Актуальность темы
Все многообразие взаимопревращений органических веществ, которые постоянно совершаются в живых организмах, протекает интегрировано, обеспечивая постоянство химических компонентов и тканей и динамичность живых структур. В организме человека не существует отдельно обмена углеводов, обмена белков, обмена липидов и нуклеиновых кислот. Все превращения объединены в единый процесс метаболиза, который подчиняется регуляторным системам на различных уровнях. Скорость распада одних питательных веществ и биосинтеза других прежде всего определяется физиологическим состоянием и потребностями организма в энергии и метаболитах. Благодаря динамичности и координации метаболической активности обеспечивается макро- и микроскопическое постоянство всех форм живого. Выяснение фундаментальных проблем структуры и функций, отдельных биомолекул может служить основой для раскрытия как молекулярных механизмов химических процессов, лежащих в основе состава и функций отдельных клеток и целостного организма, так и процессов, обеспечивающих биологическую индивидуальность живых организмов. Любые нарушения этого динамического статуса организма сопровождаются развитием патологии, тяжесть и продолжительность которой будут определяться степенью повреждения структуры и функций отдельных молекулярных и надмолекулярных компонентов клеток.
Цели обучения
Общая цель
Уметь использовать знания взаимосвязи обменов углеводов, липидов, белков и нуклеиновых кислот и их регуляции, а также интеграцию энергии для последующей правильной интерпритации на клинических кафедрах характера заболеваний, протекающих с нарушением обмена веществ.
Конкретные цели: Цели исходного уровня:
Уметь:
1. Анализировать стадии катаболизма как интеграцию образования энергии из пищевых продуктов | 1. Интерпретировать субстратное и окислительное фосфорилирование как способ запасания энергии в виде АТФ (кафедра фармацевтической и медицинской химии) |
2. Интерпретировать взаимосвязь обмена углеводов и липидов | 2. Интерпретировать общие метаболиты углеводного и липидного обменов (кафедра фармацевтической и медицинской химии) |
3. Интерпретировать взаимосвязь обмена углеводов и белков | 3. Интерпретировать общие метаболиты углеводного и белкового обменов (кафедра фармацевтической и медицинской химии) |
4. Интерпретировать взаимосвязь обмена липидов и белков | 4. Интерпретировать общие метаболиты липидного и белкового обменов (кафедра фармацевтической и медицинской химии) |
5. Интерпретировать роль ферментов и витаминов в интеграции обмена белков, жиров и углеводов | 5. Интерпретировать ключевые регуляторные ферментные системы (кафедра фармацевтической и м едицинской химии) |
Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений
Задания для проверки исходного уровня
1. При моделировании окислительного фосфорилирования в качестве субстрата тканевого дыхания использована яблочная кислота. Чему равен коэффициент фосфорилирования в данном случае?
А. 1
В. 2
С. 3
D. 4
Е. 5
2. При малоподвижном образе жизни пациент, страдающий ожирением, предпочитает пищу, богатую углеводами. Назовите метаболит, который преимущественно используется для синтеза жиров у данного больного.
А. Глицерин
В. Лейцин
С. Рибулозо-5-фосфат
D. Цитрат
Е. Оксалоацетат
3. У эксперементального животного после 12-часового голодания в гомогенате печени
определяли аминокислоты. Назовите самую гликогенную из них.
А. Глицин
В. Аланин
С. Изолейцие
D. Метионин
Е. Лейцин
4. При обследовании мужчины,который злоупотребляет алкоголем, врач заподозрил жировой гепатоз. Недостаток какого компонента в пищи мог привести к жировой инфильтрации печени?
А. Глюкозы
В. Глутамина
С. Метионина
D. Лейцина
Е. Витамина РР
5. Пируватдегидрогеназный комплекс относится к регуляторным мультиферментным
системам, включающим как ряд ферментов, так и несколько производных витаминов.
Какой витамин не входит в этот комплекс?
А. Тиамин
В. Рибофлавин
С. Пантотенат
D. Липоат
Е. Кобаламин
6. Установлено, что действие гормона пептидной природы реализуется через
внутриклеточных посредников. Назовите один из них
А. цАМФ
В. цТМФ
С. цЦМФ
D. цУМФ
Е. цУДФ
Эталоны ответов: 1 – С., 2 – Е., 3 – В., 4 – С., 5 – Е., 6 – А.
Информацию для восполнения исходного уровня можно найти в следующей литературе:
1. Биоорганическая химия: учеб.пособие / уклад. А. Г. Матвиенко; Донецкий мед.ун-т. - Донецк, 2013. - 205 с.
2. Биоорганическая химия [Электронный ресурс] : учеб.пособие / А. Г. Матвиенко [и др.]; Донецкий мед. ун-т. Каф.фарм. и мед. химии. - Донецк, 2013. - 1 электрон.опт. диск (CD-R) : цв. 12 см. : ил.
3. Биоорганическая химия [Электронный ресурс] : учебник / Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков, С. Э. Зурабян. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431887.html
Содержание обучения соответственно целям
Теоретические вопросы
1. Физиологические потребности организма как основа взаимопревращений различных классов органических соединений
2. Стадии катаболизма углеводов, липидов и белков как интеграция образования энергии
2.1. Биологическая роль переваривания питательных веществ
2.2. Образование ацетил-КоА – общего промежуточного продукта катаболизма углеводов, липидов и белков
2.3. Амфиболическая функция цикла трикарбоновых кислот
2.4. Биологическое значение тканевого дыхания и окислительного фосфорилирования в интеграции метаболизма
2.5. Роль конечных продуктов катаболизма (углекислого газа и эндогенной воды) в биосинтетических процессах
3. Схема взаимосвязи обмена углеводов и липидов (указать общие метаболиты и названия биохимических процессов)
4. Схема взаимосвязи обмена углеводов и белков (указать общие метаболиты и названия биохимических процессов). Гликогенные аминокислоты
5. Схема взаимосвязи обмена липидов и белков (указать общие метаболиты и названия биохимических процессов). Кетогенные аминокислоты
6. Роль белков и витаминов как составляющих простых и сложных ферментов, участвующих в обмене веществ
Основные термины и их определения
Дата: 2018-12-21, просмотров: 347.