ОТ ОБЩЕСТВА ТРАДИЦИОННОГО К ОБЩЕСТВУ, УПРАВЛЯЕМОМУ ИЗВНЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует несколько классификаций обще­ства, основанных на разных критериях. Напри­мер, дихотомия Э. Дюркгейма предлагает считать обществом «механическую и органическую соли­дарность»; Ф. Тэннис ввел в социологию понятия «Gemeinschaft» (гемейншафт) и «Gesellschaft» (ге-зелыпафт), за которыми стоит противопоставле­ние «неспециализирующихся» и «комплексных» обществ.

Исследуя влияние разных религий на общество, и особенно значение протестантской этики для раз­вития капитализма, М. Вебер (М. Weber) подчер­кивал, что появление индустриальных обществ из недр аграрных явилось прежде всего результатом изменения нравственных норм и актуализации та­ких достоинств, как прилежание, чувство долга, трудолюбие и нравственная чистота. Реформатор Мартин Лютер (1483-1546) и его последователь Жан Кальвин (1509-1564) (по имени которого на­звано одно из религиозных направлений — каль­винизм), подчеркивали эти черты как достоинства, гарантирующие экономический и общественный ус­пех на земле и вечность после смерти.

На этих исследованиях базируется и дефини­ция Давида Рисмана (1953) (David Riesman), вклю­чающая в себя также и анализ производства как материальной базы общества. Его теория содержит два важнейших аспекта: специфика производства в рамках разных культур и демографический фак­тор. Остановимся на последнем.

Произошедший в XVIII веке прогресс в науке, особенно в естествознании, и вызванное этим улуч­шение здравоохранения, питания и жилищных условий понизили смертность. За этим, через не­которое время, последовал спад рождаемости. В ре­зультате взаимодействия этих демографических факторов образуется такой феномен, как «сила на­селения». Если «силу населения» изобразить гра­фически, то можно четко выделить три уровня. Первый уровень характеризует высокая рождае­мость и высокая смертность. На третьем уровне оба фактора низки. Средний уровень отражает нестабильный период перемен.

График силы населения, показывающий динами­ку прироста населения, дал Д. Рисману повод раз­личать три типа социального уровня развития:

1.Традиционное общество, в котором поведени­ем индивидов управляют традиционные ценности.

2. Общество, управляемое изнутри, в котором по­ведением индивидов управляют личные ценности.

3. Общество, управляемое извне, — в котором индивид оценивает и направляет свою деятельность, сообразуясь с оценкой, исходящей от «посторон­них», например коллег, друзей, соседей, или ори­ентируясь на общепринятое мнение.

Традиционное общество — это прежде всего об­щество аграрное, в котором профессия, как прави­ло, переходит от отца к сыну и в котором поведе­нием управляют традиции. То или иное решение может удовлетворять или не удовлетворять инди­вида, но он практически не имеет выбора: он дол­жен поступать так, как предписано традицией.

Общество, управляемое изнутри, актуализиру­ет индивидуальность, самостоятельные решения, собственную точку зрения. Такое поведение харак­терно особенно для периода активной экономичес­кой жизни, для стадии индустриализации, при по­вышении социальной мобильности. Переходный период отличается отсутствием твердых норм, и по­этому «управляемый изнутри» человек должен искать опору в себе самом и в тех ценностях и нор­мах, которые были усвоены им в процессе социа­лизации.

Общество, управляемое извне, характеризуется тертиарными (лат. тертиус — третий) промысла­ми, под чем подразумеваются маркетинг и услуги. Производство и в этом случае, естественно, зани­мает важное место, но общественные проблемы воз­никают, скорее всего, из-за трудностей сбыта и даже перепроизводства. В период экономического роста и в производстве и сфере услуг появляются новые профессии и новые группы работников. Вслед за этим формируются новые общественные организа­ции, профсоюзы, ассоциации и пр. Обществу необ­ходима быстрая адаптация к вновь возникающим ситуациям.

Для более успешной адаптации человек вынуж­ден переквалифицироваться и вообще обучаться тем механизмам, которые помогают приспосабливать­ся к меняющимся ситуациям. Опора только на тра­диции или идеалы, усвоенные в социализации, уже не гарантирует успеха, для его достижения инди­вид должен учитывать внешние обстоятельства и приспосабливаться к ним. «Строя» свое поведение, индивид должен обращать внимание на мнение член­ских и референтных групп, к которым он принадле­жит. При этом он заново присваивает коллективное поведение, получая извне его нормы и модели.

Профессию теперь выбирают не только по тради­ции или по собственному желанию, но и с помощью институциональной профессиональной ориентации. Например, в финских школах есть специальный предмет «Профессиональная ориентация», и даже в самом маленьком городке Финляндии существу­ет специальное учреждение «tyovoimatoimisto», что значит «биржа труда», где работают специалисты, помогающие людям получить новую квалификацию и найти свое место «в рабочем строю».

Типология Д. Рисмана дает представление о пе­реходе общества с довольно статичного аграрного уровня к индустриальному и, наконец, к постин­дустриальному, который характеризуют ускоряю­щиеся перемены. Изложенные в типологии стадии развития выявляют существенные черты этих пе­ремен.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Американский социолог Даниель Белл (1974) (Daniel Bell) ввел в употребление понятие «постиндустриальное общество», которое (понятие) обо­значает, что общество перешло на стадию тертиарных промыслов и что в сфере услуг занято не менее 50 % работающего населения. США достигли этого в 1960 году, Финляндия на 20 лет позже.

Следующий график показывает динамику дело­вой жизни с точки зрения производительности труда и способности потребления (The Future Is Tomor­row. Europe 2000. 1972).

Постиндустриальное общество способно произ­водить как аграрные, так и промышленные продук­ты, намного превышая собственные потребности. Это — период перепроизводства, которому свойст­венно максимальное развитие маркетинга и услуг и к которому даже приложим термин «общество сервисного хозяйства».

На основании исследований Д. Белла его последователями составлена таблица, представ­ляющая общественно-экономические фазы и уро­вень развития. Прединдустриальная фаза здесь соответствует упомянутому ранее аграрному об­ществу.

Из таблицы, приведенной на с. 182-183, видно, что постиндустриальную фазу характеризуют, поми­мо услуг, направленность в будущее, межличност­ная коммуникация, большая роль научных ис­следований, так же как и теоретических знаний и образования.

По причине использования принципиально но­вой технологии постиндустриальное общество стали называть также и «информационным обществом», в котором «умственная технология», информация, и обработка знаний занимают все большее и боль­шее место (И. Масуда, 1983) (Y. Masuda). Повы­шение роли знаний повысило и престиж образова­ния в обществе. Уже до постиндустриальной стадии говорилось об «обществе образования», позже этот термин приобрел новый оттенок — «образование

 

  Прединдустриальная фаза Индустриальная фаза Постиндустриаль­ная фаза
Принцип, управ­ляющий развитием Традиционализм Экономический рост Центральное место знаний
Главный сектор Производства Заготовка сырья Обработка Услуги
Главный контин­гент рабочей силы Крестьянин, заня­тый освоением природной среды Рабочий, заня­тый переработкой материалов Служащий, работающий с информаци­ей, знаниями, символами
Управленческая группа, соединяю­щая ресурсы Хозяин, владелец Предприниматель, профессиональ­ный руководитель Исследователь, специалист, веду­щий администратор
Основная производственная единица Семья Предприятие, завод, фабрика Исследовательский институт, сервисный офис
Высший уровень потребностей Основные бытовые потребности Социальные по­требности Самореализация, потребность в знаниях
Перспектива времени Направленность в прошлое Адаптация к настоящему Времени Направленность в будущее, прогнозы, Сценарии
Члены социальной Коммуникации Человек — природа   Человек — машина Человек — человек
Движущая сила Природные ресурсы физическая сила Созданная энергия Информация, обра­ботка знаний
Стратегический Ресурс Продукты питания Сырье Реальный капитал, «свод правил», «ноу- хау» Образование, умст- венный капитал
Технология Ручной труд Механизированная Технология Умственная технология
Метод, управля­ющий решениями Здравый смысл, «метод проб и ошибок», опыт Эмпиризм, испытательное исследование Модель, теорети­ческая база при­нятия решений, анализ систем и т.п.

 

 

взрослых, переквалификация и дополнительное об­разование», которые из-за быстро меняющейся профессиональной и промысловой структуры и по­стоянно обновляющейся технологии вышли на пе­редний план в адаптации человека в современном обществе.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

На фоне основного понятия «общество знаний» существует идея, что знание можно производить, перемещать, продавать и покупать как любой дру­гой продукт. Эта мысль была высказана в 1962 году американским экономистом Фритсом Мэклапом (Fritz Machlup). 10 лет спустя ее развила японская исследовательская группа, руководимая Йонейи Масудой (Yoneji Masuda), в резолюции «Проект информационного общества — национальная цель к 2000 году». В этом исследовании излагается идея о том, что приоритет производства информацион­ных ценностей над производством материальных является пусковой силой развития и формирова­ния современного общества.

Основанная на микропроцессорах вычислитель­ная техника ускорила становление информацион­ного общества. Под вычислительной техникой под­разумеваются техническое оборудование, системы и методы, с помощью которых приобретается, обра­батывается и сохраняется информация. Причем передача информации возможна как из одной вы­числительной машины в другую, так и «потребите­лям», т. е. всем, нуждающимся в этой информации (Т.Аласойни, 1990) (T.Alasoini). Вычислительная техника открыла новые возможности для интегра­ции различных действий и быстрых производствен­ных решений. Эксплуатацию вычислительной тех­ники можно считать центральной движущей силой и «силой перемен» в современном обществе. При­знано, что появление информационной вычисли­тельной техники, основанной на микропроцессорах, по сути дела, обозначает вторую индустриальную революцию, так как никогда раньше машина не решала «умственных задач».

Понятие «информационное общество» часто кри­тиковалось, особенно за отождествление информа­ции со знаниями. По мнению Илкки Ниинилуто (1984) (Ilkka Niiniluoto), вместо информационно­го общества следовало бы говорить об «обществе автоматики и связи». Пертти Хеманус (1984)(Pertti Hemanus) также высказывает пожелание, чтобы понятие «знания» рассматривалось бы как более глубокое и дифференцировалось бы от понятия «информация», так как знание и информация про­истекают из двух различных традиций теории. Оставляя несколько в стороне эту критику, мы можем удовлетвориться в нашем изложении поня­тиями «информационное общество» или «общество знания».

Потребителей вычислительной техники и рабо­тающих в сфере знаний становится все больше и больше, и при этом каждый сталкивается с необ­ходимостью освоения новой технологии, нового, усовершенствованного информационного оборудо­вания. Растет не только экономическое значение информационного сектора, но и его социальное и политическое значение — по мере того, как ин­формация приобретает ключевые позиции в раз­ных сферах общества. Термин «информационное общество» не гипербола, поскольку роль знания как решающего фактора развитого общества становит­ся все более очевидной.

Приведенная выше таблица, характеризующая постиндустриальное общество, приложима и к «ин­формационному обществу», так как для обеих де­финиций исключительно актуален компонент «зна­ние» (представленный в таблице). Умственный капитал, концентрация теоретического знания, об­работка информации, образование, квалификация и переквалификация — стратегические ресурсы и главные факторы этой стадии общества.

Инновативность (от инновация ~ новшество) современной технологии — сердцевина всякого развития. Объем памяти компьютеров, способность объединять «файлы», ресурсы, быстрота действий и контроль за ними допускают возможность созда­ния информационных сетей, банков данных и мас­сового производства информации. Подобная новая инфраструктура характеризует современное об­щество и становится его символом. Глобальность и значительность компьютеризации и новой тех­нологии еще и в том, что они создают основания для новой гармонии между человеком и природой и контроля за состоянием природы. Это касается, в частности, контроля над промышленными вы­бросами, а также новых методик по борьбе с за­грязнением окружающей среды в целом. Инфор­мационное общество — это частично ответ на многочисленные проблемы индустриального об­щества.

Сектор информации будет расширяться как за счет развития оборудования и инструментов, так и за счет усовершенствования материалов для пе­редачи информации. Это различные средства те­лекоммуникации, компьютеры и другие устройства и механизмы, основанные на электронике, телеви­зионные, радио- и звуковые приборы, измеритель­ные установки, печатные и множительные маши­ны, а также кабели, интегральные схемы, бумага и другие материалы для печати и т.д.

Следующие факторы будут иметь особенно боль­шое значение в будущем:

1. Мехатроника.

2. Инновации в системе информации.

3. Новые промышленные материалы.

4. Биотехника.

5. Новая энергия.

Мехатроника означает сочетание механики и электроники. Это предполагает развитие и экс­плуатацию информационной техники и оборудова­ния, в частности использование роботов.

Новые промышленные материалы (силикон, тон­кая керамика, титан и др.) завоевывают все более значительное место, между тем как старые материа­лы, такие как сталь, теряют свое прежнее значение.

Прогресс биотехники должен сыграть существен­ную роль в развитии пищевой и химической про­мышленности.

Под новой энергией подразумевают в первую оче­редь солнечную энергию, биохимикаты, аккумуля­торы и батареи разного типа.

Новшества в сфере информации неоценимо важ­ны в новых ситуациях, так как они могут быть приложены практически ко всему и занимают все более центральную позицию. С другой стороны, следует отметить, что в современных условиях любые связи и взаимозависимости обостряются и прогресс в какой-то одной области незамедли­тельно влияет на другие области и, таким образом, на совокупность в целом. Например, если в области энергетических решений и в информационном сек­торе происходит новый сдвиг, он отражается и на секторе основного сырья, и на производственном процессе.

Развитие информационного общества можно рас­сматривать и более узко — как внутреннее изменение собственно сектора информации и как взаим­ную зависимость его частей. Развитие оборудования и приборов информации непосредственно влияет на остальные части информационного сектора и на их деятельность. Например, без изобретения све­тового кабеля невозможно было бы осуществлять операции на компьютерах и телефонах с такой быстротой и в таких объемах, в каких они сегодня совершаются.

Информационное оборудование распространя­ется практически во все области науки, промыш­ленности и производства, и их экономическое значение постоянно возрастает. Впрочем, как и со­циальное и политическое значение, по мере того как информация начинает занимать ключевую по­зицию как двигатель и стимулятор общественного изменения.

ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ ОБЩЕСТВО

Известный больше как исследователь органи­заций, А. Этциони (A. Etzioni) представил в своей работе «The Active Society» (активный социум) в 1968 году теорию об изменении общества и о по­следствиях этого изменения. По его мнению, «ак­тивный социум» образует идеальное общество, которое управляет самим собой, т.е.— самоуправ­ляемое общество. Такое общество — целеустремлен­ное, уверенное в себе, оно сознает свои ограничения, но знает также и возможности своей эволю­ции и свою силу. А. Этциони дал модель идеаль­ного общества, которого в реальности еще не мог­ло быть в момент создания этой теории.

«Активный социум» — это постмодернистское общество в том отношении, что он отличается от модерного и превосходит его несколькими важ­нейшими параметрами: большая политическая ак­тивность и большие инвестиции в политическую деятельность; приоритет знаний, образования и на­учных исследований. В принятии решений, в управ­лении и в осуществлении контроля над деятель­ностью общества все большее значение приобретают информационные системы. В этом отношении по­нятие «постмодернистское общество» сближается с понятием «информационное общество». При этом в информационном обществе на первом плане об­работка и передача знаний, а в постмодернист­ском обществе акцентируются применение и толко­вание знаний. Необходимо подчеркнуть, что речь идет об одном и том же обществе, в котором акцен­тируются разные стороны и аспекты. Это наше со­временное общество, то общество, в котором жи­вет цивилизованный мир конца XX века.

Понятие «постмодернистское общество» исполь­зовалось в социологии как синоним постиндустри­ального общества. Обычно под этим последним подразумевают общество, которое состоит из раз­личных частных, меняющихся культур, т. е. у любых меньшинств, у молодежи, даже у разных жи­лых районов города может быть своя субкультура. Поэтому постиндустриальное общество трудно пред­ставить как единое, стабильное общество. Речь идет об обществе нового типа, которое смело принима­ет новые решения, подвергает критике все старое и дает возможность реализоваться различным ро­лям.

Постмодернистские общества все больше исполь­зуют знание, вычислительную технику и банки дан­ных для поддержания взаимных отношений и по­лучают через информационные системы данные для тестирования и интерпретации действительности. С помощью этой информации они также контроли­руют свои собственные изменения. А. Этциони от­мечает, что важны не только сами инновации, но и способ и доходчивость их интерпретаций. Фак­ты без толкований по своей социальной или поли­тической пользе ограничены. Например, новая эффективная технология вызывает только незна­чительный интерес или даже неприятие, если она противоречит религии или какой-либо другой ценности общества. От тех, кто внедряет новую технологию, требуются оценка и разъяснение ее преимуществ. На темпы и результаты научно-ис­следовательских работ оказывает влияние прагма­тика: в первую очередь поддерживается то, что дает практический результат, отвечая потребностям об­щества.

Принято считать, что качество информации за­висит от того, до какой степени отделены друг от друга общественные услуги тестирования действи­тельности (например, научно-исследовательские институты и статистические учреждения, которые собирают объективную информацию по разным отраслям) и институты интерпретации знаний (сред­ства массовой информации, политические партии и др.). Это существовало не всегда, так, например, в первобытном обществе эти функции были связа­ны друг с другом: глава племени давал информа­цию и толковал ее (часто весьма произвольно). Более «свежий» пример: понятие «продажная прес­са» указывает как раз на то, что такая пресса не отделена и зависима от тех инстанций и институ­тов, которые могут оказывать на нее давление. Специализация, проникшая во все сферы общества, привела к выделению профессиональных полити­ков, принимающих решения, но взаимодействие их со специалистами остается необходимым для «гра­мотности» политических решений. В целом инфор­мация, полученная в научно-исследовательских институтах, будет иметь все большее и большее значение. Одна из важнейших предпосылок функ­ционирования активного общества — это плюра­лизм в производстве информации. Информация вос­принимается как любой предмет потребления, использование и контролирование которого преро­гатива общества в целом. Например, обширные файлы компьютеров различных организаций со­держат стратегически важную информацию, и общество так или иначе вынуждено осуществлять кон­троль над ними.

Как уже ясно из всего сказанного выше, обра­зование имеет особое место в постмодернистском обществе. Многосторонность и сложность обще­ства и социальных отношений, новые требования трудовой жизни и управление новой технологи­ей — это факторы, которые требуют повышения уровня образования. Значение высшего образова­ния и профессионального специализированного образования растет параллельно с процессом мо­дернизации общества. Одновременно образование считается все более существенным фактором при определении статуса индивида. Многие говорят даже об «обществе умения». Это понятие подчер­кивает значение специализации и профессионализ­ма в современном обществе. Обычно повышение образовательного уровня приносит и повышение социального статуса, хотя это не всегда отражает­ся на размере заработной платы. Не только моло­дежь и трудоспособное население, но и пенсионе­ры стали все в большей мере обучаться, пополнять свои знания по различным предметам. В Финлян­дии, например, используется такой термин, как «университет третьего возраста». Недавно нача­ли отмечать международный «год "всежизненного" обучения».

ДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Понятием «дуалистическое общество» именуют­ся, как правило, негативные последствия победно­го шествия новой технологии. Общество разделя­ется на выигравших и проигравших. Основные секторы экономики процветают, но одновременно их «окраина», крайние социальные поля, страда­ют. Жилые районы обеспеченных жителей резко отличаются от жилых районов малоимущих, и во­обще социальное разделение проявляется во мно­гих формах. Каждый исследователь подчеркивает это дуалистическое положение, исходя из своей точки зрения, поэтому существует множество тол­кований современной стадии общества, и эти опре­деления, безусловно, несут на себе отпечаток свое­го времени.

Герберт Маркузе (Herbert Marcuse) (1969) счи­тает технологию, с одной стороны, политической силой и источником изобилия, а с другой — «созда­телем» и причиной «неправильных» потребностей. Он называет современное технологическое обще­ство «одномерным». Возможность удовлетворения сверхпотребностей подавляет потенциальные про­тесты против социальной системы. Следователь­но, мышление и деятельность индивида — односторонни, и он остается «одномерным» из-за давления отчуждающего общества, наделяющего его «неправильным сознанием».

Точка зрения Г. Маркузе во многом противоре­чит изложенному выше понятию «постмодернист­ское общество», по которому общество стало более комплексным и одновременно многоценностным. Однако концепция Г. Маркузе не единственная, по которой общество технологического прогресса при­знается односторонним или же каким-то образом ограниченным.

Иоахим Хирш (Joachim Hirsch) (1981) исполь­зует термин «защищенное государство» примерно в таком же значении, как Г. Маркузе — «одно­мерное». Он имеет в виду всестороннюю национа­лизацию, которая проявляется в том, что государ­ственный аппарат вторгается во все сферы общества расширенной сетью регулирования и контроля и как бы защищает своих членов. Общество, образован­ное по свободной воле людей, превратилось в «за­щищенное государство», контролируемое государ­ственными органами.

Мишель Фуко (Michel Foucault) (1980) делает более резкий вывод, считая, что общественные ин­ституты — это сеть принудительных учреждений. Поэтому он называет объект своих исследований «дисциплинарным обществом». «Власть имущие» поддерживают дисциплину и осуществляют конт­роль с помощью институтов и разных обществен­ных систем. Следовательно, общество становится «холодным» и отчуждающим. Управление, конт­рольные системы и технология дают хорошую основу для такого надзора, поэтому развитие об­щества в этом случае ограничивает возможности индивида, а вовсе не способствует их развитию.

Примерно такое же, правда, не столь радикаль­ное направление представлено понятием «общест­во рисков» Ульриха Бека (Ulrich Beck) (1986). Такому обществу особенно свойственны развитое производство, технологический прогресс, экономи­ческий рост и эффективность. Экономический рост и эффективность имеют двоякое содержание: с од­ной стороны — это прогресс и благосостояние, с другой стороны — сокращение рабочих мест и за­грязнение окружающей среды. По мнению У. Бека, общество, не учитывающее это, становится безза­щитным перед природными катастрофами и соци­альными проблемами. Например, риски, связанные с производством, торговлей и движением, очевид­ны. Их можно детально прогнозировать, рассчи­тать и страховаться от них. Так, в противовес об­ществу рисков рождается «общество страхования»: можно жить как жили, не обращая внимания на растущие проблемы окружающей среды, без необ­ходимости пересмотра ценностей (У. Бек, 1990).

С другой стороны, современные общества созда­ют такие новые риски, что застраховаться от них чрезвычайно трудно. Такие риски, как ядерная энергия, производство различных химикатов, ген­ная технология и экономические катастрофы, вы­бросы и отходы производства новой технологии, не могут быть ограничены каким-то временем и ка­ким-то регионом, и к тому же они не компенсируе­мы деньгами (В. Заф, 1992) (W. Zaph).

Несмотря на эту гарантируемую надежность, «об­щество страхования» также не свободно от соци­альных конфликтов: опасение роста новых угроз и рисков вызывает, по мнению У. Бека, недоверие людей к действиям властей и правовых институтов. Это даже порождает новые социальные движения, которые стимулируются социальным и региональ­ным неравенством. То есть риски окружающей сре­ды современного общества порождают социальную силу, противостоящую им. Ситуацию, в которой перемена включает противостоящую ей самой силу, можно назвать «отражающей переменой».

Представленные выше дуалистические модели: одномерное общество, защищенное общество, общест­во дисциплины и общество рисков — могут иллюст­рировать идею о том, что развитие техники иногда влечет за собой последствия, к которым не стреми­лись и которых не ожидали. В принципе техника вполне способна контролировать собственные нега­тивные последствия, если только общество готово вложить капиталы в решение этой проблемы.

Приведенные модели различных обществ проти­воположны тем утопическим построениям, по ко­торым результат структурной перемены общества — свобода личности, справедливость и доверие к тех­нике. Речь, в конце концов, идет о тех ценностях, ориентируясь на которые люди живут и действуют. Хотя, конечно, эти ценности остаются идеальными целями, к которым стремились и стремятся люди.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЕРЕМЕНЫ

Социальная перемена какой-либо конкретной системы зависит в первую очередь, конечно, от соб­ственного социума. Одновременно эта социальная перемена может быть частью всемирного процесса и в этом случае определяется его течением. Напри­мер, экономическое и социальное развитие малень­кого общества типа Финляндии частично самосто­ятельно и самобытно, но во многом определяется общемировой ситуацией и происходящими в ней переменами. Развитие социальной системы — мно­гостороннее явление, на которое одновременно вли­яют многочисленные факторы и в котором развитие какой-то одной части влечет за собой перемены в другой.

Социальная система вынуждена реагировать на разные факторы, поэтому трудно предсказать, ка­кой она станет в результате. Интересно, что одна и та же «ценность» может быть по-разному «учте­на» в ходе процесса перемен, например, природа, окружающая среда. Так, экономика, «стремящая­ся к экономическому росту и благосостоянию», пытается овладеть природой и использовать ее, «подчинить и поставить на службу» как раз для быстрейшего повышения «благосостояния». Парал­лельно усиливается противоположная тенденция — максимальной защиты природы, вплоть до край­них выступлений «зеленых».

Прожекты, касающиеся следующего тысячеле­тия, содержат много неопределенных факторов, но, с другой стороны, есть и такие черты развития, ко­торые все-таки можно оценивать с довольно точ­ной вероятностью, например демографические из­менения и структура населения. Однако перемены, касающиеся политики или экономики, предвидеть весьма трудно, можно лишь высказывать какие-то суммарные общие прогнозы в отношении направ­ления перемен, и то в маленьком масштабе.

Демографическое развитие. Динамика возраст­ной структуры определяется на основе возрастной структуры данного момента; сложившаяся к данно­му моменту возрастная структура определяет по­следующую возрастную структуру. После второй мировой войны в Финляндии появились так назы­ваемые «большие возрастные группы», т. е. дети, родившиеся в 1945-1954 годах, и только в 60-х го­дах рождаемость явно стало снижаться. Эти измене­ния скажутся в будущей возрастной структуре. При­рост населения в Финляндии замедляется и пойдет на снижение на рубеже тысячелетия. Большие воз­растные группы стареют, а маленькие возрастные группы так и остаются маленькими. Эти процессы имеют значительное влияние на социальные, экокомические и политические акцентуации, а также на вопросы власти.

Демографическое развитие регулируется различ­ными демографически-политическими мерами, но их результаты видны только через длительный пе­риод. Демографическая политика должна постоянно идти в ногу со временем, реагируя на социальные изменения для достижения своей цели. Например, в густонаселенных странах типа Китая, перенасе­ленность достигла такого масштаба, что государ­ство вынуждено прибегать к различным мерам, со­кращающим рождаемость, таким как штраф за детей, подрыв производственной карьеры много­детных родителей и всевозможная пропаганда мало-детной семьи. И наоборот, в Финляндии прирост населения упал настолько, что сегодня исследо­ватели рекомендуют государству развивать соци­альные привилегии и льготы для поддержки моло­дых семей, такие как «lapsilisa» (месячное пособие за каждого ребенка до 17 лет — за первого ребен­ка меньше, за следующих больше), «asumistuki» (пособие на жилье, сумма которого зависит от зар­платы, количества детей и площади квартиры), «aitiyspaivaraha» (пособие по материнству в тече­ние примерно одного года после родов, размер по­собия зависит от зарплаты).

Промысловая структура. Изменения промысло­вой структуры, как правило, удачно прогнозирова­лись в Финляндии потому, что она довольно точно следовала изменениям промысловой структуры остальной Скандинавии, правда, с промедлением на несколько лет, по сравнению, например, со Шве­цией.

Еще после второй мировой войны Финляндия была аграрным обществом, но вскоре пережила кар­динальные структурные изменения. На постиндуст­риальную фазу страна вышла примерно к 1980 году. Эти позитивные перемены, однако, принесли и но­вые проблемы. Например, переезжая из деревни в город, люди попадали в круг других профессий, которые требовалось осваивать заново. В 1960-е го­ды был значительный отток населения в Швецию, поскольку собственная страна не была готова к та­кой интенсивной и экстенсивной внутренней миг­рации.

Но в настоящее время, как свидетельствует ста­тистика, дистанция между Финляндией и Швеци­ей сократилась во всех секторах промысловой жиз­ни, кроме сельского и лесного хозяйства и сферы услуг. В начале нового тысячелетия ожидается уменьшение различия и в этих секторах.

Последствия новой технологии. Переход на фазу постиндустриального, сервисного или инфор­мационного общества требует от людей адаптации к новой ситуации. Автоматизация и информацион­ная техника открывают такие возможности, овла­дение которыми предполагает наличие нового мыш­ления, способностей нового типа. Даже понимание предлагаемых возможностей требует от людей ново­го мышления. В результате происходит стремитель­ная поляризация общества на тех, кто удержался и закрепился на социальной вершине, и на тех, кто оказался внизу.

Последствия экономического спада. Упомяну­тая выше поляризация и экономический спад 90-х го­дов дают основание говорить о начале «съезжа-ния вниз» или «подталкивания вниз» достигнутого в 80-х годах «общества благополучия». Поэтому в се­годняшнем финском обществе есть и «аутсайдеры», люди «не у дел», и люди, попавшие в «ловушку бедности», и так называемые «новые бедные», по­явившиеся в результате непредвиденной потери ра­боты, неспособности справиться с квартирными дол­гами и т. п. «Рекордная» безработица — тяжелое бремя для финской национальной экономики.

Естественно, что такие перемены прямо или кос­венно затрагивают каждого гражданина и каждую сферу общества. Существующие структуры и по­вседневная деятельность претерпевают изменения, приобретая новые формы, подчиняясь новым тре­бованиям. Новая ситуация требует от индивида и от общества в целом известной гибкости, пересмотра ценностей и адаптации действий соответственно новой обстановке. Такие глобальные проблемы могут решаться только на уровне общества. Эконо­мическая реальность требует целенаправлен­ных усилий хотя бы для отдаления трудностей.

Решение первостепенной важности — это вступ­ление в Европейское сообщество, что, по мнению многих, стимулирует созидательную деятельность и дает новый толчок развитию «общества благо­получия».

Направленность к окружающей среде. Внима­ние к окружающей среде, значительно усиливше­еся в 1970-е годы, занимает все более видное место в официальной политике и в общественном мнении. Например, ранее, в условиях стремительного про­цесса урбанизации, люди были вынуждены доволь­ствоваться хоть каким-либо жилищем, не обращая внимания на качество окружающей их природы и региональное расположение жилья. Со време­нем, однако, возникают определенные требования относительно окружающей среды. И к большим городам, и к маленьким сельским населенным пунк­там предъявляются требования уютности и ком­фортности, наличия как живого природного ланд­шафта, так и необходимых для нормального образа жизни коммунальных услуг. Это входит в понятия «качество жизни», «образ жизни» и «благополу­чие». Под качеством жизни подразумевается при­мат качественных показателей уровня жизни над количественными. Внимание к качеству жизни ста­ло возможным на фоне общего повышения благо­получия, преумножения экономических ресурсов, повышения образовательного и культурного уров­ня людей.

Экономический рост и повышение жизненного уровня — чрезвычайно многогранные показатели качества жизни, включающие в себя компоненты «твердой технологии» (т. е. технологии, на которую индивид не может оказывать влияние; механизмы, станки, машины) и составляющие «мягкой техно­логии»: экология, сельская и городская община, местная культура, удовлетворительная работа, вза­имосвязь труда и досуга, дружеские отношения и др. Таким образом, в условиях благополучия, ког­да твердая технология стабилизируется, становят­ся релевантными и показатели мягкой технологии, как то: «направленность к окружающей среде», «центральное место человека» и «гражданская воля».

Факторы перемен экономической жизни. Глубо­кие экономические изменения происходят сегодня как на национальном уровне, так и в масштабе ми­ровой экономики. На положение Финляндии, се­годня и в будущем, оказывают влияние различные факторы и обязательства, к которым следовало бы готовиться заранее. Например, следующие факторы очевидны уже сейчас:

— увеличится зависимость от внешних обстоя­тельств (вне страны);

— станет более разнообразной промышленная структура;

— увеличится значение ЕС (Европейского со­общества);

— усилится разделение труда и специализация;

— так называемые «мягкие» ценности и пози­ции приобретут большее значение;

— усилится значение качества окружающей среды;

— по мере повышения образования людей будет возрастать их социальная и политическая актив­ность, стремление участвовать в принятии реше­ний; формы этого участия станут более разнооб­разными;

— возрастет техническая вооруженность, а зна­чит, люди станут еще более зависимыми от техно­логического уровня их повседневной жизни;

— усилится значение средств массовой инфор­мации;

— изменится структура населения и рабочей силы;

— увеличится гибкость рабочего времени;

— возрастут требования к качеству;

— продолжится безработица и, казалось бы, вза­имоисключающее явление — нехватка рабочей силы (работников высокой квалификации, дефицитных профессии);

— все большее значение будут приобретать пе­реквалификация и дополнительное образование;

— возрастет удельный вес энергетических ре­шений;

— еще более повысится роль научных иссле­дований;

— возрастут требования к качеству производи­мой продукции, и применение новых технологий поможет в достижении требуемого уровня качества;

— некоторые новые отрасли вытеснят устарев­шие традиционные.

Изложенные выше взгляды прогнозируют мно­госторонние изменения как в социальной отрасли, так и в различных отраслях производства и науки. Развитие международной экономики скажется стремительными изменениями в различных сферах и на разнообразных уровнях финского общества. От людей потребуется адаптация к переменам, чему может способствовать образование и пере­квалификация. Гибкость и адаптация требуют со­циальных знаний и даже социальной квалифика­ции — это новая черта времени. Возможно, что владение социальной квалификацией, highsos, ста­нет в будущем даже важнее, чём владение техни­кой, hightech.

ЛИТЕРАТУРА

Alasoini Tuomo. Tuotannolliset rationalisoinnit ja teollisuuden tyovoiman kayttotapojen muutos. Tyomi-nisterio, Helsinki, 1990.

Asp Erkki & Vaartola Ari (hrsg.). Neue Tecb-nologien und die Arbeit. Perspektiven und Folgen. Turku, 1988.

Beck Ulrich. Risikogesellschaft. Frankfurt, 1986.

Beck Ulrich. Riskiyhteiskunnan vastamyrkyt. Vas-tapaino, Tampere, 1990.

Etzioni Amitai. The Active Society. New York, 1968.

Foucault Michel. Tarkkailla ja rangaista. Otava, Keuruu, 1980.

Hassard John (ed.). The Sociology of Time. Mac-millan, London, 1990.

Hemanus Pertti. Informaatioyhteiskuntaa on turha kuvitella tietoyhteiskunnaksi // Helsingin Sanomat, 26.7.1984.

Hirsch Joachim. Marxilaisen valtioteorian tilasta ja kehitysperspektiiveista // Tiede ja Edistys, 1, 1981.

Hofstdtter Peter R. Einfiihrung in die Sozial-psychologie. Stuttgart, 1959.

Malaska Pentti & Mika Mannermaa. Tulevai-suuden tutkimus Suomessa. Juva, 1988.

Маркузе Герберт. Одномерный человек. М., 1994.

Masuda Yoneji. The Information Society as Post-Industrial Society. World Future Society. Washing­ton, D. C., 1983.

Niiniluoto Ilkka. Tieto on valtaa — onko todel-la? // Parnasso, 4/1984.

Ogburn William F. On Culture and Social Change. Chicago, 1964.

Ross Dorothy. The Origins of American Social Science. Cambridge University Press, New York, 1991.

Suhonen Pertti (toim.). Suomi muutosten yhteis-kunta. WSOY, Juva, 1989.

Uegusa Masu. Industrial Organizations. Tokyo, 1984.

Yearbook of Nordic Statistics 1993/Nordisk Statistisk Arsbok 1993. Nord 1993:1. Vol. 31. Nordic Statistical Secretariat (ed.). Aka-Print A/S, Arhus, 1993.

Zapf Wolfgang. Entwicklung und Zukunft mo-derner Gesellschaften seit den 70er Jahren. In: Korte Hermann & Schafers Bernhard (Hrsg.). Einfuhrung in Hauptbegriffe der Soziologie. Leske; Budrich, Opladen, 1992.

 

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 480.