Тема 6. Государственное устройство Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 6. Государственное устройство Российской Федерации

1.   Понятие и формы государственного устройства; отличие федерации от конфедерации.

2. Становление и развитие России как федеративного государства (особенности государственно-правового статуса РСФСР до образования Союза ССР и в составе Союза ССР). Идеи федерализма, унитаризма и автономии и их воплощение в практике государственного строительства России в XX в.

3. Государственно-правовые признаки России как суверенного федеративного государства. Состав Российской Федерации.

4. Компетенция Российской Федерации: понятие компетенции государства, виды предметов ведения и особенности полномочий в федеративном государстве.

5. Государственно-правовой статус субъектов Российской Федерации: республик; краев, областей, городов федерального значения; автономных образований.

6. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. Национально-культурная автономия.

7. Российская Федерация и Содружество Независимых Государств.

Лекция. Государственное устройство России

Вопрос.

Государственное устройство представляет собой один из элементов формы государства.

государственным устройством понимают устройство государства с точки зрения его национально-государственной или административно-территориальной организации, то есть из каких частей состоит государство и каков характер взаимоотношений государства в целом с его составными частями.

Для всех современных государств характерна одна из двух форм государственного устройства – унитарное (или слитное) и федеративное (тоже единое, но уже сложное) государство, которое состоит из ряда других государств или административно-территориальных образований, пользующихся определенной самостоятельностью. Иначе говоря, федерация представляет собой постоянное объединение государств, государственных или административно-территориальных образований, в результате которого возникло (сложилось) новое государство, государство не простое, а сложное.

Государственное устройство в данном случае, как и основы правового положения гражданина и человека, предоставляют собой один из определяющих генеральных (государствообразующих) государственно-правовых институтов отрасли государственного права Российской Федерации.

 

Вопрос. СМ изучение.

I. Предпосылки создания федерации в России. В царской России, по данным единственной переписи, проведенной 28 января 1897 года, было 86 наций и народностей. При этом многочисленные народы России в то время находились на разных ступенях общественного развития. У большинства народов России не было и национальной государственности. Хотя в целом ряде случаев в государственном устройстве России просматривались признаки федерализма, однако практика все время шла в сторону усиления централизации. Сторонников федерация было немного.

Революционные события начала ХХ века всколыхнули национальное движение, способствовали подъему национального самосознания народов. Главным политическим требованием национальной буржуазии, которая возглавила это движение, было требование предоставления автономии в пределах Российской империи.

Ее (федерации) необходимость вызывалась следующими обстоятельствами:

во-первых, в сложившихся условиях в России, когда были разрушены все веками сложившиеся связи между центром и окраинами, федеративная форма государственного устройства должна была служить интересам сохранения и упрочения прежнего единства, объединения наций в единое союзное государство на основании новых принципов;

во-вторых, создание федерации в России было обусловлено и тем, что именно федерация оказалась наиболее приемлемой формой разрешения национального вопроса

 

II . Образование РСФСР. К январю 1918 года на территории бывшей царской империи уже образовались юридически, либо фактически ряд социалистических и буржуазных государств. В октябре 1917 г. советская власть была провозглашена в Эстонии и в Баку, в ноябре 1917 г. – в Белоруссии, в декабре 1917 г. – на Украине и в Латвии. В декабре также была провозглашена независимость Финляндии.

Исторически первым федеративным государством на территории бывшей царской России является РСФСР – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Учредительным актом, провозгласившим Россию федеральным государством, являлась Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятия 25 января 1918 года III -м Всероссийским съездом Советом рабочих и солдатских депутатов.

Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа провозгласила, что «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик». В резолюции Съезда «О федеральных учреждениях» отмечалось, что высшими органами федерации являются органы Российской Республики – Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Будущим членам федерации предоставлялось право участвовать в этих органах. В то же время, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ограничивалась провозглашением в самых общих особенностей новой федерации, предоставила возможность каждой нации самостоятельно решать, желают ли они войти в состав Российской Федерации или нет, а если желают, то на каких основаниях.

Из этого следует, что субъектами РСФСР первоначально предполагались прежде всего национальные суверенные государства (Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония и др.), а сама Российская Федерация провозглашалась союзным государством, объединяющим национальные советские республики на добровольной основе.

С учетом складывающейся обстановки были внесены изменения и в российское государственно-правовое законодательство, что нашло свое отражение в Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 года, которая определила общий подход к субъектному составу Федерации. В статье 11 Конституции РСФСР 1918 года было установлено, что: «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы… Эти объединения на началах федерации входят в состав РСФСР».

То есть, РСФСР, будучи первоначально провозглашенной как федерация независимых советских республик, фактически стала строиться на базе советской автономии. Особенность ее проявилась в данном случае и в том, что, будучи федерацией, она не стала союзным государством.

Как формировался субъектный состав Российской Федерации? Для этого процесса характерно значительное своеобразие.

Во-первых, до лета 1918 года на Юге России были созданы Таврическая, Донская, Кубано-Черноморская, Терская, Туркестанская автономные республики. Их своеобразный характер состоял в том, что ни одна из них не была однонациональной. Территория каждой из названных республик определялась рамками ранее существовавших административно-территориальных единиц – Таврической и Черноморской губерний, Донской, Кубанской, Терской областей, Туркестанского края. В этих республиках не выделялись территории расселения того или иного народа. Эти республики довольно быстро распались.

Во-вторых, со второй половины 1918 года развернулось широкое формирование автономий в составе России. Характерной особенностью данного этапа является стремление к выделению национальных территорий. Почти все вновь создаваемые автономии приобретали национальные имена: Трудовая коммуна немцев-колонистов (немцев Поволжья) – 26 июля 1918 г.; Карельская трудовая коммуна (июнь 1920 г.); автономные республики: Башкирская (23 марта 1919 г.), Татарская (27 мая 1920 г.), Киргизская (Казахская – 20 августа 1920 г.); автономные области: Чувашская (24 июня 1920 г.), Марийская (4 ноября 1920 г.), Вотская (Удмуртская – 4 ноября 1920 г.), Калмыцкая (4 ноября 1920 г.). Единственное исключение составляла Крымская АССР, образованная в основном на территории Таврической республики и сохранившая географическое, хотя и измененное название.

В-третьих, в первые послевоенные годы, то есть в 1921-1922 гг. процесс становления Российской Федерации вступает в завершающую стадию. В эти годы развернулось формирование новых автономий и происходит дальнейшее преобразование автономных областей в автономные республики, а трудовые коммуны получили статус автономных областей.

Следовательно, все образованные в этот период автономные республики, автономные области строились уже строго по национальному принципу. К 30 декабря 1922 года, то есть ко времени образования Союза ССР, в составе Российской Федерации было 11 автономных республик и столько же – 11 автономных областей. В составе РСФСР в то время было также 63 губернии и области.

Государственно-правовыми особенностями РСФСР как федеративного государства стали те принципы, которые были положены в основу ее построения.

К таким принципам следует отнести, прежде всего, национально-территориальный принцип построения федерации, то есть субъектами Российской Федерации становились автономные национальные республики, автономные национальные области, национальные трудовые коммуны. По этому основанию Россия была первой федерацией, в основу построения которой положен национальный, а не территориальный принцип.

К числу других демократических принципов относится добровольность вступления в федерацию. В постановлении III Всероссийского съезда Советов от 28 января 1918 г. «О федеральных учреждениях Российской Республики» утверждалось, что РСФСР учреждается на основе добровольного союза народов, как федерация советских республик этих народов. Гарантией добровольности пребывания в составе Российской Федерации является установленное п. «д» статьи 49 Конституции РСФСР 1918 года право Всероссийского съезда Советов и ВЦИК принимать решения и о принятии в состав РСФСР «новых сочленов», и о «признании выхода из Российской Федерации отдельных частей ее».

Следует отметить и асимметричность (разносубъектность) в построении федеративного государства. Это означает, что субъектами Российской Федерации были автономные республики, автономные области и трудовые коммуны, которые в своем статусе приравнивались к автономным областям. Асимметричность Российской Федерации подтверждается и наличием в ее составе административно-территориальных единиц – губерний, областей, уездов и др., которые не являлись субъектами Федерации. При этом, каждый из субъектов РСФСР характеризовался также и особенностями своего правового положения.

Российская Федерация строилась и развивалась изначально не на основе договоров, то есть внутрифедеративные отношения в пределах Российской Федерации определились на основе Конституции РСФСР и законов РСФСР, конституций автономных республик и положений об автономных областях и трудовых коммунах, которые принимались высшими органами государственной власти РСФСР. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация складывалась и развивалась именно как конституционная федерация.

Относительно компетенции (предметов ведения полномочий) Российская Федерация в данном случае придерживалась тех принципов, которые были характерны для разграничения предметов ведения полномочий между федерацией и ее субъектами в США, Швейцарии и Германии. Поэтому в основу определения компетенции Российской Федерации и ее субъектов, главным образом, автономных республик, положены следующие подходы: отдельно определялись предметы ведения и полномочия Всероссийского съезда Советов и ВЦИК, что символизировало компетенцию самой РСФСР (предметы ее исключительного ведения), затем в постановлениях об образовании автономных республик определялись их предметы ведения и полномочия. Вопросы местного значения автономных областей и трудовых коммун также определялись постановлениями органов государственной власти РСФСР при их образовании,

Это свидетельствовало о том, что характер взаимоотношений между центром, то есть Российской Федерацией, и ее субъектами носил ярко выраженное централистское начало, что делало Российскую Федерацию (РСФСР) строго централизованным федеративным государством.

Таким образом, на этапе своего становления Российская Федерация (РСФСР), может быть охарактеризована как конституционная, национальная, централизованная, асимметричная федерация, субъектам которой предоставлялось право на выход из ее состава.

Российская Федерация (РСФСР) и другие советские республики. Связь, которая устанавливались между РСФСР и другими независимыми советскими республиками, привела в последствии к образованию Союза ССР. При этом именно Российская Федерация явилась тем центром, вокруг которого другие советские республики объединяли свои усилия в выработке различных форм сотрудничества.

Для сотрудничества советских республик на пути к образованию союзного государства, характерны следующие этапы.

Прежде всего, объединение военных усилий советских республик для отражения общей угрозы их независимого существования. Этот период охватывает вторую половину 1918 г. вплоть до конца 1920 г. В основу объединения военных усилий советских республик был положен Декрет ВЦИК от 1 июня 1919 г. «Об объединении Советских Республик: России, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы для борьбы с мировым империализмом».

Второй этап характеризуется дополнением военно-политического союза – союзом хозяйственным. На этом этапе советские республики заключали двусторонние соглашения с РСФСР с целью объединения хозяйственных усилий для восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Это, например, договор РСФСР с Украиной от 28 декабря 1920 г.; рабоче-крестьянский договор РСФСР с Белоруссией от 16 января 1921 г.

В 1921 – 1922 гг. последовало объединение дипломатических усилий советских республик. Советские республики поручили РСФСР представлять их интересы на международных европейских конференциях в Генуе и Раппало.

Это сотрудничество завершилось принятием 30 декабря 1922 года Декларации об образовании Союза ССР и Договора об образовании Союза ССР П е р в ы м Всесоюзным съездом Советов. Четыре советских республики – РСФСР, ЗСФСР[1], Украинская ССР и Белорусская ССР – объединились в единое союзное государство – Союз Советских Социалистических Республик, став его членами-учредителями. В течение 1923 года и Декларация, и Договор об образовании Союза ССР были ратифицированы всеми субъектами СССР.

§2. Государственно-правовой статус РСФСР, как союзной республики, в составе Союза ССР (30.12.1922 г. – 08.12.1991 г.)

В соответствии с Договором об образовании Союза ССР, республики, вошедшие в состав союзного государства, стали именоваться союзными республиками. В таком правовом статусе РСФСР пребывала вплоть до прекращения деятельности Союза ССР в декабре 1991 года. Следовательно, это был уже второй этап развития федеративного устройства в России.

Став союзной республикой в составе Союза ССР, РСФСР, следовательно, значительно изменила свой государственно-правовой статус.

Согласно Конституции РСФСР, принятой 11 мая 1925 года, в соответствии с требованиями Конституции СССР 1924 года, был ограничен круг полномочий высших органов государственной власти республики: союзным органам были переданы внешние сношения, оборона, руководство транспортом и связью. Однако Российская Федерация и в составе Союза ССР оставалась суверенным государством, хотя пределы ее самостоятельного властвования ограничивались вопросами, отнесенными к ведению Союза ССР.

Важным этапом в дальнейшем государственно-правовом строительстве РСФСР было принятие Конституции РСФСР 21 января 1937 года. Эта Конституция закрепила в составе РСФСР 16 автономных республик, 5 автономных областей, которые перечислялись в тексте Конституции.

12 апреля 1978 года была принята новая Конституция РСФСР, которая вновь подтвердила суверенный статус РСФСР. В соответствии с Конституцией РСФСР 1978 г. в составе Российской Федерации состояли (это конституционная формула – И.Б.) 16 автономных республик; в ней также имелись 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали именоваться национальные округа – И.Б.). Все они были перечислены в статье 70 Конституции РСФСР.

В статье 76 Конституции СССР было закреплено следующее положение: «Союзная республика – суверенное советское социалистическое государство (подч. – И.Б.), которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Вне пределов, указанных в статье 73 Конституций СССР, союзная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории». Такое качество Российской Федерации было зафиксировано и в статье 68 Конституции РСФСР 1978 года: «РСФСР – суверенное советское социалистическое государство».

Суверенные права союзной республики – РСФСР. Государственно-правовые особенности РСФСР как союзной республик и в составе Союза ССР находили свое конкретное проявление в ее суверенных правах. Такими суверенными правами РСФСР были:

1. Российская Федерация как государство имела свою территорию, в пределах которой она осуществляла самостоятельное государственное властвование. Территория Российской Федерации не могла быть изменена без ее согласия, что является свидетельством ее территориального верховенства. Ее территория признавалась целостной и неотчуждаемой;

2. Российская Федерация имела свое гражданство и право приема в гражданство РСФСР и, одновременно, в гражданство Союза ССР. Именно право приема в гражданство служило основанием, подтверждающим ее суверенитет;

3. Одним из признаков суверенитета Российской Федерации является наличие у нее учредительной государственной власти, способной принимать и изменять Конституцию (Основной закон) республики;

4. Российская Федерация самостоятельно формировала свою систему высших органов государственной власти и управления. Законы, принимаемые ее Верховным Советом, не могли быть отменены высшими органами государственной власти Союза ССР. В силу принципа приоритета союзного закона над законом союзной республики, в случае расхождения закона РСФСР с законом Союза ССР действовал закон Союза ССР.

5. Российская Федерация участвовала в решении вопросов, отнесенные к ведению Союза ССР: в Верховном Совете СССР (позже – в составе Съезда народных депутатов СССР), в Президиуме Верховного Совета СССР, в Правительстве Союза ССР и других органах Союза ССР. Это находило свое проявление в том, что РСФСР имела своих представителей, определенных в конституционном порядке, в составе каждого из названных государственных органов Союза ССР;

6. За Российской Федерацией сохранялось право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций;

7. К числу суверенных прав Российской Федерации также относилось ее право решать вопрос о форме своего государственного существования. Это подтверждалось ее добровольным пребыванием в составе Союза ССР, что гарантировалось конституционным правом свободного выхода из состава Союза ССР. (Статья 69 Конституции РСФСР);

8. Как суверенное государство, Российская Федерация имела свою государственную символику: Государственный флаг, Государственный Герб, столицу. Государственным гимном РСФСР был Государственный гимн СССР;

9. Суверенные права Российской Федерации, как и суверенные права других союзных республик, охранялись Союзом ССР. Этот принцип был установлен в Конституции СССР 1924 г., а затем подтверждался и в Конституции СССР 1936г., и в Конституции СССР 1977 г.

Таким образом, названные суверенные права Российской Федерации, которые принадлежали ей с момента вступления в Союз ССР, являлись теми неотчуждаемыми правами, в процессе реализации которых проявлялось верховенство и независимость РСФСР при решении основополагающих вопросов как внутри страны, так и вне ее.

 

Компетенция Российской Федерации. Факт принадлежности Российской Федерации к союзной федерации придавал определенные особенности объему, содержанию и характеру осуществления не только ее суверенных прав, но и компетенции. В то время, когда суверенные права характеризуются в качестве стабильных, устойчивых, неотчуждаемых, определяющих первичное суверенное свойство государства, компетенция является производной от государственного суверенитета. Компетенция отличается подвижностью и присуща любому государству в том числе и несуверенному. Компетенция – это совокупность предметов ведения и полномочий государства, реализуемых в деятельности его государственных органов, что было закреплено в статье 72 Конституции Российской Федерации – России.

§ 3. Автономия – государственно-правовая форма политического устройства наций в Российской Федерации (РСФСР)

I . Понятие автономии и ее формы. В государственно-правовом смысле автономия означает обеспечение нациям и народностям, компактно проживающим на территории РСФСР, правовой и фактической возможности реализовать национальный суверенитет путем создания определенной формы национальной государственности в составе РСФСР с предоставлением права на самоуправление или на самостоятельность в осуществлении государственной власти. При этом пределы властвования закрепляются государственными органами РСФСР на основе или с учетом волеизъявления народа данного автономного образования.

При автономии уровень самостоятельности в осуществлении государственной власти не идентичен суверенному статусу государства. Автономия обеспечивает выражение суверенности наций и народностей, однако не означает государственного суверенитета, независимости автономного образования. Вместе с тем с наличием автономии связан специфический правовой статус тех национально-государственных образований, которые ею обладают.

В РСФСР автономия осуществлялась в двух формах. Это политическая (государственная) и административно-политическая (административная) автономия. Политическую автономию в РСФСР представляли автономные государства – автономные республики; административно-политическую – автономная область (трудовая коммуна) и национальные (автономные) округа. Трудовые коммуны (немцев-колонистов, карельская) были преобразованы в автономные области.

II . Политическая форма автономии. К этой форме автономии относились автономные республики, являвшиеся автономными государствами. Правовой статус автономных республик первоначально определялся Положением о государственном устройстве каждой конкретной автономной республики. С принятием Конституции СССР 1936 г. он стал определяться и в Конституции СССР, и в Конституции РСФСР, и в Конституции, принимаемой каждой автономной республикой. В составе РСФСР было 16 автономных республик.

Как автономное государство, автономная республика характеризовалась следующими государственно-правовыми признаками:

1) каждая автономная республика имела свою территорию и право территориального верховенства, то есть территория АССР не могла быть изменена без ее согласия;

2) автономная республика имела свое гражданство. Каждый гражданин автономной республики являлся одновременно гражданином РСФСР и гражданином СССР. В то же время она не имела права приема в гражданство, что также подтверждает отсутствие у нее государственного суверенитета;

3) автономная республика, будучи государством, имела свою конституцию, что свидетельствовало о наличии у нее элементов учредительной власти. В Конституции СССР и Конституции РСФСР содержалось требование, чтобы конституция АССР соответствовала Конституциям СССР и РСФСР и учитывала особенности автономной республики;

4) как и у любого государства, у автономной республики имелись свои высшие органы государственной власти (Верховный Совет и Президиум Верховного Совета), свое правительство – Совет Министров, высший судебный орган – Верховный Суд, а также Прокурор республики. Специфика осуществления государственной власти АССР проявлялась в том, что она вправе была самостоятельно решать только те вопросы, которые не относились к ведению Союза ССР и РСФСР;

5) национальная государственность АССР обеспечивалась следующим образом:

а) высшие органы государственной власти АССР (преимущественно) местные органы государственной власти, суда и прокуратуры состояли из местных национальных кадров, знавших язык, быт, нравы и обычаи коренного населения;

б) высшие органы государственной власти работали на русском языке и на языках народов, компактно проживающих на территории АССР;

6) любое государство имеет свою государственную символику. АССР также имела свои государственные символы: Государственный герб, Государственный флаг, столицу. Государственный гимн был единым для всего Союза ССР.

Кроме указанных государственно-правовых признаков, характеризующих АССР как автономное государство, автономной республике обеспечивались и особые гарантии автономии в составе Союза ССР и РСФСР. К таким гарантиям следует отнести:

- особый порядок образования АССР: окончательное решение этого вопроса относилось к ведению Союза ССР;

- каждая автономная республика имела своих представителей в высших органах государственной власти СССР и РСФСР: 11 представителей в Совете Национальностей Верховного Совета СССР; Председатель Президиума Верховного Совета АССР являлся по должности заместителем Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР. Автономной республике принадлежало право законодательной инициативы в Верховном Совете РСФСР;

- автономные республики обладали особыми гарантиями юридической силы актов, издаваемых высшими органами государственной власти и государственного управления. Так, в случае расхождения закона автономной республики с законом РСФСР действовал закон РСФСР. Однако акты Совета Министров могли быть отменены только Президиумом Верховного Совета РСФСР.

III . Административная форма автономии. К этой форме автономии относились автономные области (в составе РСФСР их было – 5) и автономные округа (в составе РСФСР их было – 10), которые представляли национально-государственные образования, то есть они не являлись государствами.

Автономная область образовывалась проживающими на определенной территории небольшими нациями, которые на своей территории могут и не составлять большинства по отношению к представителям других национальностей.

Для государственно-правовой природы автономной области характерны следующие особенности:

1) в соответствии со статьей 82 Конституции РСФСР 1978 г., правовой статус автономной области определялся Законом об автономной области, который принимался Верховным Советом РСФСР по представлению Совета народных депутатов автономной области, то есть автономная область самостоятельно определяла характерные особенности своего правового статуса, что отличало, в частности, ее от обычной административной области;

2) гарантией самого существования автономной области являлся порядок образования автономной области; для ее образования необходимо было четко выраженное волеизъявление народа на создание именно такого национально-государственного образования, санкционированное высшим органом государственной власти РСФСР, с последующим утверждением принятого решения Верховным Советом СССР;

3) основу правового статуса автономных областей составляло политическое самоуправление, которое осуществляли местные Советы во главе с областным Советом автономной области. Акты государственных органов автономной области издавались на языках, объединяемых ею национальностей;

4) Конституция СССР и Конституция РСФСР обеспечивали за автономными областями право непосредственного представительства в высших органах государственной власти Союза ССР (по пять представителей в Совете Национальностей Верховного Совета СССР) и высших государственных органах РСФСР (на общих основаниях при выборах депутатов Верховного Совета РСФСР);

5) в статье 82 Конституции РСФСР было установлено, что автономная область находится в составе РСФСР и входит в край.

Автономный округ это национально-государственное образование, которое находилось в составе края или области и отличалось особым национальным составом и бытом. В составе РСФСР было 10 автономных округов.

Основы правового положения автономных округов и их органов государственной власти и государственного управления закреплялись в ст.83 Конституции РСФСР, в которой подчеркивалось, что они находятся в составе края или области, а также Законом РСФСР об автономных округах от 20 ноября 1980 г.

Для правовой природы автономного округа характерен также институт национально-государственного представительства. В соответствии со статьей 110 Конституции СССР, от каждого автономного округа в Совет Национальностей Верховного Совета СССР избирался один представитель. Автономный округ также имел своих представителей в государственных органах края или области, в составе которых он находился; краевой, областной Совет народных депутатов имели право отменять решения Совета автономного округа в случае несоответствия их законодательству. Решения исполнительного комитета окружного Совета могли быть отменены самим окружным Советом, а также исполнительным комитетом краевого, областного Совета.

§ 4. Административно-территориальное устройство РСФСР

Понятие и основные принципы административно-территориаль­ного устройство. Территория государства представляет собой пространственный предел власти данного государства. Государственно-властная деятельность осуществляется в пределах определенной территории. Поэтому одной из сфер общественных отношений, регулируемых нормами государственного права, являются отношения, связанные с административно-территориальной организацией государства.

Административно-территориальное устройство, иногда его называют административно-территориальным делением, что, по сути дела, одно и то же, входит составной частью в территориальную организацию государства, являясь одним из ее элементов. Этим понятием характеризуется разделение территории государства на определенные части, называемые административно-территориальными единицами. Соответственно административно-территориальному делению устанавливается система местных органов государственной власти и управления. В данном случае население административно-территориальной единицы выступает в качестве субъекта, волеизъявлением которого формируется соответствующий местный орган государственной власти.

Вопрос.

 

12 июня 1990 г. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, выражая волю народов РСФСР, принял Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР». Этим актом был провозглашен государственный суверенитет на всей территории РСФСР и была определена главная задача, стоящая перед высшим представительным органом государственной власти РСФСР: «...создание демократического правового государства в составе обновленного Союза ССР»

25 декабря 1991 г. РСФСР получила новое название – Российская Федерация, а после внесения изменений в Конституцию РСФСР 1978 г.

21 апреля 1992 г. стала называться Российская Федерация – Россия[3].

После прекращения деятельности Союза ССР, Российская Федерация становится самостоятельным суверенным государством, сохраняя свою федеративную форму государственного устройства.

Федеративный Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти названных субъектов Федерации -  был подписан 31 марта 1992 года между Российской Федерацией и ее субъектами, то есть республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами Москва и Санкт-Петербург, а также автономными областями и автономными округами. Следовательно в основу построения новой Российской Федерации были положены национально-государственный, национально-территориальный и административно-территориальный принципы.

Это свидетельствует о том, что Россия, во-первых, стала федерацией с разнопорядковыми субъектами, то есть сочетающей в себе принцип еще большего разнообразия субъектов – автономных государств, автономных национально-государственных образований и административно-территориальных единиц; во-вторых, особенностью Российской Федераций явилось и то, что она стала конституционно-договорной федерацией; в-третьих, в Конституции Российской Федерации провозглашается принцип равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Принципы государственного устройства Российской Федерации.

1. Государственная целостность Российской Федерации. Это означает, что Российская Федерация – цельное, единое и нераздельное государство; ее субъекты не имеют права выхода из состава федерации. В Преамбуле Конституции Российской Федерации подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство.

2. Единство системы государственной власти. Целостная, хотя и федеративная государственная организация, предполагает единую систему власти, что проявляется: в суверенитете Российской Федерации, в наличие федеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию; в верховенстве федеральной Конституции и федеральных законов. Субъекты Федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Конституция Российской Федерации определяет: во-первых, предметы исключительного ведения Российской Федерации, то есть круг тех вопросов, решения по которым принимают только органы государственной власти Федерации; во-вторых, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; в-третьих, Конституция закрепляет право субъектов Российской Федерации самостоятельно принимать решения по вопросам, которые не отнесены к ведению Российской Федерации и не относятся к предметам их совместного ведения. При этом споры о компетенции между государственными органами Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации.

 

4. Принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение этого принципа подчеркнуто в Преамбуле Конституции Российской Федерации, где сказано, что Россия является многонациональным государством и ее федеративное устройство это отражает. Многочисленные национальные государства и национально-государственные образования в Российской Федерации рассматриваются как разнообразные формы национальной государственности, как форма осуществления нациями и народностями права на самоопределение. В настоящее время в составе Российской Федерации находятся 21 республика, одна автономная область и 3 автономных округа.

 

5. Равноправие субъектов Российской Федерации. Этот принцип федеративного устройства России впервые получил закрепление в п. 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации 1993 г. в достаточно своеобразной форме. Во-первых, в равенстве их прав во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; во-вторых, в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенции Российской Федерации; в-третьих, в равном представительстве всех субъектов в Совете Федераций Федерального Собрания Российской Федерации. Имеющиеся различия в государственно-правовой организации субъектов не влияют на их равное положение в Федерации.

Признаки РФ, как государства:

Вопрос.

Вхождение автономного округа в состав края или области по смыслу п. 4 ст. 66 Конституции Российской Федерации означает такое конституционно-правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом Российской Федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Российской Федерации – края или области. Это состояние определяет особенности не только края, области, о чем мы уже говорили, но и особенности статуса автономного округа, что определено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г.

Компетенция субъектов Российской Федерации

Республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации между собой равноправны. Это положение является исходным для рассмотрения вопросов о компетенции субъектов Российской Федерации.

Компетенцию, то есть совокупность предметов ведения и полномочий, субъектов Российской Федерации, как и компетенцию субъектов других федеративных государств, составляют:

Вопрос.

 Российская Федерация и Содружество Независимых Государств.

После того, как 8 декабря 1991 г. Белоруссия, Россия и Украина заявили о прекращении существования Союза ССР и провозгласили создание СНГ, 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате была принята Декларация, в которой подтверждалось вхождение в состав СНГ, кроме указанных ранее трех государств, еще восьми других республик бывшего Союза ССР: Азербайджана, Армении, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Киргизстана. В 1993 г., в состав СНГ вошла и Грузия.

В течение 1992 г. шли постепенные поиски формы организации СНГ, что и завершилось принятием 22 января 1995 года в Минске Устава Содружества Независимых Государств.

В статье 1 Устава сказано, что Содружество Независимых Государств основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Содружество не является государством, не обладает наднациональными полномочиями.

Целями Содружества являются:

- осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

- всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

- обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- сотрудничество между государствами в области международного мира и безопасности;

- содействие гражданам государств-членов в свободном обмене, контактах и передвижении в Содружестве;

- взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

- мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества; и ряд других целей.

В статье 3 Устава определены сферы совместной деятельности государств-членов Содружества. К таким сферам относятся:

- обеспечение прав и основных свобод человека;

- координация внешнеполитической деятельности;

- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства;

- сотрудничество в развитии системы транспорта и связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Правовые особенности Содружества:

1. Государствами-учредителями Содружества являются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании Содружества от 8 декабря 1991 г. и Соглашение от 21 декабря 1991 года. Членами Содружества могут стать государства, которые разделяют цели и принципы Содружества и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе Содружества. Допускается возможность ассоциированного членства.

2. Государство-член Содружества вправе выйти из Содружества. О таком намерении государство-член извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода. Депозитарием, то есть хранительницей первого основного экземпляра Устава, является Республика Беларусь.

3. В Уставе также определена система органов Содружества.

Высшим органом Содружества является Совет глав государств, который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

В систему органов Содружества также входят: Координационно-консультативный Комитет; Совет Министров обороны; Совет Министров иностранных дел; Совет Министров внутренних дел; Главное командование Объединенных Вооруженных Сил; Совет командующих Пограничными войсками; Комиссия по правам человека; Экономический Суд.

4. Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимается с общего согласия – консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.

5. Расходы по финансированию деятельности органов Содружества распределяются на основе долевого участия государств-членов.

6. 13 марта 1992 г. в Москве было подписано Соглашение о полномочных представителях независимых государств. Было установлено, что правительства государств-членов СНГ вправе иметь в столицах других государств-участников Соглашения полномочные представительства данного государства.

7. 27 марта 1992 г. в Алма-Ате подписано Соглашение о Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества. Был создан Совет Ассамблеи и образованы другие рабочие органы.

Все сказанное свидетельствует о том, что Содружество Независимых Государств по многим параметрам приближается к конфедерации.


 

[2]

 

 

 

 

 

[П1]Задание. Необходимо проанализировать статью 71 конституции и разить их по указанным группам.

[П2]Аналогичное задание.

[П3]Задание. Проанализировать признаки государства и попробовать сопоставить их с признаками республики. В чем сходство, а в чем отличие?

[П4]Сколько?


Тема 6. Государственное устройство Российской Федерации

1.   Понятие и формы государственного устройства; отличие федерации от конфедерации.

2. Становление и развитие России как федеративного государства (особенности государственно-правового статуса РСФСР до образования Союза ССР и в составе Союза ССР). Идеи федерализма, унитаризма и автономии и их воплощение в практике государственного строительства России в XX в.

3. Государственно-правовые признаки России как суверенного федеративного государства. Состав Российской Федерации.

4. Компетенция Российской Федерации: понятие компетенции государства, виды предметов ведения и особенности полномочий в федеративном государстве.

5. Государственно-правовой статус субъектов Российской Федерации: республик; краев, областей, городов федерального значения; автономных образований.

6. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. Национально-культурная автономия.

7. Российская Федерация и Содружество Независимых Государств.

Лекция. Государственное устройство России

Вопрос.

Государственное устройство представляет собой один из элементов формы государства.

государственным устройством понимают устройство государства с точки зрения его национально-государственной или административно-территориальной организации, то есть из каких частей состоит государство и каков характер взаимоотношений государства в целом с его составными частями.

Для всех современных государств характерна одна из двух форм государственного устройства – унитарное (или слитное) и федеративное (тоже единое, но уже сложное) государство, которое состоит из ряда других государств или административно-территориальных образований, пользующихся определенной самостоятельностью. Иначе говоря, федерация представляет собой постоянное объединение государств, государственных или административно-территориальных образований, в результате которого возникло (сложилось) новое государство, государство не простое, а сложное.

Государственное устройство в данном случае, как и основы правового положения гражданина и человека, предоставляют собой один из определяющих генеральных (государствообразующих) государственно-правовых институтов отрасли государственного права Российской Федерации.

 

Вопрос. СМ изучение.

I. Предпосылки создания федерации в России. В царской России, по данным единственной переписи, проведенной 28 января 1897 года, было 86 наций и народностей. При этом многочисленные народы России в то время находились на разных ступенях общественного развития. У большинства народов России не было и национальной государственности. Хотя в целом ряде случаев в государственном устройстве России просматривались признаки федерализма, однако практика все время шла в сторону усиления централизации. Сторонников федерация было немного.

Революционные события начала ХХ века всколыхнули национальное движение, способствовали подъему национального самосознания народов. Главным политическим требованием национальной буржуазии, которая возглавила это движение, было требование предоставления автономии в пределах Российской империи.

Ее (федерации) необходимость вызывалась следующими обстоятельствами:

во-первых, в сложившихся условиях в России, когда были разрушены все веками сложившиеся связи между центром и окраинами, федеративная форма государственного устройства должна была служить интересам сохранения и упрочения прежнего единства, объединения наций в единое союзное государство на основании новых принципов;

во-вторых, создание федерации в России было обусловлено и тем, что именно федерация оказалась наиболее приемлемой формой разрешения национального вопроса

 

II . Образование РСФСР. К январю 1918 года на территории бывшей царской империи уже образовались юридически, либо фактически ряд социалистических и буржуазных государств. В октябре 1917 г. советская власть была провозглашена в Эстонии и в Баку, в ноябре 1917 г. – в Белоруссии, в декабре 1917 г. – на Украине и в Латвии. В декабре также была провозглашена независимость Финляндии.

Исторически первым федеративным государством на территории бывшей царской России является РСФСР – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Учредительным актом, провозгласившим Россию федеральным государством, являлась Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятия 25 января 1918 года III -м Всероссийским съездом Советом рабочих и солдатских депутатов.

Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа провозгласила, что «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик». В резолюции Съезда «О федеральных учреждениях» отмечалось, что высшими органами федерации являются органы Российской Республики – Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Будущим членам федерации предоставлялось право участвовать в этих органах. В то же время, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ограничивалась провозглашением в самых общих особенностей новой федерации, предоставила возможность каждой нации самостоятельно решать, желают ли они войти в состав Российской Федерации или нет, а если желают, то на каких основаниях.

Из этого следует, что субъектами РСФСР первоначально предполагались прежде всего национальные суверенные государства (Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония и др.), а сама Российская Федерация провозглашалась союзным государством, объединяющим национальные советские республики на добровольной основе.

С учетом складывающейся обстановки были внесены изменения и в российское государственно-правовое законодательство, что нашло свое отражение в Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 года, которая определила общий подход к субъектному составу Федерации. В статье 11 Конституции РСФСР 1918 года было установлено, что: «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы… Эти объединения на началах федерации входят в состав РСФСР».

То есть, РСФСР, будучи первоначально провозглашенной как федерация независимых советских республик, фактически стала строиться на базе советской автономии. Особенность ее проявилась в данном случае и в том, что, будучи федерацией, она не стала союзным государством.

Как формировался субъектный состав Российской Федерации? Для этого процесса характерно значительное своеобразие.

Во-первых, до лета 1918 года на Юге России были созданы Таврическая, Донская, Кубано-Черноморская, Терская, Туркестанская автономные республики. Их своеобразный характер состоял в том, что ни одна из них не была однонациональной. Территория каждой из названных республик определялась рамками ранее существовавших административно-территориальных единиц – Таврической и Черноморской губерний, Донской, Кубанской, Терской областей, Туркестанского края. В этих республиках не выделялись территории расселения того или иного народа. Эти республики довольно быстро распались.

Во-вторых, со второй половины 1918 года развернулось широкое формирование автономий в составе России. Характерной особенностью данного этапа является стремление к выделению национальных территорий. Почти все вновь создаваемые автономии приобретали национальные имена: Трудовая коммуна немцев-колонистов (немцев Поволжья) – 26 июля 1918 г.; Карельская трудовая коммуна (июнь 1920 г.); автономные республики: Башкирская (23 марта 1919 г.), Татарская (27 мая 1920 г.), Киргизская (Казахская – 20 августа 1920 г.); автономные области: Чувашская (24 июня 1920 г.), Марийская (4 ноября 1920 г.), Вотская (Удмуртская – 4 ноября 1920 г.), Калмыцкая (4 ноября 1920 г.). Единственное исключение составляла Крымская АССР, образованная в основном на территории Таврической республики и сохранившая географическое, хотя и измененное название.

В-третьих, в первые послевоенные годы, то есть в 1921-1922 гг. процесс становления Российской Федерации вступает в завершающую стадию. В эти годы развернулось формирование новых автономий и происходит дальнейшее преобразование автономных областей в автономные республики, а трудовые коммуны получили статус автономных областей.

Следовательно, все образованные в этот период автономные республики, автономные области строились уже строго по национальному принципу. К 30 декабря 1922 года, то есть ко времени образования Союза ССР, в составе Российской Федерации было 11 автономных республик и столько же – 11 автономных областей. В составе РСФСР в то время было также 63 губернии и области.

Государственно-правовыми особенностями РСФСР как федеративного государства стали те принципы, которые были положены в основу ее построения.

К таким принципам следует отнести, прежде всего, национально-территориальный принцип построения федерации, то есть субъектами Российской Федерации становились автономные национальные республики, автономные национальные области, национальные трудовые коммуны. По этому основанию Россия была первой федерацией, в основу построения которой положен национальный, а не территориальный принцип.

К числу других демократических принципов относится добровольность вступления в федерацию. В постановлении III Всероссийского съезда Советов от 28 января 1918 г. «О федеральных учреждениях Российской Республики» утверждалось, что РСФСР учреждается на основе добровольного союза народов, как федерация советских республик этих народов. Гарантией добровольности пребывания в составе Российской Федерации является установленное п. «д» статьи 49 Конституции РСФСР 1918 года право Всероссийского съезда Советов и ВЦИК принимать решения и о принятии в состав РСФСР «новых сочленов», и о «признании выхода из Российской Федерации отдельных частей ее».

Следует отметить и асимметричность (разносубъектность) в построении федеративного государства. Это означает, что субъектами Российской Федерации были автономные республики, автономные области и трудовые коммуны, которые в своем статусе приравнивались к автономным областям. Асимметричность Российской Федерации подтверждается и наличием в ее составе административно-территориальных единиц – губерний, областей, уездов и др., которые не являлись субъектами Федерации. При этом, каждый из субъектов РСФСР характеризовался также и особенностями своего правового положения.

Российская Федерация строилась и развивалась изначально не на основе договоров, то есть внутрифедеративные отношения в пределах Российской Федерации определились на основе Конституции РСФСР и законов РСФСР, конституций автономных республик и положений об автономных областях и трудовых коммунах, которые принимались высшими органами государственной власти РСФСР. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация складывалась и развивалась именно как конституционная федерация.

Относительно компетенции (предметов ведения полномочий) Российская Федерация в данном случае придерживалась тех принципов, которые были характерны для разграничения предметов ведения полномочий между федерацией и ее субъектами в США, Швейцарии и Германии. Поэтому в основу определения компетенции Российской Федерации и ее субъектов, главным образом, автономных республик, положены следующие подходы: отдельно определялись предметы ведения и полномочия Всероссийского съезда Советов и ВЦИК, что символизировало компетенцию самой РСФСР (предметы ее исключительного ведения), затем в постановлениях об образовании автономных республик определялись их предметы ведения и полномочия. Вопросы местного значения автономных областей и трудовых коммун также определялись постановлениями органов государственной власти РСФСР при их образовании,

Это свидетельствовало о том, что характер взаимоотношений между центром, то есть Российской Федерацией, и ее субъектами носил ярко выраженное централистское начало, что делало Российскую Федерацию (РСФСР) строго централизованным федеративным государством.

Таким образом, на этапе своего становления Российская Федерация (РСФСР), может быть охарактеризована как конституционная, национальная, централизованная, асимметричная федерация, субъектам которой предоставлялось право на выход из ее состава.

Российская Федерация (РСФСР) и другие советские республики. Связь, которая устанавливались между РСФСР и другими независимыми советскими республиками, привела в последствии к образованию Союза ССР. При этом именно Российская Федерация явилась тем центром, вокруг которого другие советские республики объединяли свои усилия в выработке различных форм сотрудничества.

Для сотрудничества советских республик на пути к образованию союзного государства, характерны следующие этапы.

Прежде всего, объединение военных усилий советских республик для отражения общей угрозы их независимого существования. Этот период охватывает вторую половину 1918 г. вплоть до конца 1920 г. В основу объединения военных усилий советских республик был положен Декрет ВЦИК от 1 июня 1919 г. «Об объединении Советских Республик: России, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы для борьбы с мировым империализмом».

Второй этап характеризуется дополнением военно-политического союза – союзом хозяйственным. На этом этапе советские республики заключали двусторонние соглашения с РСФСР с целью объединения хозяйственных усилий для восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Это, например, договор РСФСР с Украиной от 28 декабря 1920 г.; рабоче-крестьянский договор РСФСР с Белоруссией от 16 января 1921 г.

В 1921 – 1922 гг. последовало объединение дипломатических усилий советских республик. Советские республики поручили РСФСР представлять их интересы на международных европейских конференциях в Генуе и Раппало.

Это сотрудничество завершилось принятием 30 декабря 1922 года Декларации об образовании Союза ССР и Договора об образовании Союза ССР П е р в ы м Всесоюзным съездом Советов. Четыре советских республики – РСФСР, ЗСФСР[1], Украинская ССР и Белорусская ССР – объединились в единое союзное государство – Союз Советских Социалистических Республик, став его членами-учредителями. В течение 1923 года и Декларация, и Договор об образовании Союза ССР были ратифицированы всеми субъектами СССР.

§2. Государственно-правовой статус РСФСР, как союзной республики, в составе Союза ССР (30.12.1922 г. – 08.12.1991 г.)

В соответствии с Договором об образовании Союза ССР, республики, вошедшие в состав союзного государства, стали именоваться союзными республиками. В таком правовом статусе РСФСР пребывала вплоть до прекращения деятельности Союза ССР в декабре 1991 года. Следовательно, это был уже второй этап развития федеративного устройства в России.

Став союзной республикой в составе Союза ССР, РСФСР, следовательно, значительно изменила свой государственно-правовой статус.

Согласно Конституции РСФСР, принятой 11 мая 1925 года, в соответствии с требованиями Конституции СССР 1924 года, был ограничен круг полномочий высших органов государственной власти республики: союзным органам были переданы внешние сношения, оборона, руководство транспортом и связью. Однако Российская Федерация и в составе Союза ССР оставалась суверенным государством, хотя пределы ее самостоятельного властвования ограничивались вопросами, отнесенными к ведению Союза ССР.

Важным этапом в дальнейшем государственно-правовом строительстве РСФСР было принятие Конституции РСФСР 21 января 1937 года. Эта Конституция закрепила в составе РСФСР 16 автономных республик, 5 автономных областей, которые перечислялись в тексте Конституции.

12 апреля 1978 года была принята новая Конституция РСФСР, которая вновь подтвердила суверенный статус РСФСР. В соответствии с Конституцией РСФСР 1978 г. в составе Российской Федерации состояли (это конституционная формула – И.Б.) 16 автономных республик; в ней также имелись 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали именоваться национальные округа – И.Б.). Все они были перечислены в статье 70 Конституции РСФСР.

В статье 76 Конституции СССР было закреплено следующее положение: «Союзная республика – суверенное советское социалистическое государство (подч. – И.Б.), которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Вне пределов, указанных в статье 73 Конституций СССР, союзная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории». Такое качество Российской Федерации было зафиксировано и в статье 68 Конституции РСФСР 1978 года: «РСФСР – суверенное советское социалистическое государство».

Суверенные права союзной республики – РСФСР. Государственно-правовые особенности РСФСР как союзной республик и в составе Союза ССР находили свое конкретное проявление в ее суверенных правах. Такими суверенными правами РСФСР были:

1. Российская Федерация как государство имела свою территорию, в пределах которой она осуществляла самостоятельное государственное властвование. Территория Российской Федерации не могла быть изменена без ее согласия, что является свидетельством ее территориального верховенства. Ее территория признавалась целостной и неотчуждаемой;

2. Российская Федерация имела свое гражданство и право приема в гражданство РСФСР и, одновременно, в гражданство Союза ССР. Именно право приема в гражданство служило основанием, подтверждающим ее суверенитет;

3. Одним из признаков суверенитета Российской Федерации является наличие у нее учредительной государственной власти, способной принимать и изменять Конституцию (Основной закон) республики;

4. Российская Федерация самостоятельно формировала свою систему высших органов государственной власти и управления. Законы, принимаемые ее Верховным Советом, не могли быть отменены высшими органами государственной власти Союза ССР. В силу принципа приоритета союзного закона над законом союзной республики, в случае расхождения закона РСФСР с законом Союза ССР действовал закон Союза ССР.

5. Российская Федерация участвовала в решении вопросов, отнесенные к ведению Союза ССР: в Верховном Совете СССР (позже – в составе Съезда народных депутатов СССР), в Президиуме Верховного Совета СССР, в Правительстве Союза ССР и других органах Союза ССР. Это находило свое проявление в том, что РСФСР имела своих представителей, определенных в конституционном порядке, в составе каждого из названных государственных органов Союза ССР;

6. За Российской Федерацией сохранялось право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций;

7. К числу суверенных прав Российской Федерации также относилось ее право решать вопрос о форме своего государственного существования. Это подтверждалось ее добровольным пребыванием в составе Союза ССР, что гарантировалось конституционным правом свободного выхода из состава Союза ССР. (Статья 69 Конституции РСФСР);

8. Как суверенное государство, Российская Федерация имела свою государственную символику: Государственный флаг, Государственный Герб, столицу. Государственным гимном РСФСР был Государственный гимн СССР;

9. Суверенные права Российской Федерации, как и суверенные права других союзных республик, охранялись Союзом ССР. Этот принцип был установлен в Конституции СССР 1924 г., а затем подтверждался и в Конституции СССР 1936г., и в Конституции СССР 1977 г.

Таким образом, названные суверенные права Российской Федерации, которые принадлежали ей с момента вступления в Союз ССР, являлись теми неотчуждаемыми правами, в процессе реализации которых проявлялось верховенство и независимость РСФСР при решении основополагающих вопросов как внутри страны, так и вне ее.

 

Компетенция Российской Федерации. Факт принадлежности Российской Федерации к союзной федерации придавал определенные особенности объему, содержанию и характеру осуществления не только ее суверенных прав, но и компетенции. В то время, когда суверенные права характеризуются в качестве стабильных, устойчивых, неотчуждаемых, определяющих первичное суверенное свойство государства, компетенция является производной от государственного суверенитета. Компетенция отличается подвижностью и присуща любому государству в том числе и несуверенному. Компетенция – это совокупность предметов ведения и полномочий государства, реализуемых в деятельности его государственных органов, что было закреплено в статье 72 Конституции Российской Федерации – России.

§ 3. Автономия – государственно-правовая форма политического устройства наций в Российской Федерации (РСФСР)

I . Понятие автономии и ее формы. В государственно-правовом смысле автономия означает обеспечение нациям и народностям, компактно проживающим на территории РСФСР, правовой и фактической возможности реализовать национальный суверенитет путем создания определенной формы национальной государственности в составе РСФСР с предоставлением права на самоуправление или на самостоятельность в осуществлении государственной власти. При этом пределы властвования закрепляются государственными органами РСФСР на основе или с учетом волеизъявления народа данного автономного образования.

При автономии уровень самостоятельности в осуществлении государственной власти не идентичен суверенному статусу государства. Автономия обеспечивает выражение суверенности наций и народностей, однако не означает государственного суверенитета, независимости автономного образования. Вместе с тем с наличием автономии связан специфический правовой статус тех национально-государственных образований, которые ею обладают.

В РСФСР автономия осуществлялась в двух формах. Это политическая (государственная) и административно-политическая (административная) автономия. Политическую автономию в РСФСР представляли автономные государства – автономные республики; административно-политическую – автономная область (трудовая коммуна) и национальные (автономные) округа. Трудовые коммуны (немцев-колонистов, карельская) были преобразованы в автономные области.

II . Политическая форма автономии. К этой форме автономии относились автономные республики, являвшиеся автономными государствами. Правовой статус автономных республик первоначально определялся Положением о государственном устройстве каждой конкретной автономной республики. С принятием Конституции СССР 1936 г. он стал определяться и в Конституции СССР, и в Конституции РСФСР, и в Конституции, принимаемой каждой автономной республикой. В составе РСФСР было 16 автономных республик.

Как автономное государство, автономная республика характеризовалась следующими государственно-правовыми признаками:

1) каждая автономная республика имела свою территорию и право территориального верховенства, то есть территория АССР не могла быть изменена без ее согласия;

2) автономная республика имела свое гражданство. Каждый гражданин автономной республики являлся одновременно гражданином РСФСР и гражданином СССР. В то же время она не имела права приема в гражданство, что также подтверждает отсутствие у нее государственного суверенитета;

3) автономная республика, будучи государством, имела свою конституцию, что свидетельствовало о наличии у нее элементов учредительной власти. В Конституции СССР и Конституции РСФСР содержалось требование, чтобы конституция АССР соответствовала Конституциям СССР и РСФСР и учитывала особенности автономной республики;

4) как и у любого государства, у автономной республики имелись свои высшие органы государственной власти (Верховный Совет и Президиум Верховного Совета), свое правительство – Совет Министров, высший судебный орган – Верховный Суд, а также Прокурор республики. Специфика осуществления государственной власти АССР проявлялась в том, что она вправе была самостоятельно решать только те вопросы, которые не относились к ведению Союза ССР и РСФСР;

5) национальная государственность АССР обеспечивалась следующим образом:

а) высшие органы государственной власти АССР (преимущественно) местные органы государственной власти, суда и прокуратуры состояли из местных национальных кадров, знавших язык, быт, нравы и обычаи коренного населения;

б) высшие органы государственной власти работали на русском языке и на языках народов, компактно проживающих на территории АССР;

6) любое государство имеет свою государственную символику. АССР также имела свои государственные символы: Государственный герб, Государственный флаг, столицу. Государственный гимн был единым для всего Союза ССР.

Кроме указанных государственно-правовых признаков, характеризующих АССР как автономное государство, автономной республике обеспечивались и особые гарантии автономии в составе Союза ССР и РСФСР. К таким гарантиям следует отнести:

- особый порядок образования АССР: окончательное решение этого вопроса относилось к ведению Союза ССР;

- каждая автономная республика имела своих представителей в высших органах государственной власти СССР и РСФСР: 11 представителей в Совете Национальностей Верховного Совета СССР; Председатель Президиума Верховного Совета АССР являлся по должности заместителем Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР. Автономной республике принадлежало право законодательной инициативы в Верховном Совете РСФСР;

- автономные республики обладали особыми гарантиями юридической силы актов, издаваемых высшими органами государственной власти и государственного управления. Так, в случае расхождения закона автономной республики с законом РСФСР действовал закон РСФСР. Однако акты Совета Министров могли быть отменены только Президиумом Верховного Совета РСФСР.

III . Административная форма автономии. К этой форме автономии относились автономные области (в составе РСФСР их было – 5) и автономные округа (в составе РСФСР их было – 10), которые представляли национально-государственные образования, то есть они не являлись государствами.

Автономная область образовывалась проживающими на определенной территории небольшими нациями, которые на своей территории могут и не составлять большинства по отношению к представителям других национальностей.

Для государственно-правовой природы автономной области характерны следующие особенности:

1) в соответствии со статьей 82 Конституции РСФСР 1978 г., правовой статус автономной области определялся Законом об автономной области, который принимался Верховным Советом РСФСР по представлению Совета народных депутатов автономной области, то есть автономная область самостоятельно определяла характерные особенности своего правового статуса, что отличало, в частности, ее от обычной административной области;

2) гарантией самого существования автономной области являлся порядок образования автономной области; для ее образования необходимо было четко выраженное волеизъявление народа на создание именно такого национально-государственного образования, санкционированное высшим органом государственной власти РСФСР, с последующим утверждением принятого решения Верховным Советом СССР;

3) основу правового статуса автономных областей составляло политическое самоуправление, которое осуществляли местные Советы во главе с областным Советом автономной области. Акты государственных органов автономной области издавались на языках, объединяемых ею национальностей;

4) Конституция СССР и Конституция РСФСР обеспечивали за автономными областями право непосредственного представительства в высших органах государственной власти Союза ССР (по пять представителей в Совете Национальностей Верховного Совета СССР) и высших государственных органах РСФСР (на общих основаниях при выборах депутатов Верховного Совета РСФСР);

5) в статье 82 Конституции РСФСР было установлено, что автономная область находится в составе РСФСР и входит в край.

Автономный округ это национально-государственное образование, которое находилось в составе края или области и отличалось особым национальным составом и бытом. В составе РСФСР было 10 автономных округов.

Основы правового положения автономных округов и их органов государственной власти и государственного управления закреплялись в ст.83 Конституции РСФСР, в которой подчеркивалось, что они находятся в составе края или области, а также Законом РСФСР об автономных округах от 20 ноября 1980 г.

Для правовой природы автономного округа характерен также институт национально-государственного представительства. В соответствии со статьей 110 Конституции СССР, от каждого автономного округа в Совет Национальностей Верховного Совета СССР избирался один представитель. Автономный округ также имел своих представителей в государственных органах края или области, в составе которых он находился; краевой, областной Совет народных депутатов имели право отменять решения Совета автономного округа в случае несоответствия их законодательству. Решения исполнительного комитета окружного Совета могли быть отменены самим окружным Советом, а также исполнительным комитетом краевого, областного Совета.

§ 4. Административно-территориальное устройство РСФСР

Понятие и основные принципы административно-территориаль­ного устройство. Территория государства представляет собой пространственный предел власти данного государства. Государственно-властная деятельность осуществляется в пределах определенной территории. Поэтому одной из сфер общественных отношений, регулируемых нормами государственного права, являются отношения, связанные с административно-территориальной организацией государства.

Административно-территориальное устройство, иногда его называют административно-территориальным делением, что, по сути дела, одно и то же, входит составной частью в территориальную организацию государства, являясь одним из ее элементов. Этим понятием характеризуется разделение территории государства на определенные части, называемые административно-территориальными единицами. Соответственно административно-территориальному делению устанавливается система местных органов государственной власти и управления. В данном случае население административно-территориальной единицы выступает в качестве субъекта, волеизъявлением которого формируется соответствующий местный орган государственной власти.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 283.