На макроуровне социальной системы, т.е. на уровне всего общества, психологическая среда определяется господствующими в обществе настроениями, чувствами и эмоциями, которые проявляются на уровне больших социальных групп и всего народа.
На микроуровне, в рамках организации психологическая среда – это психологический климат данного коллектива, его общий настрой (мажорный или минорный, оптимистический или пессимистический и т.д.).
Особенности психологической среды определяют уровень психологической безопасности в коллективе.
На самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека оказывают существенное влияние такие факторы психологической среды как:
· осознание себя и своего места в организации (в одних случаях независимость и творчество проявляются через сотрудничество, а в других – через индивидуализм);
· система коммуникации и язык (устная и письменная речь, профессиональный жаргон и т.п.);
· внешний вид (одежда, представление себя на работе);
· привычки и традиции питания (организация питания в рабочее время);
· осознание использования времени, отношение к времени (степень точности и относительности времени у сотрудников;)
· ценности (набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения);
· влияние на взаимоотношения между людьми индивидуальных различий (пола, национальности, статуса по возрасту и власти, мудрости и интеллекту, религии и гражданству и т. п.;)
· мировоззрение (вера или отсутствие веры в справедливость)
· развитие и самореализация работников (бездумное или осознанное выполнение работы; )
· трудовая этика и мотивирование сотрудников (понимание работы как ценности или как повинности;)
Можно выделить три основных фактора, которые играют определяющую роль в обеспечении комфортности психологической среды:
· отбор персонала,
· деятельность высшего руководящего звена
· социализация работников в психологической среде данной организации.
Процесс отбора персонала, критерии исполнения заданий, система вознаграждений, мероприятия по обучению персонала, возможности развития карьеры, продвижение и ротация кадров гарантируют, что отобранные кандидаты будут соответствовать данной психологической среде, организационной культуре и дополнять ее, а не вносить диссонанс. Эта процедура преследует определенную цель – найти и нанять людей, обладающих достаточной компетентностью и способных успешно выполнять необходимую работу в рамках данной организации.
Руководители, как правило, оказывают преобладающее влияние на поддержание организационной культуры. Личный пример (неукоснительное следование в организации тем нормам и ценностям, которые заявляются как основные)
Социализация (иногда ее называют «врастание работника в организацию»), как правило, проходит несколько ступеней:
· предварительная стадия, когда работник узнает об организации до поступления на работу (иногда, особенно если работник сильно желает получить данное место, имеет место некоторая идеализация образа организации);
· «столкновение», т.е. непосредственная встреча с организацией в процессе работы и сравнение ее со своими ожиданиями (может быть «крушение иллюзий» по поводу прежнего идеального образа);
· «метаморфоза», т. е. приспособление к отклонениям от ожидаемого, согласование ожиданий с реальностью (сотрудник понимает, что нет абсолютного идеала и надо жить там, где живешь).
Процесс социализации – успешный или дефектный – непосредственно влияет на стиль деятельности работника, его производительность, вовлеченность в организацию и желание в ней работать.
25
Первый принцип − принцип антропоцентризма: «человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования.
Второй принцип − принцип существования внешних воздействий на человека: «Человеческий организм всегда может подвергнутъся внешнему воздействию со стороны какого – либо фактора».
Кратко применительно к БЖД это обычно формулируют проще: «жизнь потенциально опасна», полагая, что в БЖД анализируются только опасные воздействия.
Третий принцип − принцип возможности создания для человека среды обитания «Создание комфортной и безопасной для человека среды обитания принципиально возможно и достижимо при соблюдениипредельно допустимых уровней воздействий на человека».
Четвертый принцип − принцип реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания: «Безопасное взаимодействие человека со средой обитания достигается его адаптацией к опасностям, снижением их значимости и применением человеком защитных мер».
Пятый принцип — принцип отрицания абсолютной безопасности: «Абсолютная безопасность человека в среде обитания не достижима»
Шестой принцип − принцип роста защищенности жизни человека будущего: рост знаний человека, совершенствование техники и технологии, применение мер защиты, ослабление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищенности человека от опасностей. Этот принцип сформулирован, опираясь на принцип Ле – Шателье: «Эволюция любой системы идет в направлении снижения потенциальной опасности» .
Широкая и все нарастающая гамма техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1292.