Глава 21. СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ

21.1. Судебное разбирательство как стадия административного судопроизводства

 

Судебное разбирательство - это основная стадия судебного административного процесса, на которой происходит рассмотрение и разрешение административного дела по существу. Оно является важнейшим способом осуществления административного правосудия по конкретному административному делу. Главная задача судебного разбирательства - разрешение спора о праве, возникающего из материального административного правоотношения, устранение неопределенности в правовом положении его субъектов с целью защиты их субъективных публичных прав и законных интересов. Оно представляет собой регламентированную законом деятельность суда по исследованию доказательств, содержащихся в материалах административного дела, дополнительно представленных сторонами, в результате которой принимается судебное решение по существу рассматриваемого спора о праве административном.

 

Судебное разбирательство по административным делам происходит в судебном заседании в рамках особой процессуальной формы осуществления судебной власти - административного судопроизводства. Процесс судебного разбирательства включает две взаимосвязанные составляющие: рассмотрение административного дела и его разрешение.

Понятие "рассмотрение административного дела" означает действия субъектов судебных административно-правовых отношений, направленные на выявление и обсуждение существа заявленного спора, и процедуру судебного доказывания. Оно состоит в исследовании материалов рассматриваемого дела, позиций сторон, действительных обстоятельств дела и представленных доказательств. Судебное доказывание - это процессуальная деятельность сторон и других участников процесса, состоящая в представлении и опровержении доказательств, заявлении ходатайств, участии в исследовании доказательств, направленная на установление фактов, имеющих значение по делу.

Разрешение административного дела - это решение спорных вопросов материального административного права по существу и вынесение законного и обоснованного судебного постановления. Оно состоит в юрисдикционном применении соответствующих правовых норм к рассматриваемому административному спору, принятии и объявлении судебного решения.

 

Судебное разбирательство происходит в судебном заседании, во время которого суд непосредственно исследует доказательства и устанавливает фактические обстоятельства, на основании которых выносит законное и обоснованное решение. Обстоятельства дела рассматриваются в пределах заявленных истцом требований, и только в случаях, предусмотренных законом, суд вправе выйти за эти пределы.

Судебное разбирательство конкретного административного дела может происходить не в одном, а в нескольких судебных заседаниях, например, при отложении разбирательства дела. В то же время судебное заседание может проводиться не только для разбирательства административного дела, но и для разрешения различных процессуальных вопросов, связанных, например, с судебными расходами, с решением вопроса о применении мер предварительной защиты и др.

Значение судебного разбирательства в суде первой инстанции выражается в следующих основных моментах:

- в судебном заседании в процессе рассмотрения и разрешения административного спора осуществляется административное правосудие по конкретному административному делу;

- от правильности проведения судебного разбирательства зависит исход всего дела в целом;

- в процессе разбирательства административного дела в максимальной степени проявляют себя все принципы судебного административно-процессуального права;

- в ходе судебного разбирательства реализуются все права сторон;

 

- на этом этапе административного судопроизводства решается вся совокупность задач, имеющих значение для разрешения административного дела по существу;

- на этой стадии происходит разрешение спора о праве административном (публичном).

Порядок проведения судебного разбирательства характеризуется следующими признаками.

 

1. Детально прописана в КАС РФ последовательность совершения процессуальных действий как со стороны суда, так и со стороны других участников административного судопроизводства (гл. 14 КАС РФ).

2. Обязательность распоряжений председательствующего для всех участников судопроизводства и лиц, присутствующих в зале. Субъекты административно-процессуальных отношений вправе высказывать свои возражения относительно действий председательствующего, которые заносятся в протокол судебного заседания (ст. 143 КАС РФ).

3. За нарушение порядка в процессе судебного заседания предусмотрена юридическая ответственность (ст. 144 КАС РФ). При его нарушении присутствующими в зале судебного заседания возможно применение мер принуждения или ответственности - предупреждение, удаление, штраф (ст. 119 КАС РФ).

4. Обязательность ведения протокола судебного заседания, который составляется в письменной форме и должен отражать все существенные сведения о разбирательстве административного дела или совершении всех действий участников процесса или каждого отдельного процессуального действия, совершенного вне заседания (ст. ст. 204, 205 КАС


РФ). Протокол имеет важное доказательственное значение, поэтому его содержание и порядок составления, форма должны точно соответствовать требованиям закона. Лица, участвующие в деле, в течение трех дней со дня подписания протокола вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол с указанием на допущенные в нем неточности и (или) на его неполноту.

Согласно ст. 140 КАС РФ судебное разбирательство административного дела происходит устно в судебном заседании, однако оно может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного гл. 33 КАС РФ. Судебное разбирательство административного дела, которое происходит в судебном заседании, состоит из четырех основных частей:

1) подготовительная;

2) рассмотрение дела по существу;

3) судебные прения;

4) постановление и оглашение решения.

Каждая часть, последовательно сменяя одна другую, имеет свою специфическую задачу, свое содержание, место в судебном разбирательстве и предназначена для разрешения только определенного круга вопросов.

 

21.2. Подготовительная часть судебного разбирательства

 

В подготовительной части судебного разбирательства перед судом стоит задача выяснить, имеются ли необходимые условия для того, чтобы приступить к рассмотрению административного дела по существу в данном судебном заседании. Для этого суд должен решить три основных вопроса:

 

- можно ли проводить разбирательство административного дела при данном составе суда;

- возможно ли слушание административного дела, если в судебное заседание не явился кто-либо из лиц, участвующих в деле;

- возможно ли рассмотрение дела при имеющихся доказательствах. Для решения этих вопросов осуществляется ряд процессуальных действий, которые проводятся в определенном порядке.

1. Открытие судебного заседания и проверка явки лиц, вызванных в судебное заседание (ст. ст. 145, 146 КАС

РФ).

 

В назначенное для судебного разбирательства административного дела время председательствующий в судебном

заседании открывает судебное заседание и объявляет, какое административное дело подлежит рассмотрению. Затем секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по административному делу лиц явился, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся в судебное заседание, и какие имеются сведения о причинах их неявки.

Председательствующий в судебном заседании устанавливает личность каждого явившегося участника судебного разбирательства, проверяет полномочия должностных лиц, представителей. Установление личности явившихся в судебное заседание участников процесса предполагает выяснение их фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения и работы. Суд устанавливает личность на основании исследования паспорта, служебного удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность. В отношении должностного лица или его представителя суд проверяет объем их полномочий и выясняет наличие обстоятельств, исключающих возможность их участия. При участии в заседании свидетелей (для определения допустимости их показаний) устанавливается, в каких отношениях они состоят со сторонами (родственные или иные отношения).

2. Удаление явившихся свидетелей из зала судебного заседания (ст. 148 КАС РФ).

 

Председательствующий в судебном заседании принимает меры для того, чтобы допрошенные свидетели не общались с недопрошенными. Он удаляет из зала судебного заседания явившихся свидетелей до начала их допроса, а в отношении свидетелей, допрашиваемых путем использования системы видеоконференц-связи, принимает меры, исключающие их участие в судебном заседании указанным способом до начала допроса.

3. Объявление состава суда (ст. 149 КАС РФ).

 

После удаления явившихся свидетелей из зала судебного заседания председательствующий в судебном заседании объявляет состав суда, а также сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и заинтересованных лиц, эксперта, специалиста, переводчика. При этом он разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотвод и отвод.

Основания для самоотвода и отвода, порядок их разрешения и последствия удовлетворения заявлений о самоотводе и об отводе определяются ст. ст. 31 - 36 КАС РФ. Согласно ст. 31 КАС РФ судья не может участвовать в рассмотрении административного дела и подлежит отводу, если имеются обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности, в частности если он:

- участвовал в предыдущем рассмотрении данного административного дела в качестве судьи и в соответствии с требованиями КАС РФ его повторное участие в рассмотрении административного дела является недопустимым (ст. 32 КАС РФ);

- участвовал в предыдущем рассмотрении данного административного дела в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, специалиста, переводчика или свидетеля;

- является членом семьи, родственником или родственником супруга кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их


представителей;

 

- лично прямо или косвенно заинтересован в исходе административного дела.

По этим же основаниям не могут участвовать в рассмотрении административного дела и подлежат отводу прокурор, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик (ст. 33 КАС РФ). Однако в отличие от судьи они могут повторно участвовать в своем процессуально-правовом качестве в рассмотрении одного и того административного дела: прокурор - в качестве прокурора; переводчик - качестве переводчика и т.д.

При наличии оснований, предусмотренных ст. ст. 31 - 33 КАС РФ, судья, прокурор, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик обязаны заявить самоотвод либо по тем же основаниям отвод им может быть заявлен лицами, участвующими в деле, или рассмотрен по инициативе суда. Самоотвод или отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения административного дела по существу. В ходе рассмотрения административного дела заявление о самоотводе или отводе допускается только в случае, если основание самоотвода или отвода стало известно после начала рассмотрения административного дела по существу.



Дата: 2018-09-13, просмотров: 731.