Нормативная основа практики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

СТУДЕНТАМИ ДНЕВНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Направление подготовки

38.04.08 ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Уровень высшего образования

 МАГИСТРАТУРА

 

 

Севастополь – 2015


УДК 336.71

 

Методические указания к выполнению научно-педагогической практики студентами дневной и заочной форм обучения по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (уровень высшего образования – магистратура) / Разраб. доцент Пискун Е.И., доцент Кричевец Е.А. – Севастополь: Изд. ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет», 2015. - 28 с.

 

Цель методических указаний: предоставить студентам, обучающимся по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (уровень высшего образования – магистратура), программу научно-педагогической практики, проходящей на базе кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет»; сформулировать задание на практику и оказать помощь в составлении отчета о прохождении практики.

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры «Финансы и кредит» «15» января 2015 г., протокол № 1.

 

Допущено научно-методическим центром ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в качестве методических указаний.

 


Рецензенты:

Невежин В.П., профессор кафедры «Математическое моделирование экономических процессов» Финансового университета при Правительстве РФ (г. Москва)

Луняков О.В., профессор кафедры «Менеджмент и экономико-математические методы» Института финансов, экономики и управления ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

Баранов А.Г., доцент кафедры «Экономика предприятий» Института финансов, экономики и управления ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет»


 


Содержание.

  Стр.
Введение 4
РАЗДЕЛ 1 Общие положения о научно-педагогической практике 5
1.1 Нормативная основа практики 5
1.2 Компетенции магистранта, формируемые в результате прохождения научно-педагогической практики по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (магистратура) 6
1.3 Цель и задачи практики 7
РАЗДЕЛ 2 Организация научно-педагогической практики магистрантов 8
2.1 Организация научно-педагогической работы в семестре 8
2.2 Требования к уровню освоения научно-педагогической деятельности 8
2.3 Обязанности магистранта-практиканта 9
2.4 Структура и содержание (тематический план) практики 10
2.5 Формы проведения практики (место и сроки проведения практики) 11
РАЗДЕЛ 3 Подведение итогов практики 13
3.1 Отчетность практики 13
3.2 Форма итогового контроля 13
3.3 Система оценки качества выполнения задания по практике 14
РАЗДЕЛ 4 Учебно-методическое и информационное обеспечение педагогической практики 15
Приложение А – Форма индивидуального задания 19
Приложение Б – Образец оформления титульного листа отчета по научно-педагогической практике 20
Приложение В – Примерная форма заполнения отчета о научно-педагогической практике магистранта. 21
Приложение Г – Форма анализа занятия 23
Приложение Д – Примерные задания для научно-педагогической практики 24

 



Введение

 

Магистерская подготовка является вторым уровнем высшего профессионального образования, реализуемого на основании федеральных государственных образовательных стандартов для получения степени (квалификации) «магистр» и ориентированного на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность выпускников. 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит» (уровень образования – магистратура) студент должен быть подготовлен к научно-педагогической работе в качестве преподавателя для государственных и негосударственных средних, средних специальных и высших учебных заведений, а также учреждений дополнительного образования.

Профессионально-образовательная программа магистерского уровня подготовки должна создать условия для приобретения обучающимися собственного педагогического опыта для выработки соответствующего профессионального мышления и мировоззрения.

 Научно-педагогическая практика в магистратуре призвана развить профессиональные умения и навыки будущих магистров в сфере научно-методической деятельности учителя старшей школы, преподавателя техникума, колледжа и вуза. Основной формой научно-педагогической практики является самостоятельная работа студента под руководством преподавателя по научно-методической разработке содержания, выбору организационных форм и педагогических технологий практического осуществления учебного процесса по экономическим и финансовым дисциплинам различного уровня.

Данное методическое издание призвано обеспечить студентов, обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит, необходимыми материалами по организации научно-педагогической практики, а также по оформлению отчета о ее прохождении.

 



РАЗДЕЛ 1 Общие положения о научно-педагогической практике

Цель и задачи практики

Целью научно-педагогической практики является приобретение и развитие навыков самостоятельной профессиональной преподавательской деятельности в высшей школе и получение профессиональных компетенций в сфере педагогической и методической деятельности.

Задачами Практики выступают следующие:

1. Расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний по изученным экономическим дисциплинам.

2. Получение сведений о требованиях ФГОС, предъявляемых к учебным планам, программам учебных дисциплин экономического профиля и другим учебно-методическим материалам.

3. Знакомство с основными методическими школами, концепциями и подходами в области преподавания дисциплин экономического профиля.

4. Выявление возможных источников финансовой, управленческой и методической информации, используемой

5. Приобретение навыков подбора учебно-методического и статистического материала к занятиям, составления текста лекции, разработки плана семинарских занятий, формирования перечня оценочных заданий для проведения промежуточной и итоговой аттестации.

6. Знакомство с инновационными методами и формами проведения занятий.

7. Получение навыков публичного выступления перед студенческой или профессиональной аудиторией.

8. Овладение методикой анализа учебных занятий.

9. Практическое участие в реализации образовательного процесса в Университете.

10. Обмен преподавательским опытом с преподавателями и магистрантами Университете.

11. Создание и апробирование инновационных методик в учебном процессе Университете.

12. Выявление и вовлечение наиболее талантливых и способных магистрантов в педагогическую деятельность в Университете.



Требования к уровню освоения научно-педагогической деятельности

В результате прохождения научно-педагогической  практики магистрант должен знать:

1. Основные методические школы, концепции и подходы в области преподавания дисциплин экономического профиля.

2. Требования, предъявляемые ФГОС к учебным планам, программам учебных дисциплин и другим учебно-методическим материалам

3. Источники актуальной финансовой, управленческой и методической информации.

4. Методические модели и приемы проведения лекционных и практических занятий.

5. Инновационные методы и формы проведения занятий.

По итогам прохождения практики магистрант должен уметь:

1. Разрабатывать план проведения лекционных и семинарских занятий.

2. Использовать источники актуальной финансовой, управленческой и методической информации.

3. Применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в вузе.

4. Составлять задания для проведения промежуточной и итоговой аттестации.

5. Проверять письменные работы студентов по предусмотренным формам и этапам контроля и аргументировано выставлять оценки за них.

6. Использовать технические и электронные средства обучения.

По результатам прохождения научно-педагогической  практики магистрант должен получить следующие навыки:

1. Методической работы по дисциплинам экономического профиля.

2. Составления тематического плана и проведения лекционных и семинарских (практических) занятий.

3. Применения современных методов и методик преподавания экономических дисциплин.

4. Разработки учебных планов, программ учебных дисциплин и других учебно-методических материалов.

5. Организации индивидуальной и групповой консультационной деятельности по учебной дисциплине.

6. Участия в обсуждении и разборе заданий, в ролевых играх, в моделировании работы в малых группах на семинарских занятиях и прочее.

 

 

Отчетность практики

Научно-педагогическая практика считается завершенной при условии выполнения магистром всех требований программы практики.

Студент-магистрант должен предоставить по итогам практики отчет практиканта (объемом 15-25 стр.) в соответствии с представленной в Приложении структурой. В отчете излагаются результаты прохождения научно-педагогической практики в соответствии с индивидуальной программой практики. К отчету прилагаются тексты (тезисы), планы семинарских занятий: задачи, тесты, кейсы, комплекс статистической информации, обзор по методическим пособиям и по программным продуктам, используемым в учебном процессе, список рекомендуемой литературы. Отчет должен включать выводы и предложения по совершенствованию учебного процесса в Институте. При необходимости в отчет включаются:

а) краткое содержание выполненных магистрантом заданий;

б) данные о методических материалах, подготовленных магистрантом.

Отчет о прохождении практики студент обязан предоставить на кафедру для проверки в течение 10 дней после даты окончания практики. В течение следующих 7 дней руководитель практики от ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» проверяет его, назначает дату защиты, по результатам которой выставляет окончательную оценку.

Если окончание практики приходится на каникулярное время (июль, август), отчетные материалы по практике сдаются с началом учебного года до 10 сентября.

По итогам научно-педагогической практики проводится методический семинар, посвященный обсуждения опыта и впечатлений от пройденной научно-педагогической практики.

 

 

Форма итогового контроля

 

Итоговый контроль проводится научным руководителем магистранта на основании сданного отчета по итогам прохождения практики. По окончании практики предусматривается защита магистрантом Отчета перед научным руководителем. Дата и время защиты устанавливается в соответствии с графиком учебного процесса магистранта.


3.3 Система оценки качества выполнения задания по практике

Оценка результатов прохождения научно-исследовательской практики магистрантом является дифференцированной. Требование дифференцированности означает выставление оценки по пятибалльной и стобалльной шкале, принятой в Университете. Рекомендуется учитывать нижеобозначенные критерии при выставлении итоговой оценки.

Критериями оценки качества научно-педагогической практики магистра могут выступать следующие:

 - степень полноты выполнения предусмотренных настоящей Программой и индивидуальным планом заданий в надлежащем объеме;

- уровень овладения магистрантами большей частью компетенций, перечисленных в п. 1.3 настоящей Программы;

- наличие внедрения инновационных методик и педагогических технологий в преподавание отдельных дисциплин;

- качественно выполнение письменного отчета по итогам практики;

- итоги устной защиты отчета по научно-педагогической практики на методическом семинаре.

Оценка зачета по научно-педагогической практике проставляется в ведомость, зачетную книжку студента, а также заносится в приложение к диплому. При выставлении оценки (оценок) необходимо руководствоваться Положением об академическом рейтинге студентов ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет».

Рейтинговая оценка результатов прохождения практики осуществляется в %. При подведении итогов по отдельным позициям и в целом необходимо руководствоваться следующей шкалой соответствия рейтинговых оценок оценкам по пятибалльной шкале:

90-100 % - отлично (5);

75-89 % - хорошо (4)

60-74 % - удовлетворительно (3)

менее 60 % - неудовлетворительно (2).

Неудовлетворительная оценка означает, что студент должен пройти практику повторно, либо должен быть представлен к отчислению.

Для студентов, не прошедших практику по уважительным причинам, организуется ее проведение в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие итоговую неудовлетворительную оценку (незачет), могут быть отчислены из ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет», как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом  ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет».




РАЗДЕЛ 4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОН-НОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеев Н.Ф. Взгляд неравнодушного профессора на проблемы высшей школы – М.: МГИУ, 2006. – 380 с.

2. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография / В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина - Красноярск: 2007. - 204 с.

3. Алексеев В.Ф., Алексеева Л.С. Подходы к формированию университетской концепции развития научно-исследовательской работы аспирантов, магистрантов и студентов в современных условиях // Перспективы развития системы научно-исследовательской работы студентов в Республике Беларусь : сб. материалов НПК./ редкол.: А.И.Жук (пред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2011. – С. 29-38.

4. Буланова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.

5. Варій, М. Й. Основи психології і педагогіки [Текст] : навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. / М. Й. Варій, В. Л. Ортинський ; Львів. держ. ун-т внутр. справ. - К. : Центр учбової літератури, 2009. - 376 с.

6. Вахрушев С.И. и др. (сост.) Разработка программы научно-исследовательской практики ООП подготовки магистров: Метод. реком. для преподавателей, разраб.новые образовательные программы на основе ФГОС ВПО / сост. С.И. Вахрушев, В.А. Голосов, К.С. Доткина, Н.Н. Матушкин. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. – 115 с.

7. Вестник Севастопольского национального технического университета [Текст] : сб. научн. трудов / Севастоп. нац. техн. ун-т. - Севастополь: Изд-во Севастоп. нац. техн. ун-та, Вып. 104 : Педагогика / ред. Л. М. Абросимова. - 2010. - 172 с.

8. Вестник Севастопольского национального технического университета [Текст] : сб. научн. трудов / Севастоп. нац. техн. ун-т. - Севастополь: Изд-во Севастоп. нац. техн. ун-та, Вып. 105 : Педагогика / ред. Л. М. Абросимова. - 2010. – 168

9. Вестник Севастопольского национального технического университета [Текст] : сб. научн. трудов / Севастоп. нац. техн. ун-т. - Севастополь: Изд-во Севастоп. нац. техн. ун-та, Вып. 124 : Педагогика / ред. Л. М. Абросимова. - 2011. - 228 с.

10. Вестник Севастопольского национального технического университета [Текст] : сб. научн. трудов / Севастоп. нац. техн. ун-т. - Севастополь: Изд-во Севастоп. нац. техн. ун-та, Вып. 127 : Педагогика / ред. Л. М. Абросимова. - 2012. - 196 с.

11. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе: Учеб. метод. пособие. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. — 182 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1305196/

12. Джахая Л.Г. Современные проблемы высшего образования: Сборник статей. Под ред. Ольги Петриашвили. Тбилиси: «Универсал», 2011. - 56 с.

13. Документы ЮНЕСКО о качестве высшего образования. - UNESCO, 2006. - 21 с.

14. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. – Новосибирск: САФБД, 2008. − 260 с.

15. Игнатьева Е.Ю. Использование активных и интерактивных образовательных технологий в учебном процессе вуза: Метод. рекомендации. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013. – 84 с.

16. Игнатьева Е.Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном вузе: Монография. – СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. – 300 с.

17. Игнатьева Е.Ю. Средства оценивания результатов обучения студентов вуза: Метод. рекомендации. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013. – 61 с.

18. Ильина Н.Ф. Инновации в образовании: Методические рекомендации. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2011. - 43 с.

19. Ильина Н.Ф. Современные проблемы науки и образования: Учебно-методическое пособие. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева; ККИПК РО, 2012. - 97 с.

20. Карпенко М.П. Качество высшего образования - М.: Изд - во Современного гуманитарного университета (СГУ), 2012. - 291 с.

21. Коваленко, Є. І. Історія зарубіжної педагогики: хрестоматія [Текст] : навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. / Є. І. Коваленко, Н. І. Бєлкіна. - К. : Центр навчальної літератури, 2006. - 662 с.

22. Косякин Ю.В. Теория и практика повышения эффективности педагогической деятельности (для начинающих преподавателей высшей школы): Учебное пособие. - Москва: МГИУ, 2009. - 323 с.

23. Кузьмінський, А. І. Педагогіка у запитаннях і відповідях [Текст] : навч. посіб. / А. І. Кузьмінський, В. Л. Омеляненко. - К. : Знання, 2006. - 311 с.

24. Кузьмінський, А. І. Педагогіка вищої школи [Текст] : навч. посіб. / А. І. Кузьмінський. - К. : Знання, 2005. - 488 с.

25. Обзор систем высшего образования стран ОЭСР. Система высшего образования в Нидерландах. Приложение «Обзор систем высшего образования стран ОЭСР» бюллетеня «Новости ОЭСР: образование, наука, новая экономика». Центр ОЭСР — ВШЭ, 2004. - № 3.

26. Пальчевський, С. С. Педагогіка [Текст] : навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. / С. С. Пальчевський. - Друге вид. - К. : Каравела, 2008. - 496 с.

27. Педагогіка [Текст] : хрестоматія : навч. посіб. / уклад.: А. І. Кузьмінський, В. Л. Омеляненко. - К. : Знання - Прес, 2003. - 700 с.

28. Раицкая Л.К. Методы активного обучения языку профессии в магистратуре (на примере кейс стадиз) // Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе: Материалы международной конференции. РУДН, 25-26 марта 2008 г. – М.: РУДН, 2008. – С. 239-243

29. Фіцула, М. М. Педагогіка [Текст] : навч. посіб. / М. М. Фіцула. - 2-ге вид., випр., допов. - К. : Академвидав, 2007. - 560 с.

30. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика высшей школы: Учебное пособие для аспирантов. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2012. – 171 с.

31. Черниченко, В. И. Педагогика высшей школы [Текст] : курс лекций по разделу " Дидактика" / В. И. Черниченко. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 2002. - 120 с.

32. Якса, Н. В. Основи педагогічних знань [Текст] : навч. посіб. / Н. В. Якса. - К. : Знання, 2007. - 360 с.

Приложение А

Форма индивидуального задания

ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

Институт финансов, экономики и управления

Кафедра финансов и кредита

Направление подготовки (специальность) 38.04.08 Финансы и кредит

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Приложение Б

Образец оформления титульного листа отчета по научно-педагогической практике

ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

Институт финансов, экономики и управления

Кафедра финансов и кредита

Направление подготовки (специальность) 38.04.08 Финансы и кредит

 

                                                         

 

ОТЧЕТ

о прохождении научно-педагогической  практики

 

 

_______________________________________________________

(Ф.И.О. студента)

_________курс обучения                            учебная группа №_______

 

 

Срок прохождения практики с: «___»______20__г. по «___»______20__г.

 

Руководитель практики: ___________________________________________

(Ф.И.О.,должность)

 

Результат защиты _______________________________________

 (дифференцированная оценка)

 _______________________________________

 (подпись руководителя)

 

«___» __________2015 г.

 

 

Севастополь – 2015
Приложение В


Примерная форма заполнения отчета о научно-педагогической практике магистранта.

Отчетный период 

с _______201 г. по ______201_г.

ФИО магистранта

Направление/специальность

Курс

ФИО и должность руководителя

Кафедра

 

Содержание научно-педагогической практики магистра за отчетный период.

 

1. Консультирование студентов по дисциплине.

Название учебной дисциплины Кол-во студентов Дата проведения
     
     

 

2. Проверка форм текущего контроля.

Форма контроля Кол-во работ Дата проверки
контрольные работы    
рефераты    
тесты    
дополнительно:    

 

3. Разработка дидактических и учебно-методических материалов.

Форма Наименование темы Страницы отчета, где приведены данные материалы
case-studies    
деловые игры    
тесты    
тренинги    
эксперименты    
формы контроля    
раздаточные материалы    
индивидуальные задания    
дополнительно:    

4. Посещение занятий преподавателей.

 

Наименование дисциплины ФИО преподавателя Дата посещения Страницы отчета, где приведен план-конспект анализа занятия, вып. по форме приложения 4
       
       

 

5. Самостоятельное проведение лекционных и семинарских занятий.

 

Наименование дисциплины Направление подготовки, группа Количество студентов Дата проведения Страницы отчета, где приведены материалы по проведенным занятиям
Лекции        
         
Семинары (практические, лабораторные занятия)        
         

 

Заключение руководителя практики от ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

                                    _______________ ________________

                                      Подпись        Фамилия И.О.

 

 




Приложение Г

Форма анализа занятия

 

1. Преподаватель, проводящий занятие:

 ________________________________________________________________

 ________________________________________________________________

 (ФИО, степень, звание)

2. Магистрант __________________________________________________

 (ФИО, группа, курс)

3. Название учебной дисциплины ___________________________________

 ________________________________________________________________

4. Форма занятия  ________________________________________________

                                    (лекция, семинар, практическое занятие, др.)

5. Контингент (специальность, курс, группа)__________________________

6. Тема занятия __________________________________________________

 ________________________________________________________________

7.Основные характеристики качества проведения занятий ______________

________________________________________________________________

8.Соответствие содержания занятия теме учебной дисциплины __________

________________________________________________________________

9.Методы и формы проведения занятия ______________________________

________________________________________________________________

10. Использование технических средств обучения _____________________

________________________________________________________________

11.Активность студентов на занятии ________________________________

________________________________________________________________

12.Общее впечатление от занятия ___________________________________

________________________________________________________________

13.Пожелания магистранта по проведению занятия ____________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Подпись преподавателя, проводящего занятие ________________________

Подпись магистранта _____________________________________________

Дата посещения занятия «____» _____________ 20__ г.

 

 



Приложение Д

 

Примерные задания для научно-педагогической практики

1. Подготовить слайд-конспект (презентацию) лекции на тему «Математические методы индикации финансовых кризисов».

2. Подготовить слайд-конспект (презентацию) лекции на тему «Транснациональные корпорации: финансовые проблемы функционирования и пути их решения».

3. Подготовить слайд-конспект (презентацию) лекции на тему «Финансовые проблемы Российской Федерации в условиях международных санкций»

4. Разработать практическое занятие по теме «Математический инструментарий диагностики экономического состояния страны по биржевым индексам» (план проведения занятия, контрольные вопросы, тестовые задания, фонд расчетных заданий с решениями)

5. Разработать практическое занятие по теме «Математические модели зависимости курсов национальных валют от цен на энергоносители (рубль, доллар США, юань)» (план проведения занятия, контрольные вопросы, тестовые задания, фонд расчетных заданий с решениями)

6. Составить 20 тестовых заданий (с указанием правильного варианта ответа) на тему: «Посредничество банков при выпуске и обращении ценных бумаг». В тестах сделать акцент на следующих вопросах: сущность и виды андеррайтинга, банки-андеррайтеры, IPO (первичное публичное размещение), торговые операции банков на вторичном рынке ценных бумаг.

7. Разработать расчетно-графическое задание по теме «Оценка эффекта синергии в сделках слияния и поглощения (M&A)» на примере конкретной сделки.

8. Составить 20 тестовых вопросов (с указанием правильного варианта ответа) на тему: «Сделки слияния и поглощения». В тестах сделать акцент на следующих аспектах: сущность и классификация основных типов слияний и поглощений компаний, сделки LBO или финансируемый выкуп, эскроу-счет.

9. Подготовить статистический материал о динамике основных показателей, характеризующих уровень развития экономики Российской Федерации за 10 лет (численность населения, объем ВВП, темп инфляции, объем внутреннего и внешнего государственного долга, величина дефицита/профицита государственного бюджета, величина дефицита/профицита платежного баланса и торгового баланса и проч.)

10. Подготовить статистический материал о динамике основных показателей, характеризующих уровень развития страны с развитой рыночной экономикой (например, Великобритании, Германии, Канады, Японии, Австралии) за 10 лет (численность населения, объем ВВП, темп инфляции, объем внутреннего и внешнего государственного долга, величина дефицита/профицита государственного бюджета, величина дефицита/профицита платежного баланса и торгового баланса и проч.)

11. Подготовить статистический материал о динамике основных показателей, характеризующих уровень развития банковской системы Российской Федерации за 10 лет (количество банковских учреждений, уровень учетной ставки ЦБ РФ, уровень средневзвешенной ставки кредитования, уровень средневзвешенной депозитной ставки, совокупная величина выданных кредитов и полученных депозитов в разрезе основных групп заемщиков/вкладчиков)

12. Подготовить статистический материал о динамике основных показателей, характеризующих уровень развития страхового сектора Российской Федерации за 10 лет (количество функционирующих страховых компаний, количество страховых сделок в разрезе основных видов страхования, общая сумма страховых платежей, страховых возмещений и проч.)

13. Подготовить список рекомендуемой литературы (учебной, научной, нормативно-правовой) по дисциплине «Современные концепции финансового менеджмента»

14. Произвести критический анализ различных форм и методов контроля знаний обучающихся по экономическим и финансовым дисциплинам (результаты оформить в виде таблицы)

15. Произвести исследование различных форм и технологий практической организации учебного процесса по экономическим и финансовым дисциплинам.

16. Подготовить статистический материал о динамике основных показателей, характеризующих уровень инновационного развития экономики Российской Федерации за 10 лет (Количество предприятий, которые реализовывали промышленную продукцию. Количество предприятий, которые реализовывали инновационную продукцию. Количество предприятий, которые занимались инновационной деятельностью; из них осуществляли расходы на: исследования и разработки (внутренние НИР, внешние НИР), приобретение машин, оборудования и ПО, приобретение внешних знаний, рыночное внедрение инноваций, другие виды инновационной деятельности).

17. Подготовить статистический материал о динамике основных показателей, характеризующих уровень инновационного развития экономики Российской Федерации за 10 лет (Общий объем расходов по направлениям инновационной деятельности. Общий объем финансирования инновационной деятельности по источникам, в т. ч.: собственные средства предприятий, средства федерального бюджета, средства бюджетов федеральных единиц, средства зарубежных инвесторов, кредиты банков, другие источники. Объем реализованной инновационной продукции. Экспорт инновационной продукции).

18. Подготовить статистический материал о динамике основных показателей, характеризующих уровень инновационного развития экономики Российской Федерации за 10 лет в разрезе технологических инноваций согласно статистике инноваций, принятой в РФ.

19. Подготовить статистический материал о динамике основных показателей, характеризующих уровень инновационного развития экономики Российской Федерации за 10 лет в региональном разрезе согласно статистике инноваций, принятой в РФ.

20. Подготовить список рекомендуемой литературы (учебной, научной, нормативно-правовой) за последние 5 лет по дисциплине «Международный менеджмент».

21. Подготовить список рекомендуемой литературы (учебной, научной, нормативно-правовой) за последние 5 лет по дисциплине «Мировые финансы».

22. Подготовить список рекомендуемой литературы (учебной, научной, нормативно-правовой) за последние 5 лет по дисциплине «Современная финансовая политика РФ».

 

 

Заказ № _______ от «___» ____________ 2015 г. Тираж __________

 

Изд-во ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

СТУДЕНТАМИ ДНЕВНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Направление подготовки

38.04.08 ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Уровень высшего образования

 МАГИСТРАТУРА

 

 

Севастополь – 2015


УДК 336.71

 

Методические указания к выполнению научно-педагогической практики студентами дневной и заочной форм обучения по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (уровень высшего образования – магистратура) / Разраб. доцент Пискун Е.И., доцент Кричевец Е.А. – Севастополь: Изд. ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет», 2015. - 28 с.

 

Цель методических указаний: предоставить студентам, обучающимся по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (уровень высшего образования – магистратура), программу научно-педагогической практики, проходящей на базе кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет»; сформулировать задание на практику и оказать помощь в составлении отчета о прохождении практики.

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры «Финансы и кредит» «15» января 2015 г., протокол № 1.

 

Допущено научно-методическим центром ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в качестве методических указаний.

 


Рецензенты:

Невежин В.П., профессор кафедры «Математическое моделирование экономических процессов» Финансового университета при Правительстве РФ (г. Москва)

Луняков О.В., профессор кафедры «Менеджмент и экономико-математические методы» Института финансов, экономики и управления ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

Баранов А.Г., доцент кафедры «Экономика предприятий» Института финансов, экономики и управления ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет»


 


Содержание.

  Стр.
Введение 4
РАЗДЕЛ 1 Общие положения о научно-педагогической практике 5
1.1 Нормативная основа практики 5
1.2 Компетенции магистранта, формируемые в результате прохождения научно-педагогической практики по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (магистратура) 6
1.3 Цель и задачи практики 7
РАЗДЕЛ 2 Организация научно-педагогической практики магистрантов 8
2.1 Организация научно-педагогической работы в семестре 8
2.2 Требования к уровню освоения научно-педагогической деятельности 8
2.3 Обязанности магистранта-практиканта 9
2.4 Структура и содержание (тематический план) практики 10
2.5 Формы проведения практики (место и сроки проведения практики) 11
РАЗДЕЛ 3 Подведение итогов практики 13
3.1 Отчетность практики 13
3.2 Форма итогового контроля 13
3.3 Система оценки качества выполнения задания по практике 14
РАЗДЕЛ 4 Учебно-методическое и информационное обеспечение педагогической практики 15
Приложение А – Форма индивидуального задания 19
Приложение Б – Образец оформления титульного листа отчета по научно-педагогической практике 20
Приложение В – Примерная форма заполнения отчета о научно-педагогической практике магистранта. 21
Приложение Г – Форма анализа занятия 23
Приложение Д – Примерные задания для научно-педагогической практики 24

 



Введение

 

Магистерская подготовка является вторым уровнем высшего профессионального образования, реализуемого на основании федеральных государственных образовательных стандартов для получения степени (квалификации) «магистр» и ориентированного на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность выпускников. 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит» (уровень образования – магистратура) студент должен быть подготовлен к научно-педагогической работе в качестве преподавателя для государственных и негосударственных средних, средних специальных и высших учебных заведений, а также учреждений дополнительного образования.

Профессионально-образовательная программа магистерского уровня подготовки должна создать условия для приобретения обучающимися собственного педагогического опыта для выработки соответствующего профессионального мышления и мировоззрения.

 Научно-педагогическая практика в магистратуре призвана развить профессиональные умения и навыки будущих магистров в сфере научно-методической деятельности учителя старшей школы, преподавателя техникума, колледжа и вуза. Основной формой научно-педагогической практики является самостоятельная работа студента под руководством преподавателя по научно-методической разработке содержания, выбору организационных форм и педагогических технологий практического осуществления учебного процесса по экономическим и финансовым дисциплинам различного уровня.

Данное методическое издание призвано обеспечить студентов, обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит, необходимыми материалами по организации научно-педагогической практики, а также по оформлению отчета о ее прохождении.

 



РАЗДЕЛ 1 Общие положения о научно-педагогической практике

Нормативная основа практики.

 

1. Программа научно-педагогической практики магистрантов по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (далее – Программа практики) в ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (далее – Университет) разработана с учетом требований российского законодательства в области высшего образования – таких нормативных документов, как:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);

- Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (далее - ФГОС) 38.04.08 Финансы и кредит (уровень высшего образования - магистратура) Министерства образования и науки Российской Федерации;

- Устав Университета;

- учебный план по магистерской подготовке направления «Финансы и кредит», разработанный на кафедре «Финансы и кредит» Университета.

2. Данная Программа разработана для магистерского направления подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит» по следующим программам:

- финансовый менеджмент;

- финансовый контроллинг;

- банки и банковское дело;

- финансовый мониторинг.

3. Общая продолжительность, место проведения и сроки научно-педагогической практики магистрантов (далее – Практики) и приобретаемые в ходе практики компетенции определяются Федеральными государственными образовательными стандартами по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит». Общая трудоемкость практики для данного направления подготовки составляет 20 зачетных единиц.

4. Практика студентов-магистрантов Университета является составной частью образовательной программы высшего профессионального образования (далее - ВПО) и проводится в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами и графиком учебного процесса в целях приобретения студентами навыков профессиональной работы, углубления и закрепления знаний и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения.

5. Прохождение Практики является обязательным элементом учебного плана подготовки магистра. Студенты, не приступившие к практике по неуважительной причине, прошедшие практику не в полном календарном и содержательном объеме, а также студенты, получившие за прохождение практики отрицательную оценку, считаются имеющими академическую задолженность и считаются не допущенными к государственной итоговой аттестации. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно в свободное от учебы время.

6. Практика проводится на базе кафедр Института финансов, экономики и управления  Университета (далее – Место прохождения практики).

7. Итоговый контроль по практике проводится в форме защиты Отчета по практике по системе оценки, принятой в Университете, с выставлением итогового балла в зачетную книжку студента и ведомость.

8. Цель, содержание, порядок отчетности и иные вопросы, связанные с Практикой, определяются Программой практики.

 

1.2 Компетенции магистранта, формируемые в результате прохождения научно-педагогической практики по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (магистратура)

В результате прохождения научно-педагогической практики по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (уровень высшего образования - магистратура) выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК -1);

готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2).

- компетенции в сфере педагогической деятельности:

способностью преподавать финансовые и денежно-кредитные дисциплины в образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях (ПК-26);

способностью осуществлять разработку образовательных программ и учебно-методических материалов (ПК-27).

 



Цель и задачи практики

Целью научно-педагогической практики является приобретение и развитие навыков самостоятельной профессиональной преподавательской деятельности в высшей школе и получение профессиональных компетенций в сфере педагогической и методической деятельности.

Задачами Практики выступают следующие:

1. Расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний по изученным экономическим дисциплинам.

2. Получение сведений о требованиях ФГОС, предъявляемых к учебным планам, программам учебных дисциплин экономического профиля и другим учебно-методическим материалам.

3. Знакомство с основными методическими школами, концепциями и подходами в области преподавания дисциплин экономического профиля.

4. Выявление возможных источников финансовой, управленческой и методической информации, используемой

5. Приобретение навыков подбора учебно-методического и статистического материала к занятиям, составления текста лекции, разработки плана семинарских занятий, формирования перечня оценочных заданий для проведения промежуточной и итоговой аттестации.

6. Знакомство с инновационными методами и формами проведения занятий.

7. Получение навыков публичного выступления перед студенческой или профессиональной аудиторией.

8. Овладение методикой анализа учебных занятий.

9. Практическое участие в реализации образовательного процесса в Университете.

10. Обмен преподавательским опытом с преподавателями и магистрантами Университете.

11. Создание и апробирование инновационных методик в учебном процессе Университете.

12. Выявление и вовлечение наиболее талантливых и способных магистрантов в педагогическую деятельность в Университете.



Дата: 2018-12-21, просмотров: 180.