Классификация и воздействие вредных веществ на человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Химические вещества в зависимости от их практического ис­пользования классифицируются на:

• промышленные яды — используемые в производстве орга­нические растворители (например, дихлорэтан), топливо (например, пропан, бутан), красители (например, анилин) и др.;

• ядохимикаты — используемые в сельском хозяйстве пести­циды и др.;

• лекарственные средства;

• бытовые химикаты — применяемые в виде пищевых доба­вок (например, уксус), средства санитарии, личной гигие­ны, косметики и т. д.;

• биологические растительные и животные яды, которые со­держатся в растениях, грибах, у животных и насекомых;

• отравляющие вещества (ОВ) — зарин, иприт, фосген и др.
В организм человека вредные химические вещества могут

проникать через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы. Основным же путем проникновения вредных веществ в организм являются органы дыхания.

Распределение вредных веществ в организме подчиняется определенным закономерностям. Сначала происходит распреде­ление вещества в организме, затем основную роль начинает иг­рать поглощающая способность тканей.

Вредное действие химических веществ на организм человека изучает специальная наука — токсикология.

Токсикология— это медицинская наука, изучающая свойства ядовитых веществ, механизм их действия на живой организм, сущность вызываемого ими патологического процесса (отравле­ния), методы его лечения и предупреждения. Область токсико­логии, изучающая действие химических веществ на человека в условиях производства, называется промышленной токсикологией.

 

Токсичность — это способность веществ оказывать вредное действие на живые организмы.

Основным критерием (показателем) токсичности вещества является ПДК (единицей измерения концентрации является мг/м3). Показатель токсичности вещества определяет его опас­ность. По степени опасности вредные вещества разделяют на че­тыре класса (табл. 2.14).

Классы опасности веществ по ПДК в воздухе рабочей зоны.

Показатель токсичности Класс опасности вещества и его название
  1 чрезвычайно опасные высокоопасные 3 умеренно опасные малоопасные
ПДК в воздухе рабочей зоны, мг/м3 Менее 0,1 0,1...1,0 1,0...10,0 Более 10,0

Кроме показателя ПДК, который определяет класс опасно­сти по концентрации вещества в воздухе, используются и другие показатели.

Средняя смертельная концентрация в воздухе ЛК50 (мг/м3) — концентрация вещества, вызывающая гибель 50 % животных при двух-четырех часовом вдыхании.

Средняя смертельная доза при нанесении на кожу ЛД50 (мг/кг — миллиграмм вредного на кг массы животного) доза ве­щества, вызывающая гибель 50 % животных при однократном нанесении на кожу.

Средняя смертельная доза ДЛ50 (мг/кг) — доза вещества, вы­зывающая гибель 50 % животных при однократном введении в желудок.

При определении указанных средних смертельных концен­траций и доз испытания проводят на мышах и крысах.

По указанным показателям класс опасности вещества опре­деляют по следующим количественным значениям (табл. 2.15).

По характеру воздействия на человека вредные вещества подразделяются на (рис. 2.32):

общетоксические — вызывающие отравление всего орга­низма или поражающие отдельные системы: центральную нервную систему, кроветворные органы, печень, почки (углеводороды, спирты, анилин, сероводород, синильная кислота и ее соли, соли ртути, хлорированные углеводоро­ды, оксид углерода и др.);

раздражающие — вызывающие раздражение слизистых оболочек, дыхательных путей, глаз, легких, кожи (органи­ческие азотокрасители, диметиламинобензол и другие ан­тибиотики и др.);

 

Таблица 2.15. Классы опасности веществ по значениям средних смертельных концентраций и доз

 

Показатель токсичности Класс опасности вещества и его название
  1 чрезвычайно опасные высокоопасные 3 умеренно опасные 4 малоопасные
ЛКзд, мг/м3 Менее 500 500...5000 5001...50000 Более 50000
Л Дед, МГ/КГ Менее 100 100...500 501...2500 Более 2500
flfljQ, МГ/КГ Менее 15 15...150 151...5000 Более 5000

сенсибилизирующие — действующие как аллергены (фор­мальдегид, растворители, лаки и др.);

мутагенные — приводящие к нарушению генетического кода, изменению наследственной информации (свинец, марганец, радиоактивные изотопы и др.); канцерогенные — вызывающие злокачественные опухоли (хром, никель, асбест, бенз(а)пирен, ароматические ами­ны и пр.);

 

влияющие на репродуктивную (детородную) функцию — вы­зывающие возникновение врожденных пороков, отклонений от нормального развития детей, влияющие на нор­мальное развитие плода (ртуть, свинец, стирол, радиоактивные изотопы, борная кислота и др.).

Три последних вида вредных веществ (мутагенные, канцеро­генные и влияющие на репродуктивную способность) характери­зуются отдаленными последствиями их влияния на организм. Их действие проявляется не в период воздействия и не сразу после его окончания, а в отдаленные периоды, спустя годы и даже де­сятилетия.

Приведенная классификация вредных веществ по характеру воздействия не учитывает большой группы веществ — аэрозолей (пыли), не обладающих выраженной токсичностью. Для этих веществ характерен фиброгенный эффект действия на организм. Аэрозоли угля, кокса, сажи, алмазов, пыли животного и расти­тельного происхождения, силикат и кремнийсодержащие пыли, аэрозоли металлов, попадая в органы дыхания, вызывают по­вреждение слизистой оболочки верхних дыхательных путей и, задерживаясь в легких, вызывают воспаление (фиброзу) легоч­ной ткани. Профессиональные заболевания, связанные с воз­действием аэрозолей, — пневмокониозы. Пневмокониозы раз­личаются на:

• силикозы — развиваются при действии пыли свободного диоксида кремния;

• силикатозы — развиваются при действии аэрозолей солей кремниевой кислоты;
• разновидности силикатоза: асбестоз (асбестовая пыль), це-ментоз (цементная пыль), талькоз (пыль талька);

• металлокониозы — развиваются при вдыхании металличе­ской пыли, например бериллиевой (бериллиоз);

• карбокониозы, например антраноз, возникающий при вды­хании угольной пыли.

 

26 Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда.

Психология безопасности рассматривает психические про­цессы, свойства и анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Структура психической деятельности человека

Психические процессысоставляют основу психической дея­тельности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психические свойства (качества личности)— это качества личности (характер, темперамент). Среди качеств личности вы­деляют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Качества личности устойчивы и постоянны.

Психическое состояние человека— это структурная организа­ция компонентов психики, выполняющих функцию взаимодейст­вия человека со средой обитания (производственной средой). Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность производст­венного процесса.

 

 

27



Дата: 2018-09-13, просмотров: 1161.