во- первых, как о свойствах государства (то есть носителем суверенитета является государство) самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за ее пределами, в международных общениях
во-вторых, о таких свойствах государственной власти (носителем суверенитета признается власть), которые выражаются в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также и в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении норм международного права.
под государственным суверенитетом следует понимать именно верховенство и независимость, то есть такие суверенные свойства государственной власти, которые выражают ее политико-правовую сущность и проявляются в соответствующих формах во внутренне- и внешнеполитической деятельности государства.
Чем характеризуется верховенство власти как определяющий структурный элемент понятия «государственный суверенитет»?
Определяющее положение государственной власти по отношению к другим свойствам государства проявляется в ее верховенстве. Это означает, что:
- только государственная власть обладает возможностью оказывать авторитетное, при необходимости с применением силы, воздействие на все стороны жизни общества, что придает ей всеобъемлющий характер;
- только государственная всласть обладает таким суверенным свойством, которое состоит в правомочии устанавливать в обществе единый правопорядок, правоспособность государственных органов, общественных объединений и организаций, наделять правами и обязанностями должностных лиц и граждан;
- верховенство государственной власти выражается также и в наличии единой системы государственных органов, составляющих в совокупности государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти состоят в том, что отдельные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимно исключающие правила поведения;
- верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти. Гарантии единства верховной государственной власти закреплены в части 4 статьи 3 Конституции Российской Федерации: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».
Таким образом, верховенство государственной власти – это такое состояние власти, при которой над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Вместе с тем, верховенство государственной власти не означает ее неограниченность. Как всякая другая власть в конституционном государстве, суверенная государственная власть основана на праве.
Независимость государственной власти – следующий структурный элемент понятия « государственный суверенитет». Термин «верховенство» содержательно предполагает, как об этом было сказано, состояние государственной власти, независимо от какой-либо власти внутри страны. В свою очередь, верховенство государственной власти невозможно без ее независимости, во вне которая тем самым выступает также в качестве необходимого условия верховенства государства. Независимость как суверенное свойство государственной власти также характеризуется политической самостоятельностью государства по отношению к другим государствам.
Специфика реализации государственного суверенитета в сфере международных отношений обусловливается, во-первых, тем обстоятельством, что международное общение есть общение суверенных государств, то есть в международно-правовых отношениях субъектами выступают прежде всего и главным образом суверенные государства. А это означает, что в своем непосредственном проявлении суверенитет каждого государства не может не учитывать действия суверенитета другого государства, а потому осуществляется в форме взаимных соглашений различных государств.
Во-вторых, принцип государственного суверенитета в международном общении основывается на недопустимости вмешательства во внутренние дела государств. Сфера внутренней компетенции существует независимо от норм международного права и не является производной от него.
В-третьих, государство имеет право сделать предметом международно-правового регулирования отдельные вопросы, входящие в его внутреннюю компетенцию. К ним относятся, в частности, положения части 15 статьи Конституции Российской Федерации о том, что: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Независимость, как суверенное свойство государственной власти, характеризует прежде всего политическую самостоятельность того или иного государств по отношению к другим государствам.
1. Учредительный характер федеральной государственной власти, проявляется в следующем:
- в определении наименования государства, установлении основ конституционного строя. Новое наименование государства – «Российская Федерация – Россия» – отражает историческую преемственность с дооктябрьской и послеоктябрьской Россией;
- в установлении характера взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом и государством, пределов ответственности государства перед гражданином, обществом и, в свою очередь, граждан перед государством;
- в определении формы государственного устройства, объеме предметов исключительного ведения федерации, гарантий целостности исторически сложившегося государственного единства народов;
- в выборе системы государственных органов и определении характера взаимоотношений между ними;
- в праве вступать в новые государственные и межгосударственные союзы.
2. Российская Федерация как государство имеет свою территорию. В государственно-правовой науке вопрос о государственной территории непосредственно примыкает к вопросу о суверенитете государства. Территория государства, в общепринятом понимании, представляет собой определяемую государственными границами, которые устанавливаются международными соглашениями, часть суши с находящимися на ней внутренними водами и заключенную в государственных границах воздушную территорию и недра земли.
3. федеральное гражданство.
4. высшие государственные органы.
5. Элементом государственно-правового статуса Российской Федерации является федеральная нормативно-правовая система.
6. Важнейшим элементом государственно-правового статуса Российской Федерации является федеральная государственная собственность и единая кредитно-денежная система.
7. Элементом государственно-правового статуса Российской Федерации является наличие национальных Вооруженных Сил.
8. Структурным элементом государственно-правового статуса Российской Федерации является абсолютная международная правосубъектность России.
9. Важным элементом государственно-правового статуса Российской Федерации является закрепление Конституцией русского языка в качестве государственного языка (ч. 1 ст. 68 Конституции Российской Федерации).
10. Государственные символы Российской Федерации и ее столица. Наука государственного права рассматривает только те из символов, которые приобрели наибольшее значение в жизни государства, благодаря их применению в качестве символов, выражающих государственный суверенитет. Таковыми, прежде всего, являются герб, флаг (цвета) государства. К числу государственных символов можно также отнести государственный гимн, государственные праздники и государственные награды. Конституция Российской Федерации в ст. 70 к числу государственных символов государства относит государственные флаг, герб и гимн; их описание и порядок официального использования устанавливается федеральным конституционным законом[4].
Государственный флаг Российской Федерации является наиболее общим и важнейшим символом суверенитета государства, поэтому о нем принято говорить как о верховной эмблеме государства. Символическое значение флага проявляется, прежде всего, в свойственном ему сочетании цветов. Государственный флаг, в отличие от национального, символизирует не ту или иную нацию, а политический институт – государство, в котором проживают различные нации и народности. Но если этнический состав государства однороден, национальный флаг может служить государственным и наоборот.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета[5].
Государственный герб Российской Федерации – это официальная эмблема государства, изображаемая на государственных документах, гербовых печатях, денежных знаках. Государственный герб как официальная эмблема государства может быть использован исключительно в интересах государства, с разрешения его государственных органов.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами, заостренными в оконечности, красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и (над ними) одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, расположен серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Использование Государственного флага Российской Федерации и Государственного герба Российской Федерации с нарушением предписаний Федеральных конституционных законов, а также надругательство над Государственным флагом Российской Федерации и Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом: при вступлении в должность Президента Российской Федерации; при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления; при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и сессий Государственной Думы; во время церемоний встреч и проводов, посещающих Российскую Федерацию глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств и в других случаях. Государственный гимн исполняется также ежедневно: перед началом и по окончании вещания государственными телевизионными и радиовещательными кампаниями и др. Текст Государственного гимна Российской Федерации также утвержден Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000г. (в ред. Федерального конституционного закона от 22 марта 2001 г.)
Столица Российской Федерации – город, имеющий важнейшее значение среди других городов страны с точки зрения государственной, хозяйственной и культурной жизни. В столице функционируют высшие органы государственной власти государства; столица является местом пребывания дипломатического корпуса.
Согласно ч. 2 ст. 70 Конституции Российской Федерации столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы установлен Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы. Закон закрепляет федеральную собственность на здания и сооружения, занимаемые федеральными органами, а также земельные участки под ними. Предусматривается компенсация затрат города в связи с выполнением им функций столицы за счет федерального бюджета.
Вопрос.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 223.