Вопросы:
1.Объективность социализации экономики.
2.Человек и производство.
3.Человеческий капитал и его структура.
1. Объективность социализации экономики
В предыдущих лекциях мы познакомились с принципами, законами развития капиталистического общественного производства. Под капитализмом мы понимали ту его традиционную форму, что сложилась в промышленно развитых странах. Но в реальной жизни любая вещь, любое явление, развиваясь, обычно проявляется себя в более чем в одной форме.
Как и каждое общественно-экономическое явление, капитализм проходит через периоды относительного постоянства, а также количественных и качественных изменений. Эти изменения выражаются в приспособлении старого явления к новым обстоятельствам, либо в замене старого явления новым явлением, более совершенным, желанным для большинства населения. Результатом таких эволюционных преобразований является рождение новой модели капиталистической экономики. Сегодняшний этап жизни капитализма получил название социально ориентированного.
Необходимым условием выживания человека, независимо от общественно-исторических обстоятельств, в которых протекает человеческая жизнь, является личное потребление. Отсюда, единственной конечной целью производства, вне зависимости от его общественной формы, остается личное потребление товаров и услуг всеми слоями общества. Практическое решение данной проблемы зависит в первую очередь от соотношения сил между различными социальными группами общества. Шкала доминирования той или иной социальной группы в процессе принятия экономических решений, ведущих к конечному потреблению, различна как в различных способах производства, так и для различных форм капитализма.
Капитализм основным принципом своего утверждения, существования, своей целью имеет работу производства на производство. Его историческое предназначение, и это свидетельствует о том, что его нельзя «перепрыгнуть», - создание индустриального общества. Интересы трудящихся логикой индустриального прогресса приносились в жертву расцвету производительных сил. Потребление из конечной цели превратилось в придаток накопления.
Но работа производства на производство не беспредельна. Прогресс производительных сил, достигнутый ограничением условий жизни непосредственных производителей, создает материальную основу для снятия этого ограничения, для роста потребления и благосостояния всех членов общества. Все это становится не просто возможным, а жизненно необходимым для дальнейшего прогресса капиталистического общества. Дело в том, что какую бы форму не принимал капитализм, основой его остается наемный труд. Поскольку последний при капитализме юридически свободен, его необходимо заинтересовать, чтобы он был более производительным, а потому приносил больше прибыли владельцу производственных ресурсов. Чтобы труд мог выполнять свои функции в системе капитализма, постоянно воспроизводить и расширять капиталистическое производство, должны постоянно и в возрастающем объеме производиться потребительские товары и услуги. Успех предпринимателя гарантируется в конечном счете только удовлетворенностью нужд потребителя.
Кроме того, развитые общественные производительные силы предоставляют потребителю огромную возможность экономического выбора потребительских товаров и услуг. А это приводит к тому, что в своем желании подмять под себя человека как наемного работника капитализм становится слугой этого человека как покупателя.
Стало быть, развитие общественных производительных сил создает объективные предпосылки социализации экономики, перехода от индустриального общества к постиндустриальному, основным принципом которого является работа производства на человека. В то же время, удовлетворение нужд человека-потребителя как условие максимизации прибыли является самой надежной гарантией жизнеспособности капитализма как экономической системы.
В настоящее время в мире практически не осталось ни чисто капиталистических, ни чисто социалистических стран. Сегодня подавляющее большинство стран мира представляют собой большое многообразие так называемых «смешанных экономик» с обязательными элементами социализации. В каждой конкретной стране комбинации всех составляющих социально-экономического устройства не только многообразны, но и в определенной мере неповторимы (например, нравственно-этические, религиозные). Однако это не означает, что всем этим странам не присуще что-то общее в их социально-экономическом развитии. Этим общим является наличие различных форм частной собственности, микроэкономическое планирование и социально-экономическая деятельность государства. Поэтому можно утверждать, что разные страны мира представляют собой разные комбинации более развитых и менее развитых социальных экономик.
Термин «социальное рыночное хозяйство» стал широко известен в связи с экономической политикой, проводившейся в Западной Германии после второй мировой войны министром экономики Л.Эрхардом. Основоположники теории социального рыночного хозяйства Вальтер Ойкен, Вильгельм Репке, Альфред Мюллер Армак рассматривали его как экономический, социальный и политический порядок. При этом особо выделяется социальная политика в качестве долгосрочного политического гаранта капитализма.
Они полагали, что высокая экономическая эффективность рыночного порядка сама по себе не является достаточной, чтобы гарантировать его долгосрочную стабильность. Поэтому он должен сочетаться с социальным порядком, обеспечение которого связывалось с активной ролью государства. Во-первых, государство должно осуществлять различные мероприятия, которые обеспечивают максимальную свободу конкуренции, работу ценового механизма и делают невозможными попытки их ограничения, в т.ч. за счет чрезмерного усиления власти монополий. Во-вторых, экономическая политика государства должна способствовать более равномерному распределению национального дохода, предотвращать чрезмерную дифференциацию индивидуальных доходов, содействовать формированию среднего класса.
По мнению авторов «социального рыночного хозяйства», рыночный порядок будет жизнеспособным с политической точки зрения, если он получит широкое общественное одобрение. Поэтому их программа дополнительной социальной политики может рассматриваться в качестве механизма, образующего консенсус.
Социальная ориентация экономики предполагает в первую очередь экономическую свободу развития разнообразных форм собственности, основанных на них форм хозяйствования, их конкурентоспособность. Практика социального рыночного хозяйства характеризует его как наиболее эффективное с точки зрения регулирования экономики и стимулирования деятельности людей на основе личного интереса. Оно использует заложенную в каждом человеке предприимчивость как сильнейший стимул хозяйственной деятельности, важнейший фактор мотивации труда.
В Украине не предусмотрено конституционное требование установления социального рыночного хозяйства. Однако статья 1 Конституции Украины гласит, что «Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство». А в статье 3 указывается, что «...человек, его жизнь ... признаются в Украине наивысшей социальной ценностью». Есть в Конституции и другие формулировки относительно социальной ориентированности экономической политики, присутствия государства в хозяйственной жизни. Все это - признаки того, что в стране взят курс на социальную рыночную экономику.
Процесс становления социального рыночного хозяйства должен происходить как на макроуровне, так и на микроуровне. В первом случае социальная ориентация задается прежде всего государством посредством выработки и контроля правил рыночной игры. Первоочередной функцией государства в данном случае являются разгосударствление и приватизация государственной собственности как условие становления многообразия форм собственности. Реализация этой функции является обязательной гарантией того, что экономика обеспечит результат, позволяющий удовлетворение потребностей человека и общества.
Вместе с тем, будучи необходимой, эта гарантия не является достаточной. Определенный круг задач, придающий экономике социальную направленность, непременно решается на уровне отдельного предприятия. Если же учесть, что источником средств государственных социальных программ является деятельность всей совокупности предприятий, то микроуровень в определенном смысле оказывается даже первичным.
Для самого предприятия социальная направленность в его функционировании до известного момента является внешним, навязанным социальной политикой государства, началом. Ведь главный мотив - максимизация прибыли. Когда же исчерпаны чисто экономические резервы роста прибыли, предприятие начинает осваивать социальный фактор своего развития как внутреннюю необходимость. По сути дела, данный подход является реализацией концепции «человеческого капитала». Основная идея ее состоит в том, что направление инвестиций в работника - необходимое условие экономического роста и реализации долгосрочных интересов предприятия.
С точки зрения социально ориентированного постиндустриального общества главным показателем прогресса является не вещественное богатство, а сам человек, его способности и потребности. Но путь в постиндустриальное будущее для Украины лежит через рыночную экономику. Именно с нею связывают возможность перехода на новую стадию социально-экономического развития и создания достойных условий жизни для людей.
Человек и производство
Социализация экономики прямо, непосредственно связана с человеком. Общественная мысль в течение многих веков искала разгадку тайны «человека разумного». Все науки, связанные с изучением человека, общества пытаются понять человека с точки зрения своего предмета и поэтому облик человека, создаваемый каждой из этих наук, не может не страдать односторонностью.
Человек - существо общественное и в этом качестве он оказался, как полагают ученые последних двух столетий, прежде всего, благодаря труду. Именно труд как осознанная целенаправленная деятельность выделил человека из животного мира, наделил его сознанием и определил общественный характер его бытия. Безусловно, человек не только «человек экономический». Он объединяет в себе и такие начала, как биологическое, интеллектуальное (нравственное) и социальное. В сложном переплетении этих начал, материальной стороны жизни человека политическая экономия анализирует решающую область жизнедеятельности людей, а именно сферу производства и распределения жизненных благ, экономическое поведение людей в различных хозяйственных системах при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Не вызывает сомнения тот факт, что без этого невозможна реализация всех других многообразных сторон жизни человека.
Производство как способ взаимодействия человека с природой - свойственная только человеку форма жизнедеятельности. С другой стороны, человек может жить, действовать, развиваться, лишь будучи включенным в общественную связь с другими людьми, в совместной трудовой деятельности. Роль человека, следовательно, его существо определяются тем, что он и фактор производительных сил, и субъект производственных и всех других отношений. Как человек экономический, он обладает тремя характеристиками:
1. носитель рабочей силы (ПС);
2. субъект производственных отношений (ПО);
3. гражданин (надстройка).
Только закрепощенный человек не является собственником рабочей силы. Гражданин - человек, участвующий в управлении, свободный. Ограничением в его жизни являются Законы, но не чья-то воля. Это и носитель духовной культуры данного народа, всех общественных отношений в их конкретном проявлении.
Характеристики, которыми должна обладать рабочая сила в каждый данный момент, диктуются состоянием применяемых средств производства. Исходная позиция такова, что новая техника и технология появляются на свет не сами по себе, их творит человек.
Чтобы жить, человек вынужден был затрачивать необходимые усилия. Стремление человека минимизировать эти усилия заставляло его изобретать новые орудия труда, новые технологии добычи самых необходимых жизненных благ. Ручные орудия труда предполагали один тип работника, машина - другой, а достижения современной НТР - третий.
Длинный путь эволюции человека в экономике обусловил следующие этапы развития его как производительной силы: 1) человек универсальный; 2) человек специализированный; 3) возвращение к универсальному человеку, но на новом духовном уровне.
Объективность универсализации человека как производительной силы была обусловлена использованием примитивных орудий труда, не требующих специальных знаний и подготовки.
Специализация означала, что универсальный человек, человек физического труда, сменился человеком-специалистом. В этом качестве он был пассивным придатком машины: снабжая ее сырьем и заготовками, следил за ходом технологического процесса, снимал готовую продукцию. Каждое машинное орудие выполняло отдельные операции, а его обслуживал «частичный», узкоспециализированный рабочий. В результате этого возросла производительность труда, но для человека сузилось его рабочее пространство. Он зависит теперь не только от природы, но и от других людей, с другими специальностями. Узкая специализация к тому же духовно обкрадывает человека.
Специализированный труд явился результатом развития и становления машинного производства. Дело в том, что человек является одновременно и производителем, и потребителем экономических благ. В каждый данный момент он выступает либо в одном, либо в другом качестве. Как производитель он связан с условиями производства, как потребитель - с его результатами. Другими словами, с позиций производства как такового, человек - не только его субъект, но и его конечная цель. Пройдя через распределение и обмен, общественный продукт завершает свой путь в потреблении. Без потребления любое производство бессмысленно. Следовательно, удовлетворение потребностей человека, его развитие является естественным конечным назначением общественного производства. Вместе с тем, возвышающиеся потребности предполагают все больший объем производства. Возможности производства в каждый данный момент ограничены. Создание машин, следовательно, порождалось необходимостью разрешения извечного противоречия между потребностями человека и возможностями их удовлетворения.
Создание, совершенствование и тиражирование новых типов машин требует все больше теоретических знаний, которые усиливают непосредственное значение умственного труда, В результате, машинное производство готовит почву для устранения разрыва между умственным и физическим трудом. Окончательно эта почва подготавливается научно-технической и технологической революцией, автоматизацией производства, которые кардинально меняют положение человека в производстве. Человек все больше отстраняется от прямого участия в технологическом процессе и становится его регулировщиком, контролером, направителем. А это умственный труд, труд высокой интенсивности, т.к. требует переработки огромного массива информации.
Революционный характер машинной индустрии породил действие общего закона перемены труда. Согласно этому закону, коренные изменения в разделении труда, присущие переворотам в машинной технике и технологии, вызывают объективную необходимость систематического перемещения работников из одной отрасли и вида производства в другие, изменения трудовых функций. «Частичный» рабочий должен заменяться всесторонне развитым человеком, для которого различные общественные функции представляют собой сменяющие друг друга способы жизнедеятельности.
Центр тяжести в труде перемещается с физических затрат человека на умственные. Интеллектуализация труда выражается в увеличении творческого потенциала работников, расширении практической отдачи от приобретенных научных знаний, в умении обновлять сложные технологические процессы и добиваться высоких конечных результатов производства. Труд в обычном понимании превращается в творчество, а человек становится личностью, а не придатком к машине.
Таким образом, можно сказать, что будучи творением человека, новые средства труда, а также и предметы труда, в свою очередь, преобразуют труд, придавая ему соответствующие новому уровню профессионально-квалификационные, творческие качества. Создаются предпосылки самореализации человека как личности. Они проявляются, во-первых, в том, что высокий уровень развития производства и производительности труда снимают с человека проблему поиска материальных благ; во-вторых, человек на базе научно-технического прогресса выводится из сферы собственно производства в творческий процесс; в-третьих, увеличивается свободное время. Самореализация человека означает возвращение человеку возможности быть личностью.
Понятие «человек» обобщает всех нас, уравнивает в нашем биологическом, природном предназначении. Понятие «личность» дифференцирует нас в духовной, интеллектуальной уникальности каждого. Личность делает каждого человека незаменимым.
Возрастание роли человека усиливает тенденцию к гуманизации производства. Она означает необходимость постоянно улучшать условия и безопасность труда, укреплять здоровье работников, создавать благоприятный социально-психологический климат в производственном коллективе, делать все, что возвышает человека и раскрывает его способности.
В Украине главными препятствиями на пути к вышеизложенному сегодня являются нехватка капитала, кризисное состояние экономики в целом. Практика развитых государств показала, что именно автоматизация производства с ее относительно низкими потребностями в труде и капитале на единицу продукции существенно меняет перспективы страны.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 229.