Курс, 1 семестр
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
1.Чётко представленный с сознании учителя конечный результат - «Предвосхищённая цель» осуществляется при наличии у педагога умений:
1) аналитических
2) прогностических
3) рефлексивных
4) проективных.
2. Структура прогностических умений образуют компоненты:
1) выдвижение педагогических целей и задач
2) отбор способов достижении педагогических целей
3) предвидение результата
4) предвидение возможных отклонений и нежелательных явлений
5)определение этапов, стадий педагогического процесса
6)распределение времени
7)планирование совместно с учащимися их деятельности
8) все выше перечисленные.
3. Автором высказывания «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, ещё по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья» является:
1) А.С.Макаренко
2) Л.Н.Толстой
3) В.А.Сухомлинский
4) Н.К.Крупская.
4. Планы уроков относятся к планам:
1) оперативным
2) перспективным.
5. Активное продвижение в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего устойчивость человека в потоке социальной жизни – это:
1) карьера
2) профессиональный рост
3) самосовершенствование
4) получение образования.
6. Американский миллионер Бодо Шефер предлагает для достижения поставленной цели ставить:
1) незначительные цели
2) средние цели
3) дальние цели
4) крупные цели.
7. Барьером для достижения цели является:
1) лень
2) время
3) проблема
4) обстоятельства.
8. В технологии решения сложных задач применяется термин:
1) медвежья задача
2) слоновая задача
3) задача пяти красок
4) коммуникативная задача.
9. Высказывание «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» принадлежит:
1) Р. Ролану
2) А.П.Чехову
3) М.Ю.Лермонтову
4) И.С.Тургеневу.
10. К какому типу карьеры относится следующее описание: «Человек успешно справляется со своими обязанностями, и его выдвигают на более высокую должность. После ряда выдвижений он достигает предела своей компетентности и остаётся на достигнутом уровне до ухода на пенсию»:
1) линейная
2) платообразная
3) стабильная
4) кратковременная.
11. Уровень и вид подготовленности специалиста к выполнению профессиональной деятельности, подтверждается документом о получении образования называется:
1) специализация
2) профессиональная квалификация
3) специальность
4) профессия.
Тестовые задания с выбором всех правильных ответов
Выбрать группы прогностических умений:
1) прогнозирование развития коллектива
2) прогнозирование развития конфликта
3) прогнозирование развития личности
4) прогнозирование развития педагогического процесса.
13. Выбрать все правильные ответы.
Методами прогнозирования являются:
1) моделирование
2) экстраполирование
3) интуиция
4) выдвижение гипотез
5) мысленный эксперимент.
Тестовое задание открытого типа
14. Реализация триады «анализ – прогноз – проект» предполагает обладание педагогом трёх групп умений. Перечислить эти группы умений:
1)_______________; 2) _______________ ; 3)____________________ .
Тестовое задание на установление соответствия
15.Установит соответствии между названием понятия и его содержанием:
Название понятия | Содержание понятия |
1.Антиципация | a) Распространение какого-либо понятия, явления, относящихся к одной области, на другую область. |
2.Рефлексия | b) Связанный с познанием |
3. Экстраполирование | c) представление предмета, явления, результата действия в сознании человека ещё до того, как они будут реально восприняты или осуществлены |
4. Когнитивный | d) Обращение назад, отражение; анализ собственных действий, состояний. |
5. Экстенсивный | e) Рассуждение от общего к частному |
6.Индукция | f) Означает не качественное, а количественное увеличение, расширение, распространение. |
7.Дедукция | g) Рассуждение от частного к общему |
8. Интенсивный | k) Узнавание, установление тождественности какого-либо объекта. |
9.Идентификация | m) Означает качественное увеличение чего-либо. |
10. Перцепция | n) Постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания и сочувствия . |
11. Эмпатия | p) Восприятие, понимание и оценка других людей. |
Варианты контрольной работы
Вариант 1
1 уровень
1. Объясните, почему эффективное педагогическое общение невозможно без эмпатии и рефлексии.
2. Обращение к ученику часто формулируются в модальности долженствования. Предлагаемы типичные фразы, которые учителя часто употребляют в своей речи, переведите в модальность возможного. Предложите свои варианты.
Типичная фраза | Как сказать по-другому? |
Ты должен, наконец, подумать о будущем | Интересно, кем бы ты хотел стать, какую профессию планируешь получить? |
Ты должен самостоятельно выполнять работу, а не спрашивать у соседа | |
Я должна знать, почему ты не выполнила это задание? | |
Почему класс не убран? Ты как ответственная должна следить за дежурством | |
Ты должен уважать старших |
2 уровень
3. Напишите сочинение (возможно, эссе) «Один день учителя (педагога, воспитателя) в школе (в детском саду)», отразив возможно большее количество функций, которые он должен выполнять.
Вариант 2
1 уровень
1. А.С.Макаренко считал, что педагог должен уметь играть. Проанализируйте свои школьные воспоминания, выделите в них сюжеты «Игра педагога (учителя, воспитателя, классного руководителя)». С какой целью «играл» педагог? Сделайте вывод о целесообразности такого поведения педагога.
2. В педагогическом общении возникает множество незапланированных коммуникативных, порой конфликтных ситуаций, разрешение которых требует использования комплекса умений и прежде всего умения управлять своими эмоциями и поведением. Ниже приведена педагогическая ситуация. Попробуйте разрешить эту ситуацию. Для этого:
А) проанализируйте ситуацию (оцените позиции учителя и учащихся, мотивы их поступков, поведения);
Б) определите цель, возможные способы ваших действий;
В) аргументируйте наиболее оптимальный, на Ваш взгляд, вариант решения проблемы.
Борис Петрович пришёл работать в ту самую школу, где он учился. Дети встретили нового учителя с любопытством. Он был весел, молод. Улыбчив. Детям учитель понравился. С волнением начал учитель свой первый урок. Говорил пылко, с увлечением. В классе было тихо. «Всё идёт замечательно», - прояснилось в голове учителя. И вдруг раздалось тоненькое, злорадное: «Ку-ку!» - «Кто это?» - изумился Борис Петрович. «Кукушка» смолкла, но через некоторое время закуковала в другом конце класса. И так несколько раз.
Как должен поступить учитель, чтобы урок не был сорван и чтобы «кукушка» перестала «куковать»?
2 уровень
3.Из текстов художественной, публицистической, мемуарной литературы подберите отрывки, иллюстрирующие или доказывающие необходимость педагогу иметь те или иные блоки профессионально-значимых качеств личности.
Вариант 3
1 уровень
1. Представьте себя воспитателем, учителем образовательного учреждения в сельской местности. Какие источники эстетического воспитания вы можете использовать в педагогической деятельности? Назовите эти источники и раскройте их эстетическую ценность.
2. В педагогическом общении возникает множество незапланированных коммуникативных, порой конфликтных ситуаций, разрешение которых требует использования комплекса умений и прежде всего умения управлять своими эмоциями и поведением. Ниже приведена педагогическая ситуация. Попробуйте разрешить эту ситуацию. Для этого:
А) проанализируйте ситуацию (оцените позиции учителя и учащихся, мотивы их поступков, поведения);
Б) определите цель, возможные способы ваших действий;
В) аргументируйте наиболее оптимальный, на Ваш взгляд, вариант решения проблемы.
Вы приступили к объяснению интересно задуманного урока. У Вас приподнятое настроение, в голосе звучат доверительные интонации, вы чувствуете, что ученики настроились на Вашу волну. И вдруг пронзительно вскрикнул мальчик, который, казалось, так внимательно вас слушал. Вы стараетесь сдержаться и всё-таки повышаете голос: «Ты что? Как ты смеешь? Встань! Почему ты дезорганизуешь класс?» - Это не я… Я не виноват!» Оказалось, что сосед уколол его булавкой. Вас охватывает гнев, обида. А ребята с любопытством ждут, что будет дальше.
Что предприняли бы Вы?
2 уровень
3. Опишите школьные ситуации, характеризующие учителей разного стиля общения и педагогического руководства.
Вариант 4
1 уровень
1. К каким из названных понятий («образованность», «Воспитанность», «интеллигентность») относятся следующие определения:
А) Высокий уровень развития интеллекта, высокая культура, способность к пониманию другого человека – это …
Б) Свойство, проявляющееся в умении хорошо себя вести, - это …
В) Обладание разносторонними знаниями – это … .
2. В педагогическом общении возникает множество незапланированных коммуникативных, порой конфликтных ситуаций, разрешение которых требует использования комплекса умений и прежде всего умения управлять своими эмоциями и поведением. Ниже приведена педагогическая ситуация. Попробуйте разрешить эту ситуацию. Для этого:
А) проанализируйте ситуацию (оцените позиции учителя и учащихся, мотивы их поступков, поведения);
Б) определите цель, возможные способы ваших действий;
В) аргументируйте наиболее оптимальный, на Ваш взгляд, вариант решения проблемы.
Алексей сознательно опоздал на урок к новой учительнице. Громко открыл дверь, без разрешения вошёл в класс и приготовился к самообороне, ведь будет спрашивать фамилию, почему опоздал. Почему без учебников, но он растерялся, когда учительница с приветливой улыбкой обратилась к Лёше.
Какой вариант реакции учителя на опоздание ученика предложили бы Вы?
2 уровень
1. Как, по вашему мнению, можно преодолеть авторитарность педагогического руководства в образовательных учреждениях?
Вариант 5
1 уровень
1. В чём заключаютя особенности педагогической деятельности родителей? Какие педагогические знания необходимы родителям?
2. Согласны ли Вы с автором следующих строк? Обоснуйте свои суждения.
«… Учитель – это ведь много, это, друг мой, очень много… Да разве ты не почувствовал ещё, как неподъёмно сиё звание? Только глупые не понимают этого. …Друг мой, а? …
Учителей стало много, и нечто потерялось. Всё массовое теряет ценность. Обесценивается. Но… учитель – всегда живо. Им трудно стать , им. Может быть, надо родиться на всю жизнь идти к этому… А?»
2 уровень
3. На основе наблюдений, личного опыта представьте творческий портрет педагога, воспитателя.
Вариант 6
1 уровень
1. Дайте краткую характеристику основных способностей педагога.
2. «Учителей (по крайней мере, ученики) не считают за обыкновенных людей. Учитель – человек особый, ему ничего не прощают, за ним следят строго, судят беспощадно, оправдания не принимают во внимание. Он должен быть, как говорил наш доцент Степанов ещё в институте, всевидящим, всезнающим, всеблагим, всесвятым. Мы, студентки, смеялись над суровым доцентом, принимали его слова за шутку, но в школе я скоро поняла, как он был прав, как легкомысленны были мы, девочки, ещё ничем не похожие даже на будущих учителей.
Плохо – если ты невсевидящий: ты не чувствуешь тогда, как на тебя смотрят, подмечают, во что ты одета сегодня, и завтра, вчера, и как причёсана, и даже как сидят на ногах чулки, не сбился ли шов, не видишь какой отзвук имеют твои слова на лицах Любы, Володи, Пети и Тамары. А как надо уметь это видеть – иногда жалеешь, что глаза всего два. Учителю надо видеть и спиной. Худо – если ты не всезнающий: тебя раскусят с первого же урока, поймут все твои слабости, и твой страх, и твоё незнание и первый же вопрос тебе зададут как раз о том, о чём у тебя самой смутное представление. Нехорошо – есло ты не добр и не находишь слова привета самому отчаянному хулигану и самому запущенному лодырю – хулиганы и лодыри больше всего бояться доброты. А если имеется всё в наличии, ты и будешь таким - всесвятым . Это, конечно, шутка, но ведь и в шутке есть своя правда».
Никонов Н.Г. Лекарство// Школьные истории, весёлые и грустные. – С. 63-64.
Какова Ваша точка зрения? Согласны ли Вы с подобными рассуждениями? Почему?
2 уровень
3. педагогическую ситуацию, раскрывающую трудности в отношениях: учитель — ученик; воспитатель—детский коллектив; педагог—родители; педагог—педагог; подросток — сверстники.
Вариант 7
1 уровень
1.Только ли от педагога зависит создание коммуникативной среды? Какие обстоятельства могут её разрушить?
2. Проанализируйте следующую ситуацию. Какие важнейшие профессиональные и личностные качества педагога проявились? Могут ли описанные отношения служить примером личностно-ориентированного взаимодействия в системе «учитель – ученик»? Что Вам позволяет так считать?
«Тёма, всегда добросовестно учивший историю, на этот раз не знал урока, потому что, по расписанию, Томылин должен был в этот урок рассказывать.
Тёма сгорел от стыда, прежде чем открыл рот. Когда он кончил, Томылин. Огорчённый, не то спросил, не то сказал:
- Не выучил?
Тёма сел и расплакался.
Томылин вызвал другого, третьего и, казалось, забыл о Тёме.
Тёма перестал плакать и угрюмо-сконфуженно сидел, облокотившись на локоть. В нём шевелилось злое чувство и на себя, и на весь класс- свидетелей его слёз, - и на Томылина. И он ещё угрюмее сдвигал брови.
- К следующему занятию выучишь урок? – спросил вдруг, мимоходом, Томылин, по обыкновению положив руку на волосы Тёмы и слегка поднимая его голову.
Тёма нехотя поднял глаза, но встретил такой приветливый, ласковый взгляд учителя, взгляд, проникший в самую глубь его души, что сердце Тёмы ёкнуло, и он быстро ответил:
- Выучу.
- Отчего ты сегодня не выучил?
- Я думал, что Вы будите рассказывать.
- Ну выучи, я ещё раз спрошу».
Гарин-Михайлоский Н.Г Детство Тёмы. Гимназисты.- С.109-110.
2 уровень
3.Сделайте словесное описание российской школы спустя 20, 50, 100 лет.
Вариант 8
1 уровень
1. Почему для педагога так важны речевые способности? Как их можно развивать? Сформулируйте несколько правил для педагогической речи.
2.В произведениях Ф.М.Достоевского можно найти интересные мысли о способах проникновения художника в душевную жизнь человека. Ведущую роль он отводит интуиции, то есть способности по выражению лица человека улавливать не только его сиюминутные переживания, но устойчивый психологический склад и даже замыслы. При этом он постоянно предупреждает о сложности явлений, подлежащих анализу, о том, что простота – враг анализа, что из-за неё можно не понимать предмета. Писатель говорил, что человек не из одного какого-нибудь побуждения состоит.
«Душа сложна,… Чтоб обознать какого-то ни было человека, нужно относиться к нему постепенно и осторожно, чтобы не впасть в ошибку и предубеждение, которые весьма трудно после исправить и загладить».
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.
Какое отношение, на ваш взгляд имеют эти положения к личности педагога? О каких важнейших профессиональных качествах идёт речь? Раскройте их значение для осуществления педагогической деятельности.
2 уровень
3.Н. И. Пирогов так определил в середине XIX в. положение школы: «Школа сегодня —дочь общества, но мы хотим, чтобы она была его матерью. Все будущее жизни находится в руках школы, и, следовательно, ей принадлежит гегемония». Как вы понимаете его слова? Современно ли их значение для образовательной ситуации наших дней? Почему?
Вариант 9
1 уровень
1. Что общего должно быть в людях, занимающихся педагогической деятельностью?
2. Сегодня психологи и педагоги много говорят об умении учителя слушать ребёнка. И это, действительно, важно. Не менее важно понимать ученика по выражению его глаз. На примере фрагмента из повести А.А. Лиханова раскройте роль этого умения в педагогическом взаимодействии. Как отражается на ребёнке отсутствие этого умения у педагога?
«Изольда Павловна, как и имя её , такая же гладкая. Волосы у неё с рыжинкой, а на носу пенсне – такие очки без дужек. Папа говорил толику, что пенсне больше в старое время носили, до революции, например. Сейчас редко. А почему? Потому, наверное, что в автобусе с этими пенсне не потолкаешься и в магазине тоже. Слетит и –хруп!- в толкучке, - вот тебе и всё!
…Но Изольда Павловна носит пенсне. Как Чехов. Толик Чехова хорошо знает, его портрет в классном коридоре висит. И «Каштанку» он читал. Но у Чехова глаза добрые и внимательные, а Изольда Павловна, когда в класс входит, Нина кого даже не смотрит. Идёт к себе, к учительскому столу, глядит в окно, потом портфельчик свой бросит и не на класс посмотрит, не на ребят, а куда – то над ними. Ещё Изольда Павловна любит стоять у окна, чтобы её лица против света не было видно. А ещё умеет как-то так сидеть, что стёклышки у пенсне от света отражаются и глаз у Изольды Павловны не видно. Два блестящих стеклянных кругляшка только. За это Толик Изольду Павловну боится. И ничего такого Изольда Павловна ему не сделала. Но толику кажется, что всё ещё впереди. Всё ещё может случиться, потому что прячет глаза Изольда Павловна, потому что не глядит на класс.
(Лиханов А.А. Лабиринт//Чистые камушки.-С.404.)
2 уровень
3. Опишите, как вы представляете себе педагога, имеющего оптимальный имидж.
Вариант 10
1 уровень
1. Может ли тренер, лишённый педагогического дара, вырастить хорошего спортсмена?.
2.«Уместно заметить, что не только начинающие учителя, более того,-немало учителей со стажем видят «продуктом» своей деятельности не неповторимую индивидуальность. Личность, реализовавшую свои возможности, а пресловутые «ЗУНы» и удовлетворение «потребностей» общества… .
Отсюда цель обучения видится как внешнее научение, то есть простое усвоение ещё одной ассоциации или нового умения. А вот научиться быть лучшим человеком, насколько это возможно, - совсем другое дело. Целью обучения, согласно гуманистической психологии, должна стать помощь человеку стать тем, кем он способен стать. Помочь ученику достичь такого подлинного научения, - убедить учеников в их человеческой ценности – первоочередная задача учителя».
Койнова Ю.В. проблемы воспитательных отношений в гуманистической психологии // проблемы воспитания будущего учителя. – Барнаул, 1991, -С.66.
Солидарны ли Вы с мнением автора? В чём причины такого консерватизма учителей в области их педагогического целеполагания?
2 уровень
3. Проанализируйте жизненный путь известных вам людей. Что послужило определяющим в их профессиональном становлении: талант, случай или способность к самосозиданию?
.
Вариант 11
1 уровень
1. В чём заключается педагогическое влияние писателя на людей?
2. «Характер специфической деятельности педагога во многом зависит от личностного компонента: одна и та же цель разными педагогами может пониматься по разному ( в зависимости от направленности личности и сформированности педагогического мышления) и по-разному реализовываться в соответствии с его операционной оснасткой. Иллюстрацией этому может служить реакция учителя на рядовую школьную ситуацию – ученик принёс на урок кошку. Более 50 опрошенных не задумываясь, сказали, что он принёс её, чтобы сорвать урок, и поэтому воздействие на ученика предполагает устрашающие меры (вызов родителей в школу, снижение оценки за поведение, запись замечания в дневник, удаление ребёнка из класса и т.п.). Менее 30 педагогов оценили добрый порыв ребёнка – защитить бездомную кошку и похвалили его. Но при этом никто не пытался использовать, создавшуюся ситуацию для развития у детей гуманного отношения к «братьям меньшим», а ограничились лишь частной похвалой за поведение» (Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.- М., 1997.-С.32-33.)
О чём свидетельствуют приведённые данные?
О чём свидетельствует поведение педагогов в данной ситуации?
2 уровень
3. Как вы понимаете слова С.С.Аверинцева: «…мир во времени и пространстве поставлен под знак школы»? Какое это имеет отношение к педагогической деятельности?
Вариант 12
1 уровень
1. В чём проявляется ценность педагогической деятельности?
2. «Театральная и педагогическая деятельность … обладает рядом общих процессуальных характеристик, к которым можно отнести следующие:
процесс театрального и педагогического творчества осуществляется в обстановке публичного выступления непосредственно в присутствии группы людей, которые являются активными участниками этого процесса;
театральная и педагогическая деятельность в силу своей специфики делает объект своего воздействия одновременно и субъектом творчества, сотворцом, вне активного участия которого сам творческий акт невозможен;
в основе актёрского и педагогического творчества… лежит творчество в отведённое для этого время, что требует от творца (учителя, воспитателя) оперативности в управлении своими психическим состояниями и в сиюминутности вызова творческого самочувствия;
результаты театрального и педагогического творчества динамичны, развиваются, изменяются, иначе говоря, представляют собой всегда процесс;
театральное и педагогическое творчество носит коллективный характер».
Методика воспитательной работы. – М, 1989. – С.128-129.
Чем отличается профессиональная деятельность педагога от деятельности профессионального актёра?
Каким образом проявляется артистизм учителя?
Почему педагог должен обладать артистическим данными?
2 уровень
3. Назовите профессии, в которых педагогическая деятельность не является основной, но без педагогической составляющей в ней трудно добиться хороших результатов. Ответ обоснуйте.
Вариант 13
1 уровень
1. Почему меняются со временем направления деятельности и функции учителя?
2. Назовите 10 профессионально значимых черт педагога.
2 уровень
3.Докажите, что педагогическая деятельность имеет «всепроникающий характер».
Вариант 14
1 уровень
1. Назовите современные педагогические профессии.
2. Сформулируйте функции педагогической деятельности учителя начальных классов.
2 уровень
3. Почему воспитание в семье является педагогической деятельностью? Ответ обоснуйте.
Вариант 15
1 уровень
1. Опишите сущность понятий «компетентность», «педагогическая компетентность», «компетенция».
2. Сформулируйте функции педагогической деятельности воспитателя детского сада.
2 уровень
3. Если поставить вопросы в заключениях педагога, то, как бы Вы ответили на эти вопросы?
«Основной движущей силой процесса обучения является противоречие между опытом, имеющимся у ребёнка, и той учебно-познавательной задачей, которую предлагает учитель. Ш.А. Амонашвили обращается к педагогам с предупреждением: «При создании, разработке, обдумывании учебно-познавательной задачи мы с вами, уважаемый Учитель, обязаны позаботиться вот о чём:
как сделать, чтобы учебно-познавательная задача, сохраняя уровни трудностей и, таким образом, опасность возможных неудач одних детей, всё же вела их к успеху, от маленького успеха к большому; как сделать, чтобы возможные неудачи в решении этой задачи не гасили в детях оптимизма в связи с будущими успехами;
какие трудности и в каких формах заложить нам в учебно-познавательную задачу, чтобы они мотивировали, поощряли движение познавательных сил ребёнка, держали эти силы на пределе возможностей;
в каких формах объяснить ребёнку, что действительным продуктом, который он получает от решения учебно-познавательной задачи, является то, что останется в нём: знания, умения, развитость;
как сделать так, чтобы учебно-познавательная задача по форме и по содержанию была изящной, привлекательной, задевающей любознательность и интересы ребёнка;
какими должны быть наше участие, уровень нашей помощи в процессе решения ребёнком предложенной нами учебно-познавательной задачи, как мы должны исполнять нашу сотрудническую функцию при решении задачи».
Вариант 16
1 уровень
1. Опишите сущность понятия «педагогическая техника».
2. Сформулируйте функции педагогической деятельности классного руководителя.
2 уровень
3.«Нет детей – есть люди, но с иными масштабами понятий, иными источниками опыта, иным стремлениями, иной игрой чувств», - считал Я. Корчак.
Как такое понимание природы ребёнка влияет на педагогическую деятельность?
В чём это проявляется? Приведите примеры.
Вариант 17
1 уровень
1. Что представляет собой теоретическая готовность педагога к педагогической деятельности?.
2. Сформулируйте функции педагогической деятельности педагога дополнительного образования.
2 уровень
3. Прочитайте отрывок из романа американской писательницы Б.Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».
Какое из приведённых суждений Вам больше всего нравиться и почему?
Какому из педагогов Вы больше всего симпатизируете, какому - нет? Почему? Каких учителей Вы чаще всего видели в школе?
Генриетта. «Если ученики ведут себя беспокойно, я пытаюсь шуткой их вывести из этого состояния. Не важно сколько они выучат, важно, чтобы им хотелось ходить в школу; чтобы на них воздействовало обучение».
Мэри. «Ваши новомодные штучки и превращения урока в игру и оставляют их неграмотными. Я им даю твёрдую основу, навыки. В моих классах они не отвлекаются шумными дискуссиями, обменом мнений и описанием своих ощущений. Какие могут быть у них мнения? Что они испытали в жизни? Что они знают? Они изучают то, что я знаю».
Пол. «Беда в том. что учитель должен быть одновременно актёром, полицейским, учёным, тюремщиком, родителем, инспектором, рефери, другом, психиатром, учётчиком, руководителем и воспитателем, судьёй и присяжным, властителем дум и составителем отчётов, а также великим магистром Классного журнала».
Приходилось ли Вам в жизни наблюдать учителей, похожих на героев Б.Кауфман? Охарактеризуйте их деятельность, обратите внимание на её достоинства и недостатки.
Вариант 18
1 уровень
1. Что представляет собой практическая готовность педагога к педагогической деятельности?.
2. Как влияют нравственные характеристики на деятельность педагога?
2 уровень
3. Как связаны между собой процессы воспитания и саморазвития?
Вариант 19
1 уровень
1. Опишите прогностические умения педагога.
2. Раскройте содержание источников воспитания: культурное наследие человечества, народа, национальные обычаи традиции, труды педагогов, научные исследования.
2 уровень
3.Составьте проект педагогических заповедей:
«Если я стану педагогом, я никогда не буду …».
«Если я стану педагогом, я всегда буду…».
«Быть педагогом – это значит …».
Вариант 20
1 уровень
1. Опишите аналитические умения педагога.
2. Поясните Ваше отношение к персидской пословице «Строгость учителя лучше ласки отца».
2 уровень
3. Охарактеризуйте человека, занимающегося педагогической деятельностью: педагог – это человек, который учит, воспитывает, развивает … .
Вариант 21
1 уровень
1. Опишите проективные умения педагога.
2. Поясните Ваше отношение к высказыванию
«Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому»( М. Монтень).
2 уровень
3.Учёный и педагог Ш.А. Амонашвили в одной из своих работ пишет: «Как сделать, чтобы детские шалости преобразовывались, а не подавлялись? Как это сделать на переменах? Ведь именно в это время ребёнок чувствует толчки их свободного извержения. Так возникает у меня сложная педагогическая проблема школьных перемен и школьной дисциплины. Предложите своё решение этой проблемы. Какие способности нужны для её решения?
Вариант 22
1 уровень
1. Опишите рефлексивные умения педагога
2. Поясните Ваше отношение к высказыванию Н. И. Пирогова
«Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а ив том, как им сообщается изучаемое»
2 уровень
3.У Б.Кауфман есть такая мысль: «Главное – ученики. Как нам нужно, чтобы они нас понимали, и в то же время мы не можем быть слишком близкими. Отношения учителя с учеником – это. Что-то вроде хождения по канату. Знаю, как осторожно я должна выбирать слова и жесты. Понимаю, как трудно балансировать между дружелюбием и фальшивостью, достоинством и отчуждённостью».
С чем Вы согласны? А что, может быть, Вы не принимаете?
Вариант 23
1 уровень
1. Опишите организаторские умения педагога
2. Поясните Ваше отношение к высказыванию В.О.Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
2 уровень
3. Как Вы отнесётесь к таким словам: «Каждый раз, когда учитель входит в класс, перед ним открывается возможность стать великим»?
Вариант 24
1 уровень
1. Опишите коммуникативные умения педагога.
2. Раскройте особенности эстетического воспитания детей.
2 уровень
3. Прочитайте текст. Какой процесс Вы «наблюдали» вместе с учителем, оставшимся «наедине с собой»? Какую пользу имеют такие «процессы» для педагога?
Обоснуйте Ваши суждения. Какие умения не были реализованы в полной мере учителем на открытом уроке? Почему это произошло?
«Я сидела, расслабившись от пережитого напряжения. Урок удался. Было много народу: директора, учителя школ из города, области. Все очень хвалили. Приятно.
И правда, кажется у меня состоялось всё, что задумала, сбоев не было: крутилось, что должно было крутиться, двигалось, своевременно появлялось то, что было нужно, на экране, на передвижной доске. Словом, получилось!
Тихо в школе, и в душе умиротворённость. Спокойно. Хорошо наедине с собой. Я с удовольствием начала прокручивать в памяти урок, снова испытывая сладость от его вдохновлённой лёгкости, ладной скроенности. Лад. Говорят «лад в семье», а есть лад в уроке, когда ты, учитель, и твои ученики в единстве, в незримой, но ощутимой слитности. Как сегодня. Как сегодня? А как было сегодня? Во мне что-то оборвалось. Всё ли было хорошо сегодня? А как восприняла эту сложную тему Таня? А Ольга? Олег, который всегда отстаёт в схватывании главного? Дошла ли до Саши сущность нового закона грамматики? А Лариса… Лариса. Какие у неё были глаза, когда коллективно решали грамматическую задачу. Да и Серёжа достаточно ли был сосредоточен… Не помню!
Не могу воспроизвести в воображении не их лиц, ни глаз, не помню ни одного недоумённого или победного взгляда, восклицания, реплики… Не знаю, как усвоили узнанное, усвоили ли все. Все.
Потому что их на этом уроке я не видела, да, да, не видела. Я их не чувствовала! Я их потеряла, я не знаю меру их интереса, причастности каждого из них к работе. Это был разгром: было совершенно очевидно, что урок провален, сорван, не состоялся. Урок для урока, урок с детьми не для детей. Урок в никуда. Занятая композицией урока, озабоченная только тем, чтобы успеть сделать всё необходимое, что было намечено, помнящая о включении кодоскопа, я утратила ощущение состояния ребят, не собрала своё внимание вокруг каждого из них. Я в буквальном смысле слова оторвалась от них и преодолевала предполагаемы учебные трудности вне конкретного реального преодоления их каждым учеником.
Вот убийственный парадокс: я готовила урок с думой о них и их не видела. Я медленно обвела взглядом пустой кабинет, и теперь его тишина казалась мне тягостной и пугающей, а внутри меня вместо ликования стояла боль. Не сидеть. Только не сидеть вот так, разгромленной. Я встала и медленно пошла между рядами пустого кабинета, но вот остановилась там, где сидит Люся …»заглянула» через плечо Алёши… ахнула «увидев» ошибку, которую сделал-таки Кирилл, «погладила по голове застенчивую Катю Л., «дотронулась» до плеча торопливого Максима… Каждый стал возникать передо мной, как возникает в проявителе фотокарточка. Я услышала ребят, неясный шум их голосов, увидела то напряжённые, то вопросительные их глаза и, повернувшись лицом к классу, остановилась, заклиная себя: «Никогда, никогда, чтобы никогда этого не было…»
Вариант 25
1 уровень
1. Опишите понятие коммуникативной атаки.
2. Раскройте мотивы педагогической деятельности.
2 уровень
3. А.де Сент-Экзюпери: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения»
Раскройте Ваше видение этого утверждения.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 421.