Глава 10. Упражнения для повышения уровня сознания

Глава 10. Упражнения для повышения уровня сознания

 

Упражнения для повышения уровня сознания направлены на воспитание четырех основных аспектов того механизма, который удерживает человека на низком уровне сознания: дыхания, воображения, фонации и движения. В данной главе рассматриваются четыре различные группы упражнений, которые мы будем изучать по отдельности, чтобы в конце сделать резюме и дать рекомендации, как их лучше комбинировать.

 

Дыхание

 

Дыхание — это не только обеспечение организма топливом, необходимым для поддержания жизни, но также это возможность упорядочить наши эмоциональные, ментальные и нервные состояния. Дыхание и нервная система эквивалентны в отношении их возбудимости и торможения. Подобным же образом наши душевные состояния и воображение соответствуют тому или иному способу дыхания. Не существует дыхательного процесса, единообразного для всех людей, поскольку есть существенные различия по силе и ритму. Форма дыхания человека заметно влияет на различные характеристики его личности, обусловливая ее физические и психические возможности.

Человек, который дышит глубоко, всегда обладает большей физической и биологической энергией. Тот же, у кого дыхание неглубокое, обычно робок и астеничен. Правильное дыхание есть один из определяющих факторов здоровья, сбалансированной нервной системы, спокойного эмоционального состояния и восприимчивого ума.

Дыхание есть русло потока органической жизни, это единственный непрерывный контакт, который связывает нас с матерью-природой, и, подобно пуповине, он снабжает нас элементами, которые нужны для поддержания нашей жизни. Прерывание этой связи означает смерть. Кроме того, процесс дыхания есть единственная вегетативная функция, которая может испытывать влияние со стороны нашей воли. Таким образом, она представляет собой связь между спинномозговой нервной системой и вегетативной системой.

Тренировка и овладение дыханием позволяют человеку распространить влияние своей воли на эмоциональные и нервные реакции, которые обычно находятся за пределами нашего контроля. Существует непрерывное взаимодействие между нашей ментальной и эмоциональной деятельностью и процессом дыхания. Когда мы наслаждаемся эмоциональным покоем, наше дыхание более ритмично, мягко и медленно; когда мы напряжены, поток дыхания задерживается, становится неритмичным и неглубоким; когда мы испытываем эмоциональный шок, дыхание останавливается и наступает почти удушье. Когда мы сосредоточены, мы дышим мягко и непрерывно, а когда мы позволяем нашему разуму блуждать, процесс дыхания становится прерывистым.

Поэтому перевоспитание дыхания имеет как психологическое, так и физиологическое значение. Чтобы оценить контекст различных упражнений, проанализируем несколько общих положений в отношении механизма дыхания.

Взрослый человек обычно делает от 14 до 17 вдохов в минуту. Каждый раз, когда грудная клетка поднимается, происходит вдох, а когда она опускается, происходит выдох. Эти две фазы приносят приблизительно 500 кубических сантиметров воздуха в наши легкие, так что приблизительная масса воздухообмена за одну минуту равна 8 литрам. Это количество воздуха, которое проходит через легкие в одну минуту, называется вентиляцией легких. Максимальное количество воздуха, который можно выдохнуть после глубокого вдоха, составляет жизненную потребность человека и в среднем составляет от 4 до 5 литров. Человек не может вдохнуть так, чтобы полностью обновить воздух в легких, поскольку всегда имеется определенное количество воздуха от 1000 до 1500 кубических сантиметров, которое там остается. Этот воздух не выдыхается, он называется остаточным.

Дыхательные упражнения, которые мы рассмотрим, не только увеличивают жизнеспособность, но и непосредственно влияют на воспитание воображения и фонацию. На практике разные группы упражнений взаимосвязаны и влияют на различные функции человека. Таким образом, дыхание, фонация и движения влияют на воображение и, в свою очередь, сами подвержены его влиянию. Мы увидим например, что определенные дыхательные упражнения направлены на облегчение ментальной концентрации, что способствует воспитанию воображения. Учитывая это взаимное влияние, дадим каждому упражнению номер и объединим их в группы по целям.

 

Полное дыхание

 

Человек обычно дышит, наполняя только верхнюю часть легких. Если мы хотим вдохнуть больше воздуха, мы существенно расширяем нашу грудную клетку. Дыхание такого рода называется грудным дыханием. Функция диафрагмы не очень важна при этом. Диафрагма — широкая мышца, отделяет область грудной клетки от области брюшной полости и которая помогает вдоху. Когда мы дышим, то с помощью диафрагмы, увеличиваем приток воздуха и в то же время уменьшаем количество остаточного воздуха.

Правильное управление диафрагмой позволяет улучшить эффективность дыхательного процесса, которая, в свою очередь, является одним из определяющих элементов правильной речи.

Огромное большинство людей страдает от недостаточности дыхания. Этот факт можно установить в результате следующего упражнения: сядьте удобно, положите большие пальцы на талию выше тазобедренной кости, так, чтобы другие пальцы были обращены назад по линии талии и соприкасались сзади. Дышите нормально в этом положении и постарайтесь определить, подвижны ли нижние мышцы спины. Если они не работают, значит, дыхание недостаточно.

 

Сознательное дыхание

 

Сознательное дыхание позволяет достичь психического состояния, которое совершенно отлично от обычного, когда человек дышит непроизвольно. Благодаря осознанию вдоха и выдоха устанавливается связь между волей и вегетативной системой, что позволяет достичь самоконтроля. Дыхание — как кран, который открывает или закрывает связи с нервной системой и эмоциями. Оно также позволяет человеку изменить свои психические и нервные состояния и повысить уровень сознания, преимущества чего нам уже известны.

 

Опыты с воображением

 

Два опыта, которые изложены ниже, демонстрируют на практике принцип «идеоплазии» (воздействия мыслей на физиологические процессы).

 

Опыт А

Сделайте простейший маятник, привязав к нитке или тонкой леске длиной 30 см кольцо или ключ. Сядьте за стол, опершись на него локтями и соединив кисти рук на уровне подбородка. Держите соединенными кончиками средних пальцев маятник за нить, как показано на рисунке 9.

 

 

Постарайтесь, чтобы маятник висел неподвижно, и в то же время вообразите, не закрывая глаз, что маятник начинает качаться вперед-назад. Необходимо ощутить сильное желание, чтобы маятник начал двигаться. Спустя несколько секунд вы заметите, что маятник действительно качается в воображаемом направлении.

Вообразите теперь, что маятник качается справа налево, и вы увидите, как маятник действительно будет двигаться в этом направлении.

 

Вопрос . Почему маятник движется?

То, что маятник следует воображаемому движению, подтверждает, что экспериментатор совершал неосознанные и незаметные движения своими пальцами, чтобы дать физическое воплощение тому образу, который был в его воображении.

 

Опыт Б

Сядьте удобно, закройте глаза и вообразите как можно более ярко, что вы стоите у железной дороги. Представьте, что слева направо перед вами проезжает поезд. Во время опыта последите за своими глазными яблоками. Можно заметить, что, хотя веки закрыты, глаза двигаются, следуя за поездом.

 

Вопрос . Почему глазные яблоки двигаются в воображаемом направлении?

Движение глазных яблок показывает, что существует очевидная и тесная связь между мыслью и движением глаз. Глазные яблоки всегда стремятся двигаться в соответствии с тем, что человек воображает. Если вместо горизонтального движения представить ракету, взлетающую вверх, то глазные яблоки будут двигаться также вверх.

 

Воспользуемся опытом Б, чтобы разработать технику, которая позволит нам расслабиться. Будем основываться на предпосылке, что существует связь между деятельностью воображения и движениями глаз. Поэтому если мы успокоим воображение, то и глаза также придут в состояние покоя, и если мы расслабим глаза, то и наше воображение уменьшит свою активность.

Известно, что при функционировании глаз расходуется много нервной энергии. И во время работы, и во время развлечений, и во время сна наши глаза постоянно напряжены. Добившись их расслабления, можно вызвать состояние общего расслабления, контролировать воображение и сократить расход энергии. При полном расслаблении глаз процесс мысленного представления зрительных образов прекращается. Глаза, таким образом, являются инструментом, при помощи которого мы можем контролировать воображение.

Когда глаза отдыхают, они находятся в состоянии, называемом «взгляд в бесконечность». На практике глаза почти никогда не приходят в это идеальное положение из-за нашей непрерывной зрительной активности. Когда мы смотрим на что-нибудь, мышцы глаз напряжены, и в результате нам трудно расслабиться. Когда глаза отдыхают, мы чувствуем себя очень хорошо. Всем знакомо то особое психическое состояние, когда мы стоим на берегу моря и смотрим на линию горизонта. Это созерцание дали вызывает расслабление глаз, которое, в свою очередь, приводит к общему расслаблению.

 

Умственная концентрация

 

Умственную концентрацию можно определить как способность сфокусировать наше внимание на чем-то одном, исключая все остальное. Обычно мы можем сконцентрироваться лишь на тех вещах, которые нас очень интересуют, но нам трудно уделять постоянное внимание тому, что нас не особенно привлекает. Вопреки общепринятому мнению, интенсивная концентрация на определенной работе не вызывает больше расхода энергии, наоборот, она уменьшается. На практике же, когда человек пытается сэкономить силы, он выполняет свою работу без желания, думая, что меньшее усилие позволяет расходовать меньше энергии. Однако человек не осознает, что отсутствие энтузиазма приводит к сосуществованию двух противоположных позиций: внутреннего нежелания работать и жизненной необходимости делать это.

Нервное напряжение — всегда результат действия противоположных сил, которое приводит к психофизическому раздвоению человека. При отсутствии раздвоения человек лучше контролирует себя и избегает растраты энергии, которая неизбежна при сосредоточении внимания на нескольких объектах одновременно. Мы знаем, что беспокойство значительно истощает защитные механизмы тела, создавая нервное, напряжение и заставляя человека «работать на износ». Все, на что мы направляем наше внимание, начинает нас «беспокоить» в большей или меньшей степени. Если наше внимание сосредоточено на многих вещах одновременно, как в истории с Чарлзом М., приведенной в главе «Реальное существование и жизнь в мире фантазий», то это значительно увеличивает степень беспокойства. Многие из наших восприятий, даже сублиминальных, создают для нас проблему, то есть стимул к решению, умозаключению или определенному психологическому состоянию. Например, увиденное на улице происшествие, которое непосредственно нас не касается, вызывает в нашем мозгу интенсивную работу подсознания в ответ на бессознательное беспокойство.

Представим, что, просматривая газету, мы наталкиваемся на тревожный заголовок и смутно осознаем, что он означает угрозу войны в определенной точке планеты. Может случиться, что наше подсознание, испугавшееся такой перспективы, немедленно начнет строить планы, как обеспечить свою безопасность в таком случае. Для бессознательного воображения это будет оставаться нерешенной проблемой, которая должна будет так или иначе разрешиться и, вероятно, будет беспокоить нас в течение длительного времени, особенно если до нас будут доходить другие подобные новости. Это лишь одно из множества восприятий, возникающих у нас в течение дня. К ним нужно добавить все те, которые хранятся в нашей памяти и которые легко выходят на поверхность сознания, если у нас нет определенной способности к умственной концентрации.

Чем больше вещей человек должен включить в поле своего внимания в данный момент, тем более раздробленным становится его «Я». По этой причине становится невозможным достижение высокого уровня сознания, которое характеризуется наличием неделимого, цельного и зрелого «Я».

Есть множество степеней умственной концентрации, соответствующих интенсивности внимания. Оставляя в стороне такую градацию, мы будем различать два основных типа ментальной концентрации: напряженная концентрация и спокойная концентрация. Каждая из них может быть произвольной и непроизвольной. Концентрация произвольна, когда есть намеренное желание зафиксировать внимание на чем-то одном и исключить все остальное, и непроизвольная, когда разум захвачен каким-либо стимулом. Мы будем рассматривать только произвольную концентрацию.

Произвольная концентрация является напряженной, когда она сопровождается мышечным усилием, направленным на то, чтобы зафиксировать и сделать более ярким ментальный образ, абстрактный или конкретный. Часто, пытаясь сосредоточиться на чем-либо, люди напрягают лицевые мышцы, например хмурят брови, стискивают челюсти, что само по себе вызывает состояние нервного напряжения.

Остановимся на одном исключительно интересном факте, имеющем непосредственное отношение к обсуждаемому здесь предмету. Речь идет о некоторых следствиях состояния напряжения, которых мы еще не касались.

Ранее мы рассматривали напряжение как патологию, то есть как «чрезмерное напряжение», и анализировали тот вред, который оно может принести организму человека. Тем не менее, как уже было сказано в первой главе, состояние напряжения является естественным и необходимым для активной жизни. Напряжение становится вредным только в случае его чрезмерности. Если говорить об интеллекте, то главная проблема людей прямо противоположна явлению нервного напряжения. В этом случае имеет место «патологическая атония». Определим ментальную концентрацию как напряжение воображения, а рассеянность ума — как атонию воображения. Не следует путать «чистое» напряжение воображения с состоянием эмоционального беспокойства, которое вызывает тревожные мысли, приводящие к чрезмерному напряжению. В этом случае происходит невольная концентрация, без участия «Я». Сознательная концентрация — всегда преднамеренное действие «Я».

Интеллектуальная атония, или атония «Я», представляет собой недостаток сознательного мышления и преобладание деятельности подсознания.

Главная цель гипсосознания, как мы уже говорили и о чем свидетельствует само название, — это достижение более высокого уровня сознания. Повысить сознание можно при помощи укрепления и достижения полной зрелости «Я». Концентрация значительно повышает умственный тонус человека и позволяет ему в полной мере использовать свою волю и созидательное мышление.

В своей книге «Ментальный тонус» Жан Клод Филлу пишет следующее: «Воля, смелость, упорство, самоконтроль и умение сохранять спокойствие в трудные моменты означают состояния, при которых совокупность энергии человека имеет особенно высокий тонус. И наоборот, люди пассивные, инертные и легко возбудимые обладают очень низким тонусом, так как они понапрасну расходуют свои силы. Сюда же можно отнести астеников всех типов, людей нетерпеливых, нерешительных и беспомощных, — одним словом, тех, кому словно суждено быть игрушкой внешних сил, вместо того чтобы утвердиться через активное, сознательное приспособление к внешнему миру и оставить в нем свой след»… «Упорный человек, например, имеет высокий жизненный тонус, поскольку он умеет использовать свои силы. У нестабильного и импульсивного человека тонус недостаточен, так как он неправильно использует свои силы и плохо управляет ими».

Мы могли бы сказать, что недостаток умственного тонуса означает «слабость сознания», обусловленную низким уровнем «пробужденности» и, разумеется, неправильным обучением, которое сопутствует низкому уровню сознания.

В отношении взаимосвязи концентрации и затраты энергии обычно утверждают, что поскольку концентрация требует большого усилия, то ее высокий уровень не может способствовать уменьшению расхода энергии. На самом деле спокойная концентрация не требует больших усилий и представляет собой способность спокойно удерживать ментальный образ. Наоборот, концентрация, которой сопутствует значительное нервное усилие, без сомнения, ведет к большому расходу энергии, особенно когда она непроизвольна и вызвана внезапным и сильным эмоциональным импульсом.

Говоря о концентрации, следует также рассмотреть проблему неспособности человека освободить свой ум от определенных мыслей, эмоций, переживаний или ощущений из далекого или близкого прошлого. Например, любой комплекс — это неспособность освободиться от эмоционального шока прошлого, которое человек считает частью настоящего.

Можно сказать, что концентрация не вызывает усталости, она представляет собой тот ментальный тонус, который должен бы быть обычным для человека. Блуждание мыслей — это гипотония мыслей, оно не способствует отдыху или снижению расхода энергии, а вызывает энергетический спад. Блуждание воображения не способствует отдыху ума, а, наоборот, увеличивает в уме человека число стимулов, каждый из которых создает еще одну задачу, требующую своего решения.

Единственный истинно эффективный отдых уму дает состояние, которого можно достичь, научившись полностью освобождать свой ум от мыслей, то есть состояние «ментального вакуума», когда поток мыслей временно прекращается. Можно определить это состояние как полную «деконцентрацию». Техника достижения умственной концентрации неизменно зависит от того, достигнута ли особая эмоциональная и волевая позиция, когда человек придает исключительное, эксклюзивное значение деятельности, объекту или идее, на которых он хочет сосредоточиться. Это состояние полного безразличия человека ко всему, что не является объектом его интереса. Ключевым фактором техники концентрации является безразличие к другим стимулам и идеям, основанное на волевом усилии. Мы должны также упомянуть еще один очень важный фактор: когда человек правильно сосредоточивается, он живет в настоящем (см. гл. «Существование истинное и мнимое»).

Чтобы правильно оценить механизм концентрации, приведем один пример: человеку гораздо легче сосредоточиться, если он должен это сделать, когда существует сильное внешнее принуждение, заставляющее его выполнить работу или разрешить какую-то проблему в определенный срок. Процесс концентрации будет протекать еще легче, если ему грозит наказание за невыполнение задачи в срок.

Когда человек хочет на чем-то сосредоточиться, он должен придать первостепенную важность тому, на чем он собирается сконцентрировать свое внимание. Он должен думать, что для него очень важно уделить исключительное внимание интересующему его предмету и что это является «вопросом жизни или смерти». Следующее, о чем необходимо помнить, — это правильное использование дыхания. Необходимо глубоко вдыхать, чтобы достичь при помощи силы воли концентрации всей своей психофизической структуры. Чтобы сохранить концентрацию, необходимо зафиксировать свое внимание, что может быть достигнуто благодаря более высокой степени пробужденности. Состояние концентрации в действительности представляет собой более высокую степень пробужденности ума. И наоборот, неспособность к концентрации всегда вызвана сном ума, то есть низким уровнем сознания. Чтобы эффективно сконцентрироваться, необходимо избегать скуки и умственной дремоты и воспринимать каждую идею, дело или предмет так, как будто вы сталкиваетесь с ними впервые в жизни.

Гениев (людей с пробужденным умом) объединяет их исключительная способность к наблюдательности, которая позволяет им при наблюдении любого объекта открыть бесчисленное множество интересных подробностей, которых остальные люди не заметили.

В процессе концентрации очень важно не проявлять нетерпения и не думать о времени. Необходимо стараться, насколько это возможно, быть совершенно пробужденным и находиться в настоящем моменте, переживая период концентрации секунду за секундой, а не как отрезок времени.

 

Ментальная пустота

 

Как мы говорили ранее, ум полностью отдыхает только в состоянии ментальной пустоты. Мы определяем ее как «временную остановку процесса мышления», предпринятую преднамеренно. Бывают случаи, когда сильный эмоциональный шок приводит к состоянию полной ментальной пустоты в уме человека, так что он в течение какого-то времени не способен реагировать ни на внутренние, ни на внешние стимулы.

Шок вызывает резкое, внезапное возвращение к самым ранним стадиям интеграции, и человек пытается найти укрытие внутри себя, временно прекращая всякую связь с самим собой и с окружающим миром. Ментальная пустота также представляет собой временную приостановку контакта с внешним миром и с самим собой. Если мы кратко проанализируем, скольких усилий стоят человеку его взаимоотношения с внешним и внутренним миром, то легко поймем, какую пользу можно извлечь из отдыха от мыслей. На первый взгляд кажется, что сон является отдыхом не только для тела, но и для ума. Однако нам известно, что мышление не прерывается во время сна; оно лишь переходит с сознательного уровня на подсознательный. Как мы уже наблюдали по шкале сознания, во время сна не происходит никаких изменений в интеллектуальной деятельности человека помимо снижения уровня сознания и вследствие этого усиления онейрического состояния.

Не следует забывать, что наше подсознание является частью нашего мозга, и, значит, когда мы спим, наш мозг также или даже более активен, чем когда мы бодрствуем. Таким образом, наш ум никогда не отдыхает, и во время сна он только временно уходит от реальности. Состояние ментальной пустоты является очень глубоким процессом, если достигается правильно, так как до определенной степени оно охватывает как сознательную, так и подсознательную деятельность воображения.

Сознательно достигая состояния ментальной пустоты, то есть действительной остановки своих мыслей, человек получает огромную пользу. Существуют разные степени ментальной пустоты, и трудно говорить об абсолютной ментальной пустоте, так как всегда имеет место определенная подсознательная деятельность. Необходимо стараться достичь состояния, наиболее близкого к абсолютной ментальной пустоте. Конечно, по-настоящему глубокой ментальной пустоты можно достичь только при регулярной тренировке.

Упражнения для воспитания воображения в действительности представляют собой своего рода умственную гимнастику, которая позволяет человеку достичь волевого контроля над своими мыслями, а также осознать наличие у себя высшего типа мозговой деятельности. Как физические упражнения развивают определенную группу мышц, так эти упражнения позволяют достичь определенного контроля над мышлением. Таким образом, упражнение «ментальная пустота» позволяет повысить «ощущение собственной умственной деятельности», что дает возможность почувствовать изменения в состоянии мозга во время мышления и при остановке мышления. Повторим еще раз, что практика ментальной пустоты — единственно возможное и реальное средство, позволяющее уму отдохнуть.

Нельзя недооценивать пользу, получаемую от выполнения этого упражнения, хотя новичку она может показаться преувеличенной. Скажем только, что ментальная пустота дает человеческому интеллекту необходимую ему смену активности и отдыха, что характерно для всех живых организмов. В определенной степени ментальная пустота представляет собой значительно более глубокий отдых, чем сон. Каждый день, просыпаясь, мы ощущаем несоответствие между энергетическим обновлением нашего организма и нашим ментальным состоянием. Багаж нашего жизненного опыта лежит слишком тяжелым грузом на нашей психике и не дает нам воспринимать жизнь с необходимой интеллектуальной свежестью и бодростью. Сон восстанавливает нашу физическую энергию и в определенной степени представляет собой ежедневное возрождение. С другой стороны, ум из-за своей непрерывной деятельности просыпается таким же изнуренным и больным, каким он был прежде.

Ментальная пустота, после того как мысленная деятельность человека была приостановлена, дает ему возможность эффективно обновить ум и стать свежим, обновленным и бодрым. Это, безусловно, позволяет достичь большей эффективности в работе и устранить усталость мозга. Нам также известно, что ментальный тонус, или ментальное состояние человека, имеет огромное значение для сохранения его тела молодым и здоровым. Ментальное здоровье и ментальная молодость в значительной степени означают физическое здоровье и молодость. Мрачные мысли, например, сильно влияют на биологические сопротивляемость и равновесие, постепенно разрушая их. Позитивное состояние ума и большое желание жить в значительной степени влияют на способность человека к физиологическому восстановлению. Это подтверждается анализом физического и психического состояния людей в послеоперационный период, после перенесенного серьезного хирургического вмешательства. Люди, настроенные положительно, поправляются гораздо быстрее, у них намного больше шансов выжить, чем у тех, кто подвержен отрицательным мыслям и не имеет большого интереса к жизни.

 

Первый этап

Сидя или лежа в удобной позе, закройте глаза и сосредоточьте на них свое внимание. Через какое-то время вы заметите, что ваши глазные мускулы напрягаются и расслабляются, а веки продолжают подрагивать, хотя глаза закрыты. Вы должны постараться при помощи воли полностью прекратить это легкое подрагивание и расслабить глазные мускулы. Нужно продолжать концентрацию до полного прекращения активности век и глаз. На этом первый этап завершается.

 

Второй этап

Во время второго этапа вы должны забыть о глазах и сконцентрировать внимание на вдохе и выдохе, пытаясь отождествиться с легкими подъемами и опусканиями вашей грудной клетки. Вы должны ясно почувствовать это чередование: вдох и выдох, вдох и выдох, вдох и выдох. НЕ следует дышать глубже обычного, дышите нормально.

 

Третий этап

Через какое-то время, когда вы почувствуете, что достигли полного отождествления со своим дыханием, вам следует забыть о процессе дыхания и сосредоточить внимание на воображаемом черном цвете до тех пор, пока он не начнет самопроизвольно исчезать.

 

Все три этапа упражнения следует выполнять в состоянии полной неподвижности. Сложно сказать, сколько времени необходимо для выполнения каждого этапа, поскольку это зависит от индивидуальных особенностей человека и результатов, которые ему удастся достичь. Ни в коем случае нельзя переходить к следующему этапу, не справившись полностью с предыдущим. Последний, третий, этап может длиться столько, сколько необходимо. Вероятно, самое важное — стараться не испытывать сонливости, используя для этого силу воли. Если человек засыпает, это означает, что упражнение выполнялось неправильно, если только целью была не ментальная пустота, а расслабление.

Если вы чувствуете необыкновенное спокойствие и ментальную ясность, это значит, что вы все делаете правильно и должны продолжать упражнение до тех пор, пока вы действительно не достигнете ментальной пустоты.

Что чувствует человек, достигая состояния ментальной пустоты? Ничего, абсолютно ничего. Восприятие полностью останавливается. Больше всего это напоминает состояние «подвешенности» в настоящем моменте: нет ни времени, ни движения, ни восприятия.

Давайте вспомним о том, что не существует полной ментальной пустоты и что в мозге всегда происходит определенная бессознательная деятельность, хотя она и бывает сведена к минимуму. Вероятно, самым точным описанием ментальной пустоты является следующее: «максимально возможная остановка потока сознательного и бессознательного мышления». К сожалению, не существует слов для описания ментальных состояний гипсосознания, поэтому необходимо их создавать, прибегая к сравнениям, которые помогают прояснить способ действия определенного психического механизма.

Возможно, что вначале упражнение «ментальная пустота» может вызвать уменьшение продолжительности вашего сна. Это не должно вас беспокоить, поскольку причиной является лучшее и более эффективное восстановление энергии во время сна, так что вам уже не потребуется спать так много, как прежде.

При более совершенном выполнении упражнения «ментальная пустота» человек может заранее установить его продолжительность, по истечении этого времени автоматически восстанавливая свое привычное состояние сознания.

Это упражнение следует выполнять в три этапа, пока вы не научитесь его делать. Когда вы овладеете упражнением, все этапы должны слиться в один.

 

 

Опыт А

Выберите момент, когда вы очень устали или вам очень хочется спать. Если в таком состоянии осуществлять преднамеренные осознанные движения в течение трех минут, то ощущения усталости и сонливости постепенно исчезнут. Очень важно полностью сосредоточиться на этих движениях и выполнять их спокойно, не спеша.

 

Опыт Б

Для выполнения данного опыта нужно сесть за стол и положить на него пачку сигарет и коробку спичек. Экспериментатор должен некоторое время внимательно смотреть на пачку сигарет, после чего медленно и плавно взять ее левой рукой и приблизить к себе, не отводя взгляда, и затем тщательно рассматривать ее со всех сторон, медленно поворачивая. Потом, сохраняя полное спокойствие, медленно и преднамеренно вытащите одну сигарету и положите в рот. Возьмите коробок спичек так же медленно и осознанно, как вы взяли сигарету. Медленно выньте спичку и спокойно зажгите сигарету. Раскурите ее, после чего затушите о свою ладонь или запястье. Если вы правильно следовали инструкциям, то будете удивлены тем, что это совсем не больно. Вы почувствуете лишь небольшое жжение, хотя шрам от ожога сохранится. Этот опыт рекомендован тем, кто непременно хочет получить подтверждение сказанному выше. Так же как и в опыте А, важно полностью сосредоточиваться на своих движениях, пытаясь выполнять их максимально совершенно и точно.

 

Глава 13. Фонация

 

В этой главе мы рассмотрим некоторые особенности речевого механизма, связанные с тем, как голос влияет на уровень сознания человека и таким образом на его ментальное, эмоциональное и нервное состояние.

Будем кратки, поскольку нас интересуют лишь модуляция голоса и произношение, а не устранение дефектов тембра, тона и интенсивности голоса. Дадим лишь некоторые общие рекомендации для достижения хорошего произношения и модуляции, не углубляясь в рассмотрение особых случаев. В соответствии с целями нашей работы мы будем искать формулу, с помощью которой можно будет повысить уровень нашего сознания во время разговора.

В основе своей устное слово — это звуковая материализация наших мыслей, которые в таком виде могут быть восприняты и осмыслены другими людьми. Чтобы выражать свои мысли, мы должны их очень быстро связывать между собой, упорядочивать и классифицировать, делая это почти одновременно с произнесением слов.

Не вдаваясь в долгие объяснения, определим лишь, что произнесение слов, кроме всего прочего, включает физическое движение, поэтому оно имеет все ранее описанные механизмы движения. Таким образом, слово — это центробежный импульс, который материализуется в звуке и приводит к центростремительному изменению.

Качество произносимого слова влияют на ум, затуманивая или, наоборот, просветляя его. Четкое выражение мыслей и правильное произношение способствуют порядку, ясности и появлению большого количества идей. И напротив, небрежная манера говорить препятствует правильному процессу мышления.

Тембр и тон голоса также сильно влияют на нервную систему говорящего и слушателя. Одни голоса действуют на нервы, а другие успокаивают.

Рассмотрим несколько упражнений для улучшения артикуляции. Эти упражнения предназначены не для расслабления, а для подготовки к голосовому сознанию. Голосовое сознание — единственное упражнение, позволяющее повысить уровень сознания при помощи произносимого слова.

Первый элемент, необходимый для достижения хорошей дикции, — это воздух. Его давление во время произношения должно быть постоянным и равномерным, что достигается при помощи диафрагмального дыхания (упражнение 1).

Слова произносятся на выдохе, поэтому время выдоха нужно продлевать и дозировать. Чтобы научиться этому, мы дадим три основных упражнения, которые позволяют регулировать и дозировать воздух.

1. Продление выдоха. Вдох через нос должен быть медленным, мягким, глубоким, бесшумным, равномерным и полным. Пауза. Выдох через нос также должен быть медленным, мягким, глубоким, спокойным, равномерным и очень длительным.

2. Вдох — как в предыдущем упражнении. Пауза. Выдох с паузами (порциями) через нос с силой.

3. Медленный и плавный вдох через нос. Пауза. Интенсивный и как можно более длительный выдох через рот.

Как только достигнут контроль за давленим воздушного потока, необходимо заняться тренировкой органов, участвующих в артикуляции, таких, как язык, губы, челюсть и мягкое небо.

Хотя можно тренировать каждый из этих органов по отдельности, мы предпочитаем обобщить и использовать упражнения, охватывающие весь речевой механизм.

 

Упражнения для дикции

 

1. Читайте беззвучно, двигая губами, языком и челюстью, как при чтении вслух. Чтобы добиться волевого контроля над фонацией, движения должны быть несколько утрированными. После того как вы в течение некоторого времени выполняли это упражнение беззвучно, начните выполнять его вслух, так же преувеличивая движения.

2. Говорите громко, зажав в зубах карандаш и стараясь добиться как можно более чистого и ясного произношения.

3. Выберете любую тему и говорите громко, по слогам, с преувеличенной артикуляцией. Говорить по слогам означает делать маленькие паузы между слогами, благодаря чему слова приобретают гораздо большую ясность. Паузы при этом должны быть настолько короткими, чтобы вызывать положительное впечатление у слушателя И чтобы слова не казались растянутыми.

4. Громко произносите скороговорки, добиваясь совершенного произношения и модуляции.

Эти упражнения служат тренировкой для выполнения основного упражнения (речевое сознание). Речевое сознание — это особый способ произношения, обеспечивающий все преимущества знакомого нам высокого уровня сознания.

При выполнении любого упражнения требуется неукоснительно следовать указаниям.

 

Глава 10. Упражнения для повышения уровня сознания

 

Упражнения для повышения уровня сознания направлены на воспитание четырех основных аспектов того механизма, который удерживает человека на низком уровне сознания: дыхания, воображения, фонации и движения. В данной главе рассматриваются четыре различные группы упражнений, которые мы будем изучать по отдельности, чтобы в конце сделать резюме и дать рекомендации, как их лучше комбинировать.

 

Дыхание

 

Дыхание — это не только обеспечение организма топливом, необходимым для поддержания жизни, но также это возможность упорядочить наши эмоциональные, ментальные и нервные состояния. Дыхание и нервная система эквивалентны в отношении их возбудимости и торможения. Подобным же образом наши душевные состояния и воображение соответствуют тому или иному способу дыхания. Не существует дыхательного процесса, единообразного для всех людей, поскольку есть существенные различия по силе и ритму. Форма дыхания человека заметно влияет на различные характеристики его личности, обусловливая ее физические и психические возможности.

Человек, который дышит глубоко, всегда обладает большей физической и биологической энергией. Тот же, у кого дыхание неглубокое, обычно робок и астеничен. Правильное дыхание есть один из определяющих факторов здоровья, сбалансированной нервной системы, спокойного эмоционального состояния и восприимчивого ума.

Дыхание есть русло потока органической жизни, это единственный непрерывный контакт, который связывает нас с матерью-природой, и, подобно пуповине, он снабжает нас элементами, которые нужны для поддержания нашей жизни. Прерывание этой связи означает смерть. Кроме того, процесс дыхания есть единственная вегетативная функция, которая может испытывать влияние со стороны нашей воли. Таким образом, она представляет собой связь между спинномозговой нервной системой и вегетативной системой.

Тренировка и овладение дыханием позволяют человеку распространить влияние своей воли на эмоциональные и нервные реакции, которые обычно находятся за пределами нашего контроля. Существует непрерывное взаимодействие между нашей ментальной и эмоциональной деятельностью и процессом дыхания. Когда мы наслаждаемся эмоциональным покоем, наше дыхание более ритмично, мягко и медленно; когда мы напряжены, поток дыхания задерживается, становится неритмичным и неглубоким; когда мы испытываем эмоциональный шок, дыхание останавливается и наступает почти удушье. Когда мы сосредоточены, мы дышим мягко и непрерывно, а когда мы позволяем нашему разуму блуждать, процесс дыхания становится прерывистым.

Поэтому перевоспитание дыхания имеет как психологическое, так и физиологическое значение. Чтобы оценить контекст различных упражнений, проанализируем несколько общих положений в отношении механизма дыхания.

Взрослый человек обычно делает от 14 до 17 вдохов в минуту. Каждый раз, когда грудная клетка поднимается, происходит вдох, а когда она опускается, происходит выдох. Эти две фазы приносят приблизительно 500 кубических сантиметров воздуха в наши легкие, так что приблизительная масса воздухообмена за одну минуту равна 8 литрам. Это количество воздуха, которое проходит через легкие в одну минуту, называется вентиляцией легких. Максимальное количество воздуха, который можно выдохнуть после глубокого вдоха, составляет жизненную потребность человека и в среднем составляет от 4 до 5 литров. Человек не может вдохнуть так, чтобы полностью обновить воздух в легких, поскольку всегда имеется определенное количество воздуха от 1000 до 1500 кубических сантиметров, которое там остается. Этот воздух не выдыхается, он называется остаточным.

Дыхательные упражнения, которые мы рассмотрим, не только увеличивают жизнеспособность, но и непосредственно влияют на воспитание воображения и фонацию. На практике разные группы упражнений взаимосвязаны и влияют на различные функции человека. Таким образом, дыхание, фонация и движения влияют на воображение и, в свою очередь, сами подвержены его влиянию. Мы увидим например, что определенные дыхательные упражнения направлены на облегчение ментальной концентрации, что способствует воспитанию воображения. Учитывая это взаимное влияние, дадим каждому упражнению номер и объединим их в группы по целям.

 

Полное дыхание

 

Человек обычно дышит, наполняя только верхнюю часть легких. Если мы хотим вдохнуть больше воздуха, мы существенно расширяем нашу грудную клетку. Дыхание такого рода называется грудным дыханием. Функция диафрагмы не очень важна при этом. Диафрагма — широкая мышца, отделяет область грудной клетки от области брюшной полости и которая помогает вдоху. Когда мы дышим, то с помощью диафрагмы, увеличиваем приток воздуха и в то же время уменьшаем количество остаточного воздуха.

Правильное управление диафрагмой позволяет улучшить эффективность дыхательного процесса, которая, в свою очередь, является одним из определяющих элементов правильной речи.

Огромное большинство людей страдает от недостаточности дыхания. Этот факт можно установить в результате следующего упражнения: сядьте удобно, положите большие пальцы на талию выше тазобедренной кости, так, чтобы другие пальцы были обращены назад по линии талии и соприкасались сзади. Дышите нормально в этом положении и постарайтесь определить, подвижны ли нижние мышцы спины. Если они не работают, значит, дыхание недостаточно.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 134.