудач в реализации поставленных задач, а, выявив причины уже можно определить пути исправления недостатков или способы распространения интересных педагогических находок.
21.Виды контроля как функции управления.
Виды контроля
1. По времени (этапам) осуществления контроля:
- предварительный (предупредительный) контроль предшествует началу работы. Проводится с целью определения готовности организации (отдельных педагогов) к выполнению задач и оказания при необходимости помощи, чтобы обеспечит эту готовность;
- текущий (оперативный) контроль осуществляется в ходе работы с целью определения соответствия текущей деятельности педагогов определенным критериям. Результаты, полученные в ходе оперативного контроля, требуют моментального принятия решений, чтобы устранить нарушения и внести необходимые коррективы;
- итоговый контроль проводится после завершения работы за определенный период (полугодие, учебный год) или в конце реализации какой-то программы (отдельного этапа), мероприятия. Он направлен на выявление того, были ли запланированы полученные результаты и на определение причин полученных результатов. Итоговый контроль является основанием для составления будущих планов и рекомендаций, оценки работы педагогов.
2. По субъектам, осуществляющим контроль:
- административный (осуществляется руководителями ДОО);
- коллективный (осуществляется группой сотрудников детского сада и других организаций);
- взаимоконтроль (осуществляется сотрудниками для того, чтобы согласовать, скоординировать свою деятельность);
- самоконтроль (осуществляется непосредственно сотрудником).
3. По степени охвата:
- сплошной (фронтальный, общий), когда проверяется весь объем выполненной работы, по всем направлениям;
- локальный (выборочный, тематический, по направлениям деятельности ДОО), когда проверяется какая-то часть, направление деятельности, раздел образовательной программы.
Тематика контроля планируется в годовом плане. При составлении плана тематического контроля часто используется универсальная форма, состоящая из 5 блоков:
1). Выявление уровня развития детей;
2). Оценка профессиональных умений педагога, его профессионального роста;
3). Осуществление планирования по теме;
4). Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий;
5) Организация взаимодействия с родителями.
Формы и методы контроля.
Одной из основных форм организации контроля в ДОО может быть проведение дней диагностики, регулирования и коррекции (ДРК). Это микроисследование, в котором принимает участие весь коллектив. При этом от старшего воспитателя требуется умение подготовить коллектив, убедить в важности такого исследования собственной деятельности, правильно обозначить цель, задачи, объект, предмет, методы исследования.
Тематика ДРК может быть разной, но организация всегда включает:
- инструктаж тех, кто проводит и с кем будет проводиться ДРК;
- составление общей программы дня (возможно, что каждый или некоторые участники составляют свою программу);
- определение сроков проведения ДРК и обработки полученных материалов;
- подготовка схем, диаграмм, таблиц, отбор диагностических методик;
- предварительный анализ материалов и документации по теме ДРК;
- обсуждение результатов ДРК на различных уровнях внутрисадовского управления: на педсоветах, методических совещаниях и т.д.
Важное место в организации контроля в ДОО занимает педагогический мониторинг, который дает качественную и оперативную информацию, необходимую для принятия управленческих решений. По определению профессора Белкина А.С., образовательный мониторинг – это процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педпроцесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
Автор выделяет следующие виды педагогического мониторинга:
- дидактический;
- воспитательный,
- социально-психологический;
- управленческий
Некоторые исследователи относят к формам педагогического мониторинга изучение документации, календарных планов воспитателей; посещение группы; проверку наличия и состояния оборудования педагогического процесса.
Среди основных методов осуществления контроля в ДОО выделяют:
1. Наблюдение за ходом педагогического процесса, организацией педагогами ДОО различных видов деятельности детей, взаимодействия с детьми и родителями и т.д. Практиками и в теории разработаны разнообразные формы записи таких наблюдений;
2. Беседы с воспитателями, детьми, родителями;
3. Анкетирование (родителей, педагогов);
4. Графический метод анализа уровня развития детей, уровня профессиональной деятельности педагогов. Могут применяться разные формы, удобные старшему воспитателю и руководителю ДОО.
5. Тестирование. Так как назначение теста – выявит то, чего не знает ребёнок, то когда речь идёт о тестировании детей дошкольного возраста, некоторые исследователи предлагают использовать метод выявления способностей. Цель его: дать ребёнку продемонстрировать свои знания лишь в том случае, если он этого захочет. А для этого необходимо создать ситуацию. Поэтому метод называют ещё срезовым наблюдением;
6. Видеометод, ТСО (использование диктофона, магнитофона и др.). Эти методы дают возможность коллегиально проанализировать какой-либо проведённый вид деятельности;
7. Изучение детских работ;
8. Заслушивание отчетов педагогов;
9. Анализ педагогической документации;
10. Анализ дидактического оборудования, предметно-развивающей среды;
11. Метод статистической обработки данных.
Методы контроля
•наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта)
•анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития);
•беседа (обязательно с обменом мнениями);
•анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);
•хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);
•изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса или для получения иной информации);
•устная или письменная проверка знаний.
23.Педагогический анализ как функция управления дошкольной образовательной организацией.
Если контроль – это «глаза» управления, то анализ – это «мозг» управления.
Педагогический анализ – это вид деятельности руководителя, направленный на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по его совершенствованию с целью регулирования и коррекции.
Педагогический анализ имеет свою специфику:
- объективная необходимость этого вида управленческой деятельности для достижения общей цели управления;
- сквозной характер педагогического анализа – без него невозможно принять объективного решения;
- этот вид деятельности может осуществляться только профессионалом.
Сложность педагогического анализа в том, что его объектом является педагог, труд которого – творчество. Поэтому в организации педагогического анализа необходимы корректность, тактичность, хорошее знание детской психологии, педагогики, методики дошкольного образования.
Различают следующие виды педагогического анализа:
1. Параметрический (оперативный)анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, на выявление причин, его нарушающих. Предметом параметрического анализа является изучение активности детей, трудовой дисциплины, гигиенического состояния групп, соблюдения режима дня, НОД и т.д. за день, неделю.
2. Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельное занятие, игра, организованная педагогом, то предметом тематического анализа является система занятий, игр и т.д. Анализ хода реализации одной из образовательных областей основной общеобразовательной программы ДОО.
3. Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении полугодия, учебного года, реализации программы развития ДОО и пр. и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения.
В технологии педагогического анализа в ДОО удобно использовать различного рода схемы, вопросники, памятки, помогающие в сборе, фиксации наблюдений и анализе информации.
К.Ю. Белая выделила 3 варианта анализа итогов работы:
1. Фундаментальный - самоанализ формы и содержания деятельности ДОУ по всем направлениям.
2. Оперативный - оценивается и анализируется качество ежедневной воспитательно-образовательной работы за год.
3. Творческий - коллектив ДОУ разрабатывает собственную модель анализа с учетом цели, концепции, вида, традиции детского сада.
К методам педагогического анализа относятся:
1.Анализ предметно-развивающей среды.
2.Анализ качества планирования.
3.Анализ детских работ.
4.Анализ результатов мониторинга.
Цель: Определение уровня освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОО по результатам мониторинга и самоанализа педагогов.
5. Наблюдение педагогического процесса.
6.Беседа с ребенком.
7. Беседа с родителями.
8. Собеседование с педагогом.
9. Просмотр и анализ проведенного занятия.
Основные функции педагогического анализа:
- выявить скрытые резервы, потенциальные возможности личности каждого педагога и коллектива в целом;
- способствовать грамотному созданию образовательной программы ДОУ, годового плана и др. планов;
-выявить условия реализации выбранных методик и технологий;
-определить интересы, способности и уровень развития детей, коллектива, педагогов;
- помочь овладеть педагогам элементами исследовательской деятельности, разными формами обобщения своего педагогического опыта;
- способствовать творческому развитию личности и овладению педагогами профессиональной самодиагностикой.
24.Устав дошкольной образовательной организации.
Устав – свод правил, регулирующих деятельность организации, учреждений, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности в определённой сфере гос.управления или хоз.деятельности. Устав организации является его учредительным документом. Требования Устава обязательны для исполнения всеми органами учреждения и его учредителями.
Структура Устава:
Титульный лист (с подписью)
1 раздел) Общие положения (название, адрес, финансирование, учредитель, что является основной деятельностью)
2 раздел) Организация образовательного процесса (основная и дополнительная обр. программа)
3 раздел) Финансово-хозяйственная деятельность (имущество, фин. обеспечение, дополнительные финансовые средства на нужды образовательного процесса, услуги и доп услуги)
4 раздел) Управление (Управление Учреждением строится на основе сочетания принципов единоначалия (заведующая) и коллегиальности (общественные организации: пед.совет, общее собрание работников учреждения, наблюдательный совет (он на 3 года, состоит из 7 членов))
5 раздел) Заключительные положения.
Примерные разделы Устава ДОО.
1. «Общие положения»
2. «Цели, предмет и виды деятельности»
3. «Прием воспитанников»
4. «Организация образовательной деятельности»
5. «Участники образовательных отношений»
6. «Управление»
7. «Имущество, финансовая и хозяйственная деятельность»
8. «Регламентация деятельности»
9. «Реорганизация и ликвидация»
10. «Заключительные положения»
25.Порядок открытия дошкольной образовательной организации.
Открытие и функционирование ДОО.
За 2-3 месяца готовят ДОО к открытию, назначают заведующего.
Гос. комиссия принимает здание. У каждого д.с. есть учредитель. Чаще всего городской или муниципальный отдел образования.
Нормативная база
• ФЗ от 4.05.11 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
• ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.91);
• Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 ;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1320 "Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам";
• приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 апреля 2014 г. № 536 "Об утверждении формы заявления о предоставлении временной лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также перечня документов, прилагаемых к нему»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 244 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности».
Требования по квалификационным категориям
Первая квалификационная категория
· Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к заведующему дошкольным учреждением;
· Обеспечивает систему контроля за качеством работы воспитателей;
· Владеет методикой диагностики профессиональной компетентности педагогов и строит работу с педкадрами на ее основе;
· Активно участвует в методической работе города (района): выступает на МО, семинарах, работает в творческих группах по актуальным проблемам;
· Изучает и обобщает опыт работы воспитателей и специалистов ДОУ, имеет свой обобщенный опыт;
· Организует в системе педагогическую пропаганду среди родителей, обеспечивает дифференцированный подход и нетрадационные формы работы с семьей
Высшая категория
· Должен отвечать требованиям, предъявляемым к заведующему дошкольным учреждением I квалификационной категории;
· Осуществляет мониторинг профессионального роста педагогов;
· Организует педагогический мониторинг развития дошкольников;
· Участвует в методической работе в городе (районе) в качестве руководителя МО, проблемного семинара, творческой группы по интересам, лектора на курсах повышения квалификации. Имеет авторские методические и управленческие разработки;
· Пропагандирует опыт работы воспитателей и свой опыт на педчтениях, конференциях, форумах в городе (районе), области;
· Внедряет в практику работы ДОУ вариативные программы, новые педагогические технологии.
Инфа из ФГОС п.3.6
3.6.3. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов РФ нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования:
- расходов на оплату труда работников;
- расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и эл виде, дид материалов, аудио- и видео-материалов, игр и игрушек, материалов необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в том числе спец-ых для детей с ОВЗ. Все для предметно-пространственная среда (мат-лы, инвентарь, оборудование). Подписки на эл ресурсы, оплату услуг Интернет и т.д.;
- расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;
- иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.
Частью 2 статьи 43 Конституции РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в гос-ых или мун-ых обр учреждениях.
Система финансирования ДОО:
1. За счёт государства (средств бюджета субъекта РФ) финансируются образовательные услуги в объёме государственного образовательного стандарта вне зависимости от организационной формы ДОО (государственное, муниципальное учреждение, автономное учреждение, негосударственное учреждение, автономная некоммерческая организация и пр.), типа и вида учреждения.
Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации дошкольных образовательных программ.
2. Финансирование социальных услуг муниципалитет осуществляет совместно с родителями.
3. Родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОО), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта.
4. Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник). Если ДОО находится на балансе муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.
5. Финансирование ДОО планируется и организуется учредителем на основе нормативов подушевого финансирования.
Итак, механизм финансирования ДОО предусматривает:
·деятельность ДОО финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;
·финансирование ДОО осуществляется на основе нормативов субъекта федерации и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОО;
·органы государственной власти субъектов РФ в пределах собственных средств устанавливают нормативы, определяющие минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошк образования, включая затраты на оплату труда работников ДОО, приобретение учебного оборудования, пособий;
·норматив финансирования субъекта федерации применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам;
·органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также устанавливая дополнительный объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги, финансируют содержание и развитие материальной базы ДОО;
·за счёт средств учредителя оплачиваются расходы по развитию и содержанию материальной базы;
·родители оплачивают социальные услуги;
·расходы родителей могут дотироваться за счёт средств муниципалитетов на адресной основе в зависимости от материального благосостояния семьи;
·финансирование ДОО планируется и организуется на нормативной основе.
Вводимый механизм отвечает следующим требованиям:
·прозрачность финансовых потоков;
·целевой характер финансирования финансируются не затраты учреждения как элемента сети, а образовательная услуга;
·нормативный способ планирования и исполнения бюджета;
·обоснованная дифференцированная оплата родителями услуг ДОО, как один из элементов повышения доступности;
·возможность контроля целевого прохождения и использования средств;
·финансово-хозяйственная самостоятельность ДОО.
30.Основные нормативно-правовые документы, определяющие деятельность ДОО (Закон «Об образовании в РФ», «ФГОС ДО»).
•1. Всеобщая декларация прав человека (1948)
•2. Декларация прав ребенка (1959)
•3. “Конвенция о правах ребенка” (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
•4. ФЗ от 29.12.2012 №273 “Об образовании в РФ» (ДОО - образовательная организация, где производится образование, присмотр и уход за детьми) статья 10: заявление позиция гос-ва, о том, что ДО - первый уровень общего образования.
•5. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
•6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО)
•7. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
•8. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2018 годы».
•9. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 "Об утверждении государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы"
•10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 от “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”.
• 11. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н.
•12. Приказ Минтруда России №544н от 18.10.13 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
•13. Письмо Минобрнауки РФ от 01.10.13 № 08-1408 "О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования")
• 14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082
"Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
• 15. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
•16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 “Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией”
•17. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 января 2017 г. N 69 "О проведении мониторинга качества образования"
•18. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников”
•19. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" (с изменениями и дополнениями)
•20. Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации"
•21. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706
"Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"
31.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
Данный порядок зафиксирован в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г.
Ключевые моменты приказа.
Организация и осуществление образовательной деятельности.
- дошкольное образование можно получить в специальных организациях или только дома
- образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательной программы дошкольного образования (то есть использовать ресурсы нескольких организаций)
- образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений
- содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования
- требования к программе определяются ФГОС
- весь приказ действует на основе фз "об образовании"
- образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы
- преподавание на государственном языке (русском). Республики могут вводить свой язык
- нет промежуточных и итоговых аттестаций для детей
- образовательная деятельность может осуществляться в группах
- группы могут иметь общеразвивающую (обычные), компенсирующую (дети с овз), оздоровительную (в основном санаторного типа (туберкулёз)) или комбинированную направленность (здоровые дети и дети с овз)
- могут быть группы, где осуществляется только уход, без образовательной деятельности и семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях
- режим работы - 5 или 6-дневка - определяется уставом (как и прочие мелочи в режиме работы, сколько времени длится смена - 12, 8-10.5, 13-14, 3-5 часов)
- родители могут получить псих-пед диагностику бесплатно
Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- для детей с овз должна быть специальная адаптированная программа, для инвалидов - индивидуальная программа реабилитации
- для этого должны быть созданы специальные условия: пособия, технические средства, ассистенты, обучение персонала и т.д.
- образование для таких детей может быть как в отдельных группах, так и в комбинированных со здоровыми детьми (численность таких групп до 15 человек)
- для инвалидов, которым нужно длительное лечение, образовательная деятельность осуществляется на дому или в спец.мед.учреждениях
Понятие научного управления. Задачи управленческой деятельности.
Управление – деятельность по достижению определенных целей, в основе которой согласование их действий. Управление в условиях рынка получило название менеджмент.
Управление дошкольным учреждением – взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленное на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития учреждения. Цель управления дошкольным учреждением – обязательное его развитие.
Основателем школы научного управления считается Фредерик Тейлор. Он считал, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями.
Основные задачи управленческой деятельности:
1. Определение основной цели или дерева целей (для многоуровневой) организации, выработка стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и развития данной организации - корпорации, фирмы и т.п.
2. Формирование корпоративной культуры, т.е. объединение персонала вокруг общефирменной цели (или целей). Самое важное в управлении - сплотить персонал на четкое осознание стоящей перед организацией цели.
3. Хорошо продуманная и рационально организованная мотивация персонала на достижение цели фирмы (организации) и успешное решение стоящих перед нею проблем.
4. Формирование в фирме организационного порядка, т.е. системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей, нередко зафиксированных документально (устав организации) и регулирующих взаимодействия между организациями.
5. Разработка и осуществление технологии изменений, ведь эффективность управления в решающей степени определяется по способности к изменениям, по умению вовремя понимать их необходимость и столь же вовремя начинать и быстро проходить переходный этап.
6. Четкое определение диагностики управления или определение точек наибольшей и наименьшей управляемости и - вполне вероятно - точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в каждой организации.
7. Четкое представление о том, какова должна быть реализация управленческого решения.
8. Разработка системы контроля за выполнением принятого решения, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 250.