Омск
СибАДИ
2018
УДК 65.050.9(2)2
ББК 001
М 69
Рецензент канд. экон. наук, проф. Л.В. Эйхлер (СибАДИ)
Работа утверждена редакционно-издательским советом СибАДИ» в качестве методических указаний.
«Менеджмент: управление проектами. Практическая подготовка» [Электронный ресурс]: методические указания / С.М. Хаирова, А.А. Гущина, Н.Б. Пильник. – Электронные дан. – Омск : СибАДИ, 2018. – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.
Излагаются рекомендации по организации и проведению практической подготовки обучающихся всех форм обучения направления бакалавриата «Менеджмент», профиль «Управление проектами». Содержатся вопросы, которые должны быть рассмотрены студентами при прохождении всех видов практик. Изложены требования к оформлению отчета, обязанности студентов и руководителей практик.
Имеется интерактивное оглавление в виде закладок.
Издание подготовлено на кафедре «Управление качеством и производственными системами».
© ФГБОУ ВО СибАДИ, 2018
Введение
Одним из важнейших этапов подготовки квалифицированного бакалавра в области менеджмента являются учебная и производственные практики, призванные дать студенту практические знания и навыки дальнейшей профессиональной деятельности.
Управляющий проектом должен понимать законы функционирования организаций; иметь навыки работы в направлении, к которому относится проект; уметь анализировать и осуществлять основные функции менеджмента; иметь определенные навыки общения и коммуникаций для работы в проектной команде, и другими заинтересованными сторонами; уметь использовать в практической деятельности основные теоретические сведения по управлению проектами, знания особенностей проектной деятельности, принципов управления проектами.
В ходе прохождения практики студенты закрепляют изученный теоретический материал по профилирующим дисциплинам; приобретают навыки аналитической, исследовательской и организационно-управленческой работы; знакомятся со структурой предприятий, служб и выполняемыми ими функциями; осваивают используемые предприятиями схемы документооборота, технологии производства и управления проектами, системы автоматизированного управления; собирают необходимые исходные данные для написания выпускной квалифиационной работы.
Методические указания составлены на основе требований, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки бакалавриата «Менеджмент» и действующего Положения о практике ФГБОУ ВО «СибАДИ».
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Руководство практикой
Учебно-методическое руководство выполняется руководителями практики от кафедры и от предприятия.
Руководитель практики от кафедры:
- проводит организационное собрание перед началом прохождения практики (на собрании должны присутствовать все обучающиеся, которые будут проходить практику);
- доводит до сведения обучающихся цели, задачи практики, а также перечень отчетной документации при сдаче отчета по практике;
- разрабатывает тематику индивидуальных заданий (указываются в дневнике по практике) и общих заданий по практике на бланке (прикладывается к отчету);
- осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;
- оказывает консультативную помощь студентам по вопросам практики;
- оценивает результаты выполнения обучающимися программы практик.
Задачи руководителя практики от предприятия:
- организация прохождения практики в соответствии с программой и календарным графиком;
- консультирование студентов по вопросам функционирования предприятия, системе менеджмента;
- ознакомление студентов с инновационными технологиями в производстве и управлении;
- предоставление студентам действующей на предприятии производственно-технической, бухгалтерской, финансовой и информационно-аналитической документации;
- осуществление постоянного контроля за прохождением практики и выполнением индивидуальных заданий;
- вовлечение студентов в научно-исследовательскую и проектную деятельность;
- оказание методической помощи студентам в подготовке отчета по практике;
- проведение инструктажа по технике безопасности на предприятии и правилами внутреннего распорядка.
1.3. Обязанности студента при прохождении практики
Во время прохождения практики студент обязан:
- подчиняться правилам внутреннего распорядка предприятия;
- соблюдать трудовую и производственную дисциплину;
- соблюдать правила техники безопасности, пожарной безопасности;
- выполнять требования руководителя практики от предприятия;
- четко выполнять программу практики и индивидуальное задание;
- не позднее даты, установленной календарным графиком учебного процесса отчитаться руководителю практики от кафедры по итогам практики.
Студенты могут оказывать практическую помощь предприятию в вопросах проектной деятельности и должны нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты.
Подведение итогов практики
По окончании практики студенты сдают оформленные отчеты и рабочий дневник руководителю практики от кафедры.
Содержание отчета должно последовательно отражать изученные вопросы программы практики с соответствующими расчетами и рекомендациями, включая индивидуальное задание. Отчет подписывается руководителем практики от предприятия и заверяется печатью предприятия. Объем отчета составляет 20–30 страниц.
Руководитель практики от вуза проводит аттестацию обучающихся, которую осуществляет на основе решения обучающимся задач практики. По итогам аттестации выставляется зачет с оценкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», не позднее даты, установленной календарным графиком учебного процесса (оценка, выставленная позже этой даты, считается академической задолженностью).
Защита отчета проводится в форме собеседования. Студент должен уметь ответить на вопросы по сути изложенного в отчете материала и прокомментировать любую его часть. По результатам собеседования с учетом мнения руководителя практики от предприятия руководитель практики от кафедры дифференцированно оценивает результативность прохождения практики.
Критерии оценки отчета:
1) объем и качество проделанной работы;
2) самостоятельность студента в организации своей деятельности при выполнении задач;
3) четкость и своевременность выполнения программы практики;
4) творческий подход при участии в подготовке и проведении исследования, в анализе полученных результатов и формулировке выводов;
5) грамотная речь практиканта при защите отчета, предусматривающая владение профессиональной терминологией.
Результаты практик могут быть использованы на конференциях, семинарах, путем подготовки докладов о наиболее интересных исследованиях, выполненных по индивидуальным заданиям.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПРАКТИК
Учебная практика
Учебная практика проводится с целью ознакомления студента с менеджментом, с существующими в нем направлениями, что способствует осознанному выбору студентом своего направления специализации в менеджменте при последующем обучении. В ходе практики студенты осваивают современные технологии самопродвижения и формирования успешной карьеры в мире бизнеса. От отношения студента-первокурсника к прохождению учебной практики зависят его удачный или неудачный выбор своего направления специализации и карьеры вообще, а также успешность обучения на последующих этапах.
Учебная практика для студентов очной формы обучения включает как аудиторные занятия, так и самостоятельную работу. Учебная практика для студентов заочной формы обучения предполагает только самостоятельную работу.
В ходе прохождения практики студенты очной формы обучения под руководством преподавателя на аудиторных занятиях знакомятся с такими подсистемами менеджмента, как самоменеджмент и тайм-менеджмент, а также осваивают технологию работы над публичным выступлением и основы деловой этики. Студентами заочной формы обучения данные вопросы изучаются самостоятельно.
Самостоятельная работа предусматривает:
1) определение тематики самостоятельной работы;
2) подбор литературы по выбранному/заданному научным руководителем направлению в области менеджмента и составление списка литературных источников;
3) подготовку реферата по выбранному студентом/заданному научным руководителем направлению. Кроме написания теоретической части реферата требуется обосновать связь темы с развиваемой в процессе прохождения практики общекультурной компетенцией (ОК-5) – «способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия». Данная часть может быть представлена в форме эссе;
4) подготовку письменной работы на тему «Моя карьера».
В рамках первого этапа самостоятельной работы студент определяет тематику своей работы. Тема самостоятельной работы может быть задана научным руководителем студента в рамках тематики сквозного проектирования. В случае если студент не получил индивидуального задания, его самостоятельная работа организовывается руководителем практики по одной из предложенных в прил. Б теме, наиболее интересной студенту.
По выбранной (заданной научным руководителем) теме студент подбирает литературу для дальнейшей работы, на основании которой составляет список литературных источников. При этом студент должен научиться собирать информацию о направлении своей будущей деятельности. Список учебной и научной литературы должен включать учебники, учебные пособия, монографии и статьи в научных журналах. По каждой позиции должно быть представлено не менее четырех наименований. Список литературных источников должен быть составлен в соответствии с требованиями
ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
По составленному списку литературных источников студент готовит письменное сообщение объемом 10 – 15 стр. Далее студенты очной формы обучения готовят устный доклад с применением технологии работы над публичным выступлением. Дата выступления студента в аудитории с подготовленным докладом определяется руководителем практики. Таким образом, при прослушивании докладов студенты знакомятся с различными направлениями менеджмента.
Работа на тему «Моя карьера» – это творческая работа студента, в ходе которой разрабатывается личный план карьеры студента, включающий профессиональные цели, жизненные этапы, самоанализ, работу над собой, а также личные качества и действия, с помощью которых он хочет добиться престижного и высокооплачиваемого положения в обществе и получить возможность пройти общественную аттестацию по профессиональным стандартам. В ходе практики студент должен определить одно или несколько возможных направлений своей деятельности в будущем.
Структура работы «Моя карьера»:
1. Моя профессия – менеджер.
2. Мои успехи и достижения.
3. Для чего я поступил(а) в вуз.
4. Как я представляю свою будущую карьеру.
5. Мои профессиональные цели.
6. Что конкретно я собираюсь предпринять для достижения своих целей.
7. Самоанализ.
В разделе «Моя профессия – менеджер» студент должен представить индивидуальное видение выбранной профессии: что входит в круг его обязанностей, роль, которую он хотел бы играть на работе, какие качества необходимы для данной профессии.
В разделе «Мои успехи и достижения» необходимо описать успехи и достижения, достигнутые студентом на момент прохождения практики. Примерами достижений могут служить получение медали, различных дипломов, наград, участие в олимпиадах, научных слетах и конференциях, научные публикации и т.п. Представленные здесь достижения станут основой для составления профессионального резюме на следующем этапе самостоятельной работы.
Работая над разделом «Для чего я поступил(а) в вуз», студент должен понимать разницу между тем, почему он поступил в вуз, и тем, для чего он поступил в него. Сначала должны быть перечислены причины, по которым студент поступил в вуз, т.е. свои мотивы. Далее необходимо написать, как можно использовать учебу в вузе для достижения своих целей и что именно студент собирается предпринять для их достижения.
При написании раздела «Как я представляю свою будущую карьеру» необходимо исходить из правила, что наличие какого-либо плана лучше, чем его полное отсутствие. Студент должен нарисовать образ желаемого будущего, которое будет представлено в виде определенного места работы и дохода. Возможно отразить овладение компетенциями ФГОС ВО и профессиональных стандартов по направлению «Менеджмент». При этом необходимо определиться с промежуточными целями на каждом этапе своей карьеры. Результаты данного видения студент должен представить в виде таблицы:
Под заполненной таблицей обязательно необходимо описать каждый из этапов работы (роль, которую хотел бы играть студент на работе, занимаемая должность; какими качествами, способностями, опытом, знаниями необходимо обладать; вид организации, который привлекает студента: банковская, туристическая, IT и т.п.).
Таблица 1 – Моя будущая карьера
Возраст, лет | Желаемый доход, тыс. руб. | Предполагаемая работа |
18 | ||
22 | ||
25 | ||
30 | ||
35 | ||
… |
Постановка цели в разделе «Мои профессиональные цели» требует выразить в виде четких намерений и в точных формулировках явные и скрытые потребности, интересы, желания или задачи студента, сориентировать его действия и поступки на эти цели, а также на их выполнение. В разделе необходимо описать только профессиональные (карьерные) цели, не затрагивая личных целей (сбросить лишний вес, приобрести автомобиль, выйти замуж и т.п.). Следует устанавливать конкретные краткосрочные цели (срок достижения которых 12 месяцев), согласованные с достижением среднесрочных (5 лет) и долгосрочных глобальных (жизненных) целей. Форма представления результатов работы имеет табличный вид:
Таблица 2 – Мои профессиональные цели
Цель | Сроки достижения | Возраст | Вероятность достижения |
Долгосрочные цели | |||
1. | |||
2. | |||
… | |||
Среднесрочные цели | |||
1. | |||
2. | |||
… | |||
Краткосрочные цели | |||
1. | |||
2. | |||
… |
В разделе «Что конкретно я собираюсь предпринять для достижения своих целей» проводится анализ наличия ресурсов (личных, финансовых, временных) для достижения целей. В результате анализа «цель – средство» студент должен определить те конкретные шаги и действия, которые будут способствовать достижению целей.
Анализ выполняется в три этапа:
1. Что конкретно я собираюсь предпринять для достижения своих целей за время учебы в вузе.
2. Что конкретно я собираюсь предпринять для достижения своих целей за первые 5 лет после окончания вуза.
3. Что конкретно я собираюсь предпринять для достижения своих целей в последующие 10 лет.
Результаты работы должны быть представлены в таблице:
Таблица 3 – Анализ «цель – средство»
Профессиональные цели | Анализ «цель – средство» | |||
Необходимые средства | Имеется в наличии | Не имеется в наличии | Практические действия | |
За время учебы в вузе | ||||
1. | ||||
2. | ||||
… | ||||
В первые 5 лет после окончания вуза | ||||
1. | ||||
2. | ||||
… | ||||
В последующие 10 лет | ||||
1. | ||||
2. | ||||
… |
При работе над разделом «Самоанализ» студент должен выявить свои сильные и слабые стороны и определить, какие сферы он может развивать, над чем следует работать. Результаты необходимо отразить в таблице:
Таблица 4 – Самоанализ
Профессиональные цели | Ситуационный анализ | |||
Личностные качества | Имеется в наличии (сильные стороны) | Не имеется в наличии (слабые стороны) | Действия по их развитию | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Долгосрочные цели | ||||
1. | ||||
2. |
Окончание табл. 4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Среднесрочные цели | ||||
1. | ||||
2. | ||||
… | ||||
Краткосрочные цели | ||||
1. | ||||
2. | ||||
… |
В графе 2 таблицы студент должен перечислить личностные качества, необходимые ему для успешного достижения соответствующей цели. Наличие у себя того или иного качества студент определяет по результатам тестов на самохарактеристику по темам: «Уверенность в себе», «Умение слушать», «Умеете ли вы контролировать себя?» «Коммуникабельны ли вы?» и т.п. Четкая тематика тестов определяется руководителем практики.
Отчет о прохождении практики является документом, в котором студент сообщает о проделанной за время практики работе. Предлагается следующая структура основной части отчета:
1. Реферат на выбранную тему (из списка в прил. Б).
2. Моя карьера.
2.1. Моя профессия – менеджер.
2.2. Мои успехи и достижения.
2.3. Для чего я поступил(а) в вуз.
2.4. Как я представляю свою будущую карьеру.
2.5. Мои профессиональные цели.
2.6. Что конкретно я собираюсь предпринять для достижения своих целей.
2.7. Самоанализ.
Производственная практика
Производственная практика является составной частью учебного процесса. Основная цель производственной практики – формирование у студента профессиональных компетенций в области организационно-управленческой деятельности.
На практике студент должен научиться решать конкретные задачи в области проектной деятельности организации, а также зарекомендовать себя с позиции будущего работника и в конечном итоге повысить свою конкурентоспособность на рынке труда после окончания вуза. Практическая работа в организациях помогает систематизировать и закрепить приобретенные теоретические знания, значительно расширить и дополнить их углубленным изучением научной, производственно-технической и нормативной литературы, а также получить практические навыки для работы по будущей специальности.
Производственная практика дает студенту возможность усовершенствовать свои навыки в сфере управления проектами. Подробное рассмотрение особенностей функционирования конкретной организации и участие в процессе управления позволяют студенту самостоятельно оценить уровень приобретенных им за время обучения в вузе знаний и сопоставить их с тем уровнем, который сегодня и в дальнейшей перспективе будет необходим в практической деятельности.
Местами прохождения производственной практики являются различные отделы и группы предприятий и организаций, связанных с проектной деятельностью.
Обязательной частью производственной практики является индивидуальное задание. Тематика индивидуальных заданий согласовывается с руководителем практики от вуза и может увязываться с общим направлением работы организации (отдела), где студент проходит практику, или тематикой будущей ВКР. Результаты индивидуального задания должны быть включены в основную часть отчета по практике.
Преддипломная практика
Преддипломная практика является подготовительной стадией к разработке выпускной квалификационной работы.
Задачи преддипломной практики – обобщение материалов, накопленных студентом ранее. Как правило, исходные данные по теме выпускной квалификационной работы (ВКР) студенты начинают собирать во время прохождения производственных практик и завершают во время преддипломной практики.
В период преддипломной практики студент должен:
- провести анализ проектной деятельности объекта исследования ВКР, который включает: организационно-экономическую характеристику предприятия – объекта ВКР; анализ организации проектной деятельности объекта ВКР; анализ предмета исследования;
- выявить проблемы при осуществлении проектной деятельности объекта исследования;
- дать рекомендации для решения выявленных проблем при осуществлении проектной деятельности объекта исследования;
- обосновать выбор решения выявленных проблем;
- согласно теме ВКР студент должен подобрать литературу необходимую для выбора инструмента используемого при анализе предмета исследовании и дальнейшей работы по первому разделу ВКР, на основании которой составляет список литературных источников. Список учебной и научной литературы должен включать учебники, учебные пособия, монографии и статьи в научных журналах.
В качестве отчета по преддипломной практике должны быть представлены:
1. второй раздел выпускной квалификационной работы;
2. обоснование выбора решения проблем в проектной деятельности объекта исследования (третий раздел, пункт первый);
3. определение различных эффектов от совершенствования проектной деятельности (коммерческий, социальный, научно-технический, экологический и другие), в том числе для различных участников проекта.
4. список учебной и научной литературы для написания первого раздела ВКР.
Результаты исследования должны быть представлены в систематизированном виде и сопровождаться обобщающими таблицами, диаграммами, гистограммами, деревьями целей и т.п.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агарков, А.П. Теория организации. Организация производства / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков. – М. : Дашков и К, 2015. – 272 с.
2. Арустамов, Э.А. Основы бизнеса. [Электронный ресурс] –Электрон. дан. – М. : Дашков и К, 2015. – 232 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/70554 – Загл. с экрана.
3. Балашов, А.И. Управление проектами. Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.И. Балашов, Е.М. Рогова, М.В. Тихонова, Е.А. Ткаченко – М. «ИД Юрайт», 2017. – 383 с.
4. Блинов, А. О. Реинжиниринг бизнес-процессов [Текст] : учебное пособие / А. О. Блинов [и др.] ; ред. А. О. Блинов. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 341 с.
5. Бронникова, Т. С. Маркетинг: теория, методика, практика [Электронный ресурс]: учебное пособие : допущено УМО РФ по специальности «Менеджмент организации» / Т. С. Бронникова. - 4-е изд., стер. – Электрон. дан. – М. : КноРус, 2016. 208 с. – (Бакалавриат).– Режим доступа: http://bek.sibadi.org/fulltext/esd115.pdf.
6. Веснин, В. Р. Теория организации [Текст] : учебник / В. Р. Веснин. – М. : Проект, 2016. – 272 с.
7. Веснин, В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. – М. : Проспект,
2015. – 320 с.
8. Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации. 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата. / Д.П. Гавра. – М. : Юрайт, 2017. – 282 с.
9. Горелик, О.М. Производственный менеджмент : принятие и реализация управленческих решений (для бакалавров) / О.М. Горелик. – М. : КноРус – 2015. – 270 с.
10. Горемыкин, В. А. Планирование на предприятии : учебник и практикум / В. А. Горемыкин. – 9-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 857с. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/AF126970-F344-4614-B7F6-FA933A97DC1C
11. Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами : учебник для бакалавров / А.В. Дейнека, В.А. Беспалько. – М. : Дашков и К, 2014. – 392 с.
12. Дзялошинский, И.М. Деловые коммуникации. Теория и практика. Учебник для бакалавров. / И.М. Дзялошинский, М.А. Пильгун – М.: Юрайт. – 433 с.
13. Долганова, О.И. Моделирование бизнес-процессов. Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.И. Долганова – М.: Юрайт , 2017. – 289 с.
14. Зуб, А.Т. Управление проектами. Учебник и практикум для академического бакалавриата. / А.Т. Зуб. – М.: Юрайт, 2017. – 422 с.
15. Касьяненко, Т.Г. Анализ и оценка рисков в бизнесе. 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата. / Т.Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова – М.: Юрайт, 2017. – 381 с.
16. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 684 с. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/235F3788-E8BE-4D59-8E92-0E3F5E5A1F04
17. Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия) 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.В. Коршунов. – М.: Юрайт, 2017. – 313 с.
18. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс [Текст] = A Framework for Marketing Management : пер. с англ. / Ф. Котлер, К. Л. Келлер, P. Kotler, K. L. Keller. - 3-е изд. – М. [и др.] : Питер, 2014. – 480 с.
19. Лавров, Г.И. Организация производства и менеджмент в машиностроении. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2014. – 256с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/55433 – Загл. с экрана.
20. Маслова, В. М. Управление персоналом [Электронный ресурс] : учебник и практикум для академического бакалавриата : рекомендовано УМО для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям и бакалавров, обучающихся по специальности «Экономика труда» / В. М. Маслова ; Финансовый университет при Правительстве РФ. - 3-е изд., перераб. и доп. – Электрон. дан. – М. : Юрайт, 2015. – 506 с. Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/viewer/89A4A663-E93B-4901-BC85-9B3129B51643#page/1– Загл. с экрана.
21. Мумладзе , Р.Г.Управление персоналом: учебник / Р.Г. Мумладзе. – М. : Палеотип, 2014. – 410 с.
22. Никифорова, Н.А., Управленческий анализ. 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры. / Н.А. Никифорова, В.Н. Тафинцева – М. : Юрайт, 2017. – 468 с.
23. Русецкая, О. В. Теория организации [Электронный ресурс] : учебник для академического бакалавриата : рекомендовано УМО для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / О. В. Русецкая, Л. А. Трофимова, Е. В. Песоцкая ; ЛЭТИ. – Электрон. дан. – М. : Юрайт, 2016. – 391 с. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/viewer/DF0DC8E0-DE65-4522-B01A-B2B46A997731#page/1 – Загл. с экрана.
24. Семенов, А. К. Теория менеджмента [Текст] : учебник для бакалавров : рекомендовано уполномоченным учреждением МО и науки РФ - Государственным университетом управления для экономических вузов по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация - бакалавр) / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – Москва : Дашков и К⁰, 2015. – 490 с.
25. Серенков, П.С. Методы менеджмента качества. Контроль и испытания продукции. [Электронный ресурс] / П.С. Серенков, Е.Н. Савкова, Н.А. Жагора. – Электрон. дан. – Минск : Новое знание, 2015. – 480 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/64771 – Загл. с экрана.
26. Силин, А.Н. Управление вахтовым персоналом в нефтяной компании. [Электронный ресурс] / А.Н. Силин, С.А. Ермаков. – Электрон. дан. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2013. – 124 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/55447 – Загл. с экрана.
27. Спиридонова Е.А. Оценка стоимости бизнеса. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – СПб., 2017. – 299 с.
28. Федотова, М. А. Проектное финансирование и анализ : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. А. Федотова, И. А. Никонова, Н. А. Лысова. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 144 с. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/FB9EB67B-E485-4F08-BED3-BE76ED54C334
29. Чусавитина, Г.Н. Управление проектами по разработке и внедрению информационных систем: учеб. пособие. [Электронный ресурс] / Г.Н. Чусавитина, В.Н. Макашова. – Электрон. дан. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 225с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/70430 – Загл. с экрана.
30. Шиловский, В.Н. Маркетинг и менеджмент технического сервиса машин и оборудования. [Электронный ресурс] / В.Н. Шиловский, А.В. Питухин, В.М. Костюкевич. – Электрон. дан. – СПб. : Лань, 2015. – 272с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/56614 – Загл. с экрана.
Приложение А
Отчет
по _______________________ практике
(название практики)
на ______________________________
(название предприятия)
Студент ____________________________________
(группа) ФИО
Руководитель практики
от академии ________________________________
(должность) ФИО
Руководитель практики
от предприятия______________________________
(должность) ФИО
Омск-20__г.
Приложение Б
Перечень тем для самостоятельной работы студентов
при прохождении учебной практики
Тема для самостоятельной работы | О чем подумать в эссе |
1. Управление на основе поставленных целей и самоконтроля | О наличии/отсутствии взаимосвязи коллективных целей предприятия и личных целей работника |
2. Организация как объект социального управления | О влиянии социальных условий в организации на результаты работы коллектива |
3. Кайдзен для рабочих (производство без потерь) | О вопросах необходимости/отсутствия необходимости наличия организационной культуры при организации/реализации производства без потерь |
4. Эффективный руководитель | О способности руководителя работать с коллективом, имеющем социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
5. Личность в организации | О способности сотрудников работать в коллективе, имеющем социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
6. Искусство риторики для шефа | О необходимости иметь и использовать руководителем навыки убеждения и аргументации, при общении с подчиненными имеющими различные социальные, этнические, конфессиональные и культурные приоритеты |
7. Профессиональные качества менеджера | О способности руководителя работать с коллективом, имеющем социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
8. Понятие и причина социальной ответственности менеджера | О влиянии/отсутствии влияния социальной ответственности на устойчивость работы коллектива |
9. Предприниматель и менеджер: сходство и отличие задач | Об умениях и навыках, необходимых для создания благоприятных условий работы коллектива |
10. Понятие команды менеджера и ее значение | О необходимости работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
11. Задачи и роль организации в решении общественных проблем | О необходимости/отсутствии необходимости наличия в организации программ для сотрудников, направленных на решение общественных проблем |
12. Управленческие аспекты лидерства | О необходимости руководителя работать с коллективом, имеющим социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
13. Власть и лидерство в организации | О необходимости руководителя работать с коллективом, имеющим социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
14. Культура и этика менеджмента | О необходимости работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
15. Инновации: отказ от прошлого – взгляд в будущее | О необходимости/отсутствии необходимости воспитания инновационно-активных сотрудников |
16. Самообучающаяся организация | Рассматриваются ли в программах самообучения способности работать в коллективе, и есть ли в этом необходимость |
17. Харизматичные лидеры ХХ-ХХI веков | О необходимости работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Общие положения
1.1. Организационные основы проведения практики
1.2. Руководство практикой
1.3. Обязанности студента при прохождении практики
1.4. Подведение итогов практики
1.5. Структура отчета по практике
1.6. Требования к оформлению отчета по практике
2. Содержание различных видов практик
2.1. Учебная практика
2.2. Первая производственная практика
2.2.1. Первая производственная практика
2.2.2. Вторая производственная практика
2.3. Преддипломная практика
Список рекомендуемой литературы
Приложение А. Образец титульного листа отчета
Приложение Б. Перечень тем для самостоятельной работы студентов при прохождении учебной практики
Омск
СибАДИ
2018
УДК 65.050.9(2)2
ББК 001
М 69
Рецензент канд. экон. наук, проф. Л.В. Эйхлер (СибАДИ)
Работа утверждена редакционно-издательским советом СибАДИ» в качестве методических указаний.
«Менеджмент: управление проектами. Практическая подготовка» [Электронный ресурс]: методические указания / С.М. Хаирова, А.А. Гущина, Н.Б. Пильник. – Электронные дан. – Омск : СибАДИ, 2018. – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.
Излагаются рекомендации по организации и проведению практической подготовки обучающихся всех форм обучения направления бакалавриата «Менеджмент», профиль «Управление проектами». Содержатся вопросы, которые должны быть рассмотрены студентами при прохождении всех видов практик. Изложены требования к оформлению отчета, обязанности студентов и руководителей практик.
Имеется интерактивное оглавление в виде закладок.
Издание подготовлено на кафедре «Управление качеством и производственными системами».
© ФГБОУ ВО СибАДИ, 2018
Введение
Одним из важнейших этапов подготовки квалифицированного бакалавра в области менеджмента являются учебная и производственные практики, призванные дать студенту практические знания и навыки дальнейшей профессиональной деятельности.
Управляющий проектом должен понимать законы функционирования организаций; иметь навыки работы в направлении, к которому относится проект; уметь анализировать и осуществлять основные функции менеджмента; иметь определенные навыки общения и коммуникаций для работы в проектной команде, и другими заинтересованными сторонами; уметь использовать в практической деятельности основные теоретические сведения по управлению проектами, знания особенностей проектной деятельности, принципов управления проектами.
В ходе прохождения практики студенты закрепляют изученный теоретический материал по профилирующим дисциплинам; приобретают навыки аналитической, исследовательской и организационно-управленческой работы; знакомятся со структурой предприятий, служб и выполняемыми ими функциями; осваивают используемые предприятиями схемы документооборота, технологии производства и управления проектами, системы автоматизированного управления; собирают необходимые исходные данные для написания выпускной квалифиационной работы.
Методические указания составлены на основе требований, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки бакалавриата «Менеджмент» и действующего Положения о практике ФГБОУ ВО «СибАДИ».
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Организационные основы проведения практики
Учебным планом по направлению «Менеджмент», профиль «Управление проектами» предусмотрено проведение в ходе учебного процесса следующих видов практик:
1) Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков).
2) I – производственная практика (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности).
3) II – производственная практика (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности).
4) Производственная (преддипломная) практика.
Выпускающая кафедра организует проведение учебной практики в стенах вуза и производственных практик на предприятиях и в организациях в соответствии с договорами, заключенными вузом с базовыми местами практик. Договор может быть долгосрочным, т.е. заключаться на весь период обучения студента, либо краткосрочным – заключаться только на период одной практики. При наличии возможностей на предприятии студенты могут занимать штатные должности, соответствующие их будущей профессиональной деятельности.
Объектами практик являются государственные, частные организации и другие субъекты рыночной экономики, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках образовательной программы (связанные с проектной деятельностью).
Особенностью выбора места практики является отраслевая специфика вуза. Таким образом, предпочтение должно быть отдано предприятиям и организациям отраслей строительства и транспорта.
База практики выбирается с учетом объема и доступности необходимой информации, достаточной для изучения деятельности предприятия в соответствии с индивидуальным заданием и подготовкой отчета по данному виду практики.
Сроки практики определяются календарным графиком учебного процесса. Индивидуальный перенос сроков практики по уважительным причинам осуществляется в соответствии с приказом ректора. Основанием для приказа является заявление обучающегося, согласованное с заведующим кафедрой, ответственным за проведение практики и деканом факультета, а также документы, подтверждающие необходимость переноса сроков практики.
Распределение студентов по базам практик оформляется приказами не позднее, чем за 10 дней до начала соответствующей практики с указанием руководителя от кафедры.
Список профессиональных компетенций, осваиваемых в рамках образовательной программы направления «Менеджмент»:
- владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводит аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;
- владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе, в межкультурной среде;
- владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение ее конкурентоспособности;
- умения применять основные методы финансового менеджмента для оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия инвестиционных решений, решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуры капитала, в том числе, при принятии решений, связанных с операциями на мировых рынках в условиях глобализации;
- способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;
- способность участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений;
- владением навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ;
- владением навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений.
Руководство практикой
Учебно-методическое руководство выполняется руководителями практики от кафедры и от предприятия.
Руководитель практики от кафедры:
- проводит организационное собрание перед началом прохождения практики (на собрании должны присутствовать все обучающиеся, которые будут проходить практику);
- доводит до сведения обучающихся цели, задачи практики, а также перечень отчетной документации при сдаче отчета по практике;
- разрабатывает тематику индивидуальных заданий (указываются в дневнике по практике) и общих заданий по практике на бланке (прикладывается к отчету);
- осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;
- оказывает консультативную помощь студентам по вопросам практики;
- оценивает результаты выполнения обучающимися программы практик.
Задачи руководителя практики от предприятия:
- организация прохождения практики в соответствии с программой и календарным графиком;
- консультирование студентов по вопросам функционирования предприятия, системе менеджмента;
- ознакомление студентов с инновационными технологиями в производстве и управлении;
- предоставление студентам действующей на предприятии производственно-технической, бухгалтерской, финансовой и информационно-аналитической документации;
- осуществление постоянного контроля за прохождением практики и выполнением индивидуальных заданий;
- вовлечение студентов в научно-исследовательскую и проектную деятельность;
- оказание методической помощи студентам в подготовке отчета по практике;
- проведение инструктажа по технике безопасности на предприятии и правилами внутреннего распорядка.
1.3. Обязанности студента при прохождении практики
Во время прохождения практики студент обязан:
- подчиняться правилам внутреннего распорядка предприятия;
- соблюдать трудовую и производственную дисциплину;
- соблюдать правила техники безопасности, пожарной безопасности;
- выполнять требования руководителя практики от предприятия;
- четко выполнять программу практики и индивидуальное задание;
- не позднее даты, установленной календарным графиком учебного процесса отчитаться руководителю практики от кафедры по итогам практики.
Студенты могут оказывать практическую помощь предприятию в вопросах проектной деятельности и должны нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты.
Подведение итогов практики
По окончании практики студенты сдают оформленные отчеты и рабочий дневник руководителю практики от кафедры.
Содержание отчета должно последовательно отражать изученные вопросы программы практики с соответствующими расчетами и рекомендациями, включая индивидуальное задание. Отчет подписывается руководителем практики от предприятия и заверяется печатью предприятия. Объем отчета составляет 20–30 страниц.
Руководитель практики от вуза проводит аттестацию обучающихся, которую осуществляет на основе решения обучающимся задач практики. По итогам аттестации выставляется зачет с оценкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», не позднее даты, установленной календарным графиком учебного процесса (оценка, выставленная позже этой даты, считается академической задолженностью).
Защита отчета проводится в форме собеседования. Студент должен уметь ответить на вопросы по сути изложенного в отчете материала и прокомментировать любую его часть. По результатам собеседования с учетом мнения руководителя практики от предприятия руководитель практики от кафедры дифференцированно оценивает результативность прохождения практики.
Критерии оценки отчета:
1) объем и качество проделанной работы;
2) самостоятельность студента в организации своей деятельности при выполнении задач;
3) четкость и своевременность выполнения программы практики;
4) творческий подход при участии в подготовке и проведении исследования, в анализе полученных результатов и формулировке выводов;
5) грамотная речь практиканта при защите отчета, предусматривающая владение профессиональной терминологией.
Результаты практик могут быть использованы на конференциях, семинарах, путем подготовки докладов о наиболее интересных исследованиях, выполненных по индивидуальным заданиям.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 414.