1. Макроэкономика как система
2. Структура и модели макросистем
3. Макроэкономические показатели
1. Макроэкономика как система. В отличие от микроэкономики, которая изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, механизм их взаимодействия на рынках в условиях конкуренции, макроэкономика представляет собой часть экономической теории, рассматривающую функционирование экономики в целом. Когда говорят о ней, то обычно подразумевают национальную экономику, реже – экономику региона. Сложность ее изучения состоит в следующем:
1) она включает большие территории и природные ресурсы;
2) в ней функционирует большое количество предприятий различного профиля, что требует постоянной сбалансированности между ними;
3) размеры произведенного продукта и его структура во многом превосходят размеры продукта, произведенного даже крупными корпорациями (отсюда сложность его реализации);
4) макросистема представлена различными классами и социальными группами, национальностями, поэтому необходим учет их интересов.
Макроэкономику можно рассматривать и как науку, изучающую экономику как единое целое, а также важнейшие ее сектора и рынки. Предметом изучения макроэкономики как науки является система возникающих на уровне национальной экономики экономических отношений и связей, определяющих ее состояние и взаимодействие с мировым хозяйством.
Систематизированные основы макроэкономики как науки были заложены английским экономистом Дж.М. Кейнсом в его знаменитом труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Однако некоторые макроэкономические модели существовали и до него. Так, первой макроэкономической моделью явилась экономическая таблица Ф. Кенэ. Схемы простого и расширенного воспроизводства описывались К.Марксом, Л. Вальрасом. Международное признание получили результаты исследований экономических процессов и явлений на макроуровне, полученные отечественными учеными, среди которых особо следует отметить Н.Д. Кондратьева, В.С. Немчинова, Л.В. Канторовича.
Макроэкономика концентрирует внимание на наиболее значимых факторах, определяющих экономическую политику государства. К таким факторам относятся, например, динамика инвестиций, состояние государственного бюджета и платежного баланса, валютный курс, уровни заработной платы, занятости, цен и т.п. При этом макроэкономика не рассматривает поведение отдельных экономических агентов – фирм, домохозяйств, индивидуумов. Вне пределов макроэкономического анализа находится также выявление различий между отдельными рынками. На макроуровне выявляются ключевые моменты функционирования целостной экономической системы во взаимодействии рынков товаров, труда, денег и пр., а также национальных экономик в целом, т.е. выявляются параметры установления и поддержания краткосрочного и долгосрочного общего макроэкономического равновесия.
Основными проблемами, изучаемыми на макроуровне, являются:
- определение объема и структуры национального продукта и национального дохода;
- выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики;
- анализ инфляционных процессов;
- изучение механизма и факторов экономического роста;
- рассмотрение причин циклических колебаний в экономике;
- исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;
- теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства и др.
Макроэкономический подход к изучению экономических явлений и процессов направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень и тенденции развития экономики в целом: национальный доход, общий объем занятости, инвестиций, уровень цен, темпы экономического роста. Основные субъекты рыночной экономики также рассматриваются как агрегированные совокупности. Это означает, что действия всех экономических агентов интерпретируются в лице одного, выпускающего национальный продукт, а все потребители представлены на рынке как совокупный потребитель, предъявляющий спрос на этот продукт в обмен на доход, полученный от продажи факторов производства.
2. Структура и модели макросистем. Структура макроэкономики может быть рассмотрена с различных точек зрения. Во-первых, с точки зрения соотношения развития производительных сил и производственных отношений. Блок производительных сил включает в себя систему средств труда (станки, машины, оборудование и т.д.), систему предметов труда (сырье, топливо, материалы, инструмент и т.д.), систему технологий, профессионально-технический уровень работников. Блок производственных отношений включает совокупность социально-экономических, организационно-экономических и управленческих отношений. Основное требование здесь может быть сформулировано следующим образом: уровень развития производительных сил должен соответствовать уровню развития производственных отношений.
Во-вторых, с точки зрения развития экономических отношений в целом (социально-экономических, организационно-экономических, управленческих). К социально-экономическим отношениям относятся, прежде всего, отношения собственности и определяемые ими различные социально-экономические уклады (государственный, мелкотоварный, капиталистический). Организационно-экономические отношения – это отношения специализации, кооперирования, комбинирования и интеграции отраслей. Функционирование макросистемы невозможно без блока управленческих отношений, важным субъектом которых является государство. Оно оказывает воздействие на макроэкономические процессы через свои политические (правительство, президент, законодательное собрание) и экономические институты (Центральный банк страны, Госстрой, Налоговая и таможенная системы и т.д.).
В-третьих, с позиции выделения двух основных сфер (подразделений) экономики – материального производства и сферы услуг – и соотношения между ними. Экономический потенциал макросистемы во многом зависит и от удельного веса в материальном производстве базовых отраслей экономики – электроэнергетики, машиностроения, строительства, наукоемких отраслей (приборостроение, производство компьютерной техники, средств космической связи и т.д.).
Таким образом, структура макроэкономики весьма сложна и многогранна, что требует постоянного системного учета ее особенностей, закономерностей развития, поддержания определенных пропорций, учета интересов различных групп субъектов. В противном случае могут наступить серьезные негативные последствия, приводящие к кризисам или нестабильности экономической, социальной, политической, демографической и иных систем.
В современном мире существуют три основные разновидности экономических систем: рыночная, командная и смешанная. Познакомимся с ними подробнее.
Рыночная экономика (market economy ) характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Объективные и субъективные предпосылки для этого возникают после ликвидации всех форм личной зависимости. Важную роль в этом сыграло развитие рыночной экономики. Рыночная экономика гарантирует свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал.
Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на нее.
Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей – максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.
Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определяющий правила рыночной игры и следящий за выполнением этих правил.
В противоположность рыночной командная экономика ( command economy ) описывается как система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Наиболее ярким примером такой экономики явился СССР.
Характерной чертой командной экономики является монополизм производства, который в конечном итоге тормозит научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен, монополизм производства, торможение технического прогресса закономерно рождают экономику дефицита.
Парадокс заключается в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятости и почти полной загрузки производственных мощностей. Гиперцентрализм закономерно способствует разбуханию бюрократического аппарата. Основой его роста была монополизация роли в иерархическом разделении труда.
Однако при всех изложенных минусах такой системы, она обладает и некоторыми достоинствами. Это прежде всего мощная роль государства в решении социальных проблем благодаря полному контролю практически за всеми ресурсами.
Под смешанной экономикой ( mixed economy ) подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.
Поскольку одним из важнейших признаков классификации экономических систем являются форма собственности (частная, общественная) и способ координации экономической деятельности (рыночный, плановый), то простейшая типология индустриальных систем выглядит следующим образом.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.