Химические вещества в зависимости от их практического использования классифицируются на:
• промышленные яды — используемые в производстве органические растворители (например, дихлорэтан), топливо (например, пропан, бутан), красители (например, анилин) и др.;
• ядохимикаты — используемые в сельском хозяйстве пестициды и др.;
• лекарственные средства;
• бытовые химикаты — применяемые в виде пищевых добавок (например, уксус), средства санитарии, личной гигиены, косметики и т. д.;
• биологические растительные и животные яды, которые содержатся в растениях, грибах, у животных и насекомых;
• отравляющие вещества (ОВ) — зарин, иприт, фосген и др.
В организм человека вредные химические вещества могут
проникать через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы. Основным же путем проникновения вредных веществ в организм являются органы дыхания.
Распределение вредных веществ в организме подчиняется определенным закономерностям. Сначала происходит распределение вещества в организме, затем основную роль начинает играть поглощающая способность тканей.
Вредное действие химических веществ на организм человека изучает специальная наука — токсикология.
Токсикология— это медицинская наука, изучающая свойства ядовитых веществ, механизм их действия на живой организм, сущность вызываемого ими патологического процесса (отравления), методы его лечения и предупреждения. Область токсикологии, изучающая действие химических веществ на человека в условиях производства, называется промышленной токсикологией.
Токсичность — это способность веществ оказывать вредное действие на живые организмы.
Основным критерием (показателем) токсичности вещества является ПДК (единицей измерения концентрации является мг/м3). Показатель токсичности вещества определяет его опасность. По степени опасности вредные вещества разделяют на четыре класса (табл. 2.14).
Классы опасности веществ по ПДК в воздухе рабочей зоны.
Показатель токсичности | Класс опасности вещества и его название | |||
1 чрезвычайно опасные | высокоопасные | 3 умеренно опасные | малоопасные | |
ПДК в воздухе рабочей зоны, мг/м3 | Менее 0,1 | 0,1...1,0 | 1,0...10,0 | Более 10,0 |
Кроме показателя ПДК, который определяет класс опасности по концентрации вещества в воздухе, используются и другие показатели.
Средняя смертельная концентрация в воздухе ЛК50 (мг/м3) — концентрация вещества, вызывающая гибель 50 % животных при двух-четырех часовом вдыхании.
Средняя смертельная доза при нанесении на кожу ЛД50 (мг/кг — миллиграмм вредного на кг массы животного) доза вещества, вызывающая гибель 50 % животных при однократном нанесении на кожу.
Средняя смертельная доза ДЛ50 (мг/кг) — доза вещества, вызывающая гибель 50 % животных при однократном введении в желудок.
При определении указанных средних смертельных концентраций и доз испытания проводят на мышах и крысах.
По указанным показателям класс опасности вещества определяют по следующим количественным значениям (табл. 2.15).
По характеру воздействия на человека вредные вещества подразделяются на (рис. 2.32):
• общетоксические — вызывающие отравление всего организма или поражающие отдельные системы: центральную нервную систему, кроветворные органы, печень, почки (углеводороды, спирты, анилин, сероводород, синильная кислота и ее соли, соли ртути, хлорированные углеводороды, оксид углерода и др.);
раздражающие — вызывающие раздражение слизистых оболочек, дыхательных путей, глаз, легких, кожи (органические азотокрасители, диметиламинобензол и другие антибиотики и др.);
Таблица 2.15. Классы опасности веществ по значениям средних смертельных концентраций и доз
Показатель токсичности | Класс опасности вещества и его название | |||
1 чрезвычайно опасные | высокоопасные | 3 умеренно опасные | 4 малоопасные | |
ЛКзд, мг/м3 | Менее 500 | 500...5000 | 5001...50000 | Более 50000 |
Л Дед, МГ/КГ | Менее 100 | 100...500 | 501...2500 | Более 2500 |
flfljQ, МГ/КГ | Менее 15 | 15...150 | 151...5000 | Более 5000 |
сенсибилизирующие — действующие как аллергены (формальдегид, растворители, лаки и др.);
мутагенные — приводящие к нарушению генетического кода, изменению наследственной информации (свинец, марганец, радиоактивные изотопы и др.); канцерогенные — вызывающие злокачественные опухоли (хром, никель, асбест, бенз(а)пирен, ароматические амины и пр.);
• влияющие на репродуктивную (детородную) функцию — вызывающие возникновение врожденных пороков, отклонений от нормального развития детей, влияющие на нормальное развитие плода (ртуть, свинец, стирол, радиоактивные изотопы, борная кислота и др.).
Три последних вида вредных веществ (мутагенные, канцерогенные и влияющие на репродуктивную способность) характеризуются отдаленными последствиями их влияния на организм. Их действие проявляется не в период воздействия и не сразу после его окончания, а в отдаленные периоды, спустя годы и даже десятилетия.
Приведенная классификация вредных веществ по характеру воздействия не учитывает большой группы веществ — аэрозолей (пыли), не обладающих выраженной токсичностью. Для этих веществ характерен фиброгенный эффект действия на организм. Аэрозоли угля, кокса, сажи, алмазов, пыли животного и растительного происхождения, силикат и кремнийсодержащие пыли, аэрозоли металлов, попадая в органы дыхания, вызывают повреждение слизистой оболочки верхних дыхательных путей и, задерживаясь в легких, вызывают воспаление (фиброзу) легочной ткани. Профессиональные заболевания, связанные с воздействием аэрозолей, — пневмокониозы. Пневмокониозы различаются на:
• силикозы — развиваются при действии пыли свободного диоксида кремния;
• силикатозы — развиваются при действии аэрозолей солей кремниевой кислоты;
• разновидности силикатоза: асбестоз (асбестовая пыль), це-ментоз (цементная пыль), талькоз (пыль талька);
• металлокониозы — развиваются при вдыхании металлической пыли, например бериллиевой (бериллиоз);
• карбокониозы, например антраноз, возникающий при вдыхании угольной пыли.
26 Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда.
Психология безопасности рассматривает психические процессы, свойства и анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Структура психической деятельности человека
Психические процессысоставляют основу психической деятельности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).
Психические свойства (качества личности)— это качества личности (характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Качества личности устойчивы и постоянны.
Психическое состояние человека— это структурная организация компонентов психики, выполняющих функцию взаимодействия человека со средой обитания (производственной средой). Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность производственного процесса.
27
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1229.