Исторические судьбы Испании 1. АНТИЧНАЯ ИСПАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

В III в. до н. э. Испания стала объектом ожесточенной борьбы между Карфагеном и Римом. Воюющие державы привлекали на свою сторону испанские племена. Поражение Карфагена во 2-й Пунической войне открыло римлянам возможность осуществить завоевание полуострова. Понадобилось, однако, более двух столетий для того, чтобы сломить сопротивление испанских племен и утвердить римское господство. Успеху завоевательных походов римлян сопутствовала колонизация. В ней участвовали, помимо солдат, также крестьяне и торговцы. Римляне занимали города, существовавшие уже ранее, или основывали новые. Особенно интенсивно они осуществляли колонизацию Южной Испании и Тарраконского побережья. Центральные области Месеты и северо-западная часть полуострова были мало затронуты колонизацией.

В 212 г., согласно эдикту Каракаллы, население Испании приобрело права римского гражданства. При римском императоре Диоклетиане страна представляла собой диоцез, входивший в Галльскую префектуру. Она делилась на пять провинций: Бетику, Лузитанию, Тарра-кон, Картахену и Галисию.

На полуострове утвердилось римское право, распространился латинский язык. Городская жизнь полностью романизировалась. Даже такая горная область, как Астурия, подверглась в известной степени романизации. Об этом свидетельствует наличие римских городов - Asturica Augusta ('будущая Асторга), Lucus Austurum (близ Овьедо), Villa de Gigia (Хихон), Legio septima (Леон), а также римских дорог и мостов, латинские надписи Нероманизированными оставались Кантабрия и Баскония.

В деревне же нередко сохранялась прежняя прими-

1 См.: Floriano Cumbreno А. С.  Estudios de' historia de Asturias. Oviedo, 1962, p. 22-26,

тпвная организация, а римское право претерпевало известную деформацию под влиянием, местных обычаев, что вело к распространению римского «вульгарного права».

В III в. н. з. Испания представляла собой органическую часть римского государства. Плиний Старший рассматривал Испанию как вторую страну римского мира. Социально-экономический строй Испании в эпоху империи характеризовался господством рабовладельческих отношений. На полуострове высокого уровня достигло земледелие. Доминирующую роль играло крупное землевладение. Но существовали также средние виллы городских землевладельцев, уцелела (особенно на окраинах) и 'мелкая земельная собственность. Испания принадлежала к так называемым «хлебным провинциям» империи. Хлеб из нее вывозили в Италию вплоть до VI в. Развито было скотоводство, особенно овцеводство.

Виллы обрабатывались рабами, а позднее также свободными мелкими земельными держателями - колонами. В городах было развито ремесленное производство. Существовала горная промышленность: добывались золото, серебро, железо, свинец.

Испания участвовала в средиземноморской торговле. Предметами экспорта, помимо хлеба, были вино, оливковое масло, древесина, шерсть, воск, текстильные изделия.

Социальная структура населения Испании в III -V вв. совпадает с общеримской. Господствующее положение занимает сенаторская знать, в городах командные позиции принадлежат декурионам. Производительное население - рабы, колоны, мелкие прекаристы, в городах - свободные ремесленники. В мало романизированных северо-западных областях уцелели свободные крестьяне, сохранившие свою общинную организацию.

Местная знать играла важную роль в политической жизни империи (императоры Траян, Адриан, Феодосии были уроженцами Испании). Весьма значительна роль испано-римской интеллигенции в культурной жизни империи (о чем свидетельствует деятельность агронома Колумеллы, философа Сенеки, писателя Марциала, оратора Квинтиллиана).

С конца II.в. Испания, подобно другим частям Римской империи, переживает общий кризис рабовладельческой системы. И здесь внешним выражением его яв-

ляются упадок городов, '.сокращение торговли, прикрепление городских землевладельцев к куриям и зачисление ремесленников в коллегии, прикрепление мелких земельных держателей - колонов - к имениям: Происходит перемещение центра общественной жизни из города в деревню, точнее - в крупные имения. Крупные землевладельцы начинают осуществлять свою власть над населением имений, присваивая себе некоторые функции, ранее принадлежавшие государственным должностным лицам. Как сообщает римский историк (Эрозий, в начале V в. два знатных испанца Дидйм и Вери-ниан, вооружив своих рабов, в течение длительного времени самостоятельно преграждали дорогу на полуостров варварам.

Проявлением кризиса была также классовая борьба, выражавшаяся как в вооруженных выступлениях народных масс, так и в религиозной оппозиции. В 40-• 50-х гг. V в. в Тарраконе происходили восстания бага-удов, в которых участвовали колоны, крестьяне, а возможно и рабы. Восстания были подавлены вестготами - федератами империи.

С конца IV в. в Испании получила распространение ересь присциллианистов, которые отошли от никейского символа веры в толковании догмата о божественной Троице. Приоциллианисты были приверженцами аскетического образа жизни, проповедовали отказ от имущества. Они имели сторонников среди сельского плебса, но массовой социальной базы, по-видимому, не приобрели \

Кризис рабовладельческой системы развивался в Испании, однако не так быстро, как в ряде других провинций империи. Рабы продолжали использоваться в сельском хозяйстве и после крушения Западной Римской империи, в королевствах, основанных на полуострове варварами2. Города и торговля в эпоху поздней империи еще в значительной мере сохраняли свое значение в экономической жизни,

Галло-римский автор Авзоний (начало V в.) в число четырнадцати крупнейших городов империи включал и четыре испанских города: Гиспалис (Севилья), Корду-бу (Кордова), Тарракон и Бракару (Брагу).

1 См.: Корсунский А. Р.  Готская Испания. М., 1969, с. 251-260.

2 Gm.: Jones А. Н. М.  History of the Later Roman Empire, v. II. Oxford, 1965, p. 393; Корсунский A. P.  Готская Испания, гл. 4.

 

 

П

 

 

В период поздней империи в Испании продолжалась разработка рудников, существовали «фабрики» оружия, функционировало несколько десятков.монетных дворов, чеканивших монету. В анонимном географическом трактате IV в. Expositio totius mundi Испания характеризовалась следующим образом: «…эта область велика, обширна, богата… в торговле всевозможными товарами… Вывозя оливковое масло, рыбный соус, различную'одежду, солонину и вьючный скот, Испания снабжает этими товарами весь мир».

Зарождение новых форм общественной жизни на полуострове происходило медленно. В специальной литературе по-разному расценивается историческое значение сдвигов, происходивших в Римской империи в последние века ее существования. Если одни исследователи считают, что разложение рабовладельческой системы не сопровождалось возникновением хотя бы элементов феодализма, то другие видят в колонате, наделении рабов землей, патронате и росте частной власти магнатов зачатки феодальных отношений. Не останавливаясь на этой проблеме, требующей дальнейшего исследования, отметим, что указанные сдвиги в социальных отношениях,в Испании получили развитие в готский период ее истории.

 

 

ГОТСКАЯ ИСПАНИЯ

 

 

В 409 г. из Галлии в Испанию (через Пиренеи) прорвались вандалы, аланы и свевы. Не встречая серьезного отпора со стороны имперских войск, вандалы-ас-динги и свевы опустошали Галисию, вандалы-силинги - Бетику, аланы - Лузитанию и Картахену. В 414 г. на испанскую территорию вступили вестготы. Заключив в 418 г. мир с империей, вестготский король Валия от имени империи воевал против вандалов и свевов. Но центр Вестготского королевства находился в Аквитании. В 429 г.-вандалы и аланы, оставив Испанию, ушли в Северную Африку. Свевы расширили свои владения на полуострове, захватив ее западные области и Картахену. При короле Эйрихе (466-484) Вестготское королевство значительно расширило свои владения на полуострове. Однако области басков и кантабров сохранили, свою независимость. Бетика на юге оставалась самостоятельной областью (под властью испано-римских магнатов).

В 507 г. Вестготское королевство, потерпев поражение в войне с франками, утратило почти всю свою территорию в Галлии (за исключением Септимании). Центр королевства вестготов переместился в Испанию, произошло массовое переселение готов на полуостров. В 554 г., 'воспользовавшись внутренними усобицами в Вестготском королевстве, на полуостров высадились византийцы и заняли юго-восточные области страны. При короле 'Леовигильде (568-586) вестготы отняли у византийцев часть оккупированной ими территории, в том числе Кордову и Медину-Сидонию, завоевали Свевское королевство. К началу VII в. византийцы были вытеснены из Испании.

В 711 г. грабительский поход небольшого арабского отряда под командованием Тарика стал началом мусульманского завоевания полуострова. Одержав над вестготами победу при Гвадалете (провинция Кадис), арабы захватили Толедо, Кордову. На следующий год они. заняли Севилью и Мериду. В 714 г. мусульмане овладели долиной Эбро и, продвигаясь с востока на запад и с севера на юг, захватили Наварру, Северную Месе-ту (будущую Старую Кастилию), некоторые поселения в Астурии (Луго, Хихон). Встретив здесь. сильное- сопротивление, арабы основали военные колонии в Амайе и Асторге. В 713 г. арабский полководец Муса провозгласил халифа государем испанских земель, Астуры и готы, не желавшие подчиняться арабам, укрывались в горных районах Астурии.

Вопрос о характере социально-экономического и политического строя готской Испании имеет весьма важное значение для исследования.истории средневековой Испании и феодализма в Испании. Известно, что не только в Астуро-Леонском королевстве, но также в Арагоне и Каталонии в средние века были сильны готские традиции. Так, Вестготская правда Реккесвинта (обширный законодательный свод, охватывающий гражданское, уголовное и публичное право) в IX в. нашла применение в Леоне как официальное право (под именем Fuero Juzgo). Она была переведена на кастильский, галисийский и леонский языки и диалекты и применялась в эпоху Реконкисты как судебник для мосарабов в кастильских и андалузских городах.

Некоторые исследователи (прежде всего К. Санчес-Альборнос) 'отмечают появление в Испании при готах протофеодальных институтов - зачатков бенефициаль-ной системы и вассалитета 1. Главное значение для решения вопроса о характере Вестготского королевства имеют, однако, социально-экономические отношения в нем.

Процесс исторического развития Вестготского королевства в значительной мере определялся характером взаимодействия между общественными отношениями завоевателей и местного населения.

Готы расселились не на всей завоеванной ими территории. Районы их массового поселения занимали небольшую территорию северной и центральной части, но их поселения привели к существенным преобразованиям. Осуществлена была частичная экспроприация земли сер-вов и колонов у местных посессоров; многие римские виллы, деревни и города 'были разрушены во время военных действий. Административная система оказалась в значительной мере дезорганизованной, что облегчило бегство сервов, либертйнов и колонов от их господ и патронов. Нарушались хозяйственные связи. Все это свидетельствовало о том, что по системе ислано-римского латифунди-ального и городского землевладения был нанесен серьезный удар. Удельный вес позднеримских рабовладельческих отношений в экономике страны намного уменьшился (хотя оставался еще значительным); возрос слой мелких земельных собственников: возродилась сельская община там, где до поселения варваров она давно исчезла. В то же время поселения готов вперемежку с местными землевладельцами способствовали быстрому разложению родо-нлеменнош строи и росту социальной дифференциации у германцев.

Техника сельскохозяйственного производства упрс стилась^ увеличился удельный вес экстенсивного ско~ товодства. Но в то же время расширилась площадь культивируемых земель. Возросла численность непосредственных производителей, владевших средствами производства.

Среди местных поселений Испании ко времени варварского завоевания преобладала деревня римского типа. Не только пахотные поля, но и луга и леса находились в индивидуальной частной собственности. В то

1  С. Sanchez-Albornoz.  Estudios visigodos. Roma, 1971.

же время вестготской деревне присущи такие черты германской общины, как совместное пользование неподе-ленными угодьями, система открытых полей, чересполосица и пр. Очевидно, в Испании того времени имело место переплетение позднеримских и германских аграрных порядков.

Рядом с готскими общинниками находились испано-римские крестьяне, прекаристы, колоны и сервы. Нередко они совместно использовали общинные угодья. Поэтому готы неизбежно вовлекались в сферу действия римских правовых норм, а местные крестьяне оказались связанными хозяйственными отношениями с готскими земледельцами. Тесный контакт с римским землевладением ускорял разложение общинных порядков у германцев.

В VI в. в готском обществе расширяется практика отчуждения земли, хотя сохраняются некоторые ограничения свободы завещания семейного имущества и ряд других пережитков родового строя в области семейных отношений.

В этих условиях осуществлялась феодализация, складывались классы ' зависимого феодального общества. Важным источником формирования зависимого крестьянства были местные свободные крестьяне. Положение мелких земельных собственников в какой-то мере улучшилось по сравнению с периодом римского господства. Налоговое бремя стало легче. Но вторжение варваров нанесло урон хозяйству испано-римских крестьян. Экономическая неустойчивость хозяйств мелких собственников, насилия со стороны магнатов оказывали разрушительное воздействие на слой свободных крестьян и в готской Испании.

Зависимое крестьянство росло и за счет разорившихся германских общинников. Уже в конце V в. у готов значительно усиливается имущественная дифференциация. Выделяется служилая знать, представители которой имеют большие земельные владения,, чем рядовые общинники. Разорившиеся общинники становятся поденщиками, держателями земель в чужих владениях. Государство ограничивает общинные традиции, огр›аждает интересы землевладельцев, выделявших свои наделы из общины.

Зачатки юридического неравенства среди свободных готов выражаются в появлении высшего слоя «почтен-

ныХ», или «больших», и «низших», или «малых», Людей. Лица, принадлежавшие к низшему разряду, - обедневшие крестьяне - не утратили еще основных прав свободных людей, но в ряде случаев были ограничены в своих правах по сравнению с представителями высшего разряда. За одни н те же правонарушения лица, принадлежавшие к различным слоям, несли неодинаковые наказания.

В VII в. разорение свободных крестьян испано-римского и германского происхождения идет ещ'е более интенсивно. Растет численность мелких прекарйстов. Крупная вотчина внедряется в свободную деревню, население которой наряду с тающим слоем мелких собственников теперь составляют в основном прекаристы, колоны, либер-тины и сервы.

Но свободные мелкие собственники и сельская община сохранились до конца существования Вестготского королевства. Разорявшиеся мелкие земледельцы превращались, как правило, в держателей земли во владениях светских магнатов, церкви и фиска. Готской Испании известны такие формы условного владения землей, как узуфрукт, эмфитевзис и получивший наиболее широкое распространение прекарий.

Наряду с ростом поземельной зависимости непосредственных производителей от вотчинников в готской Испании распространялся институт коммендации, который играл важную роль в установлении личной зависимости. Нередко под патроцинми магнатов вступали свободные люди, являвшиеся держателями наделов в их имениях; в таких случаях поземельная зависимость сочеталась с личной.

Весьма значительную роль в формировании класса зависимого крестьянства в готской Испании сыграли рабы, и вольноотпущенники. Часть сервов наделялась земельными участками, другая - использовалась в господской части имения. Источниками рабства были войны, работорговля, закабаление свободных в результате голода, задолженности и разорения, обращение в рабство как мера наказания по суду.

К VII в. обнаруживаются существенные изменения в положении сервов. Появляются признаки их хозяйственной самостоятельности. Признается право рабов заключать торговые сделки и продавать движимое имущество из своего пекулия,' в том числе рабочий скот,

даже без согласия своего господина. Происходят изменения и в юридическом статусе сервов. Законы предусматривают защиту их жизни и безопасности, причем как со стороны третьих лиц, так и их господ. Сервы могут выступать в ряде случаев в качестве свидетелей на суд'е и судиться со свободными людьми. Упрочива-. ются их семейные связи. Хотя юридическому статусу сервов готской Испании были присущи еще черты рабства, их положение на практике постепенно приближалось к положению крепостных.

- О процессе разложения античного и патриархального рабства свидетельствует широкое распространение практики отпуска рабов на свободу. Среди вольноотпущенников имелись различные категории. Основная масса либертинов оставалась в, наследственной зависимости от прежних своих господ и их потомства. Обычно либерти-ны являлись держателями земель во владениях крупных землевладельцев. Их право распоряжаться своим имуществом было ограничено. Патроны получали имущество либертинов, не оставивших наследников. Либертины светских патронов с конца VII в., а либертины церкви еще с V в. были лишены свободы передвижения. Статус их носил двойственный характер: они считались свободными людь-' ми и юридически отличались от сервов. С другой стороны, либертинов не смешивали со свободнорожденными. Они ограничивались в праве быть свидетелями, не могли вступать в брак со свободнорожденными. Вергельд вольноотпущенника был вдвое ниже вергельда свободного человека.

Таким образом, в VII - начале VIII в..сервы и либертины уже утрачивали основные черты своих античных предшественников. В известной мере источником формирования зависимого крестьянства в готской Испании были и колоны. В V-VI вв. статус испано-римских колонов определялся лозднеримским правом. В Вестготском королевстве не заметен, однако, рост. данного слоя. Здесь исчезло прикрепление колонов к государственному тяглу. Свободы передвижения, помимо сервов и большей части либертинов, были лишены лишь потомки позднеримских колонов. Земледельцы, становившиеся уже при готах держателями земельных участков,. не были прикреплены к земле. Законы, предназначенные для готов, не уделяли внимания колонату. Слой колонов, очевидно, играл в Испании в V-VII вв. менее

значительную роль в формировании зависимого крестьянства, чем у франков.

Можно констатировать, что формирование класса зависимого крестьянства в готской Испании происходило быстрее, чем в других странах Западной Европы.

К началу VIII в. основную массу непосредственных производителей в Испании составляли зависимые крестьяне. Своеобразие процесса классообразования здесь заключалось в том, что зависимое крестьянство формировалось не столько из германских общинников, сколько из местных земледельцев, прекарйстов, колонов, ли-бертинов и сервов. Однако, несмотря на свою малочисленность, германцы сыграли в этом процессе важную роль.

В V-VII вв. зарождается крупное феодальное землевладение. Его возникновение происходило здесь на основе латифундий, унаследованных от Римской империи, с одной стороны, и вотчины, выраставшей из разлагавшейся германской общины - с другой. Но в Испании крупная вилла позднеримского типа сыграла в этом процессе, по-видимому, большую роль, чем в ряде других бывших римских провинций.

Несмотря на частичную экспроприацию испано-рим-лян варварами, сенаторская знать и католическая церковь сохранили свои экономические позиции. Но в политической жизни местная знать утратила господствующее положение. Между испано-римской знатью, с одной стороны, готской служилой знатью и защищавшей интересы последней королевской властью - с другой, существовали противоречия, которые в первый период выражались в конфессиональной и правовой обособленности готов: до конца VI в. они оставались арианами, запрещены были смешанные браки между римлянами и варварами; готы первоначально не платили поземельного налога; основой войска было готское ополчение; до середины VII в. существовали обособленные системы права для.римлян и готов.

В то же время официальное право сразу же утвердило собственность местных посессоров на их земли, сервов и колонов. Испано-римская знать играла важную роль в местном управлении. Католическая церковь оставалась крупной политической силой.

В Вестготском королевстве рано начало складываться крупное землевладение и среди германцев. Его носителями были готская знать, дружинники, короли и

арианская церковь. При разделе земель с Местным населением ротская служилая знать оказывалась в более выгодном положении, чем рядовые общинники. Королевские дружинники, знать получали дарения от королей, увеличивали свои владения путем купли земель и захвата владений мелких собственников. Земельный фонд вестготской короны образовался в результате перехода доменов римского фиска в руки готских королей; он пополнялся путем конфискации имений мятежных светских и церковных магнатов. Разложение общины усилило рост крупного землевладения в VI-VII вв. Гот-ские землевладельцы становятся, подобно испано-римским магнатам, собственниками вилл и населенных пунктов. В их имениях земля делилась на две части - господскую и землю, раздаваемую мелким держателям. Домен обслуживался главным образом трудом сервов. Вилла приобрела новый характер. Основой производства в крупном имении стало крестьянское хозяйство. Особенностью, вестготской вотчины были значительные пережитки рабовладельческой системы (преобладание среди населения поместья сервов и либертинов). Если для Франкского государства наиболее типично образование феодальной вотчины путем поглощения крупным землевладением мелкой собственности и превращения крестьян в зависимых земледельцев, то для Вестготского королевства особенно характерно возникновение вотчины путем преобразования внутренней природы крупного, поместья, унаследованного от Рима. В Испании VI-VII вв. постепенно.происходил переход от римской латифундии к раннефеодальной вотчине.

Формирование феодальных отношений выражалось также в возникновении иерархической структуры земельной собственности, в зарождении бенефициальной системы. Правда, она полностью не сложилась. До конца существования Вестготского королевства продолжалась борьба между королями, старавшимися предоставлять земли в условное владение, и магнатами, рассматривавшими эти владения как свою собственность. Однако принцип условности пожалования утвердился в сфере отношений между магнатами и церковью, с одной стороны, дружинниками и другими лицами, находивши-' мися под их патронатом, - с другой.

Проявлением феодализма в Испании V-VII вв. было также усиление частной власти землевладельцев.,

Светские магнаты и их вилики, администрация доменов фиска и церкви приобрели полицейскую и дисциплинарную власть над свободными людьми в соответствующих округах, собирали государственные налоги, наравне с королевскими должностными лицами водили свободных людей в военные походы. Но иммунитеты не получили распространения, судебная власть не передавалась крупным землевладельцам.

Одной из особенностей процесса становления феодальных отношений в готской Испании было сравнительно длительное сохранение городов. В период поздней империи в Испании начался упадок городов. Вторжение варваров в Испанию ускорило этот процесс. Но в V-VI вв. ряд городов сохранял прежнее экономическое значение центров торговли и ремесла, хотя основная масса городского населения занималась сельским хозяйством. Сословие куриалов оставалось наследственной -корпорацией. Длительное существование городов в известной мере объясняется относительной устойчивостью свободного ремесла и товарно-денежных отношений в этой стране.

В V-VI вв. в Испании уцелела и внешняя и внутренняя торговля. Основные объекты торговли - рабы, хлеб, скот, предметы роскоши. В некоторых имениях производство еще было рассчитано на рынок, поскольку определенные слои городского населения нуждались в сельскохозяйственных продуктах. На местный рынок работали и городские ремесленники. В связи с этим сохранялись денежные отношения, позднеримская монетная система.

Но, несмотря на сохранение элементов товарно-денежных отношений, господствующую роль в экономике Испании V-VII вв. играли натурально-хозяйственные отношения. По. мере развития процесса феодализации городское устройство приходило в упадок. Численность куриалов сокращалась, городские посессоры оказывались в зависимости от светских и духовных магнатов.

В VII в. муниципальная система разложилась, городское управление оказалось в руках королевских должностных лиц. Сократилась торговля и товарно-денежные отношения, хотя внешние торговые связи- некоторых городов и в известных размерах внутренняя торговля сохранились.

Раннефеодальное государство в Испании, как и в ря-

де других стран, складывалось при взаимодействии позднеримских политических и юридических учреждений и военной демократии германских завоевателей. Вестготские короли возглавляли эти обе сосуществовавшие в течение известного времени системы управления.

В VI в. государственный аппарат усиливается, расширяются полномочия, королевских должностных лиц, умаляется значение ополчения и возрастает роль дружин короля и магнатов, обычное право вытесняется королевским. Одновременно ослабевает значение ряда учреждений, унаследованных от Римской империи, в частности органов муниципального управления. Вестготское королевство приобретает черты раннефеодального государства и становится органо^м господства формировавшегося класса феодальных крупных землевладельцев.

Важнейшие задачи этого государства заключались в обеспечении служилой знати и церкви новыми землями, отражении внешнего нападения, в подавлении сопротивления народных масс, сохранении условий, иеоб-' ходимых для поддержания торговых связей. Для выполнения этих задач необходима была известная централизация государственного устройства. Но к концу VII столетия власть в государстве все больше оказывалась в руках узкого слоя светских и духовных магнатов. Вестготское королевство, зависевшее теперь полностью от поддержки со стороны магнатов и лишенное широкой социальной опоры, оказалось бессильным перед лицом внешних противников.

Процесс формирования феодальных отношений в Испании протекал неравномерно, и к VIII в. оставался незавершенным. Если формирование классов зависимых крестьян и феодальных землевладельцев происходило относительно быстро, то иерархическая структура земельной собственности складывалась здесь медленнее. Значительны были остатки рабовладельческих элементов в хозяйстве и в социальной структуре. В то же время; не разложился еще до конца слой свободного германского и местного крестьянства

Социальные отношения готской Испании явились исходным моментом для феодального развития североиспанских государств в период Реконкисты, осложненного новыми историческими условиями. ~ 1 См,: Корсунский А. Р.  Готская Испания.

 

 

МУСУЛЬМАНСКАЯ ИСПАНИЯ

 

 

Христианские королевства Пиренейского полуострова 'были теснейшим образом связаны в своих судьбах с арабской Испанией. На протяжении всего рассматриваемого периода между государствами севера Испании и Кордовским эмиратом (позднее халифатом), государствами тайфа (см. ниже), политическими образованиями альморавидов и альмохадов велись войны, а также осуществлялись торговые и культурные связи. Важное значение имели миграции: массовое переселение из арабских государств арабизированного христианского населения - мосарабов на север, в Леон и Кастилию, уход части мусульманского населения на юг по мере продвижения в глубь полуострова войск христианских государств. Еще 'более важно другое обстоятельство. Отвоевывая у арабов все новые территории, Леон и Кастилия тем самым включали в свой состав многочисленное христианское и мусульманское население арабской Испании. В социальную структуру христианских королевств внедрялись элементы структуры мусульманских государств. Поэтому необходимо, хотя бы кратко, охарактеризовать основные черты общественного развития той части полуострова, которая с VIII в. была под властью арабов.

В аграрном строе произошли сдвиги. Значительная часть земель - имения бывшего королевского фиска, запустевшие владения, а также земли тех готов, которые до конца сражались против завоевателей, - перешла к мусульманскому государству. Последнее стало крупнейшим землевладельцем в мусульманской Испании-Аль-Андалузе. Большая часть этой земли (чаще всего 4/б) передавалась воинам, а остальная 'земля (7б), именовавшаяся хумс, находилась в непосредственном владении государства. Большие владения получили представители арабской военной аристократии 1.

В исторической литературе высказывалось мнение относительно того, что в арабском халифате существовала верховная собственность государства на земли2.  Отно-

1 См.: Levi-Provengal Е.  L'Espagne musulmane au X-eme siecle. Paris, 1932, p. 22.

2 См.: История стран Азии и Африки в средние века. М., 1968, с. 120; ср. Надирадзе Л. И.  Проблема государственной собственности на землю в халифате в VII-VIII вв.-В кн.: Арабские страны. История, экономика. М., 1970, с. 154-203.

сителыю мусульманской Испании нет данных, которые позволили бы применить к ней указанное положение. Значительная часть земли предоставлялась здесь участникам завоевания в качестве мулька или икта. Лица, получившие мульк, свободно распоряжались им как своей частной собственностью. В документах толедских моеарабов этот арабский термин поясняется латинским словом heredilas (наследственная собственность). Мульком, очевидно, могли обладать и крестьяне и знатные. Относительно содержания понятия «икта» высказываются различные суждения. Обычно утверждалось, что икта - это условное земельное владение. Сначала икта представляет собой право служилого человека взимать в свою пользу государственные налоги с землевладельцев, а позднее превращается в право владения землей - временное (пока продолжалась служба получателя) или пожизненное. Лицо, владевшее такой землей, обязано было выплачивать одну десятую часть всех доходов государству. И'кта отождествляется с западноевропейским леном или бенефицием К

Согласно другой точке зрения, в икта не было ничего феодального. Это не лен. Получивший земли на правах икта пользовался правами собственника (с некоторыми ограничениями), хотя должен был выплачивать казне десятину. До X в. большая часть икта - это небольшие по размерам владения. Предоставлялись они не только военным людям. Икта скорее напоминает эмфитевическое держание или владение византийского стратиота2.

Арабские магнаты обычно жили в городах, ведя хозяйство в своих имениях с помощью управляющих и мелких держателей. Берберы, составлявшие основную массу завоевателей, первоначально поселились на севере, на границе с христианскими государствами. Постепенно они расселились в горной части Месеты, в Новой Кастилии и Эстремадуре, где занимались, как и на прежней своей родине, скотоводством. Часть местных маг-

1 Ом.: Всемирная история, т. 3. М., 1957; с. 115; История стран зарубежной Азии в средние века. Л., 1970, с. 142; Мец А.  Мусульманский Ренессанс. М., 1.966, с. 99-4100; Valdeavellano L. G. de.  Historia de Espana, t. I, pars 1. Madrid, 1968, p. 389.

2 См.: Cahen Q.  L'evolution social du monde musulmane jusqu'au XII siecle face a celle du monde chretien. Cahiers de civilisation medievale. 1958, N 4, p. 459.

матов 'Сохранила своп владения. Этому способствовал характер завоевания: зачастую арабы заключали соглашения с местным населением, признавая его право владеть землей при условии выплаты налогов. Однако общее изменение условий экономического, и политического развития привело к трансформации опстемы земельных отношений. Прежде чем охарактеризовать эту систему, следует остановиться на положении готов и испано-римлян в Аль-Андалузе.

Поселение арабов, сирийцев и берберов, как отмечалось выше, существенно не изменило этническую структуру Испании. Но крушение вестготской монархии и установление арабского господства оказали свое воздействие на социальные отношения. Готская светская знать и католическое духовенство утратили прежние политические и юридические привилегии. Прекратили существование те ограничения в праве распоряжаться землей, которыми прежде были связаны куриалы и колоны городской округи.

Общественное положение стало в значительной мере определяться профессиональными и этническими признаками. Многие испано-римляне и готы в Аль-Андалузе приняли ислам. Такие люди именовались musalima (новые мусульмане) или muwalad - мулади. К мулади относились как лица, перешедшие из христианства в мусульманство, так и дети от смешанных браков христиан и мусульман. Многие мулади были потомками сервов, получивших свободу благодаря принятию новой религии. Среди мулади были и магнаты, и вольноотпущенники,-и сервы. Но в основной 'массе это были крестьяне и ремесленники- По всей вероятности, мулади составляли большинство мусульманского населения Аль-Анда-луза.

Формально мулади пользовались теми же правами, что и мусульмане-арабы и берберы. Согласно корану, они не должны были платить подушную подать - джизью. Но фактически мулади на лестнице социальной иерархии стояли ниже арабов. В первый период после завоевания у арабов еще сохранялись остатки племенной организации; мулади, не входившие в эту организацию, не могли стать полноправными- членами нового общества. Им приходилось избирать себе патронов из числа арабов. Вследствие этого они вступали в извест-

ную зависимость от патронов К  Известно, что с конца VII (в. переход в ислам не означал существенного облегчения налогового бремени для испанцев2. В войске они служили отдельно от арабов, в особых отрядах. Сегрегация осуществлялась и в богослужении: /мулади должны были строить себе отдельные мечети, а в общих мечетях стояли в последних рядах3.

Многие испанцы сохранили христианскую веру, хотя в результате тесного общения с мусульманами усвоили арабский язык и арабские обычаи, заключали смешанные браки с мусульманами, носили арабские имена. Их называли мосарабами (от арабского mustabrib, т. е. «тот,-кто желает стать арабом»). Арабские правители проявляли по отношению к ним терпимость, особенно в первый период существования эмирата. Христиан и евреев отличали от язычников, именуя их «людьми писания» - ahl-al kitab.

Немусульманское население в Аль-Андалузе было более значительным по удельному весу среди остального населения и более организованным, чем в других странах халифата Омейядов. Мосарабы жили в городах и деревнях, платили поземельный налог (харадж) и подушную подать (джизыо). Размеры хараджа варьировались в различных районах от 5 до 20% доходов. Джизья дифференцировалась в соответствии с имущественным цензом4. В ряде городов мосарабы имел? свои общины (в Толедо, Кордове, Севилье, Мериде) и пользовались самоуправлением. Они избирали своих должностных лиц, утверждаемых затем мусульманскими властями. Дела между мусульманами и христианами решались в арабских судах.

Мосарабы сохранили свою церковь. Они могли избирать епископов, однако с последующим утверждением последних государственными властями..Жили мосарабы в особых кварталах, отделенных стенами от мусуль-

1 См.: Levl-Provencal Е.  L'Espagne musulmane au X-eme siecle, p. 19.

2 Ср.: Беляев E. А.  Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965, с. 192,

3 По уверению арабского андалусского поэта три вещи могли свести на нет молитву: прикосновение к собаке, к ослу и контакт с мулади.

4 См.: Simonet F.  Historia de los Mozarabes de Espana, t. I. Madrid, 1897, p. 62, 90; /. de- las Cagigas.  Los mozarabes, t. I. Madrid, 1947, p. 63-65.

Минской части города. Они занимали различные посты в гражданской администрации. Но военная служба оставалась занятием мусульман. Мосарабы "были ограничены в имущественных правах, не могли наследовать мусульманам, в том числе и своим родственникам и отпущенным на волю мусульманским рабам. Их подвергали дискриминации в повседневной жизни1.

Среди местного неарабского населения сохранялась социальная стратификация: знать, люди среднего достатка, рабы. Но знать обеднела и стала менее многочисленной. Количество сервов значительно сократилось. Зато возросла 'численность мелких земельных собственников.

Активную роль в экономической, политической и культурной жизни Аль-Андалуза играли евреи. Суровые притеснения со стороны готских королей побудили их к сотрудничеству с арабами. Евреи жили в городах своими общинами, пользовались правом самоуправления. Они играли заметную роль в торговле, в свободные профессиях, в администрации. При альморавидах и альмохадах положение евреев ухудшилось.

Аль-Андалуз представлял собой в X-XI вв. одну из наиболее развитых в экономическом отношении частей Европы. Восточные путешественники, посещавшие Испанию в этот период, считали ее наиболее процветающей страной мусульманского мира. Сельское хозяйство поднялось на более высокую ступень по сравнению с готским периодом. В земледелии применялась плодосменная система, - поочередно сеялись пшеница и ячмень (один клин оставался под паром), усовершенствовалось огородничество. Введены были такие культуры, как хлопок, рис, тутовое дерево, ряд новых плодовых деревьев (лимонное, апельсиновое, гранат), шафран.

Искусственное орошение известно было Испании и до арабов. Но они усовершенствовали *его, применив некоторые приспособления, заимствованные в Сирии (например, гидравлическое, колесо). Арабы улучшили борону, применяли плуг с тремя лемехами. В'качестве

1 Мосарабы не имели права носить оружие, не могли ездить на лошадях, а только на мулах, должны были отличаться от мусульман своей одеждой. См.: Simonet F.  Historia de los Mozarabes de Espana, t. 1, p. 80, 94-95.

тягловой силы в мелких хозяйствах использовались ослы, в крупных хозяйствах - в основном быки.

Отмечая развитие сельского хозяйства -в Испании при мусульманах, не следует преувеличивать его стабильность и производительность. Страна перестала экспортировать хлеб, а в неурожайные годы приходилось ввозить зерно из Северной Африки.

Существенными были изменения в земельных отношениях. Переход к мелкому хозяйству, намечавшийся уже в позднеримский и готский период, теперь завершился. Рабы, широко применявшиеся в земледелии в готской Испании, перестают играть в нем существенную роль. В Аль-Андалузе было множество рабов, но использовались они главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле. Исчез также колонат позднеримского типа. Крупные землевладельцы обычно не имели в своих имениях домена и раздавали землю мелким держателям. Так же использовались и земли государства.

Процесс расчленения крупных имений и оседания на них мелких земельных собственников, по утверждению испанского историка Кахигаса, принял особенно земли. Эти условия были различными для «сухой» Ис-хигас именует эти сдвиги «аграрной реформой» [.

Условия, на которых крестьяне получали свои держания, определялись соглашениями с собственниками земли. Эти условия были различными для «сухой» Испании и для «влажных» областей. В зависимости от качества земли съемщики отдавали ее собственнику - от 7б до У2 урожая (в соответствии со стоимостью орошения и от того, чьи использовались.орудия, быки, семена - издольщика или хозяина). В отдельных случаях крестьяне выполняли барщину в пользу-землевладельца и экстраординарные работы2. Земельный собственник оказывал держателю помощь семенами, рабочим скотом и орудиями. Держатель обязан был произвести все сельскохозяйственные работы и доставить долю, причитавшуюся собственнику земли, в его городской дом. Иногда землевладелец продавал крестьянину ту часть урожая, которую он должен был получить от него. В случае засу-

1 См.: /. de Cagigas.  Los mozarabes, t. I, 129

2 См.: Levi-Provengal E.  Histoire de l'Espagne musulmaue, t. I. Paris, 1953, p. 161.

2 За к. 526

 

хш  или губительного изобилия дождей рента обычно снижалась !.

О характере земельных отношений и социальном статусе непосредственных производителей Аль-Андалу-за высказывались различные мнения. Одни называют крестьян крепостными2, другие считают их свободными людьми, издольщиками, заключавшими контракты с собственниками земли. Если же они и были привязаны наследственно к своей местности, то это было проявлением не частной зависимости, а фискальной. Они были налогоплательщиками3. Высказать определенное суждение по данному вопросу мешает скудость имеющихся источников. Речь идет о мелких земельных держателях, считавшихся свободными. Если они и были связаны личной зависимостью в какой-то форме, сведениями о том мы не располагаем. Можно считать установленным фактом, что они подвергались эксплуатации и со стороны государства.

В Аль-Андалузе имелось немалое количество мелких земельных собственников. Это видно из архива толед-ских мосарабов,,в документах которого фигурируют крестьяне, свободно распоряжающиеся своими земельными участками4.

Экономика Аль-Андалуза не носила столь резко выраженного аграрного характера, как экономика стран Западной Европы той же эпохи. Важную роль в хозяйственной жизни здесь играли ремесло и торговля. Выше отмечалось, что города в готской Испании деградировали не столь быстро, как в ряде других варварских королевств. Арабское же завоевание и сдвиги, происшедшие в экономических отношениях в стране (рост масс мелких земельных собственников и мелких земельных держателей, освободившихся от тяжелых форм личной зависимости), с одной стороны, включение Ис-

1 См.: Levl-Provengal Е.  Histoire de 1'Espagne musulmane, t. Ill, p. 268-269; Imamuddin S. M.  Some aspects of the socio-economic and cultural history of Muslims in Spain. Leiden, 1965, p. 72-73.

2-См.: Альтамира P.  История Испании, т. I. M., 1951, с. 103.

3  См.-.Vicens Vives J.  Manual de historia economica de Espana, t. I. Barcelona, 1959, p. 103; Cahen C.  Involution social du monde musulrnane jusq'au XII siecle… Cahiers de civilisation medievale, 1958, N 4, p. 461; ср.: Valdeavellano L. G. de.  Historia de Espana, t. I, pars 2, p. 160.

4 См.: Pastor de Togneri R.  Les Mozarabes de Tolede. - «Anna-les», 1970, N 2, p. 364,

пании в сферу экономических связей мусульманского мира (с его относительно высоким уровнем развития торговли:и товарно-денежных отношений) -с другой, также способствовали сохранению городов, остававшихся в своей основе центрами торговли и ремесла. В Аль-Андалузе уцелели крупные города. Если в Западной Европе даже наиболее крупные торговые центры имели 8- 10 тыс. жителей'в ту эпоху, то Кордова в X в. насчитывала не менее 250 (по некоторым данным, даже от 500 до 1000), Толедо - 37, Альмерия - 27 тыс. жителей1.

Важное значение имели обработка металлов и текстильная промышленность, производство оружия и ювелирных изделий. В Аль-Андалузе добывались железо, медь, свинец, золото, серебро,- ртуть. Центрами производства оружия были Толедо и Кордова, бумаги - Ха-тива, керамических изделий - Малага и Калатаюд, стекла - Аббас бен Фирнас, меховых изделий - Сарагоса, ювелирных товаров и предметов роскоши - Кордова и Севилья, шелковых тканей - Альмерия и Кордова, льняного полотна - Сарагоса. Все эти товары частично становились предметами экспорта в страны Ближнего Востока и в северную Испанию. Последняя, по выражению X. Висенса Вивеса, представляла собой в течение пяти веков колонию для мусульманской промышленности 2. Из Аль-Андалуза вывозились также оливковое масло и другие продукты сельского хозяйства.

Существенная особенность мусульманской Испании - наличие активной внутренней торговли и экономических связей между городом и деревней. Объектом внутренней торговли были некоторые промышленные изделия, а также хлеб. Можно сказать, что испано-мусульманский город представлял собой экономический центр соответствующего сельскохозяйственного округа 3. Торговля в стране облегчалась сохранившейся от римских времен сетью дорог.

1 См.: Vicens Vives J.  Manual de historia economia de Espana, t. I, p. 102.

2 См.: ibid.,  p. 111.

3 См.: Levi-Provencal E.  Histoire de L'Espagne musulmane au X-eme siecle, p. 182; Vatdmvellano L, Си de,  Historia de Esoafia, t, I, pars. 2, p. 160,

Для денежной системы мусульманской Испании характерен биметаллизм. Первоначально в обращении'были золотой динар (имитация византийского золотого солида) и дирхам (серебряная монета), а с начала X в. стала чеканиться собственная золотая монета, которая доминировала по сравнению с серебряной монетой.

Центром торговой деятельности в городе был рынок близ мечети, к которому примыкали улицы, населенные ремесленниками (обычно мастеровыми одной какой-либо специальности). Ремесленники и торговцы объединялись в корпорации, возглавляемые старейшинами. За деятельностью купцов и ремесленников надзирали государственные должностные лица. Контроль над ремесленниками и торговцами должен был обеспечить соблюдение ими определенных, освященных религией этнических норм. Практически эти нормы в хозяйственной деятельности выражались в обязанности не нарушать установленной системы мер и весов, обеспечивать нужное качество товаров, не обманывать покупателей. Какие-либо остатки римской муниципальной системы, уцелевшие частично в готский период, теперь не обнаруживаются. Нет также данных о борьбе городов за эмансипацию и создание самоуправления.

Отмечая изменения в социальных отношениях в Испании при арабах, мы не имеем оснований идеализировать положение масс производительного населения. Если для мусульманской Испании не типичны суровые формы личной зависимости крестьян, то налоги в сочетании с рентой, выплачиваемой земельным собственникам, делали положение непосредственных производителей весьма тяжелым. Общая сумма налогов, взимаемых в Аль-Андалузе с 300 тыс. динаров при Абдаррах-мане I (756-788), выросла до 5400 тыс. динаров при Абдаррахмане III. Особенно остро ощущали гнет со стороны мусульманского государства те слои простого люда, которые принадлежали к мулади и мосарабам. Проявлением антагонизма между мосарабами и мулади (т. е. основной массой непосредственных производителей), с одной стороны, господствующим в Аль-Андалузе социальным слоем и государством - с другой, были восстания, миграция (мосарабов) на север, установление контактов с христианскими королевствами.

Уже при аль-Хакеме II (961-976) мусульманское государство перестало проявлять прежнюю религиозную

терпимость ото отношению к мосарабам. В начале IX в. в свизи с налоговым гнетом произошли волнения в мосарабских общинах Толедо и Кордовы. В 829 г. мулади и мосарабы Толедо провозгласили свою независимость. Ведущую роль в восстании в Толедо играли городские ремесленники и наемные работники, возглавленные кузнецом Хашимом. К ним примкнули крестьяне и рабы1. Лишь в 837 г. Абдаррахману II удалось захватить город. В Мериде мосарабы вступили в сношения с Людовиком Благочестивым и также-подняли восстание. В 873 г. толедцы добились от арабских властей признания за ними права на самоуправление. Во второй половине IX-X в. расширяется участие мос-арабов в колонизации Леона.

В конце IX в. произошло восстание мулади в Кордове. В горных районах Андалузии в союзе с мулади выступали и берберы. Но в конце IX в. арабская знать в Севилье перебила мулади. В начале X в. Абдаррах-ман III укрепил власть арабов во всем Аль-Андалузе.

В конце XI - первой половине XII в. положение мосарабов ухудшилось как в результате непрерывных войн, так и в связи с проявлением религиозной нетерпимости альморавидов и альмохадов. Христиане Гранады обратились к королю Арагона Альфонсу I с призывом о помощи. После того как Он предпринял военную экспедицию на юг полуострова, арагонское войско пополнилось массами мосарабов.

Взаимодействие христианского и мусульманского населения происходило и на территории, отвоеванной христианскими королевствами у арабов. Здесь первоначально оставались довольно значительные массы мусульман, именовавшиеся мудехарами (от арабского mudachhan - «мусульманин, который живет среди христиан»). Мудехары в большинстве своем занимались производительным трудом, ремеслами. Памятниками их строительной деятельности служат, в частности, аль-казар в Севилье и Пуэрта дель соль в Толедо («муде-харский стиль»). Мудехары сохраняли свою религию и обычаи, жили, как правило, в особых кварталах. Их права были обеспечены пактами, которые заключались при завоевании соответствующих территорий или фик-

1 См.: Dozy R.  Geschichte der Ma иге» in Uv amp;nien. Bd.  II, Leipzig, 1879, S. 307-308.

сировались в фуэрос. Согласно фуэро Куэнки, например, они по своим правам мало отличались от христиан. Мудехары обязаны были платить десятину церкви.

Для мусульманской Испании характерно наличие централизованного государства, которое заимствовало ряд черт византийского и персидского политического устройства. Во главе государства стоял эмир (с 929 г. халиф). Ему принадлежала неограниченная абсолютная власть, передаваемая по наследству. Важнейшими отраслями управления (армией, финансами) ведали правительственные учреждения - диваны. Административные округа, на которые делилось государство, и города возглавляли должностные лица -вали. Суд осуществляли чиновники - кади. Доходы государства пополнялись главным образом за счет поземельного и подушного налогов с немусульман, десятины, которую выплачивали мусульмане, а также торговых пошлин и экстраординарных налогов. Халиф имел еще личные доходы от собственных имений. Военная система первоначально основывалась на ополчении, которое выставляли племена мусульман, участвовавших в завоевании полуострова. Но со второй половины VIII в. важную роль в войске стали играть наемники, набиравшиеся из чужеземцев и отпущенных на свободу рабов. Альманзор отменил деление войска по племенам.

Мусульманское государство в Испании не смогло сохранить свое единство. Халифат в начале XI в. распался на тайфы -мелкие самостоятельные эмираты (Кордовский, Севильский и др.). Но и в этих мелких политических образованиях сохранились основные принципы прежнего административного устройства.

О характере общественного строя Аль-Андалуза трудно высказать определенное суждение, так как слишком' скудны данные о социально-экономических отношениях в этой стране. Некоторые испанские историки, отмечая, что аграрный строй мусульманской Испании был продолжением вестготского, в то же время считают характерной чертой Аль-Андалуза «денежную экономику», т. е. развитые товарно-денежные отношения

1 См,: Valdeavellano L. G, de,  Historia de Espana, t. I, pars 2, p. 1.59-160. Ср. Альтамира P,  История Испании, т, I, с. 102-100,

3. Леви-Провансаль, характеризуя земельные отношения Аль-Андалуза, оставляет открытым вопрос о том, можно ли считать их феодальными. Он ссылается на отсутствие всех необходимых для решения этой проблемы данных. А. Баллестерос пишет о появлении феодальных сеньоров в Кррдовском эмирате в конце IX в., но он имеет в виду партикуляристские тенденции различных арабских магнатов.

В советской исторической литературе мусульманские средневековые государства обычно рассматриваются как феодальные (или раннефеодальные). Но эта оценка относится к халифату Омейядов или Аббасидов в целом. Исследований же, посвященных специально мусульманской Испании, до сих пор не появилось. Между тем глубокие отличия этого государства, образовавшегося на территории раннефеодального Вестготского королевства, от арабских государств Востока не вызывают сомнений. Нельзя также не видеть весьма существенных различий между Кордовским эмиратом, а позднее халифатом, с одной стороны, и западноевропейскими раннефеодальными (и в дальнейшем феодальными) обществами - с другой. Возможно, социальная система Аль-Андалуза носила феодальный характер, но это был весьма своеобразный феодализм. К особенностям этой системы следует отнести наличие значительных масс крестьян, свободных от личной зависимости (или во всяком случае от наиболее тяжелых ее форм), отсутствие вотчины, подобной западноевропейской «классической вотчине», относительно высокий уровень развития товарно-денежных отношений и преемственность в экономическом городском развитии (от испано-римского города к мусульманскому), значительную роль централизованной государственной формы эксплуатации непосредственных производителей.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 296.