Коммерция (по отраслям),
Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Преподаватель___________Л. А. Перцева
Рассмотрено на заседании ПЦК Индустрии питания и сервиса
Протокол № 1 от 31 августа 2017 г.
Председатель _________ Л. В. Тихонова
Тюмень, 2017
Содержание
Введение……………………………………………………………...................... 3
Раздел 1.Метрология ……………………………………………………………..5
Тема 1. Предмет, задачи и структура дисциплины…………………….5
Тема 2. Структурные элементы метрологии…………………………...6
Тема 3. Средства и методы измерений …………………………………7
Тема 4. Объекты метрологии. Характеристика величин.
Значения измеряемых величин…………………………………………………10
Тема 5. Субъекты метрологии. Их цели, задачи, структура.
Права, обязанности и функции субъектов метрологии……………….............12
Тема 6. Средства поверки и калибровки: понятие, назначение………..14
Раздел 2 Стандартизация………………………………………………………..17
Тема 1 Методологические основы стандартизации…………………….17
Тема 2. Принципы и методы стандартизации…………………………..19
Тема 3. Субъекты метрологии. Их цели, задачи, структура.
Права, обязанности и функции субъектов метрологии……………………….22
Тема 4. Субъекты стандартизации: организации, органы и службы….26
Тема 5. Контроль качества продукции………………………………….27
Тема 6. Техническое регулирование…………………………………….31
Тема 7. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов………………………………………….32
Тема 8. Международное и региональное сотрудничество в области стандартизации…………………………………………………………………..34
Раздел 3. Сертификация…………………………………………………………38
Тема 1. Основные понятия……………………………………………….38
Тема 2. Добровольное подтверждение соответствия………………….39
Тема 3. Обязательное подтверждение соответствия…………………...41
Тема 4. Участники системы сертификации……………………………..45
Тема 5. Схемы сертификации продукции и услуг……………………...47
Тема 6. Порядок обязательного подтверждения соответствия………..50
Тема 7. Организация деятельности органов по сертификации………..52
Тема 8. Порядок приостановки, продления срока действия, аннулирования сертификатов…………………………………………………56
Тема 9. Сертификация услуг розничной торговли……………………..58
Библиографический список……………………………………………………..62
Приложение 1…………………………………………………………………….63
Приложение 2…………………………………………………………………….65
Введение
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия, производящие верхнюю одежду, в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.
Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий легкой промышленности. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.
Стандартизация, сертификация и метрология в том виде как это было в плановой экономике, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили либо просто делали невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером служит тому условие вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.
Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.
Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.
Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.
Стандарт – это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.
Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.
Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.
Раздел 1.Метрология.
Тема 1. Предмет, задачи и структура дисциплины
Метрология – область знаний и вид деятельности, связанные с измерениями.
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов иди условиям договоров.
Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Целью изучения дисциплины является усвоение теоретических знаний, позволяющих управлять качеством на разных стадиях товародвижения, формирования умений и навыков работы со стандартами и др. нормативными документами, проведения контроля качества и подтверждения соответствия.
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Раздел 2 Стандартизация
Основные понятия
Гармонизация стандарта – приведение его содержания в соответствие с другим стандартом (региональным, международным).
Государственный стандарт (ГОСТ Р) – национальный стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти РФ по стандартизации или строительству.
Классификатор – документ, содержащий систематизированный перечень кодов и наименований объектов классификации и классифицированных группировок, разработанный и утверждённый в установленном порядке, обязательный для применения на различных уровнях.
Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией по стандартизации.
Методические инструкции (МИ) – нормативные документы методического содержания, разработанные организациями, подведомственными национальному органу по стандартизации.
Национальный стандарт – стандарт, утверждённый национальным органом по стандартизации.
Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, подзаконный акт, принятый Правительством РФ.
Область стандартизации – совокупность объектов стандартизации.
Отраслевой стандарт (ОСТ) – стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции.
Объект стандартизации – продукция, работа, процесс или услуга, для которой разрабатывают требования, характеристики, параметры или правила.
Правила (ПР) – нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационные или общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ.
Региональный стандарт – стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей.
Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы, принятый органом исполнительной власти.
Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, условия выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может содержать требования к терминологии, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения.
Стандарт предприятия (СТП) – стандарт, принятый субъектом хозяйственной деятельности.
Технические условия (ТУ) - нормативный документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, процесс или услуга.
Технический регламент (ТР) – документ, содержащий технические требования непосредственно или путём ссылки на стандарт, технические условия, либо путём включения содержания этих документов.
Цели, задачи стандартизации
Общие цели стандартизации:
- повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;
- повышение уровня безопасности объектов с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- обеспечение научно-технического прогресса;
- повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
- обеспечение рационального использования ресурсов;
- совершенствование технической и информационной совместимости;
- создание условий для сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
- расширение взаимозаменяемости продукции.
Уровни стандартизации:
- международный;
- региональный;
- национальный;
- административно-территориальный.
Виды контроля
Классификация видов контроля основана на различных признаках: время проведения и место контроля в технологическом цикле, управляющее воздействие контроля, объект контроля и др. Рассмотрим наиболее распространённые виды контроля.
При разрушающем контроле для выполнения контрольных операций необходимо разрушить изделие и дальнейшее его использование становится не возможным. Примером разрушающего контроля является проверка изделия на прочность.
При неразрушающем контроле соответствие контролируемого параметра установленным предельным отклонениям определяется по результатам полученной информации об объекте контроля. Взаимодействие органов средства контроля с объектом контроля не вызывает разрушения объекта и не изменяет его свойств. Примерами неразрушающего контроля являются: контроль размеров деталей.
В зависимости от характера этого воздействия контроль может быть активным и пассивным.
Активный контроль объекта осуществляется непосредственно в ходе технологического процесса формирования изделия, например обработки детали на станке. Активный контроль может быть ручным, при котором режимами и остановкой станка в процессе изготовления изделия управляет оператор, наблюдающий за показаниями приборов или автоматическим.
В отличие от активного пассивный контроль осуществляется после завершения отдельной технологической операции или всего технологического цикла изготовления объекта (детали или изделия).
Различают входной, операционный и приемочный контроль, а также непрерывный, периодический и летучий контроль.
Входному контролю подвергают сырье, исходные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, техническую документацию и т. д. Контроль производится по ряду параметров, среди которых: визуальный и инструментальный контроль геометрии продукции, соответствие отгрузочным документам, наличие дефектов и др. С входного контроля начинается формирование качества изделия при производстве на данном предприятии.
Операционный контроль или межоперационный контроль проводится на различных стадиях производственного процесса изготовления изделия.
Приёмочный контроль состоит в проверке готовых изделий и наиболее ответственных узлов. Контролю подвергаются: взаимное расположение элементов изделия, качество выполненных соединений.
Непрерывный и периодический контроль состоит либо в непрерывной проверке соответствия контролируемых параметров нормам точности либо соответственно в периодической проверке через установленные интервалы времени.
В произвольные моменты времени могут проводить летучий контроль.
Большинство видов контроля проводится непосредственно на рабочих местах, такой контроль называют подвижным. Однако, осуществить такой контроль не всегда возможно, т.к. возникает необходимость применения специальных средств контроля, требующих отдельно расположенных контрольных участков, стендов, лабораторий, а иногда отдельно стоящих сооружений, как например радиационный контроль, такой контроль называют стационарным.
Объектами контроля являются: производимая продукция; техническая, товарная и сопроводительная документация; параметры технологического процесса; средства технологического оснащения; документация по прохождению рекламаций; правила соблюдения условий эксплуатации, а также технологическая дисциплина и квалификация исполнителей.
Раздел 3. Сертификация
Тема 1. Основные понятия
Аккредитация – официальное признание компетентности физического или юридического лица выполнять работы в области оценки соответствия.
Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие продукции требованиям ТР.
Заявитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.
Знак соответствия – обозначение, информирующее приобретателя о соответствии продукции требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Идентификация продукции – установление тождественности характеристик продукции её существенным признакам.
Орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.
Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции, объектов, процессов требованиям ТР, положениям стандартов, условиям договоров.
Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объекта требованиям ТР, положениям стандартов или условиям договоров.
Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям ТР, положениям стандартов, условиям договоров.
Система сертификации – совокупность правил проведения сертификации, участников сертификации, правил функционирования системы.
Таблица 1
Номенклатура продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации.
Продукция |
| Услуги |
Товары машиностроительного комплекса. | Бытовые. | |
Товары электротехнической, электронной и приборостроительной промышленности. | Пассажирского транспорта. | |
Медицинская техника. | Связи. | |
Товары сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности. | Туристские и экскурсионные, гостиничные. | |
Товары лёгкой промышленности. | Торговли. | |
Товары сырьевых отраслей и деревообработки. | Общественного питания. | |
Средства индивидуальной защиты органов дыхания. | ТО и ремонт автотранспортных средств. | |
Тара. | Химическая чистка и крашение. | |
Изделия пиротехники. | Жилищно-коммунальные. | |
Ветеринарные биологические препараты. | Образовательные. | |
Прочие. |
Коммерция (по отраслям),
Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Преподаватель___________Л. А. Перцева
Рассмотрено на заседании ПЦК Индустрии питания и сервиса
Протокол № 1 от 31 августа 2017 г.
Председатель _________ Л. В. Тихонова
Тюмень, 2017
Содержание
Введение……………………………………………………………...................... 3
Раздел 1.Метрология ……………………………………………………………..5
Тема 1. Предмет, задачи и структура дисциплины…………………….5
Тема 2. Структурные элементы метрологии…………………………...6
Тема 3. Средства и методы измерений …………………………………7
Тема 4. Объекты метрологии. Характеристика величин.
Значения измеряемых величин…………………………………………………10
Тема 5. Субъекты метрологии. Их цели, задачи, структура.
Права, обязанности и функции субъектов метрологии……………….............12
Тема 6. Средства поверки и калибровки: понятие, назначение………..14
Раздел 2 Стандартизация………………………………………………………..17
Тема 1 Методологические основы стандартизации…………………….17
Тема 2. Принципы и методы стандартизации…………………………..19
Тема 3. Субъекты метрологии. Их цели, задачи, структура.
Права, обязанности и функции субъектов метрологии……………………….22
Тема 4. Субъекты стандартизации: организации, органы и службы….26
Тема 5. Контроль качества продукции………………………………….27
Тема 6. Техническое регулирование…………………………………….31
Тема 7. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов………………………………………….32
Тема 8. Международное и региональное сотрудничество в области стандартизации…………………………………………………………………..34
Раздел 3. Сертификация…………………………………………………………38
Тема 1. Основные понятия……………………………………………….38
Тема 2. Добровольное подтверждение соответствия………………….39
Тема 3. Обязательное подтверждение соответствия…………………...41
Тема 4. Участники системы сертификации……………………………..45
Тема 5. Схемы сертификации продукции и услуг……………………...47
Тема 6. Порядок обязательного подтверждения соответствия………..50
Тема 7. Организация деятельности органов по сертификации………..52
Тема 8. Порядок приостановки, продления срока действия, аннулирования сертификатов…………………………………………………56
Тема 9. Сертификация услуг розничной торговли……………………..58
Библиографический список……………………………………………………..62
Приложение 1…………………………………………………………………….63
Приложение 2…………………………………………………………………….65
Введение
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия, производящие верхнюю одежду, в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.
Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий легкой промышленности. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.
Стандартизация, сертификация и метрология в том виде как это было в плановой экономике, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили либо просто делали невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером служит тому условие вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.
Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.
Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.
Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.
Стандарт – это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.
Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.
Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.
Раздел 1.Метрология.
Тема 1. Предмет, задачи и структура дисциплины
Метрология – область знаний и вид деятельности, связанные с измерениями.
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов иди условиям договоров.
Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Целью изучения дисциплины является усвоение теоретических знаний, позволяющих управлять качеством на разных стадиях товародвижения, формирования умений и навыков работы со стандартами и др. нормативными документами, проведения контроля качества и подтверждения соответствия.
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 493.