Старший школьный возраст рассматривается возрастной психологией как ранняя юность. Ранняя юность - это возраст больших противоречий. Личностно-поведенческие противоречия выражаются не только в полярности чувств и эмоций, но и в противоречивости желаний и стремлений, в непосредственности и непоследовательности поведенческих реакций. Являясь признаком активного формирования личности, эти характерные черты свидетельствуют и о неустойчивости развивающейся личности, и о том, что она находится на переходном этапе своего формирования. Эта неустойчивость успешно может быть преодолена в результате целенаправленных систематических педагогических воздействий, организованных и реализованных с пониманием перечисленных проблем.
Эмоционально-повышенная-реактивность старших школьников сказывается и на особенностях развития и проявления оценочных способностей. Прямой возрастной проекцией в них выступает часто встречающиеся крайности и непостоянство в оценочных суждениях.
В качестве первоисточников самооценки и оценок в период ранней юности могут выступать мнения родителей, суждения учителей, средств массовой информации, литературы, авторитетных людей, мнения, сложившиеся в собственном опыте. Однако эти чужие мнения и суждения, которые старшеклассники всегда «пропускают через себя», есть продукт собственных размышлений.
Л.И. Божович, И.С. Кон, А.С. Мудрик, Д.И. Фельдштейн и другие исследователи этого возраста связывают переход от подросткового возраста к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов.
В старшем школьном возрасте формируется психологическая готовность к личностному самоопределению, которая предполагает создание неких психических образований и механизмов, обеспечивающих им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.
Чтобы сформировать ценностное отношение к чему-либо, необходимо сначала обратить внимание субъекта на эту ценность, сообщить ему необходимые сведения о ней и ее значении, т.е., другими словами, сориентировать субъект в мире ценностей. В социологии в этом случае говорят о ценностной ориентации объекта исследования.
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности.
В соответствии с усвоенной ценностной ориентацией личность осуществляет выбор определенных социальных установок в качестве целей или мотивов конкретной деятельности.
Знание ценностных ориентации необходимо для эффективного осуществления процессов воспитания, перевоспитания, самовоспитания.
В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст очень благотворен для образования ценностных ориентации как устойчивого свойства личности, способствующих становлению мировоззрения учащихся, их отношения к окружающей действительности. В этих исследованиях установлено, что от того, на какие ценности ориентируется школьник, зависит вывод о его социальной зрелости. Иными словами, о личной зрелости старшеклассника мы можем судить по тому, насколько содержательная сторона ценностных ориентации, характерная для этого возрастного периода, будет соответствовать интересам общества.
С этих позиций в процессе выявления особенностей ценностных ориентации учащихся как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированное иерархической структуры ценностных ориентации, их содержание, которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру; направленность личности, которая зависит не только от того, какие ценности входят в структуру ценностных ориентации личности, но и каковы сочетания этих ценностей и степень большего или меньшего их предпочтения относительно других, что позволяет определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.
Но нас, конечно, больше интересуют исследования ценностных ориентации, проводимых в разное время на молодежной аудитории. Так, исследования, проводившиеся в 1960-1980 годы в социалистических странах ближнего Запада, показали, что в ориентации подростков этих стран важное место занимали: «интересная работа», «благополучие в семье», «общая хорошая обстановка в мире», а такая ценность-цель, как «материальное благосостояние», оказалась на последнем месте. Исследования, проведенные в эти же годы в развитых капиталистических странах, выявили следующую картину: во Франции выпускники средних школ больше всего ценят в жизни «здоровье», на втором месте - «материальное благосостояние» и на третьем - «любовь», лишь для немногих главным в жизни являются общественные ценности - «свобода», «равенство»; в Великобритании основными жизненными ценностями выпускники школ считают «высокое общественное и служебное положение»); в США - «успех», «славу» и «материальное благосостояние».
Заключение
В последние три года школьного обучения, начиная с девятого класса, преподаватель физической культуры способствует формированию умения устанавливать отношения конструктивного сотрудничества не только со сверстниками, но и взрослыми. В десятых и одиннадцатых классах необходимо особенное внимание уделять формированию умения использовать свои возросшие личностные ресурсы.
В этом возрасте необходимо установить и закрепить понятия о важности физического развития на ряду с понятиями о нравственных принципах, развить у старшеклассников способность самостоятельно идентифицировать себя в социуме, используя для этого все искусство педагогического мастерства, а главное подкрепить все личным примером.
Следует подчеркнуть, что не обращая внимание на психологический фактор, возрастные особенности, а также личностные качества каждого из учеников мы (учителя и будущие преподаватели) не сможем достигнуть необходимых результатов в учебной деятельности, более того, мы отправим в бурную реку жизни замкнутых в себе, не способных к самореализации молодых людей, жизнь которых лопнет как мыльный пузырь при первых же столкновениях с реалиями.
Физические упражнения, помимо общепризнанной пользы для здоровья, считаются прекрасным средством, способствующим разгрузке нервной системы. Не следует забывать и еще об одном оздоровительном аспекте физических упражнений, связанном с немалыми усилиями, совершив которые ученик испытывает определенную удовлетворенность, чувство одержанной победы над собой. Это создает положительный эмоциональный фон, сказывающийся на поступках и образе мышления человека.
Список литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов/ Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008.-363с.
2.Батаршев, А.В. диагностика способностей к общению/ А.В. Батаршев. – СПб: Питер, 2006. – 176 с.
3.Бочаров, В.В. Антропология возраста / В.В. Бочаров. — СПб.: Питер,2001.-576с.
4.Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников / И.В. Вачков, М.Р. Битянова. – СПб.: Питер, 2009. – 192с.
5.Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – 256 с.
6.Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6 т. – М., 2004. – т. 3, 4.
7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова.- М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
8. Гривцов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов/ А.Г. Гривцов – СПб: Питер, 2007. – 208 с.
9. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология/ О.Б. Дарвиш. — М.: Владос, 2003. – 200с.
10. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя: методика. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед./Б.Ц. Бадмаев. – М.: Просвещение, 2000. – 527с.
11.Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении: Особенности педагогической деятельности. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед./Г. А. Цукерман. – М.: Просвещение, 2005. – 268с.
12.Гурьянов, Е.В, Навык и действие / Гурьянов, Е.В. МГУ, 1945.– 29–30 с.
13.Зиглер, И.Д. Теории личности: методика. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед./И.Д. Зиглер. – М.: Просвещение, 2005.– 607с.
14.Макаренко, А.С. Проблема школьного советского воспитания: Характеристика педагогических стилей. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед./А. С. Макаренко. – М.: Просвещение, 2009. – 577с.
15.Маркова, А.К. Психология труда учителя: методика. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. / А.К. Макарова. – М.: Просвещение, 1993 – 500с.
16.Н.Л. Бернштейн, Проблема навыка в психологии / Н.Л. Берштейн, Ходжава З.И, –М.: Просвещение, 1960.–234 с.
17.Н.Н. Сачко, Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Н.Н. Сачко, Корифей Волгоград, 1968.–269 с.
18. Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество: Педагогические стили. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед./Н.Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2006. – 140с.
Приложение №1
Дата: 2018-12-21, просмотров: 232.