Тема 2. Принципы и методы стандартизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стандартизацию осуществляют в соответствии с принципами:

- добровольного применения стандартов;

- максимального учёта при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, когда это невозможно вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо РФ выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат требованиям ТР;

- обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

К документам по стандартизации, используемым в РФ, относят:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации;

- нормы и рекомендации в области стандартизации;

- классификации;

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- стандарты предприятий, организаций.

Объектами национальных стандартов могут быть:

- характеристики продукции;

- правила выполнения технических документов;

- правила осуществления процессов постановки на производство, хранения, перевозок, реализации, утилизации;

- правила оказания услуг, выполнения работ;

- терминология в различных областях деятельности;

- требования к маркировке продукции и тары, способам упаковки;

- принципы, нормы, правила в области организации деятельности предприятий.

Объектами стандартов предприятий, организаций могут быть:

- характеристики продукции;

- принципы, нормы, правила в области различных сторон деятельности предприятия, организации.

Основные работы, выполняемые при стандартизации:

- систематизация объектов, явлений или понятий;

- кодирование и классификация технико-экономической информации;

- унификация деталей, сборочных единиц, узлов, агрегатов, машин, приборов;

- типизация конструкций изделий и технологических процессов;

- агрегатирование машин и других изделий.

Систематизация объектов, явлений или понятий – расположение объектов в определённом порядке и последовательности, образующей чёткую систему, удобную для пользования. Простейшие формы систематизации – расположение объектов в алфавитном или хронологическом порядках.

Кодирование – присвоение по определённым правилам объекту кода, в виде сочетания цифр и букв. Коды обеспечивают идентификация объектов с помощью минимального количества знаков.

Классификация – разделение множества объектов на классификационные группировки по сходству или различию на основе определённых признаков в соответствии с принятыми правилами.

Наибольшее применение получил иерархический метод классификации, в котором исходное множество объектов последовательно разделяется на подмножества (классы, группы, виды) по принципу от общего к частному. Иерархическая классификация логична, проста, но плохо поддаётся автоматизированной обработке. Фасетный метод классификации подразделяет объекты на независимые подмножества, обладающие определёнными признаками, необходимыми для решения конкретных задач. Принцип построения фасетной классификации – от частного к общему. Такая классификация хорошо поддаётся автоматизированной обработке.

Порядок проведения работ по классификации и кодированию информации регламентирован Единой системой классификации и кодирования технико-экономической информации ЕСКК ТЭИ. На основе Единой системы разрабатывают классификаторы (общероссийский, отраслевой, предприятия). Классификатор по статусу приравнен стандарту соответствующего уровня.

Унификация – приведение объектов одинакового функционального назначения к единообразию по установленному признаку и рациональное сокращение числа этих объектов. Унификация (заводская, отраслевая, межотраслевая) устанавливает минимально необходимое но достаточное число типов, видов, типоразмеров, изделий, сборочных единиц и деталей, обладающих высоким качеством и полной взаимозаменяемостью.

Агрегатирование – создание машин, оборудования, приборов и других изделий из унифицированных стандартных агрегатов (автономных сборочных единиц), устанавливаемых в изделии в различном числе и комбинациях. Из минимального числа типоразмеров автономных агрегатов стремятся создать максимальное число компоновок оборудования.

Методы стандартизации:

- прогрессивная стандартизация;

- комплексная стандартизация;

- опережающая стандартизация.

Прогрессивная стандартизация (ПС) стандартизация, которая основана на использовании технических прогнозов, патентов, изобретений, передовых научно-технических и опытно-конструкторских разработок. 

Комплексная стандартизация (КС) – стандартизация, при которой осуществляют целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к объекту в целом и его элементам.

Опережающая стандартизация (ОС) – установление повышенных по отношению к достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые, согласно техническим прогнозам, будут оптимальными в последующее планируемое время.

Система управления качеством – совокупность организационной структуры и процедур, процессов, ресурсов, ответственности работников, направленная на повышение качества продукции (работ, услуг). На основании мирового опыта по управлению качеством в РФ приняты стандарты ГОСТ Р ИСО серии 9000. В основе этих, а также вновь разрабатываемых международных стандартов, положены принципы управления качеством:

- ориентация на запросы и требования потребителя;

- повышение роли руководителя в организации управления качеством;

- вовлечение инициативы и ответственности персонала;

- разработка процесса достижения желаемого результата;

-применение системного анализа для повышения эффективности функционирования системы взаимосвязанных процессов;

-формирование потребности у персонала постоянного улучшения продукции, процессов и системы в целом;

- принятие решений на основе сбора и анализа данных и информации;

- постановка взаимовыгодных отношений с поставщиками.

Наличие сертификата системы качества является необходимым, хотя и не достаточным, условием выхода продукции на международный рынок.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 538.