Потребительские расходы населения представляют собой суммарные затраты индивидов, семей на товары и услуги. Та часть индивидуального располагаемого дохода, которая не расходуется на товары и услуги, представляет собой сбережения. Личные сбережения – это часть располагаемого дохода, которая используется в целях накопления богатства. Причинами сбережений могут быть предстоящие, будущие расходы, желание обеспечить себя в старости, оставить некоторое состояние детям и внукам и т.д. Однако, каковы бы ни были мотивы сбережения отдельных индивидов, их сбережения зачастую мало связаны с возможностями самостоятельного инвестирования. В основном население вкладывает свои сбережения в финансовые активы (акции, облигации) и таким образом передает свои сбережения тем, кто покупает капитальные блага.
На решения о масштабах потребностей и сбережений, которые приходится принимать индивидам, семьям, воздействуют различные факторы, как объективные, так и субъективные. Самым важным объективным фактором является размер получаемого дохода. Именно он предопределяет уровень как потребительских расходов, так и сбережений. Очевидно, что чем меньше доход семьи, тем меньше она потребляет, а сбережения вообще могут быть нулевыми. Ведь потребление ориентировано на удовлетворение текущих потребностей, следовательно, не может быть меньше определенного минимума, обеспечивающего выживание, а сбережения связаны с увеличением потребления лишь в будущем.
На величину потребления и сбережений оказывают влияние имеющиеся накопления недвижимого имущества, предметов длительного пользования, финансовых средств (наличных денег, сбережений на счетах, акций, облигаций, акций, облигаций, страховых полисов). При прочих равных условиях, чем больше подобного богатства накоплено, тем сильнее стимул к текущему потреблению и слабее стимул для сбережений.
Однако этот фактор тесно связан с уровнем цен. Изменения уровня цен изменяют реальную стоимость накопленных активов, особенно финансовых. Точнее говоря, реальная стоимость финансовых активов, номинальная стоимость которых выражена в деньгах, будет обратно пропорциональна изменениям уровня цен. Поскольку реальное финансовое богатство с ростом цен уменьшается, уменьшается и текущее потребление.
Существенное воздействие на текущее потребление и сбережение оказывают ожидания, связанные с будущими доходами, ценами и наличием товаров. Ожидания повышения цен и дефицита товаров побуждают людей покупать впрок во избежание более высоких будущих цен и пустых полок. И наоборот.
Как было сказано ранее, на потребление и сбережение оказывают влияние субъективные факторы, так называемая «психологическая» склонность людей к потреблению и сбережению.
Различают среднюю и предельную склонность индивидов, семей к потреблению и сбережению. Первая характеризует взаимосвязь уровня потребления и величины дохода, вторая – взаимосвязь уровня сбережения и величины дохода.
Средняя склонность людей к потреблению есть доля дохода, которая идет на потребление.
До сих пор, говоря о потреблении, мы имели в виду непроизводительное потребление (товаров и услуг). В действительности же в экономике имеет место и производительное потребление (средств, предметов труда, технологий и т.д.). От этого зависит характер сбережения. Если предприниматель накапливает часть прибыли в форме денежного капитала, то экономисты рассматривают это тоже, как сбережение, и не проводят различий между ним и наемным рабочим, хотя мотивы сбережений у них разные. Ибо сбережения в данном случае выступают основой инвестиций. Причем, сбережения населения в качестве инвестиционных средств (денежных сумм) предоставляются предпринимателям в ссуду при помощи финансовых посредников (коммерческих банков). Инвестиции – это расходы на расширение и обновление производства, связанные с введением новых технологий, материалов, орудий труда и др. Сбережения являются источником чистых инвестиций, которые добавляют, расширяют существующий физический капитал и тем самым способствуют экономическому росту общества.
Побудительным мотивом инвестиционных расходов является прибыль. Предприниматель осуществляет покупку капитальных товаров, лишь исходя из сравнения ожидаемого дохода и сегодняшних затрат. Возникает вопрос, как можно оценить ожидаемый доход, сравнивая его с сегодняшними затратами? Ведь деньги вкладываются сегодня, а доходы получают потом.
Подводя итог сказанному, подчеркнем, что потребляют и делают сбережения разные группы населения, причем последнее – по разным причинам. Инвестиции осуществляют люди, принадлежащие не к потребителям, а к производителям. Причины, заставляющие людей сберегать, а предприятия – инвестировать, совершенно отличны, а во многом и несравнимы. Если первые стремятся за счет текущего потребления увеличить будущее или обезопасить себя от непредвиденных ситуаций, то вторые – получить более высокую прибыль за счет расширения производства товаров и улучшения их качества.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 220.