История возникновения профессии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основная часть

История возникновения профессии

Символической датой рождения психологии как дисциплины считается 1879 год, когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе – первый в мире психологический институт, существующий и поныне. В сущности, с этого момента можно отсчитывать и становление профессии «психолог»: в институте в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира, в том числе наши соотечественники – психолог, физиолог, невролог, врач Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927), создавший первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в Казанском университете в 1885 г, а в 1908 г. – Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге; психолог и философ Георгий Иванович Челпанов (1862–1936), создатель первого в России психологического института (начал работу с 1912 г., официально был открыт в 1914 г.; ныне это Психологический институт Российской академии образования), один из пионеров экспериментальной психологии в России одесский психолог Николай Николаевич Ланге (1858–1921), создатель грузинской психологической школы Дмитрий Николаевич Узнадзе . Там же проходил обучение и первый профессор психологии – американский психолог ДжеймсКеттелл(1860–1944).
 В современной литературе выделяются, наряду с появлением психологического института в Лейпциге, еще несколько важнейших моментов, выступающих предпосылками становления современной – прежде всего зарубежной – профессиональной психологии:
- Возникновение  нового, гуманного подхода к психически нездоровым людям. Это произошло в конце XVIII века во Франции и связано с именем Ф. Пинеля, выступившего основателем психиатрии. Нам сейчас трудно представить, но до того психически нездоровых людей приравнивали, по сути, к преступникам, применяя к ним те же методы наказания.
Становление научного подхода к психическим заболеванием и научно- обоснованных психотерапевтических методов. Это связано в первую очередь с работами в области лечения гипнозом в конце ХIХ века во французской психиатрии (Ж. Шарко, И. Бернгейм, П. Жане), австро-венгерской психиатрии (Й. Брейер и работавший с ним в начале своего пути З. Фрейд) и русской психиатрии (А.А. Токарский, В.М. Бехтерев), а позже со становлением психоанализа З.Фрейда как первой психотерапевтической системы. Эти авторы показали, что работа с психическими заболеваниями возможна с помощью создания ситуаций особого типа переживаний и помощи в осознании причин расстройства, лежащих в индивидуальном прошлом,т.е. на основе психологических средств.
Становление основных отраслей психологии, в том числе прикладных начинается с конца XX века. Возникновение в США в первое десятилетие ХХ века консультирования, связанного с выбором профессии (Ф.Парсон).
Становление основных научных школ психологии, начиная с 10-х гг. ХХ столетия – психоанализа, бихевиоризма, чуть позже – гештальтпсихологии.
А так же возникновение в США в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, института религиозного попечительства и социальных работников, деятельность которых была направлена на помощь человеку в сложных личностных или житейских ситуациях.







Профессия психолог

           Профессия психолог появилась сравнительно недавно. Отсюда и множество ошибочных и неверных сведений относительно методов и содержания науки психологии. Некоторые люди даже путают такие похожие по звучанию, но разные по значению профессии, как психиатр, психотерапевт и психолог. Сразу следует сказать, что психиатр и психотерапевт — врачи, получившие диплом в медицинских учебных заведениях. А психолог получил своё образование по дисциплине «Психология» и врачом не является. Предмет его работы не психика человека, а его душевное состояние, внутренний мир. Психолог не лечит, в прямом смысле этого слова, а помогает человеку обрести гармонию, как с самим собой, так и окружающими его людьми.

       Сферу деятельности психолога можно разделить на два направления: теоретическую и практическую. Психолог-исследователь работает в институтах и лабораториях как преподаватель психологических дисциплин.

       Психолог-практик работает во всех сферах личной и общественной жизни человека (организационная, клиническая, юридическая психология).

       Организационный психолог работает в консалтинговых фирмах с организациями, предприятиями, консультируя персонал и руководителя по вопросам психологии управления, маркетинга, рекламы.

       Клинический психолог работает в больницах, клиниках, санаториях или специальных психологических центрах, проводит психологическую реабилитацию после стрессов и психологических травм.

Семейный психолог проводит консультации людей, которые никак не могут наладить отношения в браке

       Юридический психолог работает в специальных лабораториях судебно-психологической экспертизы, в органах правопорядка или консалтинговых фирмах, определяет особенности криминальной психологии.

       Психолог в образовании работает в детских садах, общеобразовательных и спортивных школах, гимназиях, лицеях.

Как видно из вышесказанного, распространённость этой профессии весьма велика. Однако, индивидуальные психологические консультации у нас распространены крайне мало. Объясняется это тем, что мы привыкли свои проблемы решать, самостоятельно, выбрав в качестве консультанта собственную подругу, а вид психологической помощи — задушевный разговор.

Быть хорошим специалистом в данной области могут далеко не все, так, как психолог - знаток души человека. Очень важна безграничная любовь и уважение к людям, умение понимать характер каждой, даже самой неординарной личности.Высококвалифицированный психолог не учитель и не советчик, но отличный помощник в ситуациях, которые кажутся неразрешимыми. Его задача - научить клиента справляться с любыми проблемами, быть устойчивым к разным стрессам, которым он часто подвергается в современном обществе. Но главное задание психолога - сделать всё возможное, чтобы человек поверил в себя, воспринимал жизнь в ярких красках, достигал успеха во всех начинаниях.

Заключение

       Проводя исследовательскую работу я поняла, что психология — очень интересная наука, изучать которую мне не надоест никогда. Но это утверждение справедливо только для неслучайных людей в этой профессии, для тех, кто выбрал её по велению сердца, а не потому, что психологом быть модно. Только человек, влюблённый в свою профессию, сможет оценить всю прелесть психологии, а также юмор матушки — природы, сделавшей всех нас такими похожими и, одновременно, абсолютно разными. Так что, предмет изучения психологии — человеческая душа — поистине, неисчерпаем.
Чтобы стать успешным психологом, одного образования недостаточно. Важен опыт, постоянная практика, наблюдательность. Можно сказать, хороший психолог — это фанат своего дела, которому важны результаты работы.

Я поняла, что карьеру психолога достаточно сложно выстраивать поэтому, получив высшее психологическое образование я должна быть готова к тому, что с самого начала своей карьеры возможно буду работать в школе, детском саду, или государственном учреждении. Но со временем, когда придет настоящий опыт и профессионализм можно стать менеджером по организации тренингов и семинаров или заниматься частным консультированием.

Думая над тем, куда пойти учиться на психолога, не надо забывать и про психологические тренинги, семинары. Но они идут лишь в нагрузку к профессиональному психологическому образованию. Проходя их, человек совершенствует и расширяет свои знания в той или иной области психологии.

Профессия психолога многогранна и интересна! Стоит лишь правильно распорядиться полученными знаниями.

 

                                                              Литература

1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика.— М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000.

2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

5. Климов Е. А. Введение в психологию профессий. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

6. Климов Е. А., Лескова О. Г. История психологии труда в России. — М.: Изд-во МГУ, 1992.

7. Миллс Р. Властвующая элита. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1959.

8. Резапкина Г.В. Самоопределение учащихся 8-9 классов. - М.:АСОУ, 2017.

9. Современная психология. — М.: Инфра-М, 1999.

10. Фельдштейн Д. И. Введение в психологию. — М.: МПСИ, 1999.

11. Фромм Э. Человек для себя. — Мн.: Коллегиум, 1992.

 


Приложение

Основная часть

История возникновения профессии

Символической датой рождения психологии как дисциплины считается 1879 год, когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе – первый в мире психологический институт, существующий и поныне. В сущности, с этого момента можно отсчитывать и становление профессии «психолог»: в институте в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира, в том числе наши соотечественники – психолог, физиолог, невролог, врач Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927), создавший первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в Казанском университете в 1885 г, а в 1908 г. – Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге; психолог и философ Георгий Иванович Челпанов (1862–1936), создатель первого в России психологического института (начал работу с 1912 г., официально был открыт в 1914 г.; ныне это Психологический институт Российской академии образования), один из пионеров экспериментальной психологии в России одесский психолог Николай Николаевич Ланге (1858–1921), создатель грузинской психологической школы Дмитрий Николаевич Узнадзе . Там же проходил обучение и первый профессор психологии – американский психолог ДжеймсКеттелл(1860–1944).
 В современной литературе выделяются, наряду с появлением психологического института в Лейпциге, еще несколько важнейших моментов, выступающих предпосылками становления современной – прежде всего зарубежной – профессиональной психологии:
- Возникновение  нового, гуманного подхода к психически нездоровым людям. Это произошло в конце XVIII века во Франции и связано с именем Ф. Пинеля, выступившего основателем психиатрии. Нам сейчас трудно представить, но до того психически нездоровых людей приравнивали, по сути, к преступникам, применяя к ним те же методы наказания.
Становление научного подхода к психическим заболеванием и научно- обоснованных психотерапевтических методов. Это связано в первую очередь с работами в области лечения гипнозом в конце ХIХ века во французской психиатрии (Ж. Шарко, И. Бернгейм, П. Жане), австро-венгерской психиатрии (Й. Брейер и работавший с ним в начале своего пути З. Фрейд) и русской психиатрии (А.А. Токарский, В.М. Бехтерев), а позже со становлением психоанализа З.Фрейда как первой психотерапевтической системы. Эти авторы показали, что работа с психическими заболеваниями возможна с помощью создания ситуаций особого типа переживаний и помощи в осознании причин расстройства, лежащих в индивидуальном прошлом,т.е. на основе психологических средств.
Становление основных отраслей психологии, в том числе прикладных начинается с конца XX века. Возникновение в США в первое десятилетие ХХ века консультирования, связанного с выбором профессии (Ф.Парсон).
Становление основных научных школ психологии, начиная с 10-х гг. ХХ столетия – психоанализа, бихевиоризма, чуть позже – гештальтпсихологии.
А так же возникновение в США в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, института религиозного попечительства и социальных работников, деятельность которых была направлена на помощь человеку в сложных личностных или житейских ситуациях.







Профессия психолог

           Профессия психолог появилась сравнительно недавно. Отсюда и множество ошибочных и неверных сведений относительно методов и содержания науки психологии. Некоторые люди даже путают такие похожие по звучанию, но разные по значению профессии, как психиатр, психотерапевт и психолог. Сразу следует сказать, что психиатр и психотерапевт — врачи, получившие диплом в медицинских учебных заведениях. А психолог получил своё образование по дисциплине «Психология» и врачом не является. Предмет его работы не психика человека, а его душевное состояние, внутренний мир. Психолог не лечит, в прямом смысле этого слова, а помогает человеку обрести гармонию, как с самим собой, так и окружающими его людьми.

       Сферу деятельности психолога можно разделить на два направления: теоретическую и практическую. Психолог-исследователь работает в институтах и лабораториях как преподаватель психологических дисциплин.

       Психолог-практик работает во всех сферах личной и общественной жизни человека (организационная, клиническая, юридическая психология).

       Организационный психолог работает в консалтинговых фирмах с организациями, предприятиями, консультируя персонал и руководителя по вопросам психологии управления, маркетинга, рекламы.

       Клинический психолог работает в больницах, клиниках, санаториях или специальных психологических центрах, проводит психологическую реабилитацию после стрессов и психологических травм.

Семейный психолог проводит консультации людей, которые никак не могут наладить отношения в браке

       Юридический психолог работает в специальных лабораториях судебно-психологической экспертизы, в органах правопорядка или консалтинговых фирмах, определяет особенности криминальной психологии.

       Психолог в образовании работает в детских садах, общеобразовательных и спортивных школах, гимназиях, лицеях.

Как видно из вышесказанного, распространённость этой профессии весьма велика. Однако, индивидуальные психологические консультации у нас распространены крайне мало. Объясняется это тем, что мы привыкли свои проблемы решать, самостоятельно, выбрав в качестве консультанта собственную подругу, а вид психологической помощи — задушевный разговор.

Быть хорошим специалистом в данной области могут далеко не все, так, как психолог - знаток души человека. Очень важна безграничная любовь и уважение к людям, умение понимать характер каждой, даже самой неординарной личности.Высококвалифицированный психолог не учитель и не советчик, но отличный помощник в ситуациях, которые кажутся неразрешимыми. Его задача - научить клиента справляться с любыми проблемами, быть устойчивым к разным стрессам, которым он часто подвергается в современном обществе. Но главное задание психолога - сделать всё возможное, чтобы человек поверил в себя, воспринимал жизнь в ярких красках, достигал успеха во всех начинаниях.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 196.