Уроки физической культуры выстраиваются сообразно структуре учебной деятельности.
Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно.
Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятельности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности» [17].
По сравнению с учителями других учебных дисциплин учитель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешне средовыми факторами.
Условия психической напряженности:
1) шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у учителя;
2) необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
3) значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
4) ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.
Условия физической нагрузки:
1) необходимость показывать физические упражнения;
2) осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);
3) необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.
Условия, связанные с внешне-средовыми факторами:
1) климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;
2) санитарно – гигиеническое состояние спортивных классов, залов .
Исходя из специфических условий работы, учитель физкультуры должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Ему нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Отличительными чертами учителя физической культуры в частности являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности [14].
Мастерство учителя физической культуры во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Психолог В.А. Крутецкий предлагает такую структуру профессионально–значимых качеств личности:
1)мировоззрение личности;
2)положительное отношение к педагогической деятельности;
3)педагогические способности;
4)профессионально–педагогические знания, умения и навыки [15].
Важнейшими профессиональными качествами являются:
1)владение предметом преподавания и методикой,
2)психологическая подготовка,
3)общая эрудиция,
4)широкий культурный кругозор,
5)педагогическое мастерство,
6)владение образовательными технологиями,
7)знание ученического коллектива
8)организаторские умения и навыки,
9)научная увлеченность,
10)педагогический такт,
11)педагогическая техника,
12)ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы,
13)коммуникативные навыки,
14)ораторское искусство [16].
Профессиональные качества учителя физической культуры во многом определяются его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:
1) дидактические способности — это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, неясное — понятным;
2) академические способности — это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже;
3) перцептивные способности — это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния;
4) речевые способности – это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;
5) организаторские способности — это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;
6) коммуникативные способности – это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности;
7) педагогическое воображение — это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников;
8) аттенционные способности — это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением [15].
9) И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель. Умения учителя физической культуры – это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности [15].
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по Физической культуре:
Дата: 2018-12-21, просмотров: 241.