Упражнение 5. Расслабление и контроль над воображением
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Это упражнение можно выполнять с открытыми или закрытыми глазами, в состоянии покоя или в процессе деятельности; оно вызывает состояние физического и ментального расслабления, которое сохраняется в течение всего времени выполнения упражнения.

Представьте, что вы смотрите назад сквозь ваш мозг, как будто поле зрения находится позади вас. Не нужно воображать, что ваши глаза развернулись на 180 градусов. Представьте, что они остаются в своем обычном положении, но смотрят назад. Чтобы пояснить это, сравним глаза с фонариком, который внезапно начинает светить не вперед, а назад. Не следует напрягать мышцы глаз. Не нужно также воображать, будто вы видите что-либо конкретное позади себя, нужно просто представить, что вы смотрите назад сквозь собственный мозг. Удерживайте эту воображаемую картину в течение всего упражнения. Если вы выполняете упражнение с открытыми глазами, очень важно смотреть прямо вперед, а не по сторонам и не сосредоточиваться на каком-либо конкретном предмете.

В качестве варианта этого упражнения вы можете вообразить, что смотрите вдаль сквозь твердые объекты, не видя их и не сосредоточивая свой взгляд ни на чем.

Оба варианта дают одинаковые результаты и могут быть повторены желаемое количество раз в течение дня, с минимальной продолжительностью приблизительно 2 минуты, которая может быть увеличена согласно вашей способности к концентрации.

Это упражнение позволяет достичь так называемого «параллельного взгляда», когда взгляд не сходится в одной точке, что приводит к желаемому состоянию расслабления глаз. Со временем следует выработать привычку смотреть спокойно, мягко, без всякой напряженности.

Вы также можете прибегать к этой технике, чтобы ментально отдохнуть и избавиться от негативных мыслей. Она также служит основой для достижения состояния ментального вакуума, о котором мы скажем позже.

 

Умственная концентрация

 

Умственную концентрацию можно определить как способность сфокусировать наше внимание на чем-то одном, исключая все остальное. Обычно мы можем сконцентрироваться лишь на тех вещах, которые нас очень интересуют, но нам трудно уделять постоянное внимание тому, что нас не особенно привлекает. Вопреки общепринятому мнению, интенсивная концентрация на определенной работе не вызывает больше расхода энергии, наоборот, она уменьшается. На практике же, когда человек пытается сэкономить силы, он выполняет свою работу без желания, думая, что меньшее усилие позволяет расходовать меньше энергии. Однако человек не осознает, что отсутствие энтузиазма приводит к сосуществованию двух противоположных позиций: внутреннего нежелания работать и жизненной необходимости делать это.

Нервное напряжение — всегда результат действия противоположных сил, которое приводит к психофизическому раздвоению человека. При отсутствии раздвоения человек лучше контролирует себя и избегает растраты энергии, которая неизбежна при сосредоточении внимания на нескольких объектах одновременно. Мы знаем, что беспокойство значительно истощает защитные механизмы тела, создавая нервное, напряжение и заставляя человека «работать на износ». Все, на что мы направляем наше внимание, начинает нас «беспокоить» в большей или меньшей степени. Если наше внимание сосредоточено на многих вещах одновременно, как в истории с Чарлзом М., приведенной в главе «Реальное существование и жизнь в мире фантазий», то это значительно увеличивает степень беспокойства. Многие из наших восприятий, даже сублиминальных, создают для нас проблему, то есть стимул к решению, умозаключению или определенному психологическому состоянию. Например, увиденное на улице происшествие, которое непосредственно нас не касается, вызывает в нашем мозгу интенсивную работу подсознания в ответ на бессознательное беспокойство.

Представим, что, просматривая газету, мы наталкиваемся на тревожный заголовок и смутно осознаем, что он означает угрозу войны в определенной точке планеты. Может случиться, что наше подсознание, испугавшееся такой перспективы, немедленно начнет строить планы, как обеспечить свою безопасность в таком случае. Для бессознательного воображения это будет оставаться нерешенной проблемой, которая должна будет так или иначе разрешиться и, вероятно, будет беспокоить нас в течение длительного времени, особенно если до нас будут доходить другие подобные новости. Это лишь одно из множества восприятий, возникающих у нас в течение дня. К ним нужно добавить все те, которые хранятся в нашей памяти и которые легко выходят на поверхность сознания, если у нас нет определенной способности к умственной концентрации.

Чем больше вещей человек должен включить в поле своего внимания в данный момент, тем более раздробленным становится его «Я». По этой причине становится невозможным достижение высокого уровня сознания, которое характеризуется наличием неделимого, цельного и зрелого «Я».

Есть множество степеней умственной концентрации, соответствующих интенсивности внимания. Оставляя в стороне такую градацию, мы будем различать два основных типа ментальной концентрации: напряженная концентрация и спокойная концентрация. Каждая из них может быть произвольной и непроизвольной. Концентрация произвольна, когда есть намеренное желание зафиксировать внимание на чем-то одном и исключить все остальное, и непроизвольная, когда разум захвачен каким-либо стимулом. Мы будем рассматривать только произвольную концентрацию.

Произвольная концентрация является напряженной, когда она сопровождается мышечным усилием, направленным на то, чтобы зафиксировать и сделать более ярким ментальный образ, абстрактный или конкретный. Часто, пытаясь сосредоточиться на чем-либо, люди напрягают лицевые мышцы, например хмурят брови, стискивают челюсти, что само по себе вызывает состояние нервного напряжения.

Остановимся на одном исключительно интересном факте, имеющем непосредственное отношение к обсуждаемому здесь предмету. Речь идет о некоторых следствиях состояния напряжения, которых мы еще не касались.

Ранее мы рассматривали напряжение как патологию, то есть как «чрезмерное напряжение», и анализировали тот вред, который оно может принести организму человека. Тем не менее, как уже было сказано в первой главе, состояние напряжения является естественным и необходимым для активной жизни. Напряжение становится вредным только в случае его чрезмерности. Если говорить об интеллекте, то главная проблема людей прямо противоположна явлению нервного напряжения. В этом случае имеет место «патологическая атония». Определим ментальную концентрацию как напряжение воображения, а рассеянность ума — как атонию воображения. Не следует путать «чистое» напряжение воображения с состоянием эмоционального беспокойства, которое вызывает тревожные мысли, приводящие к чрезмерному напряжению. В этом случае происходит невольная концентрация, без участия «Я». Сознательная концентрация — всегда преднамеренное действие «Я».

Интеллектуальная атония, или атония «Я», представляет собой недостаток сознательного мышления и преобладание деятельности подсознания.

Главная цель гипсосознания, как мы уже говорили и о чем свидетельствует само название, — это достижение более высокого уровня сознания. Повысить сознание можно при помощи укрепления и достижения полной зрелости «Я». Концентрация значительно повышает умственный тонус человека и позволяет ему в полной мере использовать свою волю и созидательное мышление.

В своей книге «Ментальный тонус» Жан Клод Филлу пишет следующее: «Воля, смелость, упорство, самоконтроль и умение сохранять спокойствие в трудные моменты означают состояния, при которых совокупность энергии человека имеет особенно высокий тонус. И наоборот, люди пассивные, инертные и легко возбудимые обладают очень низким тонусом, так как они понапрасну расходуют свои силы. Сюда же можно отнести астеников всех типов, людей нетерпеливых, нерешительных и беспомощных, — одним словом, тех, кому словно суждено быть игрушкой внешних сил, вместо того чтобы утвердиться через активное, сознательное приспособление к внешнему миру и оставить в нем свой след»… «Упорный человек, например, имеет высокий жизненный тонус, поскольку он умеет использовать свои силы. У нестабильного и импульсивного человека тонус недостаточен, так как он неправильно использует свои силы и плохо управляет ими».

Мы могли бы сказать, что недостаток умственного тонуса означает «слабость сознания», обусловленную низким уровнем «пробужденности» и, разумеется, неправильным обучением, которое сопутствует низкому уровню сознания.

В отношении взаимосвязи концентрации и затраты энергии обычно утверждают, что поскольку концентрация требует большого усилия, то ее высокий уровень не может способствовать уменьшению расхода энергии. На самом деле спокойная концентрация не требует больших усилий и представляет собой способность спокойно удерживать ментальный образ. Наоборот, концентрация, которой сопутствует значительное нервное усилие, без сомнения, ведет к большому расходу энергии, особенно когда она непроизвольна и вызвана внезапным и сильным эмоциональным импульсом.

Говоря о концентрации, следует также рассмотреть проблему неспособности человека освободить свой ум от определенных мыслей, эмоций, переживаний или ощущений из далекого или близкого прошлого. Например, любой комплекс — это неспособность освободиться от эмоционального шока прошлого, которое человек считает частью настоящего.

Можно сказать, что концентрация не вызывает усталости, она представляет собой тот ментальный тонус, который должен бы быть обычным для человека. Блуждание мыслей — это гипотония мыслей, оно не способствует отдыху или снижению расхода энергии, а вызывает энергетический спад. Блуждание воображения не способствует отдыху ума, а, наоборот, увеличивает в уме человека число стимулов, каждый из которых создает еще одну задачу, требующую своего решения.

Единственный истинно эффективный отдых уму дает состояние, которого можно достичь, научившись полностью освобождать свой ум от мыслей, то есть состояние «ментального вакуума», когда поток мыслей временно прекращается. Можно определить это состояние как полную «деконцентрацию». Техника достижения умственной концентрации неизменно зависит от того, достигнута ли особая эмоциональная и волевая позиция, когда человек придает исключительное, эксклюзивное значение деятельности, объекту или идее, на которых он хочет сосредоточиться. Это состояние полного безразличия человека ко всему, что не является объектом его интереса. Ключевым фактором техники концентрации является безразличие к другим стимулам и идеям, основанное на волевом усилии. Мы должны также упомянуть еще один очень важный фактор: когда человек правильно сосредоточивается, он живет в настоящем (см. гл. «Существование истинное и мнимое»).

Чтобы правильно оценить механизм концентрации, приведем один пример: человеку гораздо легче сосредоточиться, если он должен это сделать, когда существует сильное внешнее принуждение, заставляющее его выполнить работу или разрешить какую-то проблему в определенный срок. Процесс концентрации будет протекать еще легче, если ему грозит наказание за невыполнение задачи в срок.

Когда человек хочет на чем-то сосредоточиться, он должен придать первостепенную важность тому, на чем он собирается сконцентрировать свое внимание. Он должен думать, что для него очень важно уделить исключительное внимание интересующему его предмету и что это является «вопросом жизни или смерти». Следующее, о чем необходимо помнить, — это правильное использование дыхания. Необходимо глубоко вдыхать, чтобы достичь при помощи силы воли концентрации всей своей психофизической структуры. Чтобы сохранить концентрацию, необходимо зафиксировать свое внимание, что может быть достигнуто благодаря более высокой степени пробужденности. Состояние концентрации в действительности представляет собой более высокую степень пробужденности ума. И наоборот, неспособность к концентрации всегда вызвана сном ума, то есть низким уровнем сознания. Чтобы эффективно сконцентрироваться, необходимо избегать скуки и умственной дремоты и воспринимать каждую идею, дело или предмет так, как будто вы сталкиваетесь с ними впервые в жизни.

Гениев (людей с пробужденным умом) объединяет их исключительная способность к наблюдательности, которая позволяет им при наблюдении любого объекта открыть бесчисленное множество интересных подробностей, которых остальные люди не заметили.

В процессе концентрации очень важно не проявлять нетерпения и не думать о времени. Необходимо стараться, насколько это возможно, быть совершенно пробужденным и находиться в настоящем моменте, переживая период концентрации секунду за секундой, а не как отрезок времени.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 630.