РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Голландский социолог П. И. Боуман (1955) раз­личает четыре стадии в становлении социологии как самостоятельной науки:

1. Социология как часть общей философии со­циума, прежде всего государства, права и морали, сформировалась в единую этическую и религиоз­но-нормативную систему.

2. Социология сближается с естественнонауч­ным мышлением и начинает изучать естественные закономерности.

3. Социология уже существует как самостоятель­ная наука, которая, однако, использует методы дру­гих наук, прежде всего естественных.

4. Социология представляет собой самостоятель­ную науку со своими методами, предметами и по­нятиями.

Данное разделение не совсем хронологично, но соответствует, однако, в главных чертах развитию социологического мышления.

К первой стадии относятся Платон и Аристотель, а также многие христианские философы. В то вре­мя как Платон разрабатывал свое идеальное госу­дарство, философы хотели сделать из государства общество верующих.

Вторая, представленная Боуманом, стадия относит­ся по времени к XVI и XVII векам, когда, с одной сторо­ны, индивидуализм мышления Возрождения и раз­личные новые общественные и религиозные взгляды, вытеснившие духовное наследие схоластики, и, с дру­гой стороны, развитие естественных наук создали новые возможности для рассмотрения общества и об­щественного строя. Социологическое мышление это­го периода представляют прежде всего английские эмпирики Джон Локк (1632-1704) и Дэвид Юм (1711-1776), которые сильнейшим образом способ­ствовали распространению реалистического подхода к рассмотрению объектов действительности.

Третья стадия является продолжением преды­дущей и относится к XVIII столетию. Первыми пред­ставителями этого периода были Сен-Симон и Конт. В социологическом мышлении господствовал тог­да естественнонаучный позитивизм. К более позд­ним представителям социологии этого периода отно­сятся среди прочих Маркс и Герберт Спенсер.

Четвертая стадия представляет собой новейший период развития социологии, хотя весьма затруд­нительно провести четкую грань между четвертой и третьей стадиями. Самостоятельный характер со­циологии проявляется в том, что объекты исследо­вания анализируются здесь с помощью собствен­ных понятий и методов данной области науки.

Кроме уже упомянутых социологов, в следую­щем разделе рассматриваются те исследователи, которые оказали решающее влияние на развитие социологии в ее начальной стадии.

Как врачи ставят диагноз пациентам, так и со­циологи пытаются определить состояние общества. Далеко не все врачи разделяют одно и то же мне­ние, один и тот же диагноз. Так же и не все социо­логи согласны с различными находками и истол­кованиями, и в результате получается ряд разных теорий и мнений о характере общества и обществен­ных явлений.

Далее рассматриваются некоторые классики со­циологии, оказавшие существенное влияние на по­следующих исследователей.

Карл Маркс (Karl Marx, 1818-1883)

Маркс родился в Германии в семье еврейского юриста. Он изучал в Бонне и Берлине историю, пра­во и философию, участвовал в политике и работал около двух лет журналистом в Германии. Поняв, что у него нет возможностей добиться успеха на ро­дине, он начал работать в Париже, Брюсселе и Лондоне.

На деятельность Маркса оказывали влияние не только экономические и политические условия Германии, но прежде всего германская идеалисти­ческая школа, в частности Георг Вильгельм Фрид­рих Гегель, а также французский социализм и английская экономика. Широкую известность ему принес его «Капитал».

По общественной теории Маркса общество осно­вывается на материальных условиях жизни, причем экономический базис и стремление человека к удов­летворению своих основных потребностей опреде­ляют надстройку общества, т. е. культуру, духов­ную жизнь и окружающий мир символов.

Маркс поставил своей целью раскрыть взаимо­отношения экономического базиса и надстройки об­щества, а также механизмы исторического разви­тия общества. Это учение, называемое историческим материализмом, утверждает, что материальные фак­торы лежат в основе общественной жизни и опре­деляют сознание людей. Из этого следует, что об­щественные перемены происходят при изменении материальных условий.

Способы производства в материальной сфере оп­ределяют социальный, политический и духовный процесс жизни. Способы производства состоят из производительных сил и производственных отноше­ний. К производительным силам относятся орудия производства и человеческая рабочая сила. А про­изводственные отношения, в свою очередь, опре­деляются уровнем развития производительных сил в каждый данный момент общественного развития и отражают существующие разделение труда и ма­териальные условия. Труд таким образом является центральным понятием в теории Маркса. Диалектическое взаимодействие экономической основы общества, включающей в себя производствен­ные отношения и производительные силы, с одной стороны, и зависимой от нее надстройки с другой, приводит к общественным переменам. По основ­ной идее диалектики, которую Маркс взял у Гегеля, всякое явление заключает в себе силы собственной перемены. Маркс применил этот постулат к обще­ству и высказал мнение, по которому в капиталисти­ческой системе, порожденной индустриализацией, экономическая гегемония отчуждает трудящихся от орудий производства и природы. По Марксу, глу­бокие противоречия и проблемы капиталистичес­кой системы производства делают возможным такой переворот, вследствие которого общество переходит к социалистической формации.

Социалистическую идею государства экспери­ментировали в так называемых социалистических странах. Результаты этого эксперимента сейчас хо­рошо известны. Несмотря на это, теоретические взгляды Маркса находят отклик и в наше время.

Влияние Маркса на социологию велико. Его роль как теоретика конфликтов и создателя концепции марксистской социологии видимо будет существен­ной и в дальнейшем.

Герберт Спенсер (Herbert Spencer, 1820-1903)

Спенсер был сторонником эволюционного учения Чарлза Дарвина и применял принципы биологичес­кого развития к обществу. Он сравнивал общество с живым организмом. По органической аналогии разные части общества взаимозависимы и стремят­ся обеспечить выживание и функционирование об­щей системы.

Согласно Спенсеру, Вселенная находится време­нами в состоянии постоянного развития, времена­ми в состоянии распада. Задача социологии состо­ит в прослеживании и выявлении этих же процессов в сфере человеческого общества. Основные пред­положения Спенсера следующие:

1. Развитие является универсальным процессом, т. е. всеобщим законом природы.

2. Общество является органическим и развива­ющимся целым, которое много сложнее, чем сум­мы его частей.

3. Общество существует в двух сущностях: в со­циальной статике и в социальной динамике. Ста­тика представляет собой институциональную струк­туру и социальные системы общества, а динамика заключает в себе постоянную дифференциацию и развитие структуры.

4. Главные институты общества — политические, церковные, профессиональные, промышленные, се­мейные и «праздничные». Многогранное индустри­альное общество развилось из примитивного общест­ва, пройдя разные этапы. Для Спенсера развитие означало прогресс.

5. Общество разделяется кроме этого на две па­раллельные системы: внутреннюю и внешнюю. Эти подсистемы помогают обществу сохраняться как органическому целому в процессе развития. Про­цесс развития представляет собой чередование со­стояния равновесия с состоянием существенных перемен при движении общества от примитивного к современному и индустриальному.

Задачей социологии, согласно Спенсеру, являет­ся понимание процессов развития общества с целью достижения максимальной социальной гармонии. Теоретически оптимальное (если не идеальное) общество современные социологи считают более или менее гармоничной системой, разные части кото­рой должны находиться в соотношении, обеспечи­вающем гарантированность, защищенность и ста­бильность. В современной социологии популярна идея развития общества «от простого к многообраз­ному», при этом понятия «развитие» и «прогресс» не отождествляются. Развитие означает отнюдь не всегда что-то лучшее.

Фердинанд Теннис (Ferdinand Tonnies, 1855-1936)

Немецкий социолог Ф. Теннис родился в аграр­ной общине Эйзенштадта и учился в университете в Тюбингене. Он был свидетелем экономических и политических переворотов, происходивших в со­временной ему Германии.

По мнению Тенниса, общество, социальная дей­ствительность, являются продуктом человеческой воли. Предметом социологии, по его мнению, и является человеческая воля как основной созидаю­щий фактор в структуре социума. При этом Теннис исходит из того, что природа человека в принципе познаваема.

По главной концепции Тенниса общество за­ключает в себе различные отношения и объедине­ния людей и является таким образом продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру. Теннис различает «волю» двух типов: а) естественную — основа «гемейншафта» (общины) и б) рациональную — осно­ва «гезельшафта» (общества). Первая характеризу­ет прежде всего традиционное общество, а вторая — индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм.

Гемейншафт характеризует традиционное обще­ство, которое основывается на тесных семейных от­ношениях, на нормах любви, взаимопонимания и за­щиты. Социальные связи базируются на родстве, общности локуса и языка. Такую организацию со­вместной жизни можно назвать «естественным» об­ществом, базирующимся на «естественной воле».

Гезелъшафт представлен в современном индуст­риальном обществе, которое базируется на эконо­мических, безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда и потреб­ления, а также на связях, которые относятся к об­щественному классу и экономическим соглашениям. Это можно назвать деловой организацией, в кото­рой преобладает «рациональная воля».

Типология гемейншафт — гезелыпафт применя­лась весьма часто и в современной социологии, осо­бенно при сравнении сельских и городских общностей.

Эмиль Дюркгейм (Emile Durkheim, 1858-1917)

Французский социолог Э. Дюркгейм является одним из самых известных пионеров в развитии со­циологии как самостоятельной науки, имеющей свои предметы исследования, свои методы и понятия.

Дюркгейм родился в еврейской семье. Он изу­чал право и философию, работал преподавателем философии в Париже. В 1887-1902 годах он был профессором социологии и педагогики в Бордо. В 1902 году ему предложили профессуру на ка­федре педагогики в Сорбоннском университете в Париже, позднее в перечень дисциплин кафед­ры была включена также социология. Дюркгейм занимал эту должность до своей смерти. В течение всей своей жизни он проявлял также интерес к воп­росам религии и морали.

К ключевым понятиям Дюркгейма относится понятие социального факта. Под этим подразуме­вается, например, принадлежность людей к различ­ным группам, религиозным объединениям и поли­тическим партиям; в этих группах человек находит свою социальную реальность. Психические факты имеются в собственном сознании индивида, затосоциальные факты относятся к социальной дей­ствительности. По мнению Дюркгейма, именно эти социальные факты составляют основной предмет исследования социологии. Позднее он назвал их «институтами».

Любой социальный институт, например семью, брак или какой-либо обычай, можно, по Дюркгей-му, рассматривать научно, как и другие объекты исследования. Их можно изучать, описывать и срав­нивать, оперируя различными данными, касающи­мися этих «институтов». Изучение таких данных является наукой только тогда, когда их (данные) можно упорядочить по определенной системе по­нятий, выведенной из существенных признаков рассматриваемых институтов. Например, действие, влекущее за собой наказание, является преступле­нием. Преступление как социальный институт изу­чается исходя из его общественного происхожде­ния и значимых связей. Второй пример: в обществе имеются общности, основанные на кровном род­стве. Каждую такую общность Дюркгейм относит к категориальному понятию «семья».

И социальный институт «преступление», и со­циальный институт «семья» характеризуются определенным набором своих категориальных при­знаков. Для того чтобы действие характеризовалось как «преступление», оно должно отвечать всем этим признакам. Отсутствие даже одного из них переводит это действие в другой статус, например «проступок», «ошибка». Исследователь должен иметь ясную систему понятий, однозначно воспри­нимаемую другими людьми. Социологические по­нятия обычно абстрактны, поэтому они должны быть по возможности четко определены.

По главному предположению Дюркгейма, кол­лективное сознание, «растворенное» в обществе, имеет самостоятельное существование. Социальная сила основывается на «коллективном мышлении». Коллективность или коллективный дух — это то, что взаимообязывает членов общности. Коллектив­ное, или общее, сознание означает совокупность тех верований и чувств, которые разделяются сред­ними членами системы. Существующие в общности нормы усвоены и осознаны, результатом чего явля­ется унификация социального поведения. Коллек­тивное сознание базируется на существующих в об­ществе ценностях.

Коллективность выражает нормативный харак­тер общества. Согласно Дюркгейму, все аспекты социальной структуры, в частности институты, ба­зируются на нормативной системе общества. Итак, нормы представляют собой, по его мнению, ядро социальной действительности.

Интересен взгляд Дюркгейма на разделение труда в обществе. Исходным пунктом Дюркгейм считает здесь численность и плотность населения, предпо­лагая при этом, что в населенных пунктах город­ского типа разделение труда более развито и многообразно, чем в традиционной редконаселенной аграр­ной общине. Одновременно он отмечает различие в социальной солидарности. При незначительном разделении труда наблюдается механическая соли­дарность, а при сильно дифференцированном раз­делении труда — органическая солидарность, т. е. каждый зависит от каждого в большей степени, бу­дучи заинтересован в результатах труда другого.

Интересны замечания Дюркгейма по поводу не­которых частных явлений и феноменов, например, такого, как самоубийство. По его наблюдениям, са­моубийства встречаются чаще среди тех групп, где социальная сплоченность слабее, чем среди групп с более тесными социальными связями. При этом важную роль играет семейный и религиозный ста­тус (см. гл. 4. 3. Теория).

Макс Вебер (Max Weber, 1864-1920)

Немецкий социолог М. Вебер родился в Эрфур-те, учился в Гейдельберге, Страсбурге и Берлине. В 1894 году он стал профессором политической экономии Фрейбургского университета, а три года спустя Гейдельбергского университета. Из-за тя­желой болезни он был вынужден бросить препода­вательскую деятельность на долгое время, но про­должил ее позднее приват-профессором. В течение двух лет до своей смерти Вебер работал профессо­ром в университетах в Вене и Мюнхене.

Вебер пытался разработать объективную и сво­бодную от ценностей социологию, для чего детально и подробно рассматривал в своих основных трудах ценностные системы и их развитие.

По мнению Вебера, самым основным понятием социологии является понятие социального действия. Это такое действие, которое соотносится с поведени­ем окружающих людей и учитывает их поведение. При этом имеется в виду действие осмысленное и целенаправленное, действие, которое ориентирует­ся на ценности. Вебер подчеркивает, что только осознание осмысленности чужого действия помогает нам понять его. Содержание действия диктуется его смыслом. С точки зрения научной социологии, смысл действия должен пониматься исследовате­лем, а не исследуемым. Речь идет о методике «по­нимания».

Согласно Веберу, социология представляет со­бой науку, главным объектом которой является со­циальное действие, его «ход» и его последствия. Он подчеркивал, что социология разрабатывает типизацию действий и событий, а также их общие закономерности. Идеальные типы, которыми опе­рирует социология, помогают определить и упоря­дочить причины действия. Идеальные типы пред­ставляют собой некое обобщение, сделанное на основании определенных признаков. Это обобще­ние не должно быть адекватно действительности, но оно дает исследователю хорошие исходные точ­ки для рассмотрения различных вопросов. На осно­ве «идеальных типов» образуются другие понятия, которые могут быть использованы в исследователь­ской практике.

Социальное поведение представляет собой: а) унифицированное поведение, б) поведение, де­терминированное окружающими людьми. Это не та­кое действие, которое может быть вызвано, напри­мер, паникой или массовым внушением, а только собственно социальной средой, ее стабильными ценностями и нормами.

Социальное отношение — широкий и многознач­ный термин. Социальными отношениями являются, например, любовь и дружба. С другой стороны, эко­номический обмен, конкуренция и конфликт также базируются на социальном отношении. По Веберу, социальное отношение лежит и в основе власти. Власть — это социальное отношение, предоставля­ющее одному человеку главенствующее положение по сравнению с другим. Это отношение обеспечивает реализацию интенций первого субъекта независимо от поддержки или сопротивления другого. Короче говоря, власть — это иерархическое социальное от­ношение, а не свойство субъекта или субъектов.

Анализируя развитие капитализма, Вебер при­шел к выводу, что на экономическую ситуацию оказывают влияние религиозные ценности, в осо­бенности протестантизм, и в наибольшей степени кальвинистское направление. Ведь в мире ценно­стей протестантизма доминируют трудолюбие, пред­приимчивость, экономическая деятельность, то же в практике капитализма как социально-экономи­ческой формации. В свое время теория Вебера при­влекла к себе большое внимание. Интересно, что она противоположна теории Маркса, согласно ко­торой производительные силы и производственные отношения определяют все, даже религию.

Вебер высказал также некоторые оценки тако­му явлению, как бюрократизация общества. По его мнению, она является результатом рационализации социальной деятельности.

Георг Зиммель (Georg Simmel, 1858-1918)

Хотя Зиммель оказал значительное влияние на немецкое мышление, он остался в тени своего совре­менника Вебера, и его явно недооценивали как со­циолога. Несмотря на это, он является одним из строителей основных понятий социологии и играет существенную роль в становлении социологии как самостоятельной науки. Он ввел в научный обиход понятия взаимодействия, роли и конфликта.

Зиммель был противником позитивизма вообще и как основы социологии в частности. По этой при­чине позднее его стали считать основоположником т. н. формальной социологии, в которой централь­ную роль играют логические связи и структуры. Формы социализации, остающиеся неизменными с течением времени, были предметом его «чистой», формальной социологии.

Различные формы социализации, как и общест­во в целом, пронизаны взаимоотношениями людей.

Общество с сильно дифференцированным разде­лением труда предлагает индивидам все больше воз­можностей быть членами разных социальных кру­гов, на фоне чего возможность члена общества иметь индивидуальную жизнь также возрастает. При этом Зиммель подчеркивает, однако, опасность увели­чения противоречия между культурой и интересами социума и культурой и интересами индивида.

Доминирование материальных общественных ценностей вызывает, по предположению Зиммеля, явное противоречие по отношению к индивиду. Индивид остается во власти созданных им самим материальных продуктов.

Зиммель считается одним из основателей социо­логической теории конфликта и разработки поня­тия отчуждения. Он включил в эту проблематику также такие понятия, как оппозиция, конкуренция, ревность и зависть.

Зиммель считал, что решающее значение в форми­ровании его мышления имела среда его родного города Берлина. Усиленный ритм жизни крупного города был для него неиссякаемым источником вдохнове­ния; ведь на рубеже двух столетий Берлин являлся форпостом современной культуры. Социология Зим­меля представляла собой социокультурное субъектив­ное реагирование на окружающую его среду.

По мнению Зиммеля, ритм жизни в сельской об­щине является замедленным, чувственные впечатле­ния устойчивыми и взаимоотношения людей более глубокими и эмоционально направленными. Жизнь же в крупном городе предполагает совсем иной тип человека. В основе такого типа личности лежит фор­сирование нервной системы, обусловленное сильны­ми и постоянно изменяющимися внешними и внут­ренними раздражителями. В условиях интенсивной городской жизни впечатления теряют свою устой­чивость, регулярность и предсказуемость. По Зим-мелю, они заменяются изменчивыми представле­ниями и неожиданными раздражителями. По этой причине личность создает для своей защиты щит, с помощью которого она сохраняется единой в раз­дробленной действительности постоянно меняющих­ся впечатлений. Разум доминирует над эмоциями. При этом необходимо прибегать к маске внешнего равнодушия, так как человек не может реагиро­вать на все без исключения.

Согласно Зиммелю, современное сознание праг­матично. Количественные параметры явно доми­нируют над качественными, и отношения между людьми зачастую строятся по принципу взаимовы­годы. Поскольку связи и взаимоотношения людей в крупном городе изменчивы и многообразны, то во избежание хаоса они должны быть упорядочены во времени и в пространстве.

Для Зиммеля современный образ жизни пред­ставляет собой новое этическое и эстетическое пони­мание мира. В своем анализе современного образа жизни он рассматривал феномен крупных городов, деньги и даже моду, все это — как составляющие социальных отношений.

Зиммель долгое время был приват-доцентом в Берлинском университете и являлся при этом первым академическим социологом Германии. Толь­ко в 1914 году, за четыре года до своей смерти, он получил постоянную должность профессора в Страс-бургском университете.

Труды Зиммеля охватывают широкие области науки: социологию, философию, психологию и эсте­тику. Он был популярным преподавателем и одним из первых, лекции которого привлекали в число слушателей и женщин.

Карл Манхейм (Karl Mannheim, 1893-1947)

Манхейм был одним из пионеров теории позна­ния (гносеологии) и социологии познания. Вслед за Марксом Манхейм утверждал, что человечес­кое мышление и понимание развиваются не только на основе теоретического сознания, но также фор­мируются исходя из историко-общественной ситуа­ции и действующих в ней сил. Эта взаимосвязан­ность социального мышления с бытием проявляется также в классовом сознании и классовых связях. Мы связаны со множеством исходных пунктов, которые воздействуют на наше поведение.

Большое внимание Манхейм уделял рассмотре­нию положений релятивизма. Релятивизм представ­ляет собой философское учение, согласно которому истина или ценности являются относительными, т.е. каких-либо абсолютных истин или ценностей не су­ществует. По теоретическому релятивизму те или иные позиции или положения не являются верными сами по себе, они верны или не верны только для опреде­ленного индивида в определенный момент, т. е. соз­нание и мышление человека зависят от социальных условий в каждый данный момент. При этом Манхейм подчеркивал, что нет одной-единственной истины.

Манхейм считал важнейшим приоритетом социо­логии ее способность выяснять, каким образом из­менения социальных ситуаций приводят к измене­ниям в духовных отношениях. Изменяющийся социальный фон и судьба социальных классов — источник новых идей, взглядов, концепций.

Манхейм родился в Будапеште. Изучал филосо­фию и социологию в Будапеште, Фрейбурге, Бер­лине, Париже и Гейдельберге. Был учеником Вебера. В 1926 году он доцент в Гейдельберге, потом профес­сор социологии во Франкфурте. В 1933 году он эми­грировал в Англию, где также был доцентом в London School of Economics and Political Science, а затем с 1942 года профессором педагогики в Лондонском университете. Манхейм умер в Лондоне в 1947 году.

К приведенному выше перечню классиков социо­логии можно было бы прибавить еще множество имен, которые связаны с развитием этой области науки. Рассмотрим здесь, однако, лишь кратко рас­пространение социологии в США в конце XIX — начале XX века. Индустриализация, урбанизация, иммиграция и внутренняя миграция имели в США весьма важные последствия: они порождали мно­гие социальные проблемы, которые настоятельно требовали решения. Здесь, как и в индустриали­зированной Европе, перед социологами вставали многочисленные задачи.

Социология впервые проложила дорогу в США через труды и учение Лестера Франка Уорда (Les-ter Frank Ward, 1841-1913). Он был ботаником и геологом, позднее заинтересовался социологией и опубликовал среди прочего работу «Динамичес­кая социология» (1883). Он основал также Аме­риканскую социологическую ассоциацию. В своем учении Уорд опирался частично на теорию Спен­сера о механистической социальной эволюции, под­черкивая, однако, при этом возможность активно­го влияния в сторону социальных изменений. Для него социология означала прежде всего социальную науку, которая изучает механизмы перемен.

Из ранних социологов США, возможно, наибо­лее известным является Уильям Грейэм Самнер (William Graham Suirmer, 1840-1910). Самое зна­чительное из его произведений, «Народные обы­чаи» (Folkways), рассматривает значение социаль­ного контроля как управляющей силы поведения индивидов. Для него социология является в пер­вую очередь «наукой об обычаях». Он разделял эволюционные взгляды Спенсера и был одновре­менно против мысли Уорда о социальном планиро­вании общества.

Третий представитель ранней социологии США, Чарлз Хортон Кули (Charles Horton Cooley, 1864-1929), сыграл значительную роль в развитии социологии как науки, создав свою «типологию групп». Он различал первичные и вторичные груп­пы (primary and secondary groups). Первичные груп­пы обычно невелики, это такие группы, как семья, соседство или детские коллективы. В этих объеди­нениях усваиваются основные чувства групповой лояльности, необходимость и способность при­нимать во внимание окружающих людей. В них развиваются личностное взаимодействие, сотруд­ничество, дружеские отношения, чувства долга, от­ветственности, верности, идентификации. То есть первичные группы являются общностями, в кото­рых усваиваются формы и нормы человеческого взаимодействия и способности сосуществования с окружающими людьми. Исключительное значе­ние в первичных группах имеет их морально-эти­ческая атмосфера. Вторичные группы (например, зрители спектакля, слушатели лекции) больше пер­вичных и, будучи формальными, предоставляют меньше возможностей для личного общения или взаимодействия.

Социология возникла в Европе, но, может быть, наиболее стремительно она развивалась и разви­вается в США. Методы, применяемые американ­ской социологией особенно в эмпирических иссле­дованиях, получили повсеместное распространение. Американские социологические теории долгое вре­мя служили важным руководством для европейской социологии. О темпах развития социологии в со­временной Америке дает хорошее представление рост количества членов в ассоциации социологов страны (American Sociological Association). Пятьде­сят лет назад количество членов было менее тысячи человек, а теперь эта ассоциация насчитывает уже десятки тысяч членов. Примечательно, что в США ежегодно более двухсот человек получает степень доктора социологии.

Как уже отмечалось, социология имеет свои кор­ни в философии. Известные американские социо­логи Роберт Э. Парк (Robert E. Park) и Эрнест У. Берджесс (Ernest W. Burgess) (1969) подчерки­вают, со своей стороны, связь социологии с исто­рией и философией истории. Выделение и разви­тие социологии из философии истории в отдельную науку, изучающую общество, проходило, по их мне­нию, следующие этапы:

1. Эпоху Конта и Спенсера, когда социология являлась практически философией истории. Для этого периода она была наукой прогресса и раз­вития.

2. «Эпоху школ», когда социологическое мыш­ление, представленное различными школами, стре­милось определить свои концепции и предметы ис­следования.

3. Начало XX века — период конкретных ис­следований и решений.

Эта хронология была составлена в 1921 году, так что к ней можно прибавить еще, например, пе­риод современной социологии. Он начался в США уже до второй мировой войны, а в Европе — толь­ко после войны.

Толкотт Парсонс (Talcott Parsons, 1902-1979)

Парсонс является одним из наиболее значитель­ных социологов последних десятилетий. Его зна­чение в развитии американской социологии особен­но велико. Благодаря Парсонсу в социологических исследованиях стал применяться принцип теоретич­ности.

Учеба и исследовательская работа в Англии и Германии разбудили в Парсонсе интерес к ев­ропейским классикам социологии, к Дюркгейму, Веберу и Вильфредо Парето (Vilfredo Pareto, 1848-1923). Его вдохновляли в особенности произве­дения Вебера. С 1927 года Парсонс был преподава­телем Гарвардского университета, а с 1944 года — профессором социологии.

Парсонс долго разрабатывал свою «теорию со­циального действия», на которую оказали влияние идеи Вебера, Зиммеля и Дюркгейма, и стремился применять ее в различных областях науки. Его теория описывает основы индивидуального и со­циального действий, которые Парсонс объединяет в теоретически единую систематическую рамку вза­имодействия. Он разработал модель социальной системы, в которой субъект действия ведет себя ко­ординирование в соответствии со своими индивиду­альными потребностями и ожиданиями, учитывая при этом потребности и ожидания взаимодействую­щих с ним субъектов. Эти потребности и ожидания ориентируются на общие модели ценностей и по­ведения и усиливаются по своей социальной струк­туре путем институционализации.

Социальное действие заключает в себе: 1) субъект действия (агент), 2) цель действия, 3) ситуацию действия, к которой относятся усло­вия и контролируемые субъектом средства, 4) нор­мативную ориентацию субъекта, т. е. выбор между теми средствами, которые пригодны по отноше­нию к цели в каждой данной ситуации (Rocher, 1974, 30, 36). Согласно Парсонсу, все эти четыре структурных элемента необходимы для того, что­бы вообще рационально описывать действие как таковое.

По основной концепции Парсонса, человечес­кое действие всегда образует системы. Парсонс счи­тает, что социальные науки могут быть научными лишь в той мере, в какой они учитывают анализ систем (Rocher, 1974, 31). Действие всегда взаимосвязано с другими дей­ствиями и составляет вместе с ними более широкую совокупность действий. Например, роль отца в се­мье представляет собой только один элемент той совокупности действий, которая образует семью. Семья, в свою очередь, является частью в широкой рамке родства и т. д. Каждое действие можно по­нимать как комплекс единиц действий, а также как элемент целого.

Для изучения и понимания социального дей­ствия Парсонс разработал специальные модусные переменные. Эти модусные переменные, данные им в виде альтернатив, реализуются субъектом дея­тельности в разных ситуациях. Такими перемен­ными являются:

1. Эмоциональность — нейтральность. Работа су­дьи предполагает нейтральность, зато многие другие роли допускают эмоциональность или даже требуют ее.

2. Всеобщность — специализация. Определен­ные роли заключают в себе неисчислимое множе­ство обязанностей и прав. Отношение матери и ре­бенка бесконечно многоаспектно и всеобъемлюще. Зато от банковского служащего ожидается специа­лизированное отношение к клиентам.

3. Общепринятость — специфичность. От учи­теля ожидается преимущественно одинаковое и бес­пристрастное отношение ко всем ученикам, а от родителей, нормативно, — специальное внимание к своим детям.

4. Оценка качеств — оценка результатов. В от­ношениях «работник — работодатель» предпола­гается нацеленность на результат, но в отношении «мать — ребенок», очевидно, дело обстоит значи­тельно сложнее.

5. Ориентация на себя — ориентация на общность. Предполагается, что коммерсант работает в свою пользу, а священник — на благо всего прихода.

Модусные переменные являются наиболее удач­ными из разработанных Парсонсом отвлеченных понятий и потому широко используемыми в эмпи­рических целях.

Согласно Парсонсу, функционирование и сохра­нение общества всегда обусловлено определенны­ми предпосылками. Основные из них таковы:

1. Адаптация (Adaptation). Воспроизводство, ко­ординация и сбор ресурсов и средств (например, налоги) — необходимы, чтобы общество могло со­храняться и приспосабливаться к внешней среде.

2. Целедостижение (Goal, Attainment). Поста­новка целей и целедостижение, принятие решений по использованию ресурсов (например, тех же на­логов) внутри системы.

3. Интеграция (Integration). Поддержание спло­ченности и снятие напряжения при взаимодействии частей системы, что является ее внутренними проб­лемами.

4. Непрерывность системы (Latency) также одна из важнейших внутренних проблем системы.

Система должна уметь «заботиться о себе» и вы­полнять эти четыре функциональные задачи, чтобы она вообще могла существовать как система. Столь различными функциональными задачами занима­ются и различные подсистемы: система культуры специализируется на поддержании непрерывности, социальная система — на интеграции, личностная система — на целедостижении, политическая сис­тема — на адаптации.

 

ЛИТЕРАТУРА

Арон Раймон, Этапы развития социологической мысли. М. 1993.

Andreski Stanislav (ed.). Herbert Spencer. Nelson, London, 1971.

Bouman P.J. Einfuhrung in die Soziologie. Fer­dinand Enke Verlag, Stuttgart, 1955.

Douglas Jack D. (ed.). Introduction to Sociology. The Free Press, New York, 1973.

Дюркгейм Эмиль. Самоубийство: социологичес­кое исследование. М., 1996.

Frisby David. Georg Simmel. Ellis Horwood Ltd, Sussex, 1984.

Hartfiel Gunther. Worterbuch der Soziologie. Alf­red Kroner Verlag, Stuttgart, 1976.

Kinloch Graham C. Sociological Theory. Its Development and Major Paradigms. McGraw, Hill, Inc., New York, 1977.

Park Robert E. & Ernest W. Burgess. Introduc­tion to the science of sociology. The University of Chi­cago Press. Third edition. Chicago, 1969.

Roc her Guy. Talcott Parsons and American Socio­logy. Nelson, London, 1974.

Ross Dorothy. The Origins of American Social Science. Cambridge University Press, USA, 1991.

Simmel Georg. Muodin filosofia (Философия мо­ды). Kustannus Oy Odessa, Rauma, 1986.

Вебер Макс. Протестантская этика и дух капи­тализма // М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990.

Worterbuch der Marxistisch, Leninistischen Sozio-logie. Dietz Verlag. Berlin, 1977.

Zeitlin Irving M. Ideology and The Development of Sociological Theory. Prentice, Hall, Inc. Engle-wood Cliffs, New Jersey, 1968.

 

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ

Выше излагались взгляды классиков социоло­гии на предмет и задачи этой науки. В дополнение к этому представляем еще некоторые определения, описывающие социологию как науку, которая изу­чает общество и социальное поведение.

Согласно определению Парка и Берджесса (1969), социологию можно считать наукой, которая изуча­ет коллективное поведение. Алекс Инкелес (Alex Inkeles, 1969), в свою очередь, отмечает, что социо­логия изучает системы социальных действий и их взаимоотношения, и ее объектами являются обще­ства, институты и социальные отношения.

Социология пытается постичь поведение чело­века, детерминируемое прежде всего культурой, бы­том, социальной организацией и другими подоб­ными факторами. При этом, естественно, в поле зрения исследователя попадают различные причин­ные связи, отношения и зависимости, т. е. социаль­ное поведение изучается в динамике (Инкелес).

Иан Робертсон (lan Robertson, 1977) называет социологию наукой, изучающей человеческое обще­ство и социальное поведение. По Джеку Д. Дугласу (Jack D. Douglas, 1973), социология является нау­кой, которая изучает человека и общности и стре­мится определить их характерные черты, особенно на основе современных цивилизаций. Под «науч­ностью» подразумевается в данном случае, как и в приложении к другим наукам, то, что накоплен­ные знания об обществе и поведении человека бо­лее объективны и обоснованны, чем это может дать практическое мышление повседневной жизни.

Хотя социология обращает внимание и на инди­вида, однако центральными объектами ее иссле­дования являются социальные группы и группи­ровки, а также социальные процессы. Социология описывает и рассматривает среди прочего модели социальных ценностей, социальных перемен, от­клоняющегося поведения, религиозного поведения и семейной жизни. Социология исследует разли­чия, которые существуют между социальными клас­сами, политическими и профессиональными груп­пами и другими социальными объединениями. При этом она не интересуется собственно межличност­ными различиями, хотя иногда должна рассматри­вать и их.

Джек Ноббс (Jack Nobbs), Боб Хайн (Bob Hine) и Маргарет Флемминг (Margaret Flemming, 1975) выдвинули определение, характеризующее социо­логию как научное и систематическое исследова­ние поведения людей, живущих в группах. Имеют­ся в виду организованные общности. Самой малой группой является, как правило, семья, а самой боль­шой — нация или государство. Между ними нахо­дятся различные другие группы, такие как школа, рабочий коллектив, соседство, село или город — все, что можно назвать общностями.

Представитель марксистской социологии Г. Оси-пов (1969) определяет социологию как науку, ко­торая исследует социальную структуру общества, развитие систем и организаций, а также взаимо­действия внутри общества. Под социальной струк­турой Осипов подразумевает между- и внутриклас­совые отношения и систему социальных институтов или учреждений, регулирующую эти отношения.

Во всех приведенных определениях подчерки­вается социальная структура, с одной стороны, и со­циальное поведение (действие) — с другой, как предметы социологического исследования. Демо­графическая, экономическая и классовая структура общества, территориальные факторы, господствую­щие этические, моральные и духовные ценности (что в общих чертах составляет социальную струк­туру общества) определяют социальное поведение. Социология стремится понимать и объяснять пове­дение человека именно с помощью этих структур­ных и ситуативных факторов.

Одни структурные факторы весьма конкретны, как, например, демографическая и экономическая структура общества. Другие, в свою очередь, явля­ются отвлеченными и как будто не столь очевидны­ми. К ним относятся, в частности, социальные от­ношения, которые, как и социальная структура, регулируют взаимодействие индивидов.

Определение социологии как науки, которая изу­чает социальное поведение, или действие, и соци­альные структуры, можно, по Гюнтеру Висведе (Gunter Wiswede, 1991, 20), представить нагляд­но следующим образом:

«Поведение, сформировавшееся как социаль­ное» — это поведение, которое формировалось под влиянием общества при усвоении индивидом цен­ностей и норм данного общества. «Социально на­правленное поведение» типично для взаимодействия людей в различных ситуациях, когда собственное поведение человека приспосабливается к поведе­нию окружающих людей и происходящий при этом социальный обмен становится естественным. Как видим, различение этих двух типов поведения яв­ляется больше аналитическим, чем наблюдаемым на практике или необходимым. Скорее, это две сто­роны одного явления.

Социальные структуры включают в себя соци­альные признаки и социальные образования. К пер­вым относятся, в частности, возрастная, экономи­ческая и профессиональная структуры, доходная структура и социальная стратификация общества. К социальным образованиям относятся, например, такие социальные организации, как коммуны, цер­ковь и промышленные предприятия. Социальны­ми образованиями можно считать также круг дру* зей и различные общественные организации. На отвлеченном уровне социальные структуры вклю­чают в себя такие институты, как семья, религия и экономическая формация, а также существую­щие институциональные ценности и нормы.

Социологические понятия обычно отвлеченны и для корректного и однозначного понимания долж­ны быть точно прономинализованы в определенных терминах. Они отражают разные уровни рассмот­рения: от охватывающего всю нацию или государст­во до узкого индивидуального уровня. Вернемся к этим понятиям позднее более подробно (см. гл. 5).

В следующей таблице сравнивается область ис­следования социологии с областями исследования социальной психологии и психологии.

Данная таблица представляет различные уров­ни, на которых может быть рассмотрено поведение человека. Для социологии человек — это единица той или иной социальной группы, а также участ­ник различных социальных процессор Социоло­гия представляет собой научное исследование со­циальных явлений, обусловленных социальными отношениями.

МИКРО- И МАКРОСОЦИОЛОГИЯ

Область исследования социологии весьма об­ширна, так как в ее круг входят через социальные отношения самые разнообразные явления жизни. Такие важнейшие сферы человеческого бытия, как брак, семейная жизнь, работа, учеба, детские игры, проведение свободного времени, массовая инфор­мация, социальное обслуживание или дома для престарелых, окрашены социальными отношения­ми и относятся, таким образом, к существенным объектам исследования социологии. Если при ис­следовании данных объектов внимание обращает­ся лишь на немногие единицы, например, на один дом для престарелых, один трудовой коллектив или проведение свободного времени молодежи в ка­кой-то определенной местности, то тогда речь идет о микросоциологическом исследовании. Макросо­циология, в свою очередь, рассматривает более ши­рокие связи, как, например, различные скопления или социальные образования, коллективы. Типич­ное макросоциологическое исследование рассмат­ривает общества, государства и нации, т. е. боль­шие совокупности и их взаимоотношения.

На практике разница между микро- и макросо­циологией не столь очевидна, так как поиски об­щих закономерностей явлений могут поднимать исследование до макросоциологического уровня, хотя само исследование и не охватывало бы боль­ших совокупностей в выше указанном смысле. Поэтому следующие примеры являются только ори­ентировочными в определении границ между мик­ро- и макросоциологией.

В данной схеме (Broom & Selznick, 1973) в об­ласть микросоциологии включены проблемы ин­дивидуального уровня, а также явления, касаю­щиеся индивида со стороны группового уровня. Макросоциология, в свою очередь, сосредоточива­ется на тех вопросах группового уровня, единицей которых являются группы и их взаимоотношения. Кроме того, к этой области исследования относят­ся, естественно, также различные общие модели, широкие общности и все общество в целом.

Общество, как единица исследования макросо­циологии, считается социальной системой, кото­рая состоит из элементов, находящихся в опреде­ленном взаимоотношении. Часто этими элементами являются индивиды, но ими могут быть также группы, учреждения и другие подъединицы. Эле­менты социальной системы, подъединицы, связа­ны друг с другом и тем самым со всей совокупно­стью, системой. Система имеет свою структуру, которая включает в себя совокупность всех отно­шений в определенное время (Allardt & Littunen, 1972).

Макросоциология изучает среди прочего союзы, организации, партии, шкалу профессий, церковь, общественные классы, социальные слои и мень­шинства как относительно постоянные социальные системы. Говоря обобщенно, объектами макросо­циологии являются структура и закономерности воз­никновения, развития, изменения и взаимодействия больших образований или социальных процессов (Hartfiel, 1976).

Зато'в микросоциологии уделяется особое вни­мание интересам, мотивам, отношениям, ожидани­ям, чувствам и взаимодействиям в малых едини­цах в том случае, если они представляют собой социальную группу. Ниже выясняется разница меж­ду микро- и макросоциологией с помощью различ­ных переменных, используемых в исследовательской работе (Rosengren, 1971):

Информация, характеризующая индивида Информация, характеризующая группу
1. Величина качественной переменной (напр. Состоятельный) 1. Относительная доля (х. Состоятельных )
2. Величина количественной переменной (напр, дисперсия и т. д. доходов 10 000 марок) 2. Средняя величина (средний доход)
3 - 3. Величина с качест­венной или количест­венной переменной (напр, смертность, плот­ность населения, сред­ний возраст и т. д.)

 

Из вышесказанного можно заключить, что мак­росоциология рассматривает корреляции, осно­ванные на групповых данных, не пытаясь делать выводы об индивидуальных корреляциях. Напри­мер, такие термины, как разделение труда, степень социальной дифференциации, уровень потребле­ния, социальная солидарность и динамика соци­альных перемен характеризуют группу, общность или общество и не релевантны для характеристик индивида.

Граница между микро- и макросоциологией достаточно условна, однако методологически оправ­данна, способствуя большей четкости в система­тизации объектов социологии. Объекты макросо­циологии — общности и их социальные связи, пожалуй, более существенны и значимы для социо­логии в целом, что, разумеется, не исключает и на­учного интереса к меньшим социальным группам. Согласно Яну Щепаньски (Jan Szczepanski, 1970), социология выявляет и изучает силы, которые про­являются во всех сферах общественной жизни и ко­торые влияют объективно как на малые, так и на большие общности.

Социология по области своих исследований явля­ется одной из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономернос­тей, проявляющихся в различных социальных свя­зях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область науки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и препода­ванием; экономика изучает хозяйственные механиз­мы, учение о государстве — политические события и закономерности, психология — психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.

Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким на­укам относятся также философия, история и антро­пология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях. Как выше уже отмечалось, социоло­гия стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и те­перь естественную связь со своими истоками.

Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называ­емая «социальной антропологией». Общая антро­пология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменени­ям в процессе развития человека, а также раз­личным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследо­ваниям социологии. Предмет социальной антропо­логии — ментальные возможности человека, опре­деленные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антро­пология и социология совпадают. В этом совпаде­нии нет, однако, ничего методологически порочного, такие случаи известны и в других смежных науках, например, изучение психической системы челове­ка и в психологии и в психиатрии и др. В подоб­ных случаях речь может идти только о совпадении, смежности, но не о дублировании, так как каждая из научных систем акцентирует в одном и том же объекте все-таки разные его стороны для разных же научных и практических целей. Допол­няя Друг друга, смежные науки и обогащают друг друга.

Следующая ниже схема отражает исторические корни и связи социологии с вышеупомянутыми близкими к ней науками и основами (ср. Park & Burgess, 1969). Указанная в ней этнология (этногра­фия) соответствует в некоторых странах социаль­ной или культурной антропологии. Близкой к эт­нологии является фольклористика, изучающая народные традиции и народную культуру. Иссле­дованием культуры занимаются также археология и социология. Археология касается духовной куль­туры прошлого. Одним из макрообъектов социо­логии является духовная культура современного общества.

На схеме приведены в качестве примеров не­которые существенные области социального по­ведения, которые помимо социологии изучаются и более конкретными специальными науками. Общность предметов исследования иногда ослож­няет проведение границ между этими науками, хотя они и рассматривают эти предметы с различ­ных исходных пунктов и точек зрения, причем у социологии они зачастую шире, чем у других наук.

Общее название «общественные и социальные науки», которое употребляется по отношению к ис­следованию социальных общностей и социальных отношений, применяется иногда узко только к со­циологии из-за ее обширности. Однако нормально социология считается лишь одной из обществен­ных наук.

Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономи­ческое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического пове­дения различных групп и исследовать экономи­ческие силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего со­циальным поведением человека в различных эконо­мических действиях. Эта специальная отрасль со­циологии называется экономической социологией. Связи социологии с экономикой и экономичес­кими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многие социоло­ги, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферы экономики.

Учение о государстве изучает, исходя из своих теоретических посылов, политическое поведение человека, общественное управление и феномен власти. Эти предметы интересуют также и социо­логию, поскольку они служат выражением соци­альных отношений Политическая социология рас­сматривает среди прочего политические отношения и движения, различные стороны политической жизни вообще, например, поведение людей на вы­борах.

Социология сравнивается часто с такими близ­кими к ней науками, как социальная психология и психология. Ранее уже говорилось о различиях и сходствах соответствующих предметов исследо­вания, в дополнение приведем краткую харак­теристику данного вопроса.

— Психология изучает прежде всего индиви­дов, индивидуальные черты поведения и личность индивида.

— Социальная психология исследует человека как члена группы, взаимодействие между личностью и культурой.

— Социология изучает явления, относящиеся к социальной системе.

На следующей схеме представлено место социо­логии среди наук, при этом «точкой отсчета» яв­ляется философия.

В таблице (ср. Nobbs, Hine & Flamming, 1975) математика, история и география названы общими науками, которые необходимы в исследованиях других наук. К ним обращаются также обществен­ные науки. С другой стороны, ввиду обширности области исследования социологии как общественной науки ее теории и результаты исследований исполь­зуются, в свою очередь, специальными науками.

Следует помнить, что науки по мере их развития и усложнения объектов исследования постоянно специфицируются. Некоторые отрасли социологии также детально специализированы. Кроме выше­указанных специальных отраслей социологии, эко­номической социологии и политической социоло­гии, назовем еще социологию семьи, социологию воспитания, социологию труда, социологию рели­гии и социологию развивающихся стран.

Социология занимает, благодаря своей универ­сальности, центральное положение среди социальных наук. Социология специализируется и детализиру­ется и далее, можно сказать, что социология «про­никает» во все области жизни, где социальные дей­ствия и социальное поведение человека являются ведущим и определяющим фактором.

 

ЛИТЕРАТУРА

Allardt Erikja Yrjo Littunen. Sosiologia (Социо­логия). WSOY, Helsinki, 1972.

Broom Leonard & Philip Selznick. Sociology. Fifth edition. Harper & Pow. Publishers, New York, 1973.

Douglas Jack D. (ed.). Introduction to Sociology. The Free Press, New York, 1973.

Drake Richard I. and Peter J. Smith. Behavioural Science in Industry. McGraw, Hill Management Ma­nual, London, 1973.

Гидденс Энтони. Социология. Челябинск, 1991.

Hartfiel Gunther. Worterbuch der Soziologie. Alf­red Kroner Verlag, Stuttgart, 1976.

Inkeles Alex. Mita on sosiologia? (Что такое со­циология?). Tammi, Helsinki, 1969.

Nobbs Jack and Bob Hine and Margaret Flem­ming. Sociology. Macmillan Education, London, 1975.

Осипов Г. В. Социология. М., 1969.

Park Robert E. and Ernest W. Burgess. Intro­duction to the science of sociology. The University of Chicago Press. Third edition. Chicago, 1969.

Robertsonlan. Sociology. Worth Publishers, Inc., New York, 1977.

Rosengren Karl Erik. Sociologisk metodik (Социо­логическая методика). Laromedelsforlagen, Stock­holm, 1971.

Щепанъски Ян. Элементарные понятия социо­логии. М., 1969.

Wiswede Gunther. Soziologie. Verlag Moderne Industrie, Landsberg am Lech, 1991.

 

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 487.